ДООП Вокально-хореографическая студия Музыкальная капель

Оглавление
1. Комплекс основных характеристик дополнительной
общеразвивающей программы
1.1. Пояснительная записка
1.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты
1.3. Содержание программы
2. Комплекс организационно педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
2.2. Условия реализации программы
2.3. Формы аттестации
2.4. Оценочные материалы
2.5. Методические материалы
3. Воспитательный компонент программы
3.1. Пояснительная записка
3.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты
3.3. Формы воспитания и методы оценки результативности
3.4. Условия организации воспитательного процесса
3.5. Календарный план воспитательной работы
4.

Список литературы

1.Комплекс основных характеристик дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы (общий)
1.1. Пояснительная записка
Нормативные правовые основы разработки ДООП:
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 07.10.2022)
"Об образовании в Российской Федерации";
Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 “Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”;
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
января 2021 года N 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН
1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания";
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации»
(вместе
с
«Методическими
рекомендациями
по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)»;
Положение о дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей)
программе МАУ ДО «Байкало-Кударинский ДДТ» (приказ муниципального
автономного учреждения дополнительного образования «БайкалоКударинский ДДТ» № 218 от 01.09.2020 г.)
Актуальность:
Вокально-хореографическое
искусство
учит
детей
красоте
и
выразительности движений, формирует их фигуру, развивает физическую
силу, выносливость, ловкость и смелость. Систематические занятия
хореографией развивают мышечную структуру тела, позволяют формировать
красивую правильную осанку, тренируют координацию движений.
Содержание программы направлено на создание условий для развития
личности ребенка, развитие его творческих способностей, мотивации к
познанию и творчеству, социального, культурного и профессионального
самоопределения, творческой самореализации. Занятия танцами дают заряд
положительными эмоциями, раскрепощают, развивают пластику, обогащают
разнообразием ритмов танцевальный опыт обучающихся. Благодаря
хореографическому
образованию
учащиеся
приобретают
общую
эстетическую и танцевальную культуру. Приобщение к искусству
хореографии включает ознакомление учащихся с источниками танцевальной
культуры, самобытностью народных танцев, связанных с укладом жизни

народов, с их красочными костюмами, музыкально-ритмическим складом
мелодий.
Актуальность
дополнительной
общеобразовательной
(общеразвивающей) программы «Музыкальная капель» обусловлена её
практической значимостью: занимаясь в хореографической группе, дети
приобретают опыт совместной творческой работы, опыт участия в
концертной деятельности.
Изучение русских народных танцев приобщают детей к русской культуре,
развивают чувство осознания себя частичкой Родины, заинтересовывают в
изучении истории танцев своей страны от старины к современности.
Изучение истории развития и появления танцев активизирует уважительное
отношение к культуре своего российского народа, к толерантному
отношению к представителям народов России.
При подготовке к выступлениям учащиеся приобретают навыки
сотрудничества и общения со сверстниками и взрослыми. А выступая перед
родителями, активизируется ценностное отношение к ним и своей семье.
Отличительная черта этой программы заключается в ее направленности на
многие виды танцев: современные, народные, эстрадные.
Обучение включает в себя следующие основные предметы (разделы):
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

Вводное занятие. Знакомство с техникой безопасности.
Партерная гимнастика.
Ритмика.
Основные позиции рук и ног в классической хореографии
Русский народный танец. Народный танец.
Детский танец.
Эстрадный танец.
Бальный танец.

Вид программы: модифицированная.
Направленность программы: художественная.
Адресат программы:
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
«Вокально-хореографическая студия «Музыкальная капель» рассчитана на
детей 6 – 15 лет. Набор в студию свободный, без предварительного отбора,
но обучающимся необходимо пройти медицинский осмотр и получить
допуск к занятиям у врача. Для организации деятельности кружковцев,

учитываются индивидуальные особенности каждого возрастного периода.
Данная программа предполагает развитие и воспитание не только одарённых
танцевальными и вокальными способностями детей, но и всех желающих,
так как главный педагогический принцип: воспитание и развитие личности в
коллективе. Программа сочетает в себе тренировочные упражнения на полу,
упражнения на растяжку, ритмику, танцевальные движения классического
народного танца, занятия по вокалу, что способствует развитию
танцевальных и вокальных способностей учащихся. Некоторые простейшие
теоретические сведения по музыкальной грамоте даются непосредственно в
процессе занятий и в ходе работы над постановками. Репертуар постановок
планируется в соответствии с актуальными потребностями и творческим
состоянием той или иной группы. Совместный труд в подготовке
концертных программ, репетиции, концерты – это радость творчества. И
только через совместную деятельность педагогов и детей осуществляется
приобщение к прекрасному.
Срок и объем освоения программы:
3 года, 720 педагогических часа, из них:
«Стартовый уровень» - 1 год, 288 педагогических часов;
«Базовый уровень» - 1 год, 216 педагогических часов;
«Продвинутый уровень» - 1 год, 216 педагогических часов.
Форма обучения: очная.
Особенности организации образовательной деятельности: одновозрастные
группы, индивидуальное обучение.
Режим занятий:
Предмет

Стартовый
уровень

Хореография 6 часов в неделю;
216 часов в год.

Вокал

2 часа в неделю;
72 часа в год.

Базовый уровень

Продвинутый
уровень

6 часов в неделю;
216 часов в год.

6 часов в неделю;
216 часов в год.

1.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты
Цель: создать условия для формирования творчески – развитой
личности, обладающей основными навыками вокально-хореографического
искусства.
Задачи:
Образовательные:
- формирование танцевальных понятий о народном, классическом и
эстрадном танцах;
- обучение детей основам народно-сценического танца: поставка корпуса,
рук, ног, головы;
- обучение детей основам классического танца: формирование у детей,
гибкости, координации и культуре движений;
- обучение детей основам ритмики;
- обучение детей сценической деятельности, актерскому мастерству;
- обучение характерным чертам танцевального искусства4
- обучение детей вокалу.
Развивающие:
- развитие музыкально-двигательной памяти;
- развитие культуры тела, укрепление физического здоровья;
- развитие выразительности движения;
- развитие творческих способностей;
- развитие чувства ритма;
- развитие эмоционально-чувствительной сферы;
-развитие умения ориентироваться в пространстве: хореографическом зале,
на сценической площадке;
- развитие образного мышления.
Воспитательные:
- воспитание чувства коллективизма;
- формирование навыков общения и сотрудничества друг с другом;
- воспитание волевых качеств характера: трудолюбия, выносливости,
работоспособности;
- воспитание эстетических, художественных, познавательных, творческих
интересов, взглядов детей средствами народной хореографической
культуры;
- приобщение к вокально-хореографическому искусству.

Ожидаемые результаты:

Стартовый уровень

 -танцевальную
терминологию,

 -основные понятия:
позиции и положения
рук, ног; линия танца
и др.

Знать
-правила техники
безопасности;
 -правила
взаимодействия в
коллективе.

Базовый уровень

Продвинутый уровень

-отличительные
особенности танцев
(народных, бальных,
детских, эстрадных);
-основные
танцевальные
движения и
комбинации танцев
(народных, бальных,
детских, эстрадных)

-основные
композиционные
принципы построения
танца;
- последовательность
построения
композиции танца;
-правила
коллективной и
самостоятельной
творческой
деятельности

 -самостоятельно
исполнять движения и
комбинации танцев;
 -выполнять
начальные
 -передавать
упражнения по
эмоциональную
позициям в темпе и
окраску композиции
ритме музыки;
танца;
Уметь
 -ориентироваться в  -соотносить свои
пространстве;
движения с
-выполнять элементы услышанной музыкой;
танцев с
 -двигаться на
перестроением
площадке в различных
рисунках и ракурсах

-исполнять основные
сюжеты танцев;
-создавать простые
музыкальнодвигательные образы
и сюжетнотематические
картины;
-анализировать работу
коллектива и каждого
обучающегося;
-взаимодействовать в
коллективе;
-самовыражаться в
творческом процессе.

Стартовый уровень

Владеть

Базовый уровень

Продвинутый уровень

- навыками
самостоятельно
исполнять упражнения
у станка и на середине
-выполнять четко и
зала;
правильно элементы и -умением создавать
упражнения танцев
простейшие
самостоятельно или
композиции с
после
комбинированием
-выполнять четко и
предварительного
изученных движений
правильно элементы и инструктажа;
танцев;
упражнения танцев
-навыками
-умением
самостоятельно и с
координации
сопоставлять,
помощью педагога.
ритмических
сравнивать,
композиций,
анализировать и
-навыками постановки творчески подходить
танцев с
к выполнению задач и
усложнёнными
упражнений;
элементами.
- умением
использовать
полученные знания в
процессе
жизнедеятельности

1.3. Содержание программы
Вокально-хореографическая студия «Музыкальная капель»
Стартовый уровень (1 год обучения)
Учебный план
Таблица 1.3.1
№
п/п

Название раздела,
темы

Количество часов
Всего

Формы
аттестации/конт
Теория Практика
роля

1

Вводное занятие
Знакомство с техникой
безопасности

2

1

1

беседа

2

Партерная гимнастика

48

4

44

педагогическое
наблюдение
практическая
работа

3

Русский народный
танец

48

4

44

педагогическое
наблюдение
практическая
работа

4

Детский танец

48

4

44

5

Бальный танец

48

4

44

6

Выступления.

22

2

20

педагогическое
наблюдение
практическая
работа
педагогическое
наблюдение
практическая
работа
педагогическое
наблюдение
практическая
работа

Итого

216

19

197

Содержание учебного плана
Таблица 1.3.2
№

Раздел, тема

Теория

Кол
Практика
-во
час
1 Знакомство с танцем.

1

Вводное
занятие
Знакомство с
техникой
безопасности

Знакомство с
участниками
танцевального
коллектива, с
правилами
техники
безопасности.
Беседа о
культуре
поведения,
внешнем виде
на занятии.

2

Партерная
гимнастика

Значимость
гимнастики.
Виды
упражнений

4

3

Русский
народный
танец

История
русского танца.
Виды русских

4

Упражнения, укрепляющие
мышцы спины.
Упражнения, развивающие
подъем стопы.
Упражнения, развивающие
гибкость позвоночника.
Упражнения, укрепляющие
мышцы брюшного пресса.
Упражнения, развивающие
подвижность тазобедренных
суставов.
Упражнения, развивающие
выворотность ног.
Упражнения на растягивание
мышц и связок и развитие
балетного шага.
Разучивание
подготовительной, I,II,III позиц
ии рук,

Кол
-во
час
1

44

44

народных
танцев.

4

Детский
танец

Детские танцы и
их
разнообразие.

4

5

Бальный
танец

Знакомство с
понятием
«бальный
танец» и его
разновидностям
и: медленными
и быстрыми
бальными
танцами.

4

6

Выступления.

2

Итого: 216 ч.

19

разучивание I,II,III позиции
ног.
Русский поклон.
Разучивание танца «Русский
хоровод».
Разучивание основных
элементов танца и объединение
их в общую композицию.
Разучивание основных
элементов детского танца.
Выпады из стороны в стороны
на полуприседаниях.
Шаг галопа вперед и в сторону.
Шаг – подскок.
Пружинящий шаг.
Соединение изученных
движений в законченную
композицию танца.
Разучивание детского танца.
Разучивание основные позиции
рук и ног в бальном танце.
Разучивание поклона в бальном
танце.
( поклон – для мальчиков,
реверанс – для девочек).
Соединение изучаемых
позиций рук и ног, поклон в
танцевальный этюд на
музыкальный размер 3/4.
Разучивание медленного
бального танца.
Массовые и сольные
композиции

44

44

20

197

Вокально-хореографическая студия «Музыкальная капель»
Базовый уровень (2 год обучения)
Учебный план
Таблица 1.3.3
№
п/п

Название раздела,
темы

Количество часов

Формы
аттестации/кон
Всего Теория Практика
троля

1

Вводное занятие
Знакомство с техникой
безопасности

2

1

1

беседа

2

Партерная гимнастика

48

4

44

педагогическое
наблюдение
практическая
работа

3

Русский народный танец

48

4

44

педагогическое
наблюдение
практическая
работа

4

Эстрадный танец

48

4

44

5

Бальный танец

48

4

44

6

Выступления.

22

2

20

педагогическое
наблюдение
практическая
работа
педагогическое
наблюдение
практическая
работа
педагогическое
наблюдение
практическая
работа

216

19

197

Итого

Содержание учебного плана
№ Раздел, тема

Теория

Кол
Практика
-во
час
1 Знакомство с танцем.

Таблица 1.3.4
Кол
-во
час
1

1 Вводное
занятие
Техника
безопасности

Правила
техники
безопасности.
Беседа о
культуре
поведения,
внешнем виде
на уроке.
Понятие –
хореография.

2 Ритмика

Направления
ритмики.

4

Упражнения для развития
мелкой моторики.
Упражнения для координации
движений рук.
Выполнение движений,
согласно тексту песен.
Танцевальные шаги.
Элементы хореографических
упражнений.
Элементы танцев.
Разучивание ритмического
танца.

44

3 Русский
народный
танец

История
русского
танца.
Виды русских
народных
танцев:
хоровод,

4

Разучивание
подготовительной, I,II,III позиц
ии рук,
разучивание I,II,III позиции
ног.
Русский поклон.
Разучивание танца «Русская

44

плясовая,
кадриль,
русский
лирический
танец
4 Эстрадный
танец

5 Бальный
танец

6 Выступления.

Итого: 216 .

Знакомство с
понятием
«бальный
танец» и его
разновидностя
ми.

плясовая».
Разучивание основных
элементов каждого танца и
объединение их в общую
композицию.
4

Разучивание основных
элементов эстрадного танца.
Выпады из стороны в стороны
на полуприседаниях.
Шаг галопа вперед и в сторону.
Шаг – подскок.
Пружинящий шаг.
Соединение изученных
движений в законченную
композицию танца.
Разучивание эстрадного танца.

44

4

Разучивание основных позиций
рук и ног в бальном танце.
Разучивание поклона в бальном
танце.
( поклон – для мальчиков,
реверанс – для девочек).
Соединение изучаемых
позиций рук и ног, поклона в
танцевальный этюд на
музыкальный размер 3/4.
Разучивание быстрого бального
танца.

44

2

Массовые и сольные
композиции

20

19

197

Вокально-хореографическая студия «Музыкальная капель»
Продвинутый уровень (3 год обучения)
Учебный план
Таблица 1.3.5
№
п/п

Название раздела,
темы

Количество часов

Формы
аттестации/кон
Всего Теория Практика
троля

1

Вводное занятие
Техникой безопасности

2

1

1

беседа

2

Основные позиции рук и
ног в классической
хореографии

48

4

44

педагогическое
наблюдение
практическая
работа

3

Народный танец.

48

4

44

педагогическое
наблюдение
практическая
работа

4

Эстрадный танец

48

4

44

5

Бальный танец

48

4

44

6

Выступления.

22

2

20

педагогическое
наблюдение
практическая
работа
педагогическое
наблюдение
практическая
работа
педагогическое
наблюдение
практическая
работа

216

19

197

Итого

Содержание учебного плана
Таблица 1.3.6
№

Раздел, тема

Теория

КолПрактика
во
час
1
Знакомство с танцем.

Колво
час
1

1

Вводное
занятие
Техника
безопасности

Техника
безопасности при
занятии танцами.
Ознакомить с
понятием
«классическая
хореография».

2

Основные
позиции рук и
ног в
классической
хореографии

Знакомство с
основными
позициями рук и
ног в
классической
хореографии

4

Разучивание и
проработка исходных
позиций рук и ног в
классической
хореографии.
Перевод рук из одной
позиции в другую.
Соединение изучаемых
позиций рук и ног в
танцевальный этюд на
музыкальный размер
4/4. Подготовительная
позиция рук. 1,2, 3
позиции рук и ног в
классической
хореографии.
6-я позиция ног.
Танцевальный этюд.

44

3

Народный
танец

Знакомство с
танцами народов
мира

4

Разучивание основны
элементов русского
народного танца:
«Кадриль», «Русский
лирический танец».
Разучить основные

44

элементы русской
народной кадрили,
русского лирического
танца.
Основные шаги
русской кадрили: шагкадриль, пружинящий
шаг, дробный шаг, шаги
на полупальцах,
перестроения из линии
в линию принципом
«расчёска». «Вертушка»
в паре. Соединение
изученных движений в
законченную
композицию танца.
Разучивание основных
элементов бурятского
народного танца.
Разучивание бурятского
танца.
4

Эстрадный
танец

4

Разучивание основных
элементов эстрадного
танца.
Выпады из стороны в
стороны на
полуприседаниях.
Шаг галопа вперед и в
сторону. Шаг – подскок.
Соединение изученных
движений в
законченную
композицию танца.
Пружинные движения
ногами на
полуприседаниях.
Пружинящий шаг.

44

Прыжок – «разножка» с
руками и без рук.
Трамплинный прыжок.
Разучивание
эстрадного танца.
Знакомство с
понятием
«бальный танец»
и его
разновидностями.

5

Бальный
танец

6

Выступления.

2

Итого: 216 ч.

19

4

Проработка основных
позиций рук и ног,
основных положений
корпуса и головы в
бальном танце.
Отработка поклона в
бальном танце.
Основные позиции рук
и ног в бальном танце.
Основные положения
корпуса и головы в
бальном танце.
Соединение
отработанных позиций
рук и ног, поклона в
танцевальный этюд на
музыкальный размер
3/4.
Массовые и сольные
композиции

44

20

197

Вокально-хореографическая студия «Музыкальная капель»
Стартовый уровень (1 год обучения)
Учебный план
"Вокал"
Таблица 1.3.7
№
п/п

Название раздела, темы

I.

Пение как вид музыкальной
деятельности.

1

Количество часов
Всего Теория Практика
10

Формы
аттестации/
контроля

6

4

Понятие о сольном и
ансамблевом пении.

1

-

Беседа

2

Диагностика. Прослушивание
детских голосов.

1

-

Наблюдение

3

Строение голосового аппарата.

1

-

Беседа

4

Правила охраны детского голоса.

1

-

5

Вокально-певческая установка.

1

2

6

Упражнения на дыхание по
методике А.Н. Стрельниковой.

1

2

II.

Формирование детского
голоса.

14

6

1

Звукообразование.

4

-

Наблюдение

2

Певческое дыхание.

2

-

Беседа

3

Дикция и артикуляция.

4

4

4

Речевые игры и упражнения.

4

-

Устный
опрос
Занятиепостановка

20

Занятиепостановка

5

Вокальные упражнения.

III.

Слушание музыкальных
произведений, разучивание и
исполнение песен.

1

Народная песня.

1

2

Произведениями русских
композиторов- классиков.

1

4

Произведения современных
отечественных композиторов.

1

5

Сольное пение.

1

IV.

Игровая деятельность,
театрализация.

4

-

4

VI.

Расширение музыкального
кругозора и формирование
музыкальной культуры.

4

4

-

1

Путь к успеху.

1

-

2

Просмотр концертов,
музыкальных программ

3

-

-

30

VII. Концертноисполнительская деятельность.

4

30

-

2

4

-

Практическое
задание
Практическое
задание
Беседа

1

Репетиции.

-

24

2

Выступления, концерты.

-

6

28

44

Итого:

72

Занятиепостановка

Творческая
встреча

Тематический
концерт

Содержание учебного плана
Тема I. Пение как вид музыкальной деятельности.
1.1. Понятие о сольном и ансамблевом пении.
Пение как вид музыкально-исполнительской деятельности. Общее понятие о
солистах, вокальных ансамблях (дуэте, трио, квартете, квинтете, сикстете,
октете), хоровом пении. Организация занятий с певцами-солистами и
вокальным ансамблем. Правила набора голосов в партии ансамбля. Понятие
об ансамблевом пении. Разновидности ансамбля как музыкальной категории
(общий, частный, динамический, тембровый, дикционный). Ансамбль в
одноголосном и многоголосном изложении.
1.2. Диагностика. Прослушивание детских голосов.
Предварительное ознакомление с голосовыми и музыкальными данными
учеников. Объяснение целей и задач вокальной студии. Строение голосового
аппарата, техника безопасности, включающая в себя профилактику
перегрузки и заболевания голосовых связок.
1.2. Строение голосового аппарата.
Основные компоненты системы голосообразования: дыхательный аппарат,
гортань и голосовые связки, артикуляционный аппарат. Формирование
звуков речи и пения – гласных и согласных. Функционирование гортани,
работа диафрагмы. Работа артикуляционного аппарата. Верхние и нижние
резонаторы. Регистровое строение голоса.
1.3. Правила охраны детского голоса.
Характеристика детских голосов и возрастные особенности состояния
голосового аппарата. Мутация голоса. Предмутационный, мутационный и
постмутационный периоды развития голоса у девочек и мальчиков.
Нарушения правил охраны детского голоса: форсированное пение;
несоблюдение возрастного диапазона и завышенный вокальный репертуар;
неправильная техника пения (использование приёмов, недоступных по
физиологическим возможностям детям определённого возраста), большая
продолжительность занятий, ускоренные сроки разучивания новых
произведений, пение в неподходящих помещениях.

1.4. Вокально-певческая установка.
Понятие о певческой установке. Правильное положение корпуса, шеи и
головы. Пение в положении «стоя» и «сидя». Мимика лица при пении.
Положение рук и ног в процессе пения. Система в выработке навыка
певческой установки и постоянного контроля за ней.
1.5. Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой.
Тренировка легочной ткани, диафрагмы («дыхательный мускул»), мышц
гортани и носоглотки. Упражнения: «Ладошки», «Погончики», «Маленький
маятник», «Кошечка», «Насос», «Обними плечи», «Большой маятник».
Тема II. Формирование детского голоса.
2.1. Звукообразование.
Образование голоса в гортани; атака звука (твёрдая, мягкая,
придыхательная); движение звучащей струи воздуха; образование тембра.
Интонирование. Типы звуковедения: 1еgаtо и non 1еgаtо. Понятие
кантиленного пения. Пение staccato. Слуховой контроль за
звукообразованием.
2.2. Певческое дыхание.
Основные типы дыхания: ключичный, брюшной, грудной, смешанный
(косто-абдоминальный). Координация дыхания и звукообразования. Правила
дыхания – вдоха, выдоха, удерживания дыхания. Вдыхательная установка,
«зевок». Воспитание чувства «опоры звука» на дыхании. Пение упражнений:
на crescendo и diminuendo с паузами; специальные упражнения,
формирующие певческое дыхание.
2.3. Дикция и артикуляция.
Понятие о дикции и артикуляции. Положение языка и челюстей при пении;
раскрытие рта. Соотношение положения гортани и артикуляционных
движений голосового аппарата. Развитие навыка резонирования звука.
Формирование высокой певческой форманты. Соотношение дикционной
чёткости с качеством звучания. Формирование гласных и согласных звуков.
Правила орфоэпии.
2.4. Речевые игры и упражнения (по принципу педагогической концепции
Карла Орфа).

Развитие чувства ритма, дикции, артикуляцию, динамических оттенков.
Знакомство с музыкальными формами. Учить детей при исполнении
упражнения сопровождать его выразительностью, мимикой, жестами.
Раскрытие в детях творческого воображения фантазии, доставление радости
и удовольствия.
2.5. Комплекс вокальных упражнений для развития певческого голоса.
Концентрический метод обучения пению. Его основные положения.
Упражнения на укрепление примарной зоны звучания детского голоса;
выравнивание звуков в сторону их «округления»; пение в нюансе mf для
избежания форсирования звука.
Фонетический метод обучения пению. Основные положения. Упражнения на
сочетание различных слогов-фонем. Усиление резонирования звука. Метод
аналитического показа с ответным подражанием услышанному образцу.
Унисонные упражнения. Пение упражнений с сопровождением и без
сопровождения музыкального инструмента.
формирование певческих навыков: мягкой атаки звука; звуковедение 1еgаtо
при постепенном выравнивании гласных звуков; свободного движения
артикуляционного аппарата; естественного вдоха и постепенного удлинения
дыхания.Упражнения первого уровня
Тема III. Слушание музыкальных произведений, разучивание и
исполнение песен.
3.1. Работа с народной песней.
Освоение жанра народной песни, её особенностей: слоговой распевности,
своеобразия ладовой окрашенности, ритма и исполнительского стиля в
зависимости от жанра песни. Освоение своеобразия народного поэтического
языка. Освоение средств исполнительской выразительности в соответствии с
жанрами изучаемых песен. Пение оригинальных народных песен без
сопровождения. Пение обработок народных песен с сопровождением
музыкального инструмента. Исполнение народной песни сольно и вокальным
ансамблем.
3.2. Работа с произведениями русских композиторов-классиков.
Освоение классического вокального репертуара для детей. Освоение средств
исполнительской выразительности: динамики, темпа, фразировки, различных
типов звуковедения и т.д.

3.3. Работа с произведениями современных отечественных
композиторов.
Работа над сложностями интонирования, строя и ансамбля в произведениях
современных композиторов. Пение соло и в ансамбле. Работа над
выразительностью поэтического текста и певческими навыками. Исполнение
произведений с сопровождением музыкальных инструментов. Пение в
сочетании с пластическими движениями и элементами актерской игры.
Овладение элементами стилизации, содержащейся в некоторых
произведениях современных композиторов.
3.4. Работа с солистами.
Устранение неравномерности развития голосового аппарата и голосовой
функции, развитие интонационного эмоционального и звуковысотного слуха,
способности эмоционального и звуковысотного интонирования, освоение
элементов музыки.
Тема IV. Игровая деятельность, театрализация песни.
Разучивание движений, создание игровых и театрализованных моментов для
создания образа песни
Тема V. Расширение музыкального кругозора и формирование
музыкальной культуры.
5.1. Прослушивание аудио- и видеозаписей, индивидуальное собственное
исполнение
. Обсуждение, анализ и умозаключение в ходе прослушивания
видеозаписей.Формирование вокального слуха учащихся, их способности
слышать достоинства и недостатки звучания голоса; анализировать качество
пения, как профессиональных исполнителей.
5.2. Просмотр концертов, музыкальных программ.
Обсуждение своих впечатлений, стендов с фотографиями.
Тема VI. Концертная деятельность.
Выступление солистов и группы (дуэт).
В связи с целями и задачами, поставленными на данный учебный год, а
также с характером творческих мероприятий и конкурсов, содержание
тематического планирования может видоизменяться.

2. Комплекс организационно - педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
Таблица 2.1.1.
Количество учебных недель

36

Количество учебных дней

180

Продолжительность каникул

с 01.06.2026 г. по 31.08.2026 г.

Даты начала и окончания учебного
с 01.09.2025 по 20.05.2026 г.
года
Сроки промежуточной аттестации

с 15.12.2025 по 28.12.2025

Сроки итоговой аттестации (при
наличии)

с 10.05.2026 по 20.05.2026

2.2. Условия реализации программы
Таблица 2.2.1.
Аспекты

Характеристика

Материально-техническое
обеспечение

Зал для репетиций,
зеркала,
станок,
сценические костюмы,
сцена для выступлений,
музыкальный центр,
микрофоны

Информационное
обеспечение

- видео-фильмы
- - интернет источники

Кадровое обеспечение

Педагог дополнительного образования первой
квалификационной категории.
2.3. Формы аттестации

Формами аттестации являются:
 Зачет
 Творческая работа
 Конкурс
 Концерт

2.4. Оценочные материалы
Таблица 2.4.1.
Показатели качества
реализации ДООП

Методики

Уровень развития творческого
потенциала учащихся

Методика «Креативность личности» Д.
Джонсона

Уровень развития социального
опыта учащихся

Тест «Уровень социализации личности»
(версия Р.И.Мокшанцева)

«Организация и оценка
Уровень сохранения и укрепления здоровьесберегающей деятельности
здоровья учащихся
образовательных учреждений» под ред.
М.М. Безруких
Уровень теоретической
подготовки учащихся

Оценка уровня обученности
осуществляется по методике Хуторского
А. В.

Уровень удовлетворенности
родителей предоставляемыми
образовательными услугами

Изучение удовлетворенности родителей
работой образовательного учреждения
(методика Е.Н.Степановой)

Оценочные материалы по ИЗО в
соответствии с формами
аттестации

Готовая работа. Выставка работ.
Тесты (Приложение)

2.5. Методические материалы
Методы обучения:








Словесный
Наглядный
Частично-поисковый
Исследовательский
Игровой
Дискуссионный
Проектный

Формы организации образовательной деятельности:








Индивидуальная
Индивидуально-групповая
Групповая
Практическое занятие
Беседа
Презентация
Мастер-класс

Педагогические технологии:











Технология индивидуального обучения
Технология группового обучения
Технология коллективного взаимодействия
Технология модульного обучения
Технология дифференцированного обучения
Технология проблемного обучения
Технология дистанционного обучения
Технология исследовательской деятельности
Проектная технология
Здоровьесберегающая технология

Дидактические материалы:



Инструкции
Музыкальные записи

3. Воспитательный компонент дополнительной
общеобразовательной (общеразвивающей) программы
«Вокально-хореографическая студия «Музыкальная капель»
Пояснительная записка

3.1.
В соответствии
целью

с законодательством Российской

воспитания

является

развитие

личности,

Федерации общей
самоопределение

и

социализация детей на основе социокультурных, духовно-нравственных
ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в
интересах человека, семьи, общества и государства, формирование чувства
патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества
и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и
старшему поколению; взаимного уважения; бережного отношения к
культурному наследию и традициям многонационального народа Российской
Федерации, природе и окружающей среде (Федеральный закон от 29.12.2012
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 2, п. 2 с
изменениями от 25 декабря 2023 года N 685-ФЗ)

Воспитательный

компонент

заключается

в

организации

работы

по

реализации следующих направлений воспитания:
- гражданско-патриотическое;
- духовно-нравственное;
- формирование культуры здоровья;
- профессиональное самоопределение;
- экологическое.
В

нем

отображается

организационно-методическое

сопровождение

воспитательного процесса, участие в конкурсных мероприятиях, проведение
тематических

мероприятий,

акций

внутриучрежденческого

тематические мероприятия по направленности программы.

уровня,

3.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты.
Цель - создание условий для самореализации и развития талантов детей, а
также воспитание высоконравственной, ответственной личности.
Основные

задачи

воспитания

на

основе

российских

базовых

(конституционных) ценностей направлены на воспитание, формирование:
— чувства патриотизма, гражданственности;
— духовно-нравственных ценностей;
— сознания ценности жизни, здоровья и безопасности;
— установки на соблюдение и пропаганду здорового образа жизни,
сознательное неприятие вредных привычек;
— уважения к труду, результатам труда, способности к творческому
созидательному труду;
— ориентации на осознанный выбор сферы профессиональных интересов;
— экологической культуры;
- интереса к технической деятельности, истории техники; понимание
значения техники в жизни российского общества;
- ценностей технической безопасности и контроля;
- уважения к достижениям в технике своих земляков;
- воли, упорства, дисциплинированности.
Для решения поставленных воспитательных задач и достижения цели
программы учащиеся привлекаются к участию (подготовке, проведению) в
мероприятиях района, села, учреждения, объединения: благотворительных
акциях, творческих выставках, мастер-классах, беседах, в конкурсных
программах различного уровня, направленных на достижение результатов.
Ожидаемые результаты
Предполагается, что в результате проведения воспитательных мероприятий
будет достигнут высокий уровень сплоченности коллектива, повышение
интереса к творческим занятиям и уровня личностных достижений учащихся

(победы в конкурсах), привлечение родителей к активному участию в работе
объединения, а также у детей будут сформированы определенные
личностные качества, способность к успешной социализации в обществе,
инициативность, самостоятельность, патриотизм, экологическая культура,
грамотное отношение к своему здоровью.
3.3. Формы воспитания и методы оценки результативности.
Дополнительное образование имеет практико-ориентированный характер и
ориентировано на свободный выбор педагогом таких видов и форм
воспитательной деятельности, которые способствуют формированию и
развитию у детей индивидуальных способностей и способов деятельности,
объективных представлений о мире, окружающей действительности,
внутренней мотивации к творческой деятельности, познанию, нравственному
поведению.
Основные формы воспитания:
- учебное занятие;
- практическое занятие;
- коллективное мероприятие;
- игры;
- беседы;
- итоговое мероприятие (конкурсы, соревнования, выставки —
способствуют закреплению ситуации успеха, развивают рефлексивные и
коммуникативные умения, ответственность, благоприятно воздействуют на
эмоциональную сферу детей).
Воспитательное значение активностей детей при реализации программ
дополнительного образования наиболее наглядно проявляется в социальных
проектах, благотворительных и волонтёрских акциях, в экологической,
патриотической, трудовой, профориентационной деятельности.

Методы оценки результативности реализации программы в части
воспитания:
- педагогическое наблюдение;
- оценка творческих работ;
- отзывы, интервью, материалы рефлексии.

3.4. Условия организации воспитательного процесса
Для решения задач воспитания при реализации образовательной программы
создаются определённые условия физической безопасности, комфорта,
активностей детей и обстоятельств их общения, социализации, признания,
самореализации, творчества.
Необходимые объективные условия:
- вся деятельность происходит в сфере свободного времени ребенка;
- выбор вида деятельности, педагога и коллектива сверстников
осуществляется им добровольно;
- содержание и формы работы детского объединения могут, при
необходимости, варьироваться.
Воспитание

имеет

деятельностную

основу

и

носит

практико-

ориентированный характер, что способствует обретению человеком смысла
собственной жизни и проектированию своего будущего.

3.5. Календарный план воспитательной работы на 2024-2025 уч. год
№
п/п

Название мероприятий

Сроки

Форма
проведения

Гражданско-патриотическое воспитание

1.

Горжусь Россией!

октябрь

Беседа

2.

День Героев Отечества.

декабрь

Участие в
мероприятии
поселения

февраль

Викторина

Герои нашего времени.

3.

День защитника Отечества.

Спортивные
конкурсы

4.

Земля без войны.

В течение года

Цикл бесед
Просмотр
видеороликов

5.

Победа!

май

Участие в цикле
мероприятий

6.

«Бессмертный полк»

май

Организация и
участие в акции

7.

Участие в плетении маскировочных сетей

В течение года

для СВО

Практическая
работа

Духовно-нравственное воспитание

8.

День пожилого человек

октябрь

Участие в
мероприятии ДДТ

9.

День матери

ноябрь

Видеопоздравление
мамам

10.

Моя семья – моя опора

январь

Участие в
мероприятии ДДТ

11.

Человек и его предназначение

март

Беседа

12.

Ветеранам войны посвящается

май

Участие в
мероприятии ДДТ

Профориентация

13.

Посвящение в кружковцы

14.

Профессии, связанные с музыкальным и

сентябрь

ноябрь

Конкурсноразвлекательная
программа
Беседа

хореографическим творчеством

15.

Моя будущая профессия ….

март

Анкетирование,
дискуссия

16.

Танцы, танцы, танцы

май

Смотр

17.

Участие в конкурсах по вокалу

в течение года

Детское творчество

Здоровьесбережение

18.

Всероссийский день бега «Кросс нации»

сентябрь

Участие во
Всероссийском дне
бега

19.

Здоровый образ жизни - норма жизни

октябрь

Беседа

20.

Мы за здоровый образ жизни

декабрь

Участие в конкурсе
рисунков

21.

Шаг в бездну

февраль

Кинолекторий

22.

Не отнимай у себя завтра …

апрель

Дискуссия

23.

Что значит – быть здоровым?

май

Викторина

24.

Профилактика употребления

в течение года

Цикл бесед

в течение года

Цикл бесед

алкогольных и слабоалкогольных
напитков, энергетиков и
профилактика курения, употребления
наркотических веществ

25.

Здоровье выбери сам

Профилактическая работа по безопасности, ПДД, ППБ

26.

Простые правила безопасности

сентябрь

Беседа

27.

Трагедия Беслана

сентябрь

Видеолекторий

28.

Правила езды на велосипедах, скутерах,

сентябрь-

Беседа,

29.

мопедах в рамках месячника по ПДД

октябрь

просмотр
видеороликов

Знай правила движения, как таблицу

ноябрь

Викторина

декабрь

Беседа

умножения

30.

Как вести себя при пожаре

31.

Осторожно, мошенники!

в течение года

Цикл бесед

32.

Нет - терроризму!

в течение года

Цикл мероприятий

33.

Минутки безопасности

в течение года

Беседа

34.

Минутки профилактики по ПДД

в течение года

Беседа

Экологическое воспитание

35.

День леса

май

36.

Субботник

сентябрь,
май

37.

Сохраним родную природу

в течение года

Участие в
озеленении
территории
Участие в уборке
территории
Цикл бесед

Работа с родителями

38.

Родительское собрание «Знакомство с

сентябрь

Беседа

ноябрь

Беседа

планами объединения

39.

Как влияет творчество на развитие
ребенка?

40.

Успехи детей

май

Индивидуальные
консультации

4. Список литературы
1. Баранова О.Г. Русский праздник. – Праздники и обряды народного
земледельческого календаря. Иллюстрированная энциклопедия/ О.Г.
Баранова, Т.А. Зимина и др. – СПб.: Искусство – СПб, 2001.
2. Зацепина К.О. Народно – сценический танец / К.О. Зацепина и др. –
М.: Искусство, 1976.
3. Пшеницина Н.А. Времена года (песни, пословицы, приметы, загадки
на уроках в нач. школе) / Н.А. Пшеницина. – М.: Владос, 2001.
4. Роот З.Я. Танцы в начальной школе / З.Я. Роот. – М: Айрис Пресс,2006.
5. Климов А.И. Основы русского народного танца / А.И. Климов. – М.:
Искусство, 1981.
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskierazrabotki/149126-rabochaja-programma-tancevalnogo-kruzhka-kape


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».