Оглавление
1. Комплекс основных характеристик дополнительной
общеразвивающей программы
1.1. Пояснительная записка
1.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты
1.3. Содержание программы
2. Комплекс организационно педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
2.2. Условия реализации программы
2.3. Формы аттестации
2.4. Оценочные материалы
2.5. Методические материалы
3. Воспитательный компонент программы
3.1. Пояснительная записка
3.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты
3.3. Формы воспитания и методы оценки результативности
3.4. Условия организации воспитательного процесса
3.5. Календарный план воспитательной работы
4. Список литературы
1.Комплекс основных характеристик дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы (общий)
1.1. Пояснительная записка
Нормативные правовые основы разработки ДООП:
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 07.10.2022)
"Об образовании в Российской Федерации";
Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 “Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”;
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
января 2021 года N 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН
1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания";
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации»
(вместе
с
«Методическими
рекомендациями
по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)»;
Положение о дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей)
программе МАУ ДО «Байкало-Кударинский ДДТ» (приказ муниципального
автономного учреждения дополнительного образования «БайкалоКударинский ДДТ» № 218 от 01.09.2020 г.)
Актуальность:
В последние годы спрос на высококвалифицированные услуги
парикмахеров значительно возрос. Стремительное изменение моды,
технологий, расширение сферы услуг, как в быту, так и в парикмахерских
услугах, развитие малого бизнеса в бытовом обслуживании, все это
способствует популяризации знаний о профессии парикмахера.
Обучение по дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей)
программе «Парикмахерский салон «Юный цирюльник» способствует
социализации воспитанников и адаптации их к реалиям современной жизни,
помогает им в профессиональном самоопределении и способствует
реализации творческих возможностей.
Также актуальность данной программы, напрямую связана с основной
целью дополнительного образования, представленной в Федеральном законе
Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (ч. 1 ст. 75) – обеспечить адаптацию детей к жизни в
обществе, профессиональную ориентацию.
Обучение включает в себя следующие основные предметы (разделы):
1.
2.
3.
4.
5.
Ознакомление с парикмахерским инструментом и их применением.
Уход за волосами.
Плетение разнообразных косичек.
Моделирование причесок.
Дефиле причесок.
Вид программы: модифицированная.
Направленность программы: художественная.
Адресат программы:
Программа адресована для детей среднего и старшего школьного
возраста, 10 – 18 лет. Интерес к прическам проявляется как у учащихся
средних классов, так и у старшеклассников, что в дальнейшем поможет в
выборе профессии. Для среднего возраста ведущей деятельностью является
личностное общение и способность к идентификации. В этом возрасте
происходит психофизическое развитие, складываются устойчивые формы
поведения, черты характера, способы эмоционального реагирования. Среди
возрастных задач, ведущее место занимают естественно-культурные задачи,
связанные с достижением ими определенного уровня физического развития,
эталонов красоты, женственности в контексте возрастных и социальных
групп. Именно в этом возрасте усваиваются элементы этикета, символики,
связанные с телом и своей внешностью. Подростки приходят в творческое
объединение, потому что здесь они научатся быть привлекательными. Для
старшего возраста ведущей деятельностью является самоопределение.
Старшеклассники, проводящие долгие часы перед зеркалом или уделяющие
большое внимание нарядам, делают это в большинстве случаев не из
самодовольства, а из чувства тревоги. Красивая прическа, броские наряды,
вызывающий макияж – это средство получить подтверждение, что опасения
напрасны, что они в «порядке», что они могут привлекать и нравиться. И
кроме всего этого, этот возраст - время поиска путей самореализации, а что
позволяет заявить о себе ярко и заметно? Конечно же, внешность!
Красивая прическа – это главное украшение любого человека, независимо от
пола и возраста, подчеркивающие его индивидуальность или составляющие
часть его имиджа. Парикмахер не только стрижет и красит волосы, он создает
гармоничные образы, помогая быть красивыми и уверенными в себе.
Парикмахерское искусство является востребованным и привлекательным для
современных подростков.
Срок и объем освоения программы:
3 года, 504 педагогических часа, из них:
«Стартовый уровень» - 1 год, 144 педагогических часа;
«Базовый уровень» - 1 год, 144 педагогических часа;
«Продвинутый уровень» - 1 год, 216 педагогических часов.
Форма обучения: очная.
Особенности организации образовательной деятельности:
группы одновозрастные, индивидуальное обучение.
Режим занятий:
Предмет
Парикмахерское
искусство
Стартовый уровень Базовый уровень
Продвинутый
уровень
4 часа в неделю;
4 часа в неделю;
6 часов в неделю;
144 часа в год.
144 часа в год.
216 часов в год.
1.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты
Цель: создать условия для формирования эстетически развитой творческой
личности на основе освоения знаний о парикмахерском искусстве.
Задачи:
Образовательные:
- Ознакомление с парикмахерским искусством.
- Обучение технологии парикмахерских работ, включающей в себя целый
ряд технологических операций по обработке волос.
- Приобретение основных умений и навыков парикмахерского дела.
- Создание условий для творческой реализации обучающихся.
Развивающие:
- Развитие творческого потенциала и эстетического вкуса в практической
деятельности в области парикмахерского искусства;
- Развитие познавательного интереса;
- Развитие коммуникативных и организационных способностей,
- Развитие самостоятельности учащихся.
Воспитательные:
- Воспитание трудолюбия, толерантности, уважения к окружающим.
- Воспитание любви к деятельности парикмахера и способствование выбору
данной профессии.
- Формирование активной жизненной позиции.
- Формирование навыков культуры общения
Ожидаемые результаты:
Знать
Таблица 1.2.1
Продвинутый
Стартовый уровень Базовый уровень
уровень
- правила
безопасности труда
- правила безопасности - правила
при работе с
безопасности труда парикмахерскими
труда при работе с
при работе с
парикмахерскими
инструментами, а
парикмахерскими
инструментами, а
также санитарно инструментами, а
также санитарно гигиенические
также
санитарно
гигиенические
правила;
гигиенические
правила;
- историю плетения
правила;
- историю развития
кос с лентами
- что такое
парикмахерского
- типы укладок, их
постижерное изделие характеристики
искусства;
и
из
волос,
тресс;
- строение волос;
способы выполнения;
- правила массажа и - методы укладки
- эстетику внешнего
мытья волос;
вида парикмахера.
волос феном и на
бигуди.
- работать с
парикмахерскими
инструментами при
расчесывании, укладке
- выполнять
постижерные
изделия из волос;
- выполнять
- пользоваться
современными
гаджетами для волос;
- выполнять простые
прически на каждый
Продвинутый
уровень
Уметь и сушке волос;
основные элементы день и прически в
разных стилях;
- накручивать волосы прически;
на различные виды
- подбирать прическу - заплетать косы с
лентами;
бигуди;
к типу лица.
- осуществлять поиск
- заплетать косички (от - применять средства информации,
простого к сложному). для укладки и
необходимой для
фиксации волос.
эффективного
выполнения
профессиональных
задач;
- работать в команде,
эффективно общаться
с окружающими
людьми.
- моторными
навыками,
- глазомером,
- образным
- навыками
мышлением,
правильной работы - художественным
инструментами;
вкусом,
- навыками плетения
- навыками
- правильной осанкой,
косичек различного
выполнения
- точностью
вида;
прически;
движений,
Владеть
- навыками общения;
- навыками
- навыками
- гигиеническими
проявления
самостоятельного
навыками.
творческой
создания объектов
инициативы.
парикмахерского
искусства;
- навыками
коммуникативного
искусства.
Стартовый уровень
Базовый уровень
У одаренных детей сформируются знания, умения и навыки, позволяющие в
дальнейшем осваивать профессиональные образовательные программы в
области парикмахерского искусства.
Самый существенный результат реализуемой программы – это творческое,
эстетическое, духовно-нравственное развитие учащегося; создание основы
для приобретения им опыта по созданию объектов парикмахерского
искусства; развитие мотивации личности учащегося к познанию и
творчеству; создание условий для социального, культурного и
профессионального самоопределения, творческой самореализации личности
учащегося.
Таким образом, учащиеся по окончании обучения получают следующие
результаты:
образовательные:
владение элементарными знаниями по парикмахерскому делу;
сформированы
первоначальные
представления
о
роли
парикмахерского искусства в жизни человека, его роли в духовнонравственном развитии человека;
владение практическими умениями и навыками в восприятии,
анализе и оценке произведений парикмахерского искусства;
владение трудовыми и технологическими знаниями и умениями,
необходимыми домашнему парикмахеру;
владение комплексом знаний, умений и навыков, позволяющих в
дальнейшем осваивать профессиональные образовательные программы
парикмахерского искусства.
личностные:
приняты и освоены социальные роли учащегося, развиты мотивы
учебной деятельности и сформирован личностный смысл учения;
развита самостоятельность и личная ответственность за свои
поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе
представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и
свободе;
сформированы эстетические потребности, ценности и чувства;
развиты навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в
разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить
выходы из спорных ситуаций;
выработаны личностные качества, способствующие приобретению
навыков творческой деятельности, умению объективно давать оценку своему
труду;
сформирована общественная активность, реализация в социуме;
развиты творческие, коммуникативные и организационные
способности, необходимые для последующего профессионального
образования и трудовой деятельности;
создана комфортная обстановка, атмосфера доброжелательности и
сотрудничества;
выработана потребность в соблюдении здорового образа жизни;
метапредметные:
освоены универсальные учебные действия (познавательные,
регулятивные, коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми
компетенциями
(общекультурными,
учебно-познавательными,
информационными, коммуникативными, социально-трудовыми);
освоены способы решения проблем творческого и поискового
характера;
сформированы умения понимать причины успеха/неуспеха учебной
деятельности и способность конструктивно действовать даже в ситуациях
неуспеха;
сформирована готовность слушать собеседника и вести диалог;
готовность признавать возможность существования различных точек зрения
и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою
точку зрения и оценку событий;
выработана готовность конструктивно разрешать конфликты
посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
приобретены навыки творческого мышления, умения объективно
оценивать явления, события, собственные действия при выполнении учебных
заданий;
сформированы умения планировать и организовывать свою
деятельность с учетом ее безопасности, распределять нагрузку;
получены навыки и умения планирования и организации своей
деятельности с учетом оптимального распределения времени
при
выполнении практических заданий;
развиты умения применять полученные знания из различных
образовательных областей, умения и навыки в жизни, при возникновении
нештатных ситуаций.
1.3. Содержание программы
«Парикмахерский салон «Юный цирюльник»
Стартовый уровень (1 год обучения)
Учебный план
№
п/п
Название раздела,
темы
Количество часов
Всего Теория Практика
Таблица 1.3.1
Формы
аттестации/контроля
1
Вводное занятие.
Техника
безопасности.
История развития
парикмахерского
искусства.
2
2
Беседа
2
Ознакомление с
парикмахерским
инструментом, их
применение в работе
парикмахера.
Эстетика внешнего
вида парикмахера.
4
4
Беседа
Фронтальный опрос
3
Общие
подготовительные и
заключительные
парикмахерские
работы.
4
2
4
Строение волос
4
4
Беседа
Фронтальный опрос
5
Санитария и гигиена
4
4
Беседа
Педагогическое
наблюдение
6
Основные правила
ухода за волосами
6
5
2
1
Беседа
Практическая работа
6.1 Мытье волос
6.2 Массаж головы
6.3 Лечебное мытье
головы
1
1
3
2
Беседа
1
Практическая работа
Беседа
Тест
2
2
80
11
69
7.1 «Русская коса»
4
1
3
Педагогическое
наблюдение
7.2 «Французская коса»
6
1
5
Индивидуальная
работа
7.3 Перевернутая
«французская коса»
6
1
5
Практическая работа
7.4 «Колосок»
6
1
5
Практическая работа
7.5 Коса из четырех
прядей
6
1
5
Опрос
7.6 Коса из пяти прядей
6
1
5
Практическая работа
7.7 Плетение "Соты и
плетенка"
8
1
7
Практическая работа
7.8 Выполнение косичек
с использованием
элемента
«французская коса»
8
1
7
Практическая работа
7.9 Выполнение косичек
с использованием
элемента
«перевернутая
французская коса»
10
1
9
Практическая работа
7
Плетение косичек
7.10 Выполнение ажурных
кос
10
1
9
Педагогическое
наблюдение
7.11 Плетение "Корзинка"
10
1
9
Практическая работа
30
10
20
8.1 Основные приемы
владения
инструментом
4
4
Беседа
Фронтальный опрос
8.2 Общие сведения об
укладке
2
2
Беседа
Тест
8.3 Сушка феном,
укладка
10
2
8
Беседа
Практическая работа
8.4 Использование
бигуди
8
2
6
Беседа
Практическая работа
8.5 Укладка щипцами
6
6
Индивидуальная
работа
9
Массовая работа с
обучающимися:
демонстрация
причесок на сцене
ДДТ
8
8
Практическая работа
Конкурсная работа
10
Итоговое занятие.
2
2
Практическая работа
Зачет
8
Укладка, сушка
волос
Итого:
144
40
104
Содержание учебного плана
№
тем
ы
1
2
Таблица 1.3.2
Содержание
Теория
КолПрактическая
Колво
деятельность
во
часо
часо
в
в
Проведение игр
Вводное занятие. Цель: ознакомить
2
учащихся
с
на
знакомство,
Техника
правилами ТБ на
выявление
безопасности.
занятиях,
с
лидерских
История
правилами
качеств. Решение
развития
на
проблемных
парикмахерского эвакуации
случай пожара.
ситуаций,
искусства.
Знакомство с
приведенных
в
детьми. Краткая
специальных
характеристика,
карточках
для
цель, задачи
закрепления
объединения.
материала.
Правила техники
Обсуждение
безопасности,
результатов.
правила
пожарной
безопасности.
Культура
общения на
занятиях.
История развития
парикмахерского
искусства.
Учебные
заведения по
подготовке
парикмахеров.
Отработка
Ознакомление с Цель: ознакомить
4
приемов
парикмахерским обучающихся с
держания
и
инструментом и парикмахерским
работы
с
их применение в инструментом,
применением его
расческами,
работе
в работе и с
бигуди,
феном.
парикмахера.
эстетикой
Демонстрация
Эстетика
внешнего
вида
способов
внешнего вида
парикмахера.
парикмахера.
дезинфекции
и
Основные
стерилизации
понятия
об
инструментов,
3
4
инструментах,
приспособлениях.
Виды,
формы,
назначения,
названия расчесок
и щеток, приемы
их держания при
выполнении
различных
операций.
Дезинфекция.
Правила
безопасности,
хранение,
обращение.
Бигуди разного
типа, назначение,
правила
использования.
Инструменты для
укладки
волос,
устройство
и
приемы работы с
ними.
Правила
безопасности
труда.
Цель: ознакомить
Общие
подготовительн с требованиями к
работе
ые и
заключительные парикмахера.
парикмахерские Правила
подготовки
работы.
рабочего места к
работе. Значение
рационального
расположения
инструментов.
Цель: ознакомить
Строение волос
обучающихся с
анатомией и
физиологией
строения кожи и
волос. Форма
волос. Виды
волос. Их
обоснование
выбора того или
иного
способа.
Соблюдение
правил техники
безопасности.
Использование
здоровье
сберегающих
технологий.
Проведение
релаксационных
упражнений.
2
Отработать
способы
укрывания
клиента и снятия
парикмахерского
белья.
4
Выполнение
анализа волос и
кожи головы.
Тестирование
типа волос.
Обсуждение
результатов
проведенных
2
свойства.
тестов.
5
Санитария
гигиена
и Цель: ознакомить
обучающихся с
санитарногигиеническими
требованиями в
профессии
парикмахера.
4
6
Цель: ознакомить
Основные
правила ухода за обучающихся с
правилами ухода
волосами
за
волосами,
моющими
и
лечебными
средствами,
применением их
на практике.
Основные
операции и виды
работы при мытье
Мытье волос
головы. Способы
и цели мытья
головы, частота
Массаж головы
мытья, лечебное
мытье. Правила
применения
Лечебное мытье
средств по уходу
головы
за
волосами.4
основных приема
классического
массажа,
противопоказания
к
массажу,
способы, техника
безопасности при
массаже.
Плетение
Познакомить с
косичек
технологией
плетения,
разнообразием
косичек: плетение
«Русская коса»
5
6.1
6.2
6.3
7
7.1
Болезни волос и
кожи головы.
Рекомендации по
укреплению и
стимуляции роста
волос при их
выпадении,
появлении
перхоти.
Массаж головы.
Цели
массажа
головы;
показания
к
массажу;
Технология
массажа.
1
1
2
1
2
11
1
Цель: научить
обучающихся
выполнять
различные виды
косичек.
69
3
«от простого к
сложному».
7.2
«Французская
коса»
1
5
7.3
Перевернутая
«французская
коса»
1
5
7.4
«Колосок»
1
5
7.5
Коса из четырех
прядей
1
5
7.6
Коса из пяти
прядей
1
5
7.7
Плетение "Соты и
плетенка"
1
7
7.8
Выполнение
косичек с
использованием
элемента
«французская
коса»
Выполнение
косичек с
использованием
элемента
«перевернутая
французская
коса»
Выполнение
ажурных кос
1
7
1
9
1
9
Плетение
"Корзинка"
1
9
7.9
7.10
7.11
8
Укладка, сушка
волос
Специальные
средства для
укладки волос.
Приборы для
10
Выполнение
различных видов
укладки волос
феном,
20
8.1
8.2
8.3
8.4
8.5
9
10
укладки волос.
Технология
укладки волос
горячим (фен,
Основные приемы плойка, утюжок)
и холодным
владения
(расческа,
инструментом
зажимы)
способами.
Общие сведения
Укладка на
об укладке
бигуди различной
формы, размеров,
Сушка феном,
качества.
укладка
Правила техники
безопасности на
Использование
занятиях.
бигуди
Укладка щипцами
Массовая работа Цель:
с обучающимися способствовать
умению
держаться на
сцене и развитию
коммуникабельн
ых качеств
обучающихся.
Цель:
выявить
Итоговое
результаты
занятие
обучения
воспитанников по
программе I года
реализации.
4
2
2
2
электрическими
щипцами.
Обоснование
выбора того или
иного средства
для укладки
волос. Укладка
волос на бигуди
(вертикальное и
горизонтальное
накручивание.
Использование
8
здоровье
сберегающих
технологий.
6
Проведение
релаксационных
упражнений.
6
Соблюдение
правил техники
безопасности.
Демонстрация
8
причесок на сцене
ДДТ, участие в
мероприятиях
ДДТ.
Проводится
форме
творческого
задания.
в
2
Базовый уровень (2 год обучения)
Учебный план
№
п/п
Название
раздела, темы
Количество часов
Всего Теория Практика
Таблица 1.3.3
Формы
аттестации/контроля
Вводное занятие.
Техника
безопасности.
2
2
Беседа
Санитария и
гигиена
2
2
Беседа
Постижёрные
изделия из волос
30
8
3.1. Введение
2
2
3.2. Плетение тресса
6
2
4
Практическая работа
1
2
3
22
Беседа
3.3
Лаковые
украшения из
волос
12
2
10
Практическая работа
Фронтальный опрос
3.4
Применение
постижёрных
изделий в
прическах
10
2
8
Практическая работа
Педагогическое
наблюдение
Основные
элементы
причесок
18
5
13
4.1
Расчесывание,
начес,
тупирование
4
1
3
Практическая работа
Педагогическое
наблюдение
4.2
Локон, волна,
крон, пробор
4
1
3
Фронтальный опрос
Практическая работа
4.3
Букли, валик,
завиток
4
1
3
Практическая работа
4.4
Жгуты, хвосты,
рельеф
4
1
3
Практическая работа
4
Средства для
укладки и
фиксации
прически
2
1
1
Моделирование
причесок
92
20
72
5.1
Беседа «Изучи
свое лицо»
2
2
5.2
Характеристика и
технология
подбора причесок
12
4
8
Беседа
Практическая работа
5.3
Выполнение
классических
причесок
14
2
12
Практическая работа
Педагогическое
наблюдение
5.4
Повседневные
прически
14
2
12
Практическая работа
Педагогическое
наблюдение
5.5
Спортивные
прически
8
2
6
Практическая работа
Педагогическое
наблюдение
5.6
Романтические
прически
16
4
12
Практическая работа
Педагогическое
наблюдение
Прически на
длинных волосах
16
4
12
Практическая работа
Педагогическое
наблюдение
8
8
6
Массовая работа
Выступление на
подиуме ДДТ
Практическая работа
Конкурсная работа
2
2
Зачет
7
Итоговое занятие:
практическое
задание
4.5
5
5.7
Итого:
144
37
Тест
Педагогическое
наблюдение
Беседа
107
Содержание учебного плана
№
тем
ы
1
2
3
Содержание
Теория
Колво
часо
в
Цель: повторить с
Вводное
2
обучающимися
занятие.
правила техники
Техника
безопасности. безопасности при
работе
в
парикмахерской,
план эвакуации на
случай
пожара.
Техника
безопасности при
работе
парикмахерских
услуг.
Культура
общения
на
занятии
с
клиентами. Цели,
задачи
объединения
на
учебный год.
Санитария
и Цель: повторить с
2
обучающимися
гигиена
санитарногигиенические
требования в
профессии
парикмахера.
Общие сведения о
Постижёрные
8
изделия
из постижёрных
(лаковых)
волос
изделиях и об их
изготовлении.
Понятие «Тресс»,
Таблица 1.3.4
Практическая Колдеятельность
во
часо
в
Цель: научить
обучающихся
изготавливать
постижёрные
изделия из
волос.
22
3.1.
Введение
3.2.
Плетение тресса
2
3.3
Лаковые
украшения из
Волос
2
3.4
Применение
постижёрных
изделий в
прическах
Основные
элементы
причесок
2
4
4.1
Расчесывание,
начес,
тупирование
4.2
Локон, волна,
крон, пробор
4.3
Букли, валик,
завиток
4.4
Жгуты, хвосты,
рельеф
4.5
Средства для
укладки и
фиксации
прически
Моделировани
е причесок
5
5.1
Беседа «Изучи
свое лицо»
«Постиж»
2
Цель: научить
обучающихся
выполнять
расчесывание,
начес,
тупирование и
другие элементы
причесок: локон,
волна, крон,
пробор, букли,
валик, завиток,
жгуты, хвосты,
рельеф.
Ознакомить со
средствами для
укладки и
фиксации
прически.
5
Цель: ознакомить
обучающихся
с
характеристикой и
подбором
причесок к разным
типам лица (беседа
20
1
1
Плетение
тресса.
Применение
постижерных
изделий в
прическах.
4
10
8
Отработка
элементов
причесок
обучающимися
, правила и
технология
нанесения
укладочных
средств для
волос.
13
3
3
1
3
1
3
1
1
2
Определение
типа причесок.
Подбор
прически для
разной формы
лица.
72
5.2
Характеристика
и технология
подбора
причесок
5.3
Выполнение
классических
причесок
5.4
Повседневные
прически
5.5
Спортивные
прически
5.6
Романтические
прически
5.7
Прически на
длинных
волосах
6
7
Массовая
работа
Выступление
на подиуме
ДДТ
Итоговое
занятие
о формах лица:
овальное, круглое,
прямоугольное,
квадратное,
треугольное).
Понятие
«композиция
прически».
Научить
выполнять
классические,
повседневные,
спортивные,
романтические
прически и
прически на
длинных волосах.
Цель:
способствовать
умению держаться
на сцене и
развитию
коммуникабельны
х качеств
обучающихся.
Цель:
выявить
результаты
обучения
воспитанников по
программе II года
реализации.
4
2
Выполнение
причесок по
стилям.
Выполнение
причесок на
длинных
волосах.
8
12
2
12
2
6
4
12
4
12
Демонстрация
причесок на
сцене ДДТ,
участие в
мероприятиях
ДДТ.
Проводится
форме
творческого
задания.
8
в
2
Продвинутый уровень (3 год обучения)
Учебный план
Количество часов
Таблица 1.3.5
Формы
аттестации/контроля
№
п/п
Название
раздела, темы
1
Вводное занятие.
Техника
безопасности.
2
2
Беседа
2
Санитария и
гигиена
4
4
Беседа
3
Использование
гаджетов для
волос
30
6
24
3.1
Применение
петли для
плетения волос
8
2
6
Беседа
Практическая работа
3.2
Тройные щипцы
для завивки
волос,
применение.
10
2
8
Беседа
Фронтальный опрос
Практическая работа
3.3
Расческавыпрямитель
12
2
10
Беседа
Педагогическое
наблюдение
4
Простые
прически на
каждый день
40
12
28
4.1
Оформление
хвоста "Солнце"
6
2
4
Беседа
Практическая работа
4.2
Хвост "Бант"
6
2
4
Беседа
Практическая работа
4.3
Оформление
хвоста при
помощи петли
6
2
4
Беседа
Педагогическое
наблюдение
Всего Теория Практика
4.4
Коса из хвостов
"Сердечки"
6
2
4
Беседа
Практическая работа
4.5
Коса на резинках
8
2
6
Фронтальный опрос
Практическая работа
4.6
Пучок из волос
без применения
валика
8
2
6
Беседа
Педагогическое
наблюдение
5
Косы с лентами
64
16
48
5.1
Голливудская
волна
8
2
6
Беседа
Практическая работа
5.2
Четырехпрядная
коса с лентой
8
2
6
Беседа
Практическая работа
5.3
Коса зигзаг
8
2
6
Беседа
Практическая работа
5.4
Однопрядная
коса с лентой
8
2
6
Беседа
Педагогическое
наблюдение
5.5
Пятипрядная коса
декорированая
лентами
8
2
6
Беседа
Педагогическое
наблюдение
5.6
Коса рыбка с
тремя лентами
8
2
6
Беседа
Практическая работа
5.7
Французская коса
с тремя лентами
8
2
6
Фронтальный опрос
Практическая работа
5.8
Водопад с лентой
8
2
6
Беседа
Практическая работа
Стиль и мода в
прическах
64
16
48
Праздничные
прически
8
2
6
6
6.1
Беседа
Практическая работа
6.2
Праздничные
прически с
плетением
8
2
6
Фронтальный опрос
Практическая работа
6.3
Укладка феном
праздничная
8
2
6
Индивидуальная
работа
6.4
Мужская
праздничная
укладка
8
2
6
Фронтальный опрос
Практическая работа
6.5
Оформление
прически
декоративными
украшениями
8
2
6
Индивидуальная
работа
Педагогическое
наблюдение
6.6
Применение
накладных волос
в праздничной
прическе
8
2
6
Индивидуальная
работа
Педагогическое
наблюдение
6.7
Прически
вечерние
8
2
6
Фронтальный опрос
Практическая работа
6.8
Прически
конкурсные
8
2
6
Индивидуальная
работа
Педагогическое
наблюдение
7
Массовая работа
Выступление на
подиуме ДДТ
8
8
Практическая работа
Конкурсная работа
8
Итоговое
занятие:
практическое
задание
4
4
Тест
Зачет
Итого:
216
56
160
Содержание учебного плана
№
тем
ы
1
Содержание
Теория
Колво
часо
в
Вводное
занятие.
Техника
безопасности.
Цель: повторить
с обучающимися
правила техники
безопасности при
работе
в
парикмахерской,
план эвакуации
на случай пожара.
Таблица 1.3.6
Практическая
Колдеятельность
во
часо
в
2
Техника
безопасности при
работе
парикмахерских
услуг. Культура
общения
на
занятии
с
клиентами. Цели,
задачи
объединения на
учебный год.
Цель: повторить
с обучающимися
с санитарногигиеническими
требованиями в
профессии
парикмахера.
2
Санитария и
гигиена
3
Использовани Цель:
е
гаджетов ознакомить
научить
для волос
применять
современные
4
6
и
Техника
безопасности.
Выполнение
укладки на
24
3.1
Применение
гаджеты
петли
для волос.
плетения волос
3.2
Тройные
щипцы
для
завивки волос,
применение.
2
8
3.3
Расческавыпрямитель
2
10
4
Простые
прически на
каждый день
4.1
Оформление
хвоста
"Солнце"
4.2
Хвост "Бант"
4.3
Оформление
хвоста при
помощи петли
4.4
Коса из
хвостов
"Сердечки"
4.5
4.6
для
Цель:
научить
выполнять
следующие
работыоформление
хвоста «Солнце»,
хвост
«Бант»,
оформление
хвоста
при
помощи
петли,
косы из хвостов
«Сердечки».
Косы
на
резинках, пучок
из
волос
без
применения
валика.
2
12
тройные щипцы
для завивки волос,
расческавыпрямитель.
Выполнение
простых причесок
на каждый день.
6
28
2
4
2
4
2
4
2
4
Коса на
резинках
2
6
Пучок из волос
2
6
без
применения
валика
5
Косы с
лентами
5.1
Голливудская
волна
5.2
Четырехпрядн
ая коса с
лентой
5.3
Коса зигзаг
5.4
Однопрядная
коса с лентой
5.5
Пятипрядная
коса
декорированая
лентами
5.6
Коса рыбка с
тремя лентами
5.7
5.8
6
Цель:
научить
выполнять
следующие
работыголливудскую
волну,
однопрядную
косу с лентой,
четырехпрядную
косу с лентой,
косу
зиззаг,
пятипрядную
косу
декорированную
лентами,
косу
рыбка с тремя
лентами,
французскую
косу с тремя
лентами, водопад
с лентой.
16
2
Выполнения
плетения кос с
лентами
от
простого
к
сложному.
48
6
2
6
2
6
2
6
2
6
2
6
Французская
коса с тремя
лентами
2
6
Водопад с
лентой
2
6
Стиль и мода
в прическах
16
48
6.1
Праздничные
прически
6.2
Праздничные
прически с
Цель:
научить
выполнять
праздничные
прически
с
учетом
2
2
Применение
современных
элементов
прическах.
Обоснование
6
в
6
плетением
6.3
6.4
современных
тенденций,
Укладка феном
праздничные
праздничная
прически
с
плетением,
Мужская
праздничные
праздничная
укладки феном.
укладка
2
2
6.5
Оформление
прически
декоративным
и
украшениями
2
6.6
Применение
накладных
волос в
праздничной
прическе
2
Прически
вечерние
2
Прически
конкурсные
2
6.7
6.8
7
Массовая
работа
Выступление
на подиуме
ДДТ
8
Итоговое
занятие:
практическое
задание
Цель:
способствовать
умению
держаться на
сцене и развитию
коммуникабельн
ых качеств
обучающихся.
Цель:
выявить
результаты
обучения
воспитанников по
программе
III
года реализации.
выбора
стиля
прически
в
зависимости
от
случая.
Выполнение
причесок
с
элементами
плетения и без.
Применение
накладных волос в
прическах.
Ролевая игра «У
меня
сегодня
праздник».
Соблюдение
правил
техники
безопасности.
Выполнение
мужской
и
женской
праздничной
укладки.
Выполнение
конкурсной
прически.
6
6
6
6
6
6
Демонстрация
причесок на сцене
ДДТ, участие в
мероприятиях
ДДТ.
8
Проводится в
форме
творческого
задания
2
2.Комплекс организационно - педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
Таблица 2.1.1.
Количество учебных недель
36
Количество учебных дней
180
Продолжительность каникул
с 01.06.2026 г. по 31.08.2026 г.
Даты начала и окончания учебного
с 01.09.2025 по 20.05.2026 г.
года
Сроки промежуточной аттестации
с 15.12.2025 по 28.12.2025
Сроки итоговой аттестации (при
наличии)
с 10.05.2026 по 20.05.2026
2.2. Условия реализации программы
Таблица 2.2.1.
Аспекты
Материально-техническое
обеспечение
Характеристика
Кабинет для парикмахерского дела.
Зеркала.
Кресло.
Манекены.
Фен для сушки волос.
Электрощипцы.
Плойка.
Дезинфицирующие средства.
Информационное
обеспечение
- видео-фильмы
- фото причесок
- новинки мод из журналов
- интернет источники
Кадровое обеспечение
Педагог дополнительного образования первой
квалификационной категории.
2.3. Формы аттестации
Формами аттестации являются:
Зачет
Тест
Творческая работа
Конкурс
Фестиваль
Дефиле
За период обучения осуществляются:
текущий контроль - в виде сдачи теории и практики;
промежуточная аттестация - в виде зачетов по пройденным темам;
итоговая аттестация - в виде итоговой практической работы.
2.4. Оценочные материалы
Таблица 2.4.1.
Показатели качества реализации Методики
ДООП
Уровень развития творческого
Методика «Креативность личности» Д.
потенциала учащихся
Джонсона
Уровень развития социального
опыта учащихся
Тест «Уровень социализации личности»
(версия Р.И.Мокшанцева)
«Организация и оценка
Уровень сохранения и укрепления здоровьесберегающей деятельности
здоровья учащихся
образовательных учреждений» под ред.
М.М. Безруких
Уровень теоретической
подготовки учащихся
Диагностические тесты
Уровень удовлетворенности
родителей предоставляемыми
образовательными услугами
Изучение удовлетворенности родителей
работой образовательного учреждения
(методика Е.Н.Степановой)
Оценочные материалы (указать
конкретно по предметам в
соответствии с формами
аттестации)
Тесты
Зачеты
Конкурсная работа
2.5. Методические материалы
Методы обучения:
Словесный
Наглядный
Объяснительно-иллюстративный
Репродуктивный
Частично-поисковый
Исследовательский
Проектный
Формы организации образовательной деятельности:
Индивидуальная
Индивидуально-групповая
Групповая
Практическое занятие
Открытое занятие
Беседа
Выставка
Защита проекта
Презентация
Мастер-класс
Педагогические технологии:
Технология индивидуального обучения
Технология группового обучения
Технология коллективного взаимодействия
Технология дифференцированного обучения
Технология проблемного обучения
Технология дистанционного обучения
Технология исследовательской деятельности
Проектная технология
Здоровьесберегающая технология
Дидактические материалы:
Раздаточные материалы
Инструкции
Технологические карты
Образцы изделий
3. Воспитательный компонент дополнительной
общеобразовательной (общеразвивающей) программы
«Парикмахерский салон «Юный цирюльник»
Пояснительная записка
3.1.
В соответствии
целью
с законодательством Российской
воспитания
является
развитие
личности,
Федерации общей
самоопределение
и
социализация детей на основе социокультурных, духовно-нравственных
ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в
интересах человека, семьи, общества и государства, формирование чувства
патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества
и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и
старшему поколению; взаимного уважения; бережного отношения к
культурному наследию и традициям многонационального народа Российской
Федерации, природе и окружающей среде (Федеральный закон от 29.12.2012
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 2, п. 2 с
изменениями от 25 декабря 2023 года N 685-ФЗ)
Воспитательный
компонент
заключается
в
организации
работы
по
реализации следующих направлений воспитания:
- гражданско-патриотическое;
- духовно-нравственное;
- формирование культуры здоровья;
- профессиональное самоопределение;
- экологическое.
В
нем
отображается
организационно-методическое
сопровождение
воспитательного процесса, участие в конкурсных мероприятиях, проведение
тематических
мероприятий,
акций
внутриучрежденческого
тематические мероприятия по направленности программы.
уровня,
3.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты.
Цель - создание условий для самореализации и развития талантов детей, а
также воспитание высоконравственной, ответственной личности.
Основные
задачи
воспитания
на
основе
российских
базовых
(конституционных) ценностей направлены на воспитание, формирование:
— чувства патриотизма, гражданственности;
— духовно-нравственных ценностей;
— сознания ценности жизни, здоровья и безопасности;
— установки на соблюдение и пропаганду здорового образа жизни,
сознательное неприятие вредных привычек;
— уважения к труду, результатам труда, способности к творческому
созидательному труду;
— ориентации на осознанный выбор сферы профессиональных интересов;
— экологической культуры;
- интереса к технической деятельности, истории техники; понимание
значения техники в жизни российского общества;
- ценностей технической безопасности и контроля;
- уважения к достижениям в технике своих земляков;
- воли, упорства, дисциплинированности.
Для решения поставленных воспитательных задач и достижения цели
программы учащиеся привлекаются к участию (подготовке, проведению) в
мероприятиях района, села, учреждения, объединения: благотворительных
акциях, творческих выставках, мастер-классах, беседах, в конкурсных
программах различного уровня, направленных на достижение результатов.
Ожидаемые результаты
Предполагается, что в результате проведения воспитательных мероприятий
будет достигнут высокий уровень сплоченности коллектива, повышение
интереса к творческим занятиям и уровня личностных достижений учащихся
(победы в конкурсах), привлечение родителей к активному участию в работе
объединения, а также у детей будут сформированы определенные
личностные качества, способность к успешной социализации в обществе,
инициативность, самостоятельность, патриотизм, экологическая культура,
грамотное отношение к своему здоровью.
3.3. Формы воспитания и методы оценки результативности.
Дополнительное образование имеет практико-ориентированный характер и
ориентировано на свободный выбор педагогом таких видов и форм
воспитательной деятельности, которые способствуют формированию и
развитию у детей индивидуальных способностей и способов деятельности,
объективных представлений о мире, окружающей действительности,
внутренней мотивации к творческой деятельности, познанию, нравственному
поведению.
Основные формы воспитания:
- учебное занятие;
- практическое занятие;
- коллективное мероприятие;
- игры;
- беседы;
- итоговое мероприятие (конкурсы, соревнования, выставки —
способствуют закреплению ситуации успеха, развивают рефлексивные и
коммуникативные умения, ответственность, благоприятно воздействуют на
эмоциональную сферу детей).
Воспитательное значение активностей детей при реализации программ
дополнительного образования наиболее наглядно проявляется в социальных
проектах, благотворительных и волонтёрских акциях, в экологической,
патриотической, трудовой, профориентационной деятельности.
Методы оценки результативности реализации программы в части
воспитания:
- педагогическое наблюдение;
- оценка творческих работ;
- отзывы, интервью, материалы рефлексии.
3.4. Условия организации воспитательного процесса
Для решения задач воспитания при реализации образовательной программы
создаются определённые условия физической безопасности, комфорта,
активностей детей и обстоятельств их общения, социализации, признания,
самореализации, творчества.
Необходимые объективные условия:
- вся деятельность происходит в сфере свободного времени ребенка;
- выбор вида деятельности, педагога и коллектива сверстников
осуществляется им добровольно;
- содержание и формы работы детского объединения могут, при
необходимости, варьироваться.
Воспитание
имеет
деятельностную
основу
и
носит
практико-
ориентированный характер, что способствует обретению человеком смысла
собственной жизни и проектированию своего будущего.
3.5. Календарный план воспитательной работы на 2025-2026 уч. год
№
п/п
Название мероприятий
Сроки
Форма
проведения
Гражданско-патриотическое воспитание
1.
Горжусь Россией!
октябрь
Беседа
2.
День Героев Отечества.
декабрь
Участие в
мероприятии
поселения
февраль
Викторина
Герои нашего времени.
3.
День защитника Отечества.
Спортивные
конкурсы
4.
Земля без войны.
В течение года
Цикл бесед
Просмотр
видеороликов
5.
Победа!
май
Участие в цикле
мероприятий
6.
«Бессмертный полк»
май
Организация и
участие в акции
7.
Участие в плетении маскировочных сетей
В течение года
для СВО
Практическая
работа
Духовно-нравственное воспитание
8.
День пожилого человек
октябрь
Участие в
мероприятии ДДТ
9.
День матери
ноябрь
Видеопоздравление
мамам
10.
Моя семья – моя опора
январь
Участие в
мероприятии ДДТ
11.
Человек и его предназначение
март
Беседа
12.
Ветеранам войны посвящается
май
Участие в
мероприятии ДДТ
Профориентация
13.
Посвящение в парикмахеры
14.
Профессии, связанные с парикмахерским
сентябрь
ноябрь
Конкурсноразвлекательная
программа
Беседа
искусством
15.
Моя будущая профессия – парикмахер.
март
Анкетирование,
дискуссия
16.
Я и мой стиль
май
Презентация
17.
Участие в конкурсах по парикмахерскому
в течение года
Детское творчество
искусству
Здоровьесбережение
18.
Всероссийский день бега «Кросс нации»
сентябрь
Участие во
Всероссийском дне
бега
19.
Здоровый образ жизни - норма жизни
октябрь
Беседа
20.
Мы за здоровый образ жизни
декабрь
Участие в конкурсе
рисунков
21.
Шаг в бездну
февраль
Кинолекторий
22.
Не отнимай у себя завтра …
апрель
Дисскусия
23.
Что значит – быть здоровым?
май
Викторина
24.
Профилактика употребления
в течение года
Цикл бесед
в течение года
Цикл бесед
алкогольных и слабоалкогольных
напитков, энергетиков и
профилактика курения, употребления
наркотических веществ
25.
Здоровье выбери сам
Профилактическая работа по безопасности, ПДД, ППБ
26.
Простые правила безопасности
сентябрь
Беседа
27.
Трагедия Беслана
сентябрь
Видеолекторий
28.
Правила езды на велосипедах, скутерах,
сентябрь-
Беседа,
29.
мопедах в рамках месячника по ПДД
октябрь
просмотр
видеороликов
Знай правила движения, как таблицу
ноябрь
Викторина
декабрь
Беседа
умножения
30.
Как вести себя при пожаре
31.
Осторожно, мошенники!
в течение года
Цикл бесед
32.
Нет - терроризму!
в течение года
Цикл мероприятий
33.
Минутки безопасности
в течение года
Беседа
34.
Минутки профилактики по ПДД
в течение года
Беседа
Экологическое воспитание
35.
День леса
май
36.
Субботник
сентябрь,
май
37.
Сохраним родную природу
в течение года
Участие в
озеленении
территории
Участие в уборке
территории
Цикл бесед
Работа с родителями
38.
Родительское собрание «Знакомство с
сентябрь
Беседа
ноябрь
Беседа
объединением»
39.
Как влияет участие в жизни творческого
объединения на развитие ребенка?
40.
Успехи детей.
май
Индивидуальные
консультации
4.
Список литературы
Литература для педагога.
1. Гутыря А.Г Парикмахерское искусство. Харьков, 1998г.
2. Константинов А.В. Как стать парикмахером? – Издательство: «АРД
ЛТД», 1995г.
3. Ласица А. Уроки красоты. – Издательство: «Человек и экономика»,
1995 г.
4. Мясникова Л.И. Домашний парикмахер. – Петроград, 1994г.
5. Олин П. «Домашний парикмахер». – С-Петербург, 1996г.
6. Олин П. Прически и уход за волосами. – М., 1995г.
7. Панченко О.А. Современные элегантные стрижки. – Издательство
«Диля», 2004г.
8. Панченко О.А. Элегантные прически. – Издательство: «Диля», 2000г.
9. Панченко О.А. Стрижка, прическа, моделирование. – С-Петербург,
2000г.
10.Чулкова О. Уроки домашнего парикмахера. – С-Петербург, 1998г.
11. Видео уроки парикмахеров / HAIRLIFE.RU: [сайт]. – URL:
http://www.hairlife.ru/videos/
12.Уроки парикмахерского мастерства для начинающих: бесплатные
видео для самостоятельного обучения / Все курсы онлайн: [сайт]. –
URL: https://vse-kursy.com/read/946-uroki-parikmahera-dlyanachinayuschih-obuchayuschie-video.html
Литература для детей.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Голубева Е. Прически для праздников и особых случаев XXI века.–2005г.
Гутыря Л.Г. Парикмахерское искусство. – 1998 г.
Иванов В. Прически для девочек. – 1999 г.
Классические прически. – Изд-во «ОЛМА-Пресс звездный мир»
Панченко О.А. Современные элегантные стрижки. – 2004 г.
Панченко О.А. Элегантные прически. – 2000 г.
Прически для коротких волос. – Изд-во «ОЛМА-Пресс звездный мир».
Романенко Л.Ю. Вечерние прически для длинных волос. – 2007 г.
222 стильные прически. – Изд-во «АСМ».
Приложение 1
Тестовые задания по теме «Санитария и гигиена»
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
11
12
13
14
15
16
17
Вопросы
Что должен осмотреть парикмахер прежде чем
приступить к работе?
При какой температуре моют голову в
парикмахерских?
Сколько допускается иметь раковин, в
парикмахерской, где имеется не более 3х
рабочих мест?
Какие виды вентиляций бывают?
Как называется заболевание кожи,
слизистых оболочек, ногтей и
внутренних органов, вызываемое грибами
рода кандида?
Из каких 2х частей состоит волос?
Какие бывают виды дезинфекции педикулеза ?
Через что происходит передача вшей от одного
посетителя другому в парикмахерских?
Назовите виды дезинфекции?
Какие бывают типы волос?
Что называют наружным слоем волоса, который
представлен плоскими, безъядерными,
ороговевшими клетками?
Сколько необходимо времени для стерилизации
инструментов?
Сколько раз в день проводиться влажная уборка
в парикмахерской?
Какие парикмахерские инструменты моют под
проточной водой?
ИТОГО
Эталон ответа
Кожу лица, кожу
головы, волосы.
Около 40 С.
Кол-во
баллов
3
3
Одну.
3
Естественная,
искусственная
3
Кандидоз
Стержень, корень.
Профилактическая,
очаговая.
Инструменты,
бельё.
Механический,
Физический,
Химический.
Нормальные,
Сухие.
Жирные,
Смешанные.
3
3
3
3
3
3
Кутикула.
3
15 мин
3
Не реже чем 2 раза
3
Расчёски
3
51
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5