Оглавление
1. Комплекс основных характеристик дополнительной
общеразвивающей программы
1.1. Пояснительная записка
1.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты
1.3. Содержание программы
2. Комплекс организационно педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
2.2. Условия реализации программы
2.3. Формы аттестации
2.4. Оценочные материалы
2.5. Методические материалы
3. Воспитательный компонент программы
3.1. Пояснительная записка
3.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты
3.3. Формы воспитания и методы оценки результативности
3.4. Условия организации воспитательного процесса
3.5. Календарный план воспитательной работы
4. Список литературы
1.Комплекс основных характеристик дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы (общий)
1.1. Пояснительная записка
Нормативные правовые основы разработки ДООП:
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 07.10.2022)
"Об образовании в Российской Федерации";
Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 “Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”;
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
января 2021 года N 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН
1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания";
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)»;
Положение о дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей)
программе
МАУ
ДО
«Байкало-Кударинский
ДДТ»
(приказ
муниципального автономного учреждения дополнительного образования
«Байкало-Кударинский ДДТ» № 218 от 01.09.2020 г.)
Актуальность:
В современную эпоху научно-технического прогресса и интенсивного
развития информационных технологий в России востребованы
специалисты с новым стилем инженерно - научного мышления. Этот стиль
предполагает учет не только конструктивно-технологических, но и
психологических, социальных, гуманистических и морально-этических
факторов.
Моделирование и конструирование способствуют познанию мира
техники
и
расширению
технического
кругозора,
развивают
конструкторские способности, техническое мышление, мотивацию к
творческому поиску технической деятельности.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
технической
направленности
«Начальное
моделирование
и
конструирование» ориентирована на развитие у учащихся творческих
способностей в области технического конструирования и моделирования.
Обучение включает в себя следующие основные предметы (разделы):
Графическая грамота.
Конструирование из плоских деталей.
Конструирование объемных игрушек.
Оригами.
Легоконструирование.
Конструирование макетов и моделей технических объектов и
игрушек из объемных деталей.
7. Конструирование из готовых деталей.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Вид программы: модифицированная
Направленность программы: техническая
Адресат программы:
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Начальное моделирование и конструирование» предназначена для детей
от 6 до 14 лет. У детей данного возраста легко и с интересом происходит
усвоение новых знаний и умений, формирование его способностей
происходит не путем пассивного восприятия материала, а путем
активного, созидательного поиска в процессе выполнения различных
видов деятельности – самостоятельной работы с чертежами,
конструирования, моделирования, изготовления. Реализация ДООП
«Начальное моделирование и конструирование» позволяет стимулировать
интерес и любознательность, развивать способности к решению
проблемных ситуаций – умению исследовать проблему, анализировать
имеющиеся ресурсы, выдвигать идеи, планировать решения и
реализовывать в практической деятельности, работая с разными по
фактуре и структуре материалами и их сочетанием. Совершенствование
мелкой моторики рук происходит наряду с развитием технического
сознания. Занятия моделированием и конструированием учат детей
аккуратности, усидчивости, умению доводить начатое дело до конца,
видеть изделие в перспективе, знать основы технической грамоты.
Срок и объем освоения программы:
3 года, 504 педагогических часа, из них:
«Стартовый уровень» - 1 год, 144 педагогических часов;
«Базовый уровень» - 1 год, 144 педагогических часов;
«Продвинутый уровень» - 1 год,216 педагогических часов.
Форма обучения: очная
Особенности организации образовательной деятельности: группы
одновозрастные, индивидуальное обучение
Режим занятий:
Предмет
Стартовый уровень Базовый уровень
Начальное
4 часа в неделю; 4 часа в неделю;
моделирование и
144 часа в год
144 часа в год.
конструирование
Продвинутый
уровень
6 часов в неделю;
216 часов в год.
1.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты
Цель: создать условия для формирования и развития у детей специальных
компетентностей
в
области
технического
моделирования
и
конструирования.
Задачи:
Образовательные задачи
1. Формировать графическую грамотность на начальном уровне: умение
читать простейшие чертежи, изготавливать по ним модели, навыки работы
с чертежно-измерительным инструментом при использовании
различных материалов;
2.Обучать приемам и технологии изготовления простейших моделей
технических объектов;
5. Формировать интерес к технике, устройству технических объектов.
Развивающие задачи
1.
Развивать
у
детей
элементы
технического
изобретательности, образное и пространственное мышление;
2. Развивать мотивацию к творческому поиску;
3. Развивать интерес к технике;
мышления,
Воспитательные задачи
1. Воспитывать дисциплинированность, ответственность, социальное
поведение, самоорганизацию;
2. Воспитывать трудолюбие, уважение к труду;
3. Воспитывать у детей чувство патриотизма, гражданственности;
гордости за достижения отечественной науки и техники.
Ожидаемые результаты:
Стартовый
уровень
Знать
-Правила
безопасного
пользования
инструментами;
- Материалы и
инструменты,
используемые для
изготовления
моделей;
- Основные линии
на чертеже;
- Базовые формы и
приемы
складывания в
технике оригами
Базовый уровень
- Основные свойства
используемых
материалов: бумаги,
картона, дерева,
проволоки, пенопласта,
пластика, пластилина;
- Внешнее строение
технических объектов;
- Базовые основы
конструирования и
материаловедения,
основные узлы
технических объектов:
военных, космических
моделей;
-Использовать
Уметь
Продвинутый
уровень
-Основные вехи
истории
возникновения и
развития
отечественной и
мировой техники;
-Приемы и способы
обработки картона,
пластмассы, фанеры;
- Основные узлы
транспортных,
военных, космических
моделей,
выполненных из
различных
материалов.
- Изготавливать
начальные приемы
макеты и модели
конструирования в
технических объектов
- Читать
соответствии с
на основе выполнения
простейшие
предложенными
разверток из разных
чертежи;
схемами;
материалов;
- Изготавливать
- Раскрашивать модели -Изготавливать
простейшие
и макеты различными объёмные изделия по
чертежи моделей
типами красок;
чертежу;
методом
-Работать в
- Создавать макеты и
копирования;
коллективе, разрешать модели в
- Находить линии
творческие споры,
соответствии с
сгиба
- Изготавливать
эскизом или
технические модели
чертежом;
-Самостоятельно
Стартовый
уровень
Базовый уровень
Продвинутый
уровень
решать технические
задачи в процессе
конструирования;
-Создавать модели и
макеты технических
объектов по своему
замыслу;
- Представлять
результаты работы в
графическом виде;
- Оказывать помощь
участникам
деятельности.
-Использованием
простейших
Владеть
инструментов и
материалов
-Чертежными
инструментами;
-Основной
технической
терминологией;
Первоначальными
представлениями о
свойствах
используемых
материалов.
- Элементарными
графическими
навыками;
- Инструментами,
применяемыми при
обработке различных
материалов;
-Технической
терминологией;
-Приемами работы с
разнообразными
материалами
(бумагой, картоном,
деревом, проволокой,
пенопластом,
пластиком);
1.3. Содержание программы
«Начальное моделирование и конструирование»
Стартовый уровень (1 год обучения)
Учебный план
Таблица 1.3.1
№
п/п
1
Название раздела,
темы
Количество часов
Формы
аттестации/контрол
Всего Теория Практика
я
Вводное занятие.
Техника безопасности.
2
1
1
Беседа
2
Материалы и
инструменты, их
применение в работе.
6
1
5
Беседа
Фронтальный опрос
3
Графическая грамота
12
2
10
Беседа
Практическая работа
10
1
9
Практическая работа
4
Конструирование
плоских деталей
из
5
Конструирование
объемных игрушек
18
2
16
Беседа
Практическая работа
6
Оригами
32
2
30
Беседа
Практическая работа
7
Легоконструирова
ние
44
1
43
Практическая работа
8
Изготовление подарков и
сувениров к праздникам
10
1
9
Практическая работа
9
Технические игры и
аттракционы
4
1
3
Практическая работа
10
Подготовка выставочных
работ
4
1
3
Практическая работа
11
Заключительное занятие
2
-
2
Практическая работа
Зачет
144
13
131
Итого:
Содержание учебного плана
№
те
м
ы
1
Содержание
Теория
Вводное
занятие.
Техника
безопасности.
Значение техники в
жизни людей.
Знакомство с планом
работы кружка.
Показ готовых
самоделок. Требования,
предъявляемые
кружковцам.
Организация рабочего
места. Правила личной
гигиены. Техника
безопасности с
колющими и режущими
инструментами. Уборка
рабочего места.
2
Материалы и
инструменты
Материалы и
инструменты,
применяемые в работе:
бумага, картон, линейка,
клей, краски. Общие
понятия о производстве
бумаги и картона, их
сорта, свойства и
применение.
Основные свойства
бумаги (наличие
волокон, упругость, цвет,
толщина, способность
бумаги впитывать влагу,
окрашиваться). Картон
(толщина, цвет,
плотность и т.д.)
Порядок расположения
Кол- Практическая
во
деятельность
часо
в
1
Складывание стрелы.
Игра «На дальность
полёта"
Складывание стаканчика.
Игра "Биль – боке"
1
Самоделки из цветной
бумаги.
Изготовить конвертыпакеты для хранения
деталей, материалов для
последующих работ;
Кораблик (Игра «Кто
быстрее приведет
кораблик в гавань»);
Оформление работ.
Колво
часо
в
1
5
инструментов и
приспособлений.
3
Графическая
грамота
Дать понятие о
техническом рисунке,
эскизе, чертеже.
Построение простейших
развёрток. Линии
чертежа: видимого и
невидимого контуров,
сгиба, надреза. Их
условные обозначения.
Способы перевода
чертежей и выкроек
самоделок с помощью
копировальной бумаги
на бумагу, картон.
Понятие о шаблонах,
трафаретах, их
применение.
Знакомство и приёмы
работы с инструментами
(чертёжные: линейкой,
угольником, циркулем и
другими).
2
Изготовление из бумаги
по шаблонам силуэтов
животных по выбору:
медведя, пингвина,
моржа, тигрёнка.
Изготовление мебели из
картона по развёртке:
диван, стул, стол.
10
4
Конструирова
ние из
плоских
деталей
Понятие о контуре,
силуэте технического
объекта. Расширение и
углубление понятий о
геометрических фигурах:
прямоугольник, круг,
половина круга, и др.
Сопоставление формы
окружающих предметов
с геометрическими
фигурами.
Копирование работы по
рисункам.
1
Изготовление игрушек с
подвижными частями.
Разметка и изготовление
плоских деталей по
шаблонам.
Соединение (сборка)
плоских деталей между
собой при помощи клея,
щелевидных соединений
в «замок».
Изготовление из бумаги
и картона динамических
игрушек по выбору:
чебурашка, Мальвина,
9
доктор Айболит,
медведь;
Изготовление поделок со
щелевым соединением в
«замок»: тигрёнок.
Изготовление макетов из
геометрических фигур:
колодец, скворечник,
домик.
Изготовление объемных
игрушек: мышка, рыбка,
уточка, собачка.
5
Конструирова
ние объемных
игрушек
Простейшие
геометрические тела:
куб, параллелепипед,
цилиндр, конус, призма.
Элементы
геометрических тел:
грань, ребро, вершина,
основание, боковая
поверхность
геометрического тела в
сопоставлении с
геометрическими
фигурами.
Элементарное понятие о
развёртках, выкройках,
простых геометрических
тел.
2
6
Оригами
Из истории оригами.
2
Изготовление уточки;
изготовление воробья;
изготовление вороны
(классическая модель),
изготовление самолёта,
кораблика, машины в
технике оригами
30
7
Легоконструи
рование
Знакомство с основными
понятиями механики:
равновесие,
устойчивость.
Способы скрепления
деталей. Проведение
физических
экспериментов с
1
Индивидуальная работа.
Легоконструирование:
Транспорт (городской,
специальный, водный,
морской, гоночные
модели, космические
модели)
43
16
собранными моделями,
демонстрирующих
соблюдение законов
механики.
8
Изготовление
подарков и
сувениров к
праздникам
Знакомство с готовыми
образцами различных
поделок и сувениров из
разных материалов.
Способы изготовления
поделок и сувениров из
бумаги, картона,
проволоки, фольги.
Беседа о бережливости и
экономии в
расходовании различных
материалов.
Беседы:
-Наш любимый Новый
год"
- "Традиции народов
мира"
- "Маска мы тебя знаем!"
- "Откуда пришла ёлка?"
- "Международный
женский день"
- "Защитники Отечества"
- "Этот день Победы"
- "Советские танки на
фронтах Великой
Отечественной войны".
1
Изготовление конусных
игрушек к Новому году:
Дед мороз, Снегурочка.
Изготовление конусных
игрушек по выбору: кот,
заяц, лиса.
Изготовление масок по
выбору: животных,
клоун, рыцарь и др.
Изготовление
новогодних игрушексувениров по выбору
детей: петушок,
лягушонок, попугай.
Изготовление из бумаги
работ к 23 февраля и 9
мая: танк, ракета.
Изготовление из бумаги
сувениров ко Дню 8-е
марта: «Подарок маме",
поздравительных
открыток.
9
9
Технические
игры и
аттракционы
Беседа "Игра в жизни
человека", «Развивай,
играя». Способы
изготовления игр из
бумаги, картона,
проволоки, фанеры и
других материалов.
Научить ребят различать
1
Изготовление игр из
картона:
Разрезные картинки
Изготовление игр головоломок
Разрезные узоры
Неповторяющиеся
фигуры
3
игры.
Ознакомление детей с
готовыми образцами
различных настольных
игр.
Виды настольных игр:
Познавательные
Комбинационные
Игры настойчивости
10
Подготовка
выставочных
работ
11
Заключительн
ое занятие
ИТОГО: 144
Что такое дизайн?
Эстетическая
выразительность работы.
Композиции и его
формы:
пропорциональность,
гармоничность линии,
цветовые и объёмные
элементы.
Проведение игры
«Путешествие в страну
игр», с использованием
игр, моделей, игрушек,
изготовленных своими
руками.
1
13
Оформление работ к
выставке.
Участие в выставках.
3
Оформление итоговой
выставки.
Награждение лучших
кружковцев грамотами.
2
13
№
п/п
1.3. Содержание программы
«Начальное моделирование и конструирование»
Базовый уровень (2 год обучения)
Учебный план
Таблица 1.3.2
Название раздела,
Количество часов
Формы
темы
аттестации/контроля
Всего Теория Практика
1
Вводное занятие.
Техника
безопасности.
2
1
1
Беседа
2
Материалы и
инструменты
2
1
1
Беседа
Фронтальный опрос
3
Графическая
подготовка
16
4
12
Беседа
Практическая работа
4
Модели из бросового
материала
21
1
20
Практическая работа
5
Конструирование
макетов и моделей
технических
объектов и игрушек
из объемных деталей
23
3
20
Беседа
Практическая работа
6
Конструирование с
набором готовых
деталей
48
2
46
Беседа
Практическая работа
7
Моделирование
транспортной
техники
22
2
20
Практическая работа
8
Изготовление учебнонаглядных пособий,
сувениров, подарков.
8
2
6
Практическая работа
9
Заключительное
занятие
2
-
2
Практическая работа
Зачет
144
16
128
Итого:
Содержание учебного плана
№
Содержание
тем
ы
1
Вводное
занятие.
Техника
безопасност
и.
2
Материалы
и
инструмент
ы
3
Графическа
я
подготовка
Теория
Задачи объединения.
Порядок работы.
Правила безопасности
труда и личной гигиены.
Показ моделей.
Инструменты,
применяемые при
обработке различных
материалов (ножницы,
канцелярский нож и
т.д.). Назначение
инструментов, правила
пользования ими,
техника безопасности.
Материалы,
применяемые при
изготовлении модели
(картон, бумага,
фанера, проволока,
пластмассы).
Закрепление и
расширение знаний о
чертежных
инструментах и их
назначение. Понятие о
радиусе и диаметре.
Масштаб - увеличение
или
уменьшение
изображения по
сравнению с
действительными
размерами, его
обозначения.
Кол- Практическая
во
деятельность
час
1
Изготовление поделок на
свободную тему.
1
Колво
час
1
1
Приемы и способы
обработки бумаги, картона
4
Упражнения на прямые
линии под линейку и
разрезание на части.
Упражнения на
вычерчивание круга,
разрезание его на части.
Изготовление часового
циферблата с подвижными
стрелками.
Изготовление игрголоволомок из квадрата
методом деления на части с
целью закрепления умений
в разметке по линейке без
шаблонов. Использование
12
всех частей квадрата для
сборки различных фигур в
соответствии с правилами
игры.
4
Модели из
бросового
материала
Интересные факты из
истории возникновения
полимерных материалов
и их применение в быту.
1
5
Конструиро
вание
макетов и
моделей
технических
объектов и
игрушек из
объемных
деталей-
Понятие о
геометрических телах
(куб, шар, призма,
цилиндр, конус).
3
6
Конструиро
вание с
набором
готовых
деталей
Понятие о стандарте и
стандартных деталях.
Ось симметрии,
симметричные фигуры.
Способы соединения
деталей в технических
2
Изготовление поделки
«Зонтик», закрепление
полученных знаний.
Создание технических
объектов моделей по
собственному замыслу с
поиском оригинальной
формы. Изготовление
более сложных моделей,
машин,
кораблей.
Изготовление разверток
геометрических тел (куб,
призма, пирамида,
параллелепипед).
Изготовление макетов и
моделей технических
объектов на основе
геометрических тел.
Соединение путем
склеивания, сшивания, с
помощью проволоки.
Изготовление колес из
картона, катушек и
способы их соединения.
Изготовление машин,
ракет, тележек, кубиков с
цифрами для игр.
Проведение игр и
соревнований с
выполненными моделями
Изготовление более
сложных технических
устройств, моделей из
конструкторов (железных,
пластмассовых,
деревянных).
21
20
46
устройствах, в
конструкторах.
7
8
9
Первоначальное понятие
2
о машинах и
механизмах, различие
между ними.
Автомобильный,
воздушный и водный
транспорт. Назначение
транспорта.
Отличие грузовых и
легковых автомобилей.
Контурные и силуэтные
автомобили разных
типов. Основные части
автомобиля: рама, кузов,
кабина, колеса.
Способы разметки
2
Изготовлен
деталей простой формы
ие учебнона разных материалах.
наглядных
Разметка по шаблону на
пособий,
бумаге, картоне, ткани.
сувениров,
Приемы и способы
подарков.
изготовления сувениров,
подарков из разного
материала. Способы
соединения деталей из
разного материала.
Способы отделочных
работ готовой поделки.
Заключител Анализ проделанной
работы. Коллективное
ьное
обсуждение сделанных
занятие
моделей, отбор лучших
на выставку.
16
ИТОГО: 144
Моделирова
ние
транспортно
й техники
Подъемный кран, самолёт,
танк, грузовая машина по
схемам и собственному
замыслу с до
конструированием
самодельными элементами
из картона и бумаги.
Изготовление воздушной,
наземной, водной техники.
Изготовление объёмных
моделей грузовых
автомобилей, автобусов,
спецтранспорта.
20
Изготовление подарков и
сувениров родителям,
родственникам, друзьям,
ветеранам Великой
Отечественной войны.
6
Подведение итогов,
награждение лучших
кружковцев грамотами.
2
128
1.3. Содержание программы
«Начальное моделирование и конструирование»
Продвинутый уровень (3 год обучения)
Учебный план
Таблица 1.3.3
№
п/п
Название раздела, темы
Количество часов
Всего
Теория
Практика
Формы
аттестации/контроля
1
Вводное занятие.
Техника безопасности.
2
1
1
Беседа
2
Материалы и
инструменты
2
1
1
Беседа
Фронтальный опрос
3
Графическая подготовка
10
2
8
Беседа
Практическая работа
4
Работа по шаблонам
20
2
18
Практическая работа
5
Технологическое
моделирование по
выбору обучающихся
40
2
38
Практическая работа
6
Конструирование
макетов и моделей
технических объектов
из объемных деталей
20
2
18
Беседа
Практическая работа
7
Конструирование с
набором готовых
деталей
50
2
48
Беседа
Практическая работа
8
Моделирование и
конструирование из
бумаги и картона
22
2
20
Практическая работа
9
Изготовление
сувениров, подарков.
12
2
10
Практическая работа
10
Архитектура и
строительство
36
2
34
Практическая работа
Зачет
11
Заключительное занятие
2
-
2
Практическая работа
216
18
198
Итого:
Содержание учебного плана
№
Содержание
Теория
Кол- Практическая
тем
во
деятельность
ы
часо
в
1
Задачи объединения.
1
Изготовление поделок на
Вводное
Порядок работы.
свободную тему.
занятие.
Правила безопасности
Техника
труда и личной гигиены.
безопасности.
Показ моделей.
2
1
Приемы и способы
Материалы и Инструменты,
обработки картона,
инструменты применяемые при
обработке различных
пластмассы, фанеры.
материалов (ножницы
Инструменты,
применяемые при
обработке различных
материалов,
канцелярский нож и
т.д.). Назначение
инструментов, правила
пользования ими,
техника безопасности.
Материалы,
применяемые при
изготовлении модели
(картон, бумага,
фанера, проволока,
пластмассы).
3
Графическая
подготовка
Закрепление и
расширение знаний о
чертежных
инструментах и их
назначении. Показ
таблиц. Понятие о
радиусе и диаметре.
Масштаб - увеличение
или уменьшение
изображения по
сравнению с
действительными
размерами, его
обозначения. Деление
круга на нечетные числа
2
Выбор технического,
бытового объекта.
Обмерка объекта.
Выполнение масштаба
на бумаге. Анализ
чертежа, коллективное
обсуждение.
Колво
часо
в
1
1
8
4
5
6
при помощи циркуля и
линейки. Упражнения.
Приемы выполнения и
чтение простейшего
сборочного
чертежа
Беседа на тему «Что
Работа по
такое шаблон,
шаблонам
выкройка?» Показ видов
шаблона (простейшие,
средние, сложные).
Правила чтения деталей
шаблона. Перевод
шаблонов на бумагу при
помощи карандаша,
линейки, циркуля.
Правильная разметка
чертежа. Экономное
распределение деталей
шаблона на бумаге.
Технологичес Планирование
предстоящих трудовых
кое
моделирован действий. Подбор
материалов,
ие по выбору
инструментов и
обучающихся приспособлений для
разметки, обработки и
отделки макетов и
моделей.
Конструиров Рассказ с
ание макетов демонстрацией моделей.
Объёмные модели.
и моделей
технических
объектов из
объемных
деталей
2
Использование
шаблонов в различных
видах технического
творчества.
18
2
Изготовление моделей,
их отделка и
оформление.
38
2
Изготовление макетов и
моделей технических
объектов на основе
выполнения разверток.
Изготовление объёмных
изделий по чертежу, в
соответствии с заданным
образцом творческой
разработкой,
техническим рисунком и
чертежом. Изготовление
объемных действующих
моделей из разных
материалов и их
оформление.
18
7
Конструиров
ание с
набором
готовых
деталей
Способы соединения
деталей в технических
устройствах, в
конструкторах.
2
8
Моделирован
ие и
конструирова
ние из бумаги
и картона
Оформление эскиза на
картоне, подбор сюжета,
рисунков. Заготовка
бумаги.
2
9
Изготовление Выбор работы по
замыслу. Работа с
сувениров,
литературой и интернет
подарков.
ресурсами.
2
Изготовление макетов и
моделей из наборов
готовых деталей
способом склеивания, из
различных материалов.
Изготовление моделей
транспорта: самолёты,
корабли, автомобили.
Изготовление моделей
технических объектов:
здания. Выставка
детских работ.
Тематические задания.
Склеивание деталей, их
соединение. выбор
эскиза, зарисовка на
писчей бумаге. Деление
на детали с
последующим
разрезанием. Обвод
деталей на картоне с
учетом симметрии,
вырезание деталей из
картона с помощью
резака и ножниц.
Подарок
маме. Изготовление
подарка по выбору.
Подготовка
материала. Салфетни
ца.
Технология
изготовления изделия.
Цветовое решение.
Изготовление модулей.
Выполнение работы.
Подставка под
телефон. Цветовое
решение. Изготовление
модулей. Выполнение
работы.
Шкатулка. Работа со
схемой. Изготовление
модулей. Выполнение
работы.
48
20
10
Архитектура
и
строительств
о.
11
Заключитель
ное занятие
ИТОГО: 216
Знакомство с
историческим
материалом,
архитектурными
шедеврами.
Современное
строительство. Макеты
домов, стадионов,
культурно
развлекательных
центров. Понятие
архитектурное
сооружение. Составные
части архитектурных
сооружений (стены,
крыша, пол, окна, двери
и др.). Коллективная
разработка плана и
выполнение макета
простого архитектурного
сооружения. Выбор
материала в зависимости
от проектируемого
сооружения с учетом
конструктивных
особенностей (бумага,
картон, пластик,
бросовый или
нетрадиционный
материал). Знакомство с
терминами, наиболее
часто встречающимися в
строительстве (фасад,
план, колонна, купол,
башня и др.).
2
Изготовление по
шаблону дома,
оформление дома.
Изготовление
композиций по
собственному замыслу.
Макет в творческом
процессе
проектирования
архитектурных
сооружений.
Подведение итогов,
награждение лучших
кружковцев грамотами.
18
2
198
2.Комплекс организационно - педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
Таблица 2.1.1.
Количество учебных недель
36
Количество учебных дней
180
Продолжительность каникул
с 01.06.2026 г. по 31.08.2026 г.
Даты начала и окончания учебного
с 01.09.2025 по 20.05.2026 г.
года
Сроки промежуточной аттестации
с 15.12.2025 по 28.12.2025
Сроки итоговой аттестации (при
наличии)
с 10.05.2026 по 20.05.2026
2.2. Условия реализации программы
Таблица 2.2.1.
Аспекты
Материально-техническое
обеспечение
Информационное
обеспечение
Кадровое обеспечение
Характеристика (заполнить)
1. Учебный кабинет,
2. Рабочие столы,
3. Выставочные поверхности,
Инструменты:
1. Ножницы
2. Шило
3. Угольники
4. Линейки
5. Циркуль
6. Кисточка
7. Карандаш
8. Фломастеры
1. Картон
2. Цветная бумага
4. Пластмасса
5. Поролон
6. Проволока
7. Клей
8. Наборы готовых конструкторов
- видеоматериалы
- фото
- интернет источники
Педагог дополнительного образования
2.3. Формы аттестации
Формами аттестации являются:
Зачет
Творческая работа
Соревнования
Конкурс
Выставка
2.4. Оценочные материалы
Таблица 2.4.1.
Показатели качества
реализации ДООП
Уровень развития творческого
потенциала учащихся
Уровень развития социального
опыта учащихся
Уровень сохранения и
укрепления здоровья учащихся
Уровень теоретической
подготовки учащихся
Уровень удовлетворенности
родителей предоставляемыми
образовательными услугами
Оценочные материалы по ИЗО в
соответствии с формами
аттестации
Методики
Методика «Креативность личности» Д.
Джонсона
Тест «Уровень социализации личности»
(версия Р.И.Мокшанцева)
«Организация и оценка
здоровьесберегающей деятельности
образовательных учреждений» под ред.
М.М. Безруких
Диагностические тесты
Изучение удовлетворенности родителей
работой образовательного учреждения
(методика Е.Н.Степановой)
Готовая работа. Выставка работ.
Тесты (Приложение)
2.5. Методические материалы
Методы обучения:
Словесный
Наглядный
Объяснительно-иллюстративный
Частично-поисковый
Игровой
Проектный
Формы организации образовательной деятельности:
Индивидуальная
Групповая
Практическое занятие
Беседа
Выставка
Защита проекта
Игра
Презентация
Педагогические технологии:
Технология индивидуального обучения
Технология группового обучения
Технология коллективного взаимодействия
Технология модульного обучения
Технология дифференцированного обучения
Технология проблемного обучения
Технология дистанционного обучения
Технология исследовательской деятельности
Проектная технология
Здоровьесберегающая технология
Дидактические материалы:
Раздаточные материалы
Инструкции
Технологические карты
Образцы изделий
3. Воспитательный компонент дополнительной
общеобразовательной (общеразвивающей) программы
«Начальное конструирование и моделирование»
3.1.
Пояснительная записка
В соответствии с законодательством Российской Федерации общей
целью воспитания является развитие личности, самоопределение и
социализация детей на основе социокультурных, духовно-нравственных
ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в
интересах человека, семьи, общества и государства, формирование чувства
патриотизма,
гражданственности,
уважения
к
памяти
защитников
Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку
труда и старшему поколению; взаимного уважения; бережного отношения
к культурному наследию и традициям многонационального народа
Российской Федерации, природе и окружающей среде (Федеральный закон
от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 2,
п. 2 с изменениями от 25 декабря 2023 года N 685-ФЗ)
Воспитательный компонент заключается в организации работы по
реализации следующих направлений воспитания:
- гражданско-патриотическое;
- духовно-нравственное;
- формирование культуры здоровья;
- профессиональное самоопределение;
- экологическое.
В
нем
отображается
воспитательного
организационно-методическое
процесса,
участие
в
конкурсных
сопровождение
мероприятиях,
проведение тематических мероприятий, акций внутриучрежденческого
уровня, тематические мероприятия по направленности программы.
3.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты.
Цель - создание условий для самореализации и развития талантов детей, а
также воспитание высоконравственной, ответственной личности.
Основные
задачи
воспитания
на
основе
российских
базовых
(конституционных) ценностей направлены на воспитание, формирование:
— чувства патриотизма, гражданственности;
— духовно-нравственных ценностей;
— сознания ценности жизни, здоровья и безопасности;
— установки на соблюдение и пропаганду здорового образа жизни,
сознательное неприятие вредных привычек;
— уважения к труду, результатам труда, способности к творческому
созидательному труду;
— ориентации на осознанный выбор сферы профессиональных интересов;
— экологической культуры;
- интереса к технической деятельности, истории техники; понимание
значения техники в жизни российского общества;
- ценностей технической безопасности и контроля;
- уважения к достижениям в технике своих земляков;
- воли, упорства, дисциплинированности.
Для решения поставленных воспитательных задач и достижения цели
программы учащиеся привлекаются к участию (подготовке, проведению) в
мероприятиях района, села, учреждения, объединения: благотворительных
акциях, творческих выставках, мастер-классах, беседах, в конкурсных
программах различного уровня, направленных на достижение результатов.
Ожидаемые результаты
Предполагается,
что
в
результате
проведения
воспитательных
мероприятий будет достигнут высокий уровень сплоченности коллектива,
повышение интереса к творческим занятиям и уровня личностных
достижений учащихся (победы в конкурсах), привлечение родителей к
активному участию в работе объединения, а также у детей будут
сформированы
определенные
личностные
качества,
способность
к
успешной социализации в обществе, инициативность, самостоятельность,
патриотизм, экологическая культура,
грамотное отношение к своему
здоровью.
3.3. Формы воспитания и методы оценки результативности.
Дополнительное образование имеет практико-ориентированный характер и
ориентировано на свободный выбор педагогом таких видов и форм
воспитательной деятельности, которые способствуют формированию и
развитию у детей индивидуальных способностей и способов деятельности,
объективных представлений о мире, окружающей действительности,
внутренней мотивации к творческой деятельности, познанию,
нравственному поведению.
Основные формы воспитания:
- учебное занятие;
- практическое занятие;
- коллективное мероприятие;
- игры;
- беседы;
- итоговое мероприятие (конкурсы, соревнования, выставки —
способствуют закреплению ситуации успеха, развивают рефлексивные и
коммуникативные умения, ответственность, благоприятно воздействуют
на эмоциональную сферу детей).
Воспитательное значение активностей детей при реализации программ
дополнительного образования наиболее наглядно проявляется в
социальных проектах, благотворительных и волонтёрских акциях, в
экологической, патриотической, трудовой, профориентационной
деятельности.
Методы оценки результативности реализации программы в части
воспитания:
- педагогическое наблюдение;
- оценка творческих работ;
- отзывы, интервью, материалы рефлексии.
3.4. Условия организации воспитательного процесса
Для
решения
задач
воспитания
при
реализации
образовательной
программы создаются определённые условия физической безопасности,
комфорта, активностей детей и обстоятельств их общения, социализации,
признания, самореализации, творчества.
Необходимые объективные условия:
- вся деятельность происходит в сфере свободного времени ребенка;
- выбор вида деятельности, педагога и коллектива сверстников
осуществляется им добровольно;
- содержание и формы работы детского объединения могут, при
необходимости, варьироваться.
Воспитание
имеет
деятельностную
основу
и
носит
практико-
ориентированный характер, что способствует обретению человеком
смысла собственной жизни и проектированию своего будущего.
3.5. Календарный план воспитательной работы на 2024-2025 уч. год
№
п/п
Название мероприятий
Сроки
Форма
проведения
Гражданско-патриотическое воспитание
1.
Горжусь Россией!
октябрь
Беседа
2.
День Героев Отечества.
декабрь
Участие в
мероприятии
поселения
февраль
Викторина
Герои нашего времени.
3.
День защитника Отечества.
Спортивные
конкурсы
4.
Земля без войны.
В течение года
Цикл бесед
Просмотр
видеороликов
5.
Победа!
май
Участие в цикле
мероприятий
6.
«Бессмертный полк»
май
Организация и
участие в акции
7.
Участие в плетении маскировочных сетей
В течение года
для СВО
Практическая
работа
Духовно-нравственное воспитание
8.
День пожилого человек
октябрь
Участие в
мероприятии ДДТ
9.
День матери
ноябрь
Видеопоздравление
мамам
10.
Моя семья – моя опора
январь
Участие в
мероприятии ДДТ
11.
Человек и его предназначение
март
Беседа
12.
Ветеранам войны посвящается
май
Участие в
мероприятии ДДТ
Профориентация
13.
Посвящение в кружковцы
14.
Профессии, связанные с конструированием
15.
Моя будущая профессия – инженер
март
Анкетирование,
дисскусия
16.
Я и техническое творчество
май
Презентация
сентябрь
ноябрь
Конкурсноразвлекательная
программа
Беседа
Выставки
17.
Участие в конкурсах по техническому
в течение года
Детское творчество
творчеству
Здоровьесбережение
18.
Всероссийский день бега «Кросс нации»
сентябрь
Участие во
Всероссийском дне
бега
19.
Здоровый образ жизни - норма жизни
октябрь
Беседа
20.
Мы за здоровый образ жизни
декабрь
Участие в конкурсе
рисунков
21.
Шаг в бездну
февраль
Кинолекторий
22.
Не отнимай у себя завтра …
апрель
Дисскусия
23.
Что значит – быть здоровым?
май
Викторина
24.
Профилактика употребления
в течение года
Цикл бесед
в течение года
Цикл бесед
алкогольных и слабоалкогольных
напитков, энергетиков и
профилактика курения, употребления
наркотических веществ
25.
Здоровье выбери сам
Профилактическая работа по безопасности, ПДД, ППБ
26.
Простые правила безопасности
сентябрь
Беседа
27.
Трагедия Беслана
сентябрь
Видеолекторий
28.
Правила езды на велосипедах, скутерах,
сентябрь-
Беседа,
29.
мопедах в рамках месячника по ПДД
октябрь
просмотр
видеороликов
Знай правила движения, как таблицу
ноябрь
Викторина
декабрь
Беседа
умножения
30.
Как вести себя при пожаре
31.
Осторожно, мошенники!
в течение года
Цикл бесед
32.
Нет - терроризму!
в течение года
Цикл мероприятий
33.
Минутки безопасности
в течение года
Беседа
34.
Минутки профилактики по ПДД
в течение года
Беседа
Экологическое воспитание
35.
День леса
май
36.
Субботник
сентябрь,
май
37.
Сохраним родную природу
в течение года
Участие в
озеленении
территории
Участие в уборке
территории
Цикл бесед
Работа с родителями
38.
Родительское собрание «Знакомство с
сентябрь
Беседа
ноябрь
Беседа
планом работы объединения»
39.
Как влияет техническое творчество на
развитие ребенка?
40.
Успехи детей
май
Индивидуальные
консультации
4. Список литературы
Литература, используемая педагогом
1. Гитун А. А., Щеголев С. С., Пивоварова И. А. Оружие России [Текст]. –
М.: ООО Дом Славянской книги, 2009. – 575 с.
2. Давыдова Г. Н. Поделки из спичечных коробков [Текст]: - М.:
Скрипторий, 2013. – 56 с.
3. Детская энциклопедия «Махаон». Открытия и изобретения [Текст]. – М.:
Махаон, 2010. – 122 с.
4. Дополнительные образовательные программы № 6 (36) 2014
(приложение
к журналу «Внешкольник») [Текст]. – М.: ООО «Новое образование»,
2014. – 80 с.
5. Дополнительные образовательные программы №1 (25) 2013
(техническое
моделирование и дизайн) [Текст]. – М.: ООО Новое образование, 2012. –
87 с.
6. Жугуров Л. М., Золотов А. В. Автомобили. Серия «Детская
энциклопедия
техники» [Текст]. – М.: ЗАО «РОСМЭН», 2007. – 103 с.
7. Журналы «Юный техник», «Левша», «Мастерок», «Моделист –
конструктор», «Сделай сам», «Я сам, я сама», «Техника – молодежи»,
«Школа и производство» [Текст].
8. Начальное техническое моделирование [Текст]: сборник методических
материалов / под ред. Космачевой М. В. – М.: Издательство «Перо», 2016.
– 112 с. (Серия «Лучшие проекты дополнительного образования»).
9. Падалко А. Е. Букварь изобретателя [Текст]. – М.: Просвещение, 2002.
10.Столяренко, Л. Д. Психология и педагогика [Текст]: учебник / Л. Д.
Столяренко, С. И. Самыгин, В. Е. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 636 с.
11.Тестов А. Ножи. Энциклопедия [Текст]: – СПб.: «Ленинградское
издательство», 2008. – 384 с.
12.Техника. Серия «Современная иллюстрированная энциклопедия»
[Текст].
- М.: РОСМЭН, 2007. – 472 с.
13.Энциклопедия для детей «Автомобили мира» [Текст]. – М.: Аванта+,
2005.
14.Энциклопедия для детей «Техника» [Текст]. – М.: Аванта+, 2005.
Литература, рекомендуемая для детей и родителей
1. Детская энциклопедия «Махаон». Открытия и изобретения [Текст]. –
М.: Махаон, 2010. – 122 с.
2. Жугуров Л. М., Золотов А. В. Автомобили. Серия «Детская
энциклопедия
техники» [Текст]. – М.: ЗАО «РОСМЭН», 2007. – 103 с.
3. Журналы «Юный техник», «Левша», «Моделист – конструктор»,
«Сделай
сам», «Я сам, я сама», «Техника – молодежи» [Текст].
4. Золотов А. В., Кудишин И. В., Мартынов А. и др. Большая
энциклопедия
техники. – М.: ЗАО РОСМЭН-ПРЕСС, 2010. – 288 с.
5. Техника. Серия «Современная иллюстрированная энциклопедия»
[Текст].
- М.: РОСМЭН, 2007. – 472 с.
6. Энциклопедия для детей «Автомобили мира» [Текст]. – М.: Аванта+,
2005.
7. Энциклопедия для детей «Техника» [Текст]. – М.: Аванта+, 2005.
Приложение 1.
Оценочные материалы
Тестовое задание 1: Знание условных обозначений.
Инструкция: Запиши рядом с цифрами название линий чертежа
(впиши карандашом вместо многоточия правильный ответ.
1. …………….
2. …………….
3. _ _ _ _ …………….
4. _._._._ …………….
5. _.._.._.. ……………
6. ______ ……………
═
7. ……………
8
░░░░
. ● ……………
9. ……………
Варианты ответов:
а) Основная линия видимого контура
б) тонкая, выносная линия
в) линия невидимого контура
г) осевая линия
д) линия сгиба
е) линия надрезов
ж) линия прорезей
з) обозначение прокола
и) линия нанесения клея.
Ключ:
1 (а), 5 (д), 2 (б), 6 (е), 3 (в) 7 (е),4 (г), 8 (ж), 9 (з)
Тестовое задание № 2
Инструкция: если ты согласен с утверждением – обведи кружком «да» в
строке ответов, если не согласен - « нет».
Да ----- нет - нельзя держать ножницы концами вниз
Да ----- нет - нельзя работать с ножницами с ослабленным креплением.
Да ----- нет - можно резать ножницами на ходу.
Да ----- нет - можно оставлять ножницы в открытом виде.
Да ----- нет - передавать ножницы нужно в закрытом виде, держа
за рабочую часть.
Да ----- нет - ножницы на столе следует держать так, чтобы они не
свешивались с края стола.
Да ----- нет - при работе нужно следить за линией отреза и за пальцами
левой руки.
Ключ: нет, да, нет, нет, да, да, да.
Тест 3
Инструкция:
закончи
предложение,
впиши
вместо
многоточия
правильный вариант ответа.
а) Ножницы, у которых концы лезвий имеют разную ширину, держат так,
чтобы
лезвие
с
узким
концом
было
________________________________________________________________
б)
Выполняя
работу,
резать
нужно
в
вырезают
в
направлении________________________________________
в)
По
наружному
контуру
детали
направлении________________________________
г)
По
внутреннему
контуру
детали
вырезают
в
направлении
_______________________________
Ключ: а) внизу б) от себя в) против часовой стрелки г) по часовой
стрелке.
Тестовое задание № 4
Инструкция: Запиши в таблицу ответов цифры из столбца 2,которые
соответствуют элементам из первого списка.
Вопрос: Какими свойствами обладает каждый указанный вид бумаги?
А. Бархатная
1. Окрашенная в массе или с лицевой стороны
тонкая бумага с глянцевой или матовой поверхностью.
В. Калька.
2. Прозрачная, тонкая бумага.
С. Писчая.
3. Цветная бумага, лицевая сторона которой
покрыта бумажным ворсом.
Д. Гофрированная
4. Цветная, жатая бумага.
Е. Гуммированная
5. Цветная бумага, покрытая с изнаночной сто-
роны тонким слоем высохшего клея.
F. Копировальная
6. Белая или цветная бумага, гладкая или лино-
ванная бумага, используемая для письма.
G. Цветная.
7. Толстая, хорошо проклеенная бумага.
Н. Рисовальная.
8. Тонкая, папиросная бумага, на лицевой по-
верхности которой, нанесен тонкий слой мастики, черного или синего
цвета.
Ключ: А3, В2, С6, Д4, F5, G1, Н7.
Тестовое задание № 5
Инструкция: Запиши в столбец соответствие назначения бумаги.
Вопрос: Для каких работ используется каждый из перечисленных видов
бумаги.
А - бархатная.
1. Используется для печатания газет.
В- газетная.
2. Используется для изготовления
игрушек, аппликаций, карнавальных
украшений.
С – копировальная
3. Применяется в декоративных
работах, аппликациях.
Д – цветная.
4. Используется для копирования
рисунков.
Е – обойная.
5. Применяется для печатания обоев
различных видов.
F – картон.
особой прочности.
Ключ: А3, В1, С4, Д2, Е5, F6.
6. Применяется для придания моделям
«Моделирование из бумаги и картона».
Вопросы для письменного опроса:
1.Что такое фальцевание линий сгиба?
2. Способы соединения деталей технических поделок из бумаги и картона?
3. Основы конструирования игрушек из плоских и объемных фигур?
4.Виды транспорта?
5.Техника окраски моделей?
6.Виды аппликаций из бумаги?
7. Технология изготовления моделей из бумаги и картона?
8. Основные правила построения выкроек?
9. Правила резания ножницами?
10. Техника постройки простых объёмных моделей по шаблонам и
готовым выкройкам?
Критерии оценки
Общее количество баллов равно сумме правильных ответов в
каждом задании (один вопрос равен 1баллу)
Система оценки
1-4 баллов – низкий уровень
теоретических знаний;
5-7 балла – средний уровень
теоретических знаний;
8-10 балов – высокий уровень
теоретических знаний.
«Моделирование транспортной техники»
Вопросы для письменного опроса:
1.Что такое транспорт?
2. Какие виды транспорта бывают?
3.Основное назначение транспорта?
4.Что такое «колесо» и «колесная ось»?
5.Что такое «схема»?
6.Правила сборки по схеме?
7. Что такое «устойчивость» и «равновесие»?
8. Что такое «прочность» и «симметричность»?
9. С помощью каких деталей можно передать форму объекта?
10.Основные правила чтения схемы?
Критерии оценки
Общее количество баллов равно сумме правильных
ответов в каждом задании (один вопрос равен
1баллу)
Система оценки
1-4 баллов – низкий уровень
теоретических знаний;
5-7 балла – средний уровень
теоретических знаний;
8-10 балов – высокий уровень
теоретических знаний.