Оглавление
1. Комплекс основных характеристик дополнительной
общеразвивающей программы
1.1. Пояснительная записка
1.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты
1.3. Содержание программы
2. Комплекс организационно педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
2.2. Условия реализации программы
2.3. Формы аттестации
2.4. Оценочные материалы
2.5. Методические материалы
3. Воспитательный компонент программы
3.1. Пояснительная записка
3.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты
3.3. Формы воспитания и методы оценки результативности
3.4. Условия организации воспитательного процесса
3.5. Календарный план воспитательной работы
4. Список литературы
1.Комплекс основных характеристик дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы (общий)
1.1. Пояснительная записка
Нормативные правовые основы разработки ДООП:
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 07.10.2022)
"Об образовании в Российской Федерации";
Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 “Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”;
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
января 2021 года N 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН
1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания";
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации»
(вместе
с
«Методическими
рекомендациями
по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)»;
Положение о дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей)
программе МАУ ДО «Байкало-Кударинский ДДТ» (приказ муниципального
автономного учреждения дополнительного образования «БайкалоКударинский ДДТ» № 218 от 01.09.2020 г.)
Актуальность:
В современном обществе целью развития школьников является
всестороннее гармоничное развитие личности. Игра - ведущий вид
деятельности детей, в которой ребенок учится, развивается, растет. Тем ни
менее, настольные игры уже давно уступили место компьютерным, за
которыми дети готовы просиживать часами. Компьютер не заменит
непосредственного живого общения. Дух партнёрства, товарищества, а позже
и соперничества, который возникает при обучении, а затем во время
настольных интеллектуальных игр, сложно переоценить. Настольные игры,
одной из которых являются шашки, развивают у детей мышление, память,
внимание,
творческое
воображение,
наблюдательность,
строгую
последовательность рассуждений. На протяжении обучения дети овладевают
важными логическими операциями: анализом и синтезом, сравнением,
обобщением, обоснованием выводов.
Игра в шашки – очень мощный инструмент полноценного развития
интеллекта ребенка в игровой форме. Для ребенка это не только игра,
доставляющая много радости, но и эффективное средство самовоспитания.
Обучение детей игры в шашки способствует умению ориентироваться на
плоскости; развитию мышления, внимательности, усидчивости, собранности,
самостоятельности, запоминанию; учит сравнивать, обобщать.
Шашки - замечательный повод для общения людей, способствующий
углублению взаимопонимания, укреплению дружеских отношений.
Шашечное творчество научит детей использовать свою смекалку и в других
областях человеческой деятельности, научить думать.
Обучение включает в себя следующие основные предметы (разделы):
1. Вводное занятие.
2. Шашечный Кодекс
3. Первоначальные понятия
4. Тактика
5. Стратегия
6. Эндшпиль
7. Дебют
8. Композиция
Вид программы: модифицированная.
Направленность программы: физкультурно-спортивная.
Адресат программы:
Программа предназначена для детей в возрасте 7 - 15 лет. Игра в шашки
вобрала в себя элементы науки, искусства и спорта. Она помогает
воспитывать в детях дисциплинированность, усидчивость, умение
концентрировать внимание и логически мыслить. Значительна роль шашек и
в эстетическом воспитании. Впечатляющая красота комбинаций, этюдов и
концовок доставляет любителям истинно творческое наслаждение. На
протяжении всего периода обучения юные шашисты овладевают важными
логическими операциями: анализом и синтезом, сравнением, обобщением,
обоснованием выводов. Занятия шашками воспитывают чувство
коллективизма, волю, целеустремленность, способствуют поддержке при
изучении
общеобразовательных
предметов,
повышают
интеллект
занимающихся.
Срок и объем освоения программы:
2 года, 180 педагогических часа, из них:
«Стартовый уровень» - 1год, 72 педагогических часа;
«Базовый уровень» - 1 год, 108 педагогических часа.
Форма обучения: очная.
Особенности организации образовательной деятельности:
Занятие является основной формой организации учебного процесса.
Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая, поточная.
Режим занятий:
Предмет
«Русские шашки»
Стартовый уровень
Базовый уровень
2 часа в неделю;
3 часа в неделю;
72 часа в год.
108 часов в год.
1.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты
Цель: раскрытие умственного, нравственного,
личности обучающихся через игру в шашки.
волевого
потенциала
Задачи:
Образовательные (обучающие):
изучение основ шашечной игры;
овладение основными приемами техники и тактики;
ознакомление с историей развития шашек;
ознакомление с комбинацией и позиционной игрой;
ознакомить с техникой расчета, комбинационного зрения,
позиционного чутья, творческой работы, умения анализа и
комментирования сыгранных партий.
Развивающие:
развитие интеллектуальных способностей учащихся;
развитие логического и творческого мышления, памяти, внимания и
быстроты мышления;
развитие комбинационного зрения, позиционной интуиции, умения
ориентироваться в дебютах, миттельшпиле и эндшпиле.
Воспитательные:
воспитание воли, целеустремленности, дисциплинированности,
усидчивости, выносливости, чувства коллективизма и взаимопомощи.
выработка у учащихся умения применять полученные знания на
практике.
Ожидаемые результаты:
Стартовый уровень
Базовый уровень
Знать
- правила шашечной игры.
- историю возникновения шашек;
- шашечные термины; - шашечную нотацию;
- элементарные основы - примеры выигрыша двух против одной;
шашечной игры
- различные тактические приемы;
- технику эндшпиля;
- дебюты (начальные сведения об открытых,
полуоткрытых началах, закрытых дебютах);
- основы стратегии.
Уметь
- ориентироваться на
шахматной доске;
- играть в шашки;
- правильно
расставлять шашки
фигуры перед игрой;
- перемещать фигуры
по горизонтали,
вертикали, диагонали;
- разыгрывать
простейшие
комбинации;
- решать
элементарные задачи
на взятие и защиту
фигур
Владеть -правилами игры
- проявлять психологическую устойчивость;
- записывать партию;
- разыгрывать основные дебюты;
- преодолевать волнение перед игрой и
соревнованиями;
- общаться и договариваться со сверстниками;
- проявлять усидчивость, сосредоточенность,
последовательность рассуждений,
изобретательность, умение анализировать,
абстрактно и логически мыслить, применять
ассоциативную фантазию;
- при игре использовать: тактические приемы
(заграждение, отвлечение и т.п.);
- применять различные дебюты;
- использовать стратегические приемы
- спортивным мастерством;
- навыками простейшего судейства;
- владеть комбинационными навыками игры
1.3.1. Содержание программы
«Русские шашки»
Стартовый уровень (1 год обучения)
Учебный план
Таблица 1.3.1
N
п/п
Название раздела,
темы
Количество часов
Всего
1
Вводное
История
шашек.
2
занятие
развития
Теори Прак
я
тика
Формы
аттестации/контро
ля
беседа
1
1
Шашечный Кодекс
1
1
3
Первоначальные
понятия
6
3
3
4
Тактика
15
5
10
фронтальный опрос
5
Стратегия
2
1
1
игра
6
Эндшпиль
6
4
2
наблюдение
7
Дебют
2
2
тест
8
Композиция
1
1
беседа
4
1
9
10
Международные
шашки
Спаррингтренировки,
конкурсы решений,
сеансы
одновременной
игры
беседа
3
наблюдение
наблюдение
игра
16
16
игра
11
Классификационны
е турниры
18
ИТОГО:
72
18
19
53
Содержание учебного плана
1. История развития шашек. Т. – 1 ч.
Различные шашечные системы. Древность русских шашек.
Распространение шашечной игры в России. Первая книга по шашкам в
России, написанная, в 1827 году, А.Д. Петровым.
2. Шашечный Кодекс. Т. – 1 ч.
3. Первоначальные понятия. Т. – 3 ч. П – 3 ч.
Правила игры, шашечная нотация. Основы шашечной игры и её общие
вопросы. Понятие о шашечной позиции, позиционное преимущество –
важный путь к достижению победы. Сила дамки, значение связок, разменов,
понятие об оппозиции, темпах, маневренных возможностях. Упражнения на
усвоение правил игры, разбор и решение тематических примеров. Игры с
записью партий.
4. Тактика. Т. – 5 ч. П – 10 ч.
Различные способы выигрыша шашек. Разнообразие тактических
приемов и умение ими пользоваться, в процессе игры. Простейшие
комбинации и тренировка в их отыскании, расчет ходов в партии. Жертва
шашки. Комбинационные эпизоды игры. Комбинационные ловушки.
Контрудары.
5. Стратегия. Т. – 1 ч. П – 1 ч.
Значение центральных полей игры. Сила и слабость центра. Тактика –
важная часть стратегии, ей подчиненная. Значение общего плана игры в
партии.
6. Эндшпиль. Т. – 4 ч. П – 2 ч.
Расчет ходов, ценность времени и пространства, игровое качество
дамки по сравнению с простой шашкой. Правило оппозиции –
противостояние шашек.
Три дамки против одной, «треугольник». Разбор специальных
тематических примеров, решение упражнений.
7. Дебют. Т – 2 ч.
Определение дебюта, его основные цели. Наиболее распространенные
дебютные ловушки в «Игре Петрова», «Перекрестке», «Отыгрыше».
Нахождение дебютных ловушек и комбинаций, тематические игры с
разбором сыгранных партий.
8. Композиция. Т. – 1 ч.
Концовки, задачи и этюды – произведения композиции (особой
области шашечного творчества). Связь композиции с практикой.
9. Международные шашки. Т. – 1 ч. П. – 3 ч.
Нотация доски, запись ходов и положений. Ловушки в дебютах,
комбинации, этюдные маневры. Красота игры. Простор для творчества.
Упражнения в записи отдельных положений и записи партий.
10. Спарринг
тренировки,
конкурсы
решений,
сеансы
одновременной игры.
П – 16 ч.
Систематичность спарринг – тренировок, разнообразие их тематики,
подбор партнеров.
Тематика конкурсов решений и сеансов одновременной игры, учет
тренировочных выступлений занимающихся.
Разбор сыгранных партий, проверка выполнения заданий.
11. Классификационные турниры. П. – 18 ч.
Участие в соревнованиях, турнирах по шашкам, запись партий, их
последующий разбор.
1.3.2. Содержание программы
«Русские шашки»
Базовый уровень (2 год обучения)
Учебный план
N
п/
п
1
2
3
Название раздела,
темы
Количество часов
Всего
Вводное
занятие
История
развития
шашек
Российская шашечная
школа
Шашечный Кодекс
Практи
ка
беседа
1
1
2
1
1
1
1
беседа
наблюдение
5
Стратегия
4
2
2
фронтальный
опрос
игра
6
Эндшпиль
4
2
2
наблюдение
7
Композиция
4
2
2
тест
8
Дебют
16
16
беседа
4
9
10
11
12
Тактика
Теори
я
Таблица 1.3.2
Формы
аттестации/кон
троля
20
10
10
Спортивный режим,
Психологическая
подготовка.
Спарринг-тренировки,
конкурсы решений.
Сеансы одновременной
игры.
Консультационные
партии.
Классификационные
турниры
Другие соревнования
наблюдение
20
ИТОГО:
108
4
2
2
фронтальный
опрос
4
16
18
18
14
14
25
83
игра
Содержание учебного плана
История развития шашек. Т. – 1 ч.
Шашки в дореволюционной России. Выдающиеся шашисты конца XIX
в. (С.Воронцов, братья А. и В. Шошины, их творческий вклад в теорию
русских шашек.
1.
2.
Российская шашечная школа. Т. – 1 ч. П. – 1 ч.
Шашечный Кодекс. П. – 1 ч.
Краткая история разработки шашечных правил игры и соревнований.
Шашечный Кодекс. Организация и судейство соревнований.
3.
Тактика. Т. – 10 ч. П. – 10 ч.
Комбинация в партии, её идейное содержание и цели. Вскрытие
дамочных полей, финальные удары. Мотивы, идеи и механизмы комбинаций.
Изучение технических приемов комбинаций. Красота комбинаций. Жертвы
для получения позиционного преимущества. Жертвы в сочетании с другими
тактическими приемами. Разбор тематических упражнений.
4.
Стратегия. Т. – 2 ч. П. – 2 ч.
Понятие об атаке и защите. Создание атаки, характер её ведения.
Атакующие и защитные тактические средства. Упражнения на овладение
игровыми приемами для ведения атаки и защиты путем отыскания решений,
в заданных позициях.
5.
Эндшпиль. Т. – 2 ч. П. – 2 ч.
Борьба простых шашек/ две против двух, типичные примеры из борьбы
двух против трех, три шашки против трех, три против четырех. Совместная
борьба дамок и простых. Отработка приёмов игры в эндшпиле.
6.
Композиция. Т. – 2 ч. П. –2 ч.
Комбинационные концовки и этюды, их связь с практической партией,
понятие о шашечных задачах. Классификация составителей концовок, задач
и этюдов. Разбор интересных для практической партии концовок и этюдов.
7.
Дебют. П. – 16 ч.
Важность изучения начал партии. Краткая история развития дебюта,
современное состояние дебютной теории. Индивидуальный подход к выбору
8.
дебютного репертуара, общие задачи начала партии. Дебют «Кол», «Колугловик». Дебют «Обратный кол». Дебют «Городская партия». Дебют
«Отыгрыш», «Старая партия». Дебют «Косяк». Дебют «Обратный косяк».
Дебют «Отказанный косяк». Дебюты: их сложность, главные системы игры.
9.
Спортивный режим, психологическая подготовка. Т. – 2 ч. П. –
2 ч.
Гигиенические знания и навыки. Общий режим дня. Режим питания.
Закаливание организма. Психология шашечной борьбы.
10. Спарринг-тренировки,
конкурсы
решений,
сеансы
одновременной игры, консультационные партии. Т. – 4 ч. П. – 16 ч.
Последовательность перехода от теоретических занятий к спарринг –
тренировкам. Сеансы одновременной игры: обычные и тематические.
Консультационные партии. Контрольные работы.
11. Классификационные турниры. П. – 18 ч.
Участие в классификационных турнирах для кружковцев.
Последующий разбор, сыгранных партий. Приобретение навыков в
организации соревнований и проведении судейства.
12. Другие соревнования (по спортивному календарю). П. – 14 ч.
2.Комплекс организационно - педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
Таблица 2.1.1.
Количество учебных недель
36
Количество учебных дней
180
Продолжительность каникул
с 01.06.2026 г. по 31.08.2026 г.
Даты начала и окончания учебного
с 01.09.2025 по 20.05.2026 г.
года
Сроки промежуточной аттестации
с 15.12.2025 по 28.12.2025
Сроки итоговой аттестации (при
наличии)
с 10.05.2026 по 20.05.2026
2.2. Условия реализации программы
Таблица 2.2.1.
Аспекты
Характеристика
Материально-техническое
обеспечение
Учебный кабинет,
Столы,
Стулья,
Шашки,
Доски для игры в шашки.
Информационное
обеспечение
Кадровое обеспечение
Интернет-сайты
Методическая литература
Педагог дополнительного образования
2.3. Формы аттестации
Формами аттестации являются:
С помощью собеседований, опроса на первых занятиях выявляется
уровень подготовленности обучающихся для определения готовности к
восприятию материала, новой темы, на первых занятиях восполняются
выявленные пробелы.
Для проверки усвоения материала по теме проводятся диагностические
задания: опросы, решения шашечных комбинаций, игра с учителем, беседы.
Итоговый контроль выявляет, насколько обучающиеся усвоили
учебную программу, при их участии в шашечном турнире, игре с учителем, и
решении комбинаций, сочетающих в себе элементы тактических приемов,
изученных в течение года.
Формы подведения итогов: - открытые занятия - турниры
2.4. Оценочные материалы
Таблица 2.4.1.
Показатели качества реализации
ДООП
Уровень развития творческого
потенциала учащихся
Методики
Уровень развития социального опыта
учащихся
Тест «Уровень социализации
личности» (версия Р.И.Мокшанцева)
Уровень сохранения и укрепления
здоровья учащихся
«Организация и оценка
здоровьесберегающей деятельности
образовательных учреждений» под
ред. М.М. Безруких
Уровень теоретической подготовки
учащихся
Методика «Креативность личности» Д.
Джонсона
Диагностические тесты
Изучение удовлетворенности
Уровень удовлетворенности родителей
родителей работой образовательного
предоставляемыми образовательными
учреждения (методика
услугами
Е.Н.Степановой)
Оценочные материалы (указать
конкретно по предметам в
соответствии с формами аттестации)
Тесты
Соревнования
Подвижные игры
2.5. Методические материалы
Методы обучения:
Словесный
Наглядный
Практический
Формы организации образовательной деятельности:
Индивидуальная
Индивидуально-групповая
Групповая
Практическое занятие
Педагогические технологии:
Технология индивидуального обучения
Технология группового обучения
Здоровьесберегающая технология
3. Воспитательный компонент дополнительной
общеобразовательной (общеразвивающей) программы «Русские шашки»
Пояснительная записка
3.1.
В соответствии
целью
с законодательством Российской
воспитания
является
развитие
личности,
Федерации общей
самоопределение
и
социализация детей на основе социокультурных, духовно-нравственных
ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в
интересах человека, семьи, общества и государства, формирование чувства
патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества
и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и
старшему поколению; взаимного уважения; бережного отношения к
культурному наследию и традициям многонационального народа Российской
Федерации, природе и окружающей среде (Федеральный закон от 29.12.2012
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 2, п. 2 с
изменениями от 25 декабря 2023 года N 685-ФЗ)
Воспитательный
компонент
заключается
в
организации
работы
по
реализации следующих направлений воспитания:
- гражданско-патриотическое;
- духовно-нравственное;
- формирование культуры здоровья;
- профессиональное самоопределение;
- экологическое.
В
нем
отображается
организационно-методическое
сопровождение
воспитательного процесса, участие в конкурсных мероприятиях, проведение
тематических
мероприятий,
акций
внутриучрежденческого
тематические мероприятия по направленности программы.
уровня,
3.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты.
Цель - создание условий для самореализации и развития талантов детей, а
также воспитание высоконравственной, ответственной личности.
Основные
задачи
воспитания
на
основе
российских
базовых
(конституционных) ценностей направлены на воспитание, формирование:
— чувства патриотизма, гражданственности;
— духовно-нравственных ценностей;
— сознания ценности жизни, здоровья и безопасности;
— установки на соблюдение и пропаганду здорового образа жизни,
сознательное неприятие вредных привычек;
— уважения к труду, результатам труда, способности к творческому
созидательному труду;
— ориентации на осознанный выбор сферы профессиональных интересов;
— экологической культуры;
- интереса к технической деятельности, истории техники; понимание
значения техники в жизни российского общества;
- ценностей технической безопасности и контроля;
- уважения к достижениям в технике своих земляков;
- воли, упорства, дисциплинированности.
Для решения поставленных воспитательных задач и достижения цели
программы учащиеся привлекаются к участию (подготовке, проведению) в
мероприятиях района, села, учреждения, объединения: благотворительных
акциях, творческих выставках, мастер-классах, беседах, в конкурсных
программах различного уровня, направленных на достижение результатов.
Ожидаемые результаты
Предполагается, что в результате проведения воспитательных мероприятий
будет достигнут высокий уровень сплоченности коллектива, повышение
интереса к творческим занятиям и уровня личностных достижений учащихся
(победы в конкурсах), привлечение родителей к активному участию в работе
объединения, а также у детей будут сформированы определенные
личностные качества, способность к успешной социализации в обществе,
инициативность, самостоятельность, патриотизм, экологическая культура,
грамотное отношение к своему здоровью.
3.3. Формы воспитания и методы оценки результативности.
Дополнительное образование имеет практико-ориентированный характер и
ориентировано на свободный выбор педагогом таких видов и форм
воспитательной деятельности, которые способствуют формированию и
развитию у детей индивидуальных способностей и способов деятельности,
объективных представлений о мире, окружающей действительности,
внутренней мотивации к творческой деятельности, познанию, нравственному
поведению.
Основные формы воспитания:
- учебное занятие;
- практическое занятие;
- коллективное мероприятие;
- игры;
- беседы;
- итоговое мероприятие (конкурсы, соревнования, выставки —
способствуют закреплению ситуации успеха, развивают рефлексивные и
коммуникативные умения, ответственность, благоприятно воздействуют на
эмоциональную сферу детей).
Воспитательное значение активностей детей при реализации программ
дополнительного образования наиболее наглядно проявляется в социальных
проектах, благотворительных и волонтёрских акциях, в экологической,
патриотической, трудовой, профориентационной деятельности.
Методы оценки результативности реализации программы в части
воспитания:
- педагогическое наблюдение;
- оценка творческих работ;
- отзывы, интервью, материалы рефлексии.
3.4. Условия организации воспитательного процесса
Для решения задач воспитания при реализации образовательной программы
создаются определённые условия физической безопасности, комфорта,
активностей детей и обстоятельств их общения, социализации, признания,
самореализации, творчества.
Необходимые объективные условия:
- вся деятельность происходит в сфере свободного времени ребенка;
- выбор вида деятельности, педагога и коллектива сверстников
осуществляется им добровольно;
- содержание и формы работы детского объединения могут, при
необходимости, варьироваться.
Воспитание
имеет
деятельностную
основу
и
носит
практико-
ориентированный характер, что способствует обретению человеком смысла
собственной жизни и проектированию своего будущего.
3.5. Календарный план воспитательной работы на 2025-2026 уч. год
№
п/п
Название мероприятий
Сроки
Форма
проведения
Гражданско-патриотическое воспитание
1.
Горжусь Россией!
октябрь
Беседа
2.
День Героев Отечества.
декабрь
Участие в
мероприятии
поселения
февраль
Викторина
Герои нашего времени.
3.
День защитника Отечества.
Спортивные
конкурсы
4.
Земля без войны.
В течение года
Цикл бесед
Просмотр
видеороликов
5.
Победа!
май
Участие в цикле
мероприятий
6.
«Бессмертный полк»
май
Организация и
участие в акции
7.
Участие в плетении маскировочных сетей
В течение года
для СВО
Практическая
работа
Духовно-нравственное воспитание
8.
День пожилого человек
октябрь
Участие в
мероприятии ДДТ
9.
День матери
ноябрь
Видеопоздравление
мамам
10.
Моя семья – моя опора
январь
Участие в
мероприятии ДДТ
11.
Человек и его предназначение
март
Беседа
12.
Ветеранам войны посвящается
май
Участие в
мероприятии ДДТ
Профориентация
13.
Посвящение в кружковцы
сентябрь
14.
Профессии, связанные со спортом
15.
Моя будущая профессия.
март
Анкетирование,
дисскусия
16.
Мой мир и шашки
май
Презентация
17.
Участие в конкурсах по шашкам
ноябрь
в течение года
Конкурсноразвлекательная
программа
Беседа
Соревнования
Здоровьесбережение
18.
Всероссийский день бега «Кросс нации»
сентябрь
Участие во
Всероссийском дне
бега
19.
Здоровый образ жизни - норма жизни
октябрь
Беседа
20.
Мы за здоровый образ жизни
декабрь
Участие в конкурсе
рисунков
21.
Шаг в бездну
февраль
Кинолекторий
22.
Не отнимай у себя завтра …
апрель
Дисскусия
23.
Что значит – быть здоровым?
май
Викторина
24.
Профилактика употребления
в течение года
Цикл бесед
в течение года
Цикл бесед
алкогольных и слабоалкогольных
напитков, энергетиков и
профилактика курения, употребления
наркотических веществ
25.
Здоровье выбери сам
Профилактическая работа по безопасности, ПДД, ППБ
26.
Простые правила безопасности
сентябрь
Беседа
27.
Трагедия Беслана
сентябрь
Видеолекторий
28.
Правила езды на велосипедах, скутерах,
сентябрь-
Беседа,
29.
мопедах в рамках месячника по ПДД
октябрь
просмотр
видеороликов
Знай правила движения, как таблицу
ноябрь
Викторина
декабрь
Беседа
умножения
30.
Как вести себя при пожаре
31.
Осторожно, мошенники!
в течение года
Цикл бесед
32.
Нет - терроризму!
в течение года
Цикл мероприятий
33.
Минутки безопасности
в течение года
Беседа
34.
Минутки профилактики по ПДД
в течение года
Беседа
Экологическое воспитание
35.
День леса
май
36.
Субботник
сентябрь,
май
37.
Сохраним родную природу
в течение года
Участие в
озеленении
территории
Участие в уборке
территории
Цикл бесед
Работа с родителями
38.
Родительское собрание «Знакомство с
сентябрь
Беседа
ноябрь
Беседа
объединением».
39.
Как влияют занятия шашками на развитие
ребенка?
40.
Успехи детей.
май
Индивидуальные
консультации
4. Список литературы
Для педагога:
1. А. С. Ляховский, Н.В. Курилович. Азбука шашек, 2006
2. Кульбанов. "Корифеи русских шашек" , 2006
3. И. Головня. Русские шашки, 2005
4. Б. М. Блиндер, А. А. Косенко. "Середина игры в русские шашки", 2005
5. О. А. Романчук. Учебник по шашкам, 2005
6. Д. Абаулин. "Начало шашечной партии" , 2006
7. Г. Миротин, А. Козлов. "Тактика в русских шашках" , 2000
8. Б. Адамович. Позиционные приемы борьбы в русских шашках" , 2003
9. В. Витошкин. «Секреты этюдного творчества» , 2007
10. Правила вида спорта «Шашки». Шашечный кодекс, 2013
Для детей и родителей
1. Голосуев В.М. "Играйте в шашки"
2. Куличихин А.И. " История развития шашек"
3. Рамм Л.М. "Курс шашечных начал"
4. М. Мосин «Как обыграть папу», 2015
5. К. Погребной, Я. Юзюк «Шашки для детей, 2011
Интернет-ресурсы:
1. http://www.shashkivsem.ru/shashki-v-intemet - Интересное об игре в шашки
для всех.
2. http://shaski.narod.ru/index.html - Первые книги для начинающих Основы
теории игры Начало партии Дебют Стратегия и тактика Миттешпиль
Комбинация Эншпиль Все по композиции Этюды Задачи.