Оглавление
1.
Комплекс основных характеристик дополнительной
общеразвивающей программы
1.1.
Пояснительная записка
1.2.
Цель, задачи, ожидаемые результаты
1.3.
Содержание программы
2.
2.1.
2.2.
2.3.
2.4.
2.5.
Комплекс организационно педагогических условий
Календарный учебный график
Условия реализации программы
Формы аттестации
Оценочные материалы
Методические материалы
3.
3.1.
3.2.
3.3.
3.4.
3.5.
Воспитательный компонент программы
Пояснительная записка
Цель, задачи, ожидаемые результаты
Формы воспитания и методы оценки результативности
Условия организации воспитательного процесса
Календарный план воспитательной работы
4.
Список литературы
1.Комплекс основных характеристик дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы (общий
1.1. Пояснительная записка
Нормативные правовые основы разработки ДООП:
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 07.10.2022)
"Об образовании в Российской Федерации";
Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 “Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”;
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
января 2021 года N 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН
1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания";
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации»
(вместе
с
«Методическими
рекомендациями
по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)»;
Положение о дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей)
программе МАУ ДО «Байкало-Кударинский ДДТ» (приказ муниципального
автономного учреждения дополнительного образования «БайкалоКударинский ДДТ» № 218 от 01.09.2020 г.)
Актуальность:
Современный социальный заказ на образование обусловлен задачами
художественного образования школьников, которые выдвигаются в
концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года (от 31
марта 2022 г. № 678-р), где говорится, что в рамках реализации
дополнительных
общеобразовательных
программ
художественной
направленности необходимо: содействовать эстетическому, нравственному,
патриотическому, этнокультурному воспитанию детей путем приобщения к
искусству, народному творчеству, художественным ремеслам и промыслам, а
также сохранению культурного наследия народов Российской Федерации.
Общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Умелые руки»
раскрывает перед детьми данные возможности, поскольку позволяет
плодотворно осуществлять эстетическое воспитание учащихся, формировать
их духовную культуру, а также создавать условия для развития творческой
личности ребенка на основе мотивации к декорированию и художественной
обработке используемого материала. Занятия художественной практической
деятельностью по данной программе решают не только задачи
художественного воспитания, но и более масштабные: развивают
интеллектуально-творческий потенциал ребёнка, фантазию; навыки работы с
подручными материалами; приучают детей к терпению и упорству, умению
доводить начатое дело до конца; формировать стремление мастерить своими
руками, глядя на окружающий мир глазами художника, дарить счастье
творчества и позволяет каждому ребенку ощутить себя мастером и творцом.
Обучение включает в себя следующие основные предметы (разделы):
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Работа с бумагой и картоном;
Работа с природным материалом;
Работа с синтетическим материалом;
Работа с бросовым материалом;
Лепка;
Квиллинг;
Цикл творческих работ
Вид программы: модифицированная.
Направленность программы: художественная
Адресат программы:
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа
«Умелые руки» предназначена для детей 7 - 12 лет.
Дети 7 - 12 лет - это уже не малыши, но еще не старшие дети. Такой возраст
объединяет части характеров, присущие старшим детям (интеллектуальное
развитие, нормы морали, противоречивость и т.п.) и младшим
(непосредственность, неумение концентрировать внимание и т.п.). Дети
такого возраста всегда готовы помочь, так как у них развито желание
лидерства. Дети активно проявляют самостоятельность, стараются стать как
можно более независимыми. Все эти качества педагог должен разумно
использовать в работе с детьми. Организация работы по декоративноприкладному творчеству базируется на принципе практического обучения.
Учащиеся сначала обдумывают, а затем создают различные вещи. При этом
активизация усвоения учебного материала достигается благодаря тому, что
мозг и руки «работают вместе».
Срок и объем освоения программы:
4 года, 288 педагогических часов, из них:
«Стартовый уровень» - 1 год, 72 педагогических часа;
«Базовый уровень» - 2 года, 144 педагогических часа;
«Продвинутый уровень» - 1 год, 72 педагогических часа.
Форма обучения: очная.
Особенности организации образовательной
одновозрастные, индивидуальное обучение.
деятельности:
группы
Режим занятий:
Предмет
«Умелые
ручки»
Стартовый уровень
(1 год обучения)
Базовый уровень
(2, 3 годы обучения)
Продвинутый
уровень (4 год
обучения0
2 часа в неделю;
2 часа в неделю;
2 часа в неделю;
72 часа в год.
72 часа в год.
72 часа в год.
1.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты
Цель: создание условий для
развития творческих, художественноконструкторских способностей учащихся, формирования
духовно –
нравственной культуры средствами декоративно прикладного творчества.
Задачи:
Образовательные (обучающие):
1. Познакомить детей с основными геометрическими понятиями и базовыми
формами работы с пластилином, бумагой, природными материалами.
2. Сформировать умения следовать устным инструкциям, читать и
зарисовывать схемы изделий.
3. Познакомить с различным приемам работы с бумагой, картоном,
шерстяными нитками, текстильным и бросовым материалами.
4. Научить
соблюдать правила техники безопасности при работе с
инструментами
Развивающие:
1. Развить внимание, память, логическое и абстрактное
мышление,
пространственное воображение, наблюдательность, умение видеть
характерные эстетические признаки окружающих объектов, сравнивать
между собой.
2. Развить мелкую моторику рук и глазомера.
3. Развить художественный вкус, творческие способности и фантазию детей.
4. Развивать коммуникативные способности детей.
Воспитательные:
1. Воспитывать интерес к искусству, личностную позицию при восприятии
произведений искусства.
2. Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.
Ожидаемые результаты:
Таблица 1.2.1
Стартовый уровень
Знать
- как организовать
рабочее место;
- правила безопасной
работы с природными
и пластическими
материалами
- назначение
инструментов и
приспособлений при
работе с бумагой,
картоном и другими
материалами;
- технологию
изготовления
несложных поделок,
аппликаций, моделей
Базовый уровень
- технологию
изготовления
поделки, аппликации,
модели;
- назначение
инструментов и
приспособлений при
работе с бумагой и
картоном;
- правила охраны
труда при работе с
ножницами;
- способы соединения
деталей в поделке,
аппликации;
- основные правила
составления
композиции;
- правила подбора
цветов бумаги к
основному фону;
Продвинутый
уровень
- сведения из истории
игрушки из
природных
материалов;
- соответствие
чертежа и объёмной
поделки;
- виды аппликаций
(предметная,
тематическая
(сюжетная),
декоративная,
плоская, объёмная) и
техники их
изготовления;
- приёмы и способы
декоративнохудожественного
оформления работ.
Стартовый уровень
Уметь
- подбирать бумагу по
цвету;
- применять в работе
основные
инструменты
(ножницы, клей,
линейки, карандаши);
- вырезать бумажные
детали по прямым и
закруглённым линиям
контура;
- составлять
композиции в
аппликации;
Базовый уровень
- работать с
приспособлениями
(шаблонами и
трафаретами);
- копировать чертежи
и рисунки при
помощи
копировальной
бумаги;
- технически
грамотно выполнять
склеивание и
наклеивание деталей
поделки;
- применять в работе
различные материалы
(бумага, картон,
природный материал,
бросовый
материал и т.д.);
- соединять детали
между собой так,
чтобы они обретали в
процессе работы
единый стилевой
смысл.
- навыками
- навыками
экономного
экономного
расходования
расходования
материала;
материала;
- навыками
- навыками
поддержания порядка
Владеть поддержания порядка
на рабочем месте;
на рабочем месте;
- навыками
- навыками культуры
комбинирования
труда на всех этапах
различных
трудового процесса.
материалов;
Продвинутый
уровень
- выполнять поделки
в различных
техниках;
- составлять
композиции при
изготовлениях
поделок;
- выбирать способы
оформления поделки;
- выбирать нужный
сюжет;
- изготавливать
объемные и полу
объёмные изделия;
- составлять
художественные
композиции;
- работать с
различными видами
бумаги, ниток, ткани,
природного и
бросового материала;
- проявлять
самостоятельность и
творчество в работе.
- навыками
комбинирования
различных
материалов и
соединения их между
собой так, чтобы они
обретали в процессе
работы единый
стилевой смысл;
- навыками
изготовления
подарков, сувениров.
1.3. Содержание программы
« Умелые руки »
Стартовый уровень (1 год обучения)
Учебный план
Таблица 1.3.1
№
п/п
1.
Название
раздела, темы
Введение
Инструктаж
технике
безопасности
Количество часов
Всего Теория Практи
ка
2
1
1
17
Формы
аттестации/контроля
устный опрос
по
2.
Работа с бумагой
и картоном
25
8
2.1
Вводное занятие
1
1
2.2
Плоскостная
аппликация
2
1
1
беседа, презентация,
практическая работа.
2.3
Полуобъемная
аппликация
4
1
3
фронтальный опрос,
практическая работа,
самостоятельная работа.
2.4
Объемная
аппликация
4
1
3
индивидуальная
самостоятельная работа.
2.5
Оригами. Птицы
4
1
3
игровое задание
2.6
Оригами.
Животные
4
1
3
индивидуальная
самостоятельная работа.
2.7
Мозаика
4
1
3
беседа, презентация,
практическая работа.
2.8
Итоговое занятие
2
1
1
выставка
Работа с
природным
материалом
20
6
14
3.1
Вводное занятие.
Инструктаж по т/б
1
1
3.2
Накладная
аппликация из
листьев
4
1
3
беседа, рассказ, игра.
устный опрос
3
беседа, рассказ, игра.
3.3
Силуэтная
аппликация из
засушенных
листьев
4
1
3
беседа, презентация,
практическая работа.
3.4
Мозаика
контурная из круп
и семян
5
1
4
фронтальный опрос,
практическая работа,
самостоятельная работа.
3.5
Сплошная
мозаика из круп и
семян
4
1
3
индивидуальная
самостоятельная работа.
3.6
Итоговое занятие
2
1
1
выставка
4
Работа с
синтетическим
материалом
9
4
5
4.1
Вводное занятие.
Инструктаж по т/б
1
1
4.2
Сувенирные
игрушки из
капсул «Киндер сюрприз»
6
2
4
беседа, рассказ,
практическая работа,
самостоятельная работа.
4.3
Итоговое занятие
2
1
1
тест, выставка
Лепка
14
5
9
беседа, рассказ,
практическая работа,
самостоятельная работа.
5.1
Вводное занятие.
Инструктаж по т/б
2
1
1
беседа, рассказ,
практическая работа,
самостоятельная работа.
5.2
Сувениры –
обереги из
соленого теста
8
2
6
беседа, рассказ,
практическая работа,
самостоятельная работа.
Итоговое занятие
2
1
1
игра, выставка
Творческий
отчет
2
1
1
выставка
ИТОГО
72
26
46
5
6
устный опрос
Содержание учебного плана
1.
Раздел 1. Вводное занятие. – 2 ч.
Занятие №1
Теория: Знакомство с детьми. Разъяснение целей и задач, содержания
работы, формы занятий. Расписание занятий. Требования к дисциплине,
внешнему виду. Выбор органов самоуправления. Знакомство с понятием
декоративно прикладное искусство. Инструкция по технике безопасности.
Вводный мониторинг. Вводный инструктаж.
Практика: Игра «Дорисуй сказку»
2.
Раздел №2 Работа с бумагой и картоном - 25ч.
Занятие №2
2.1.Тема: Вводное занятие по теме «Аппликация».
Теория: С историей возникновения бумаги и картона. Со свойствами и
качеством бумаги и картона, с определением плоскостная аппликация.
Технологическая последовательность изготовления плоскостной аппликации
«Золотая осень».
Практика: Разработка эскизов.
Занятие №3
2.2 Тема: Плоскостная аппликация: «Золотая осень».
Теория: Классификация аппликации (материалы, техника исполнения,
содержание композиции). Виды бумаги и картона для аппликации. Правила
подбора цветового решения.
Правила работы с шаблонами. Техника
безопасности при работе с ножницами.
Практика: Подбор бумаги по цветовой гамме. Работа с шаблонами.
Вырезание и приклеивание деталей на основу. Оформление рамки из
картона.
Занятие №4
2.3.Тема: Полуобъемная аппликация: «На лужайке».
Теория:
Правила изготовления деталей полуобъемной аппликации «На
лужайке», способом высечки и склеивания. Техника безопасности при
работе с ножницами. Правила работы с клеем.
Практика: Вырезание деталей по шаблону, склеивание высечек для
придания объема. Приклеивание деталей на основу. Художественное
оформление полуобъемной аппликации.
Занятие №5
2.4.Тема: Объемная аппликация: «Васильки».
Теория: Знакомство с понятием объемная аппликация, с видами объемной
аппликации. Последовательность изготовления объемных лепестков
васильков из двухсторонней бумаги, способом подкручивания. Техника
безопасности при работе с ножницами. Правила работы с клеем.
Практика:
Разработка эскизов. Подбор бумаги по цветовой гамме.
Подготовка основы.
Занятие №6
2.5.Тема: Объемная аппликация: «Васильки».
Теория: Способы изготовления тычинок и склеивания лепестков. Техника
безопасности при работе с ножницами. Правила работы с клеем.
Практика: Вырезание деталей по шаблону, придание объема деталям
василька способом подкручивания. Изготовление тычинок и приклеивание
лепестков. Приклеивание деталей на основу. Художественное оформление
объемной аппликации.
Занятие №7
2.6.Тема: Оригами: «Голуби».
Теория: Знакомство с историей развития оригами, с понятием. Знакомство с
рабатами японских мастеров. Виды оригами. Правила чтения схем
складывания фигур голубей в технике оригами. Последовательность работы.
Практика: Изучение схем. Подготовка материалов.
Занятие №8
2.7.Тема: Оригами: «Голуби».
Теория: Технологическая последовательность изготовления голубей из
бумаги в технике оригами.
Практика: Изготовление голубей из бумаги в технике оригами. Оформление
композиции «Голуби».
Занятие №9
2.8.Тема: Оригами: «Домашние животные».
Теория:
Знакомство со способами изготовления фигурок домашних
животных в технике оригами из плотных салфеток. Породы кошек. Схема
изготовления фигурки кошки.
Практика:
салфеток.
Изготовление фигурки кошки в технике оригами из плотных
Занятие №10
2.9.Тема: Оригами: «Домашние животные».
Теория: Породы собак. Схема изготовления фигурки собачки из плотных
салфеток.
Практика: Изготовление фигурки собаки в технике оригами из плотных
салфеток. Оформление композиции «Домашние животные».
Занятие №11
2.10.Тема: Мозаика контурная, сплошная: «Веселые грибочки».
Теория: Знакомство с понятием мозаика, с историей развития техники.
Знакомство с работами мастеров. Виды мозаики (контурная, сплошная).
Способы выполнения контурной мозаики.
Практика:
Изготовление композиции «Грибочки» в технике контурная
мозаика.
Занятие №12
2.11.Тема: Итоговое занятие по разделу: «Работа с бумагой и картоном».
Теория:
Устный опрос по теме «Работа с бумагой и картоном»,
(определения, понятия, виды техник)
Практика: Организация выставки творческих работ по теме «Работа с
бумагой и картоном».
Раздел №3 Работа с природным материалом - 20 ч.
Занятие №13
3.1.Тема: Вводное занятие по работе с природными материалами.
Теория:
Знакомство
с видами декоративно прикладного искусства
выполненными из природного материала. Виды, свойства и качества
природных материалов. Способы заготовки материалов. Просмотр фильма
«Кладовая природы».
Практика: Подготовка основы для работы. Шлифовка оргалита наждачной
бумагой.
Занятие №14
3.2.Тема: Накладная аппликация из засушенных листьев «На лесной
полянке».
Теория: Знакомство с видами аппликаций из листьев (накладная, силуэтная).
Сравнительный анализ. Свойства и качества засушенных листьев. Способы
заготовки и обработки листьев. Последовательность выполнения накладной
аппликации. Техника безопасности при работе с ножницами.
Практика: Разработка эскизов накладной аппликации. Подбор и обработка
листьев по цветовой гамме, по фактуре и качеству.
Занятие №15
3.3.Тема: Накладная аппликация из засушенных листьев «На лесной
полянке».
Теория:
Знакомство с примерами накладной аппликации из листьев.
Способы изготовления деталей аппликации путем вырезания и обламывания
краев.
Практика:
Вырезание деталей из листьев. Приклеивание деталей из
листьев на основу в соответствии с эскизом.
Занятие №16
Формы образовательной деятельности: беседа,
рассказ, практическая
работа.
3.4.Тема: Силуэтная аппликация из засушенных листьев «Бабочки».
Теория: Особенности силуэтной аппликации. Способы выполнения
силуэтной аппликации. Разновидность бабочек.
Практика: разработка эскизов силуэтной аппликации, подготовка основы
для работы.
Занятие №17
3.5.Тема: Силуэтная аппликация из засушенных листьев «Бабочки».
Теория: Способы изготовления деталей силуэтной аппликации из листьев.
Технологическая последовательность работы.
Практика: Вырезание деталей бабочки, приклеивание деталей бабочки на
основу. Художественное оформление аппликации.
Занятие №18
3.6.Тема: Мозаика из круп и семян.
Теория: История развития мозаики в России. Виды мозаики и природных
материалов (контурная, сплошная). Материалы, используемые в контурной и
сплошной мозаике (семена и крупы). Свойства и качества используемого
материала. Способы заготовок семян. Просмотр презентации работы
мастеров в технике мозаика из семян.
Практика: Подготовка основы для работы. Шлифовка поверхности и
краев оргалита.
Занятие №19
3.7.Тема: Контурная мозаика из круп: «Мои любимые животные».
Теория: Знакомство с работами, выполненными в технике контурная
мозаика. Технологическая последовательность изготовления работы в
технике контурная мозаика с использованием пластилина. Беседа «Мои
любимые животные».
Практика:
Разработка эскизов.
Нанесение рисунка на основу.
Выкладывание контуров рисунка полосками пластилина.
Занятие №20
3.8.Тема: Контурная мозаика из круп: «Мои любимые животные».
Теория: Способы выкладывания контуров рисунка из семян. Правила
гигиены.
Практика: Выкладывание контуров рисунка крупами (гречка, рис, горох).
Художественное оформление рисунка.
Занятие №21
3.9.Тема: Сплошная мозаика из круп и семян: «Цветы в вазе».
Теория: Защита сообщений «Виды сплошной мозаики из круп и семян».
Знакомство с работами, выполненными в технике сплошная мозаика. Виды
букетов. Правила гигиены при работе с клеем.
Практика: Разработка эскизов. Нанесение рисунка на основу.
Занятие №22
3.10.Тема: Сплошная мозаика из круп и семян: «Цветы в вазе».
Теория: Технологическая последовательность изготовления работы в
технике сплошная мозаика с использованием клея «ПВА». Способы
приклеивания семян и круп на рисунок.
Практика: Нанесение клея на рисунок, выкладывание рисунка семенами
и крупами.
Занятие №23
3.11.Тема: Новогодние сувениры из шишек и скорлупы орехов»
Теория:
Характеристика новогодних сувениров. Виды, способы
изготовления, Технологическая последовательность работы. Техника
безопасности.
Практика: Разработка эскизов. Подготовка каркаса елки из проволоки,
подготовка и обработка материалов основы для работы.
Занятие №24
3.12.Тема: Новогодние сувениры из шишек и скорлупы орехов»
Теория: Способы крепления шишек на каркас. Способы декорирования
елочки дополнительными элементами.
Практика:
Крепление шишек на каркас. Декорирование елочки
дополнительными элементами.
Занятие №25
3.13.Тема: Новогодняя открытка. Орнамент предметный
Теория:
Знакомство с работами мастеров «Предметный орнамент».
Технологическая последовательность изготовления открытки способом
оформления предметного орнамента из семян тыквы, арбуза, путем
приклеивания семян на основу.
Практика:
Разработка эскизов. Нанесение рисунка на основу.
Приклеивание рисунка на основу. Оформление рамки семенами.
Занятие №26
3.14.Тема: Конкурсно – игровая программа «Новогодние приключения»
Теория: Знакомство с правилами проведения.
Практика: игра
Занятие №27
3.15.Тема: Итоговое занятие по разделу: «Работа с природным материалом».
Теория: Контрольная работа по теме «Работа с природным материалом»,
(определения, понятия, виды техник, способы выполнения.) Промежуточный
мониторинг.
Практика: Организация отчетной выставки творческих работ за полугодие.
Раздел № 4 «Работа с синтетическими материалами» - 9 ч.
Занятие №28
4.1.Тема: Вводное занятие по работе с синтетическими материалами.
Теория: Знакомство с историей возникновения таких материалов, как:
пенопласт, поролон, пластмасса, со свойствами и способами обработки этих
материалов. Демонстрация изделий из синтетических материалов.
Практика: Разработка эскизов, подготовка и сбор материалов.
Занятие №29
4.2.Тема: Сувенирные игрушки из капсул «Киндер – сюрприз».
Теория: Знакомство с видами изделий из пластмассы. Понятие о
пропорции и равновесии, симметрии и асимметрии. Технологическая
последовательность изготовления сувениров из капсул. Техника
безопасности при работе с ножницами, проволокой, шилом.
Практика: Составление схемы
изготовления игрушки. Изготовление
каркаса из проволоки.
Занятие №30
4. 3.Тема: Сувенирные игрушки из капсул «Киндер – сюрприз».
Теория: Способы сборки и художественного оформления сувениров,
путем приклеивания деталей на горячий клей. Техника безопасности при
работе с ножницами, проволокой, шилом.
Практика: Сборка туловища и головы из капсул. Художественное
оформление игрушки. Составление коллективной композиции из игрушек.
Занятие №31
4. 4.Тема: Изготовление гусеницы из капсул «Киндер – сюрприз».
Теория: Способы изготовления гусеницы из капсул. Способы соединения
деталей и художественного оформления гусеницы. Техника безопасности
при работе с клеевым пистолетом.
Практика: Сборка гусеницы из капсул. Художественное оформление
гусеницы.
Занятие №32
4.5.Тема: Итоговое занятие по теме «Работа с синтетическими материалами.
Теория: Тестирование по теме. Опрос.
Практика: Оформление творческих работ по теме «Работа с синтетическими
материалами.
Раздел № 5 «Лепка» - 14 ч.
Занятие №33
5.1.Тема: «Сувениры из соленого теста – Детям войны».
Теория: Знакомство с работами народных мастеров. Рецепты заготовки
и хранения соленого теста. Свойства и качества соленого теста.
Практика: Разработка эскизов. Подготовка соленого теста по рецепту.
Занятие №34
5.2.Тема: «Сувениры из соленого теста – Детям войны».
Теория: Виды подарочных сувениров. Способы лепки и покраски
акриловыми красками.
Практика: Лепка сувенира. Покраска и роспись.
.
Занятие №35
5.3.Тема: «Сувениры обереги из соленого теста. «Счастье в дом».
Теория: Защита рефератов. Обереги «Счастье в дом». Способы лепки и
покраски акриловыми красками.
Практика: Разработка эскизов. Подготовка теста для работы.
Занятие №36
5.4.Тема: «Сувениры обереги из соленого теста. «Счастье в дом».
Теория: Виды оберегов. Способы лепки и покраски акриловыми красками.
Практика: Лепка оберега из соленого теста.
Покраска и роспись
оберегов.
Занятие №37
5.5.Тема: «Сувениры обереги из соленого теста. «Домовенок».
Теория: Способы лепки и покраски акриловыми красками.
Практика: Лепка оберега из соленого теста.
Покраска и роспись
оберегов.
Занятие №38
5.6.Тема: Итоговое занятие по теме «Лепка».
Теория:
Тестирование по теме «Лепка», опрос. Промежуточный
мониторинг.
Практика: Оформление выставки.
Занятие №39
Раздел № 6. «Итоговое занятие» - 2 ч.
6.1.Тема: Итоговое занятие.
Теория: Промежуточный мониторинг. Конкурсно – игровая программа
«Вместе весело»
Практика: Оформление итоговой выставки. Награждение по итогам года.
Базовый уровень (второй год обучения)
Учебный план
№
п/п
1.
Название раздела,
темы
Введение
Инструктаж
технике
безопасности
Количество часов
Всего Теория Прак
тика
2
1
1
17
Формы
аттестации/контроля
устный опрос
по
2.
Работа с бумагой
и картоном
25
8
2.1
Вводное занятие
1
1
2.2
Плоскостная
аппликация
2
1
1
беседа, презентация,
рассказ, практическая
работа.
2.3
Полуобъемная
аппликация
4
1
3
беседа, рассказ,
практическая работа,
самостоятельная работа.
2.4
Объемная
аппликация
4
1
3
беседа, рассказ,
практическая работа,
самостоятельная работа.
2.5
Оригами. Птицы
4
1
3
беседа, рассказ,
практическая работа,
самостоятельная работа.
2.6
Оригами.
Животные
4
1
3
беседа, рассказ,
практическая работа,
самостоятельная работа.
2.7
Мозаика
4
1
3
беседа, рассказ,
практическая работа,
самостоятельная работа.
2.8
Итоговое занятие
2
1
1
выставка
Работа с
природным
материалом
20
6
14
Вводное занятие.
1
1
3
3.1
беседа, рассказ, игра.
устный опрос
Инструктаж по т/б
3.2
Накладная
аппликация из
листьев
4
1
3
беседа, рассказ,
практическая работа,
самостоятельная работа.
3.3
Силуэтная
аппликация из
засушенных
листьев
4
1
3
беседа, рассказ,
практическая работа,
самостоятельная работа.
3.4
Мозаика контурная
из круп и семян
5
1
4
беседа, рассказ,
самостоятельная работа.
3.5
Сплошная мозаика
из круп и семян
4
1
3
практическая работа,
самостоятельная работа.
3.6
Итоговое занятие
2
1
1
беседа, выставка
4
Работа с
синтетическим
материалом
9
4
5
4.1
Вводное занятие.
Инструктаж по т/б
1
1
4.2
Сувенирные
игрушки из капсул
«Киндер сюрприз»
6
2
4
практическая работа,
самостоятельная работа.
4.3
Итоговое занятие
2
1
1
тест, выставка
Лепка
14
5
9
беседа, практическая
работа,.
5.1
Вводное занятие.
Инструктаж по т/б
2
1
1
беседа, рассказ,
практическая работа,
самостоятельная работа.
5.2
Сувениры –
обереги из
соленого теста
8
2
6
беседа, практическая
работа, самостоятельная
работа.
Итоговое занятие
2
1
1
игра, выставка
Творческий отчет
2
1
1
выставка
ИТОГО
72
26
46
5
6
устный опрос
Содержание учебного плана
(второй год обучения)
1.
Раздел 1. Вводное занятие. – 2 ч.
Занятие №1
Теория: Знакомство с детьми. Разъяснение целей и задач, содержания
работы, формы занятий. Расписание занятий. Требования к дисциплине,
внешнему виду. Выбор органов самоуправления. Знакомство с понятием
декоративно прикладное искусство. Инструкция по технике безопасности.
Вводный мониторинг. Вводный инструктаж.
Практика: Игра «Найди вторую половинку»
2.
Раздел №2 Работа с бумагой и картоном - 25ч.
Занятие №2
2.1.Тема: Вводное занятие по теме «Аппликация».
Теория: С историей возникновения бумаги и картона. Со свойствами и
качеством бумаги и картона, с определением плоскостная аппликация.
Технологическая последовательность изготовления плоскостной аппликации
«Осенний небосвод».
Практика: Разработка эскизов.
Занятие №3
2.2 Тема: Плоскостная аппликация: «Осенний небосвод».
Теория: Классификация аппликации (материалы, техника исполнения,
содержание композиции). Виды бумаги и картона для аппликации. Правила
подбора цветового решения.
Правила работы с шаблонами. Техника
безопасности при работе с ножницами.
Практика: Подбор бумаги по цветовой гамме. Работа с шаблонами.
Вырезание и приклеивание деталей на основу. Оформление рамки из
картона.
Занятие №4
2.3.Тема: Полуобъемная аппликация: «Грибочки».
Теория: Правила изготовления деталей полуобъемной аппликации «На
лужайке», способом высечки и склеивания. Техника безопасности при
работе с ножницами. Правила работы с клеем.
Практика: Вырезание деталей по шаблону, склеивание высечек для
придания объема. Приклеивание деталей на основу. Художественное
оформление полуобъемной аппликации.
Занятие №5
2.4.Тема: Объемная аппликация: «Ромашки».
Теория: Знакомство с понятием объемная аппликация, с видами объемной
аппликации. Последовательность изготовления объемных лепестков ромашек
из двухсторонней бумаги, способом подкручивания. Техника безопасности
при работе с ножницами. Правила работы с клеем.
Практика: Разработка эскизов. Подбор бумаги по цветовой гамме.
Подготовка основы.
Занятие №6
2.5.Тема: Объемная аппликация: «Ромашки».
Теория: Способы изготовления тычинок и склеивания лепестков. Техника
безопасности при работе с ножницами. Правила работы с клеем.
Практика: Вырезание деталей по шаблону, придание объема деталям
василька способом подкручивания. Изготовление тычинок и приклеивание
лепестков. Приклеивание деталей на основу. Художественное оформление
объемной аппликации.
Занятие №7
2.6.Тема: Оригами: «Лебеди».
Теория: Знакомство с историей развития оригами, с понятием. Знакомство
с рабатами японских мастеров. Виды оригами. Правила чтения схем
складывания фигур лебедей в технике оригами. Последовательность работы.
Практика: Изучение схем. Подготовка материалов.
Занятие №8
2.7.Тема: Оригами: «Лебеди».
Теория: Технологическая последовательность изготовления лебедей из
бумаги в технике оригами.
Практика:
Изготовление лебедей из бумаги в технике оригами.
Оформление композиции «Лебеди».
Занятие №9
2.8.Тема: Оригами: «Дикие животные».
Теория: Знакомство со способами изготовления фигурок диких животных
в технике оригами из плотных салфеток. Породы лис. Схема изготовления
фигурки лисы.
Практика:
Изготовление фигурки лисы в технике оригами из плотных
салфеток.
Занятие №10
2.9.Тема: Оригами: «Дикие животные».
Теория:
Породы . Схема изготовления фигурки зайца из плотных
салфеток.
Практика: Изготовление фигурки зайца в технике оригами из плотных
салфеток. Оформление композиции «Дикие животные».
Занятие №11
2.10.Тема: Мозаика контурная, сплошная: «Цветы в вазе».
Теория: Знакомство с понятием мозаика, с историей развития техники.
Знакомство с работами мастеров. Виды мозаики (контурная, сплошная).
Способы выполнения контурной мозаики.
Практика: Изготовление композиции «Цветы в вазе» в технике контурная
мозаика.
Занятие №12
2.11.Тема: Итоговое занятие по разделу: «Работа с бумагой и картоном».
Теория:
Устный опрос по теме «Работа с бумагой и картоном»,
(определения, понятия, виды техник)
Практика: Организация выставки творческих работ по теме «Работа с
бумагой и картоном».
Раздел №3 Работа с природным материалом - 20 ч.
Занятие №13
3.1.Тема: Вводное занятие по работе с природными материалами.
Теория: Знакомство с видами декоративно прикладного искусства
выполненными из природного материала. Виды, свойства и качества
природных материалов. Способы заготовки материалов. Просмотр фильма
«Кладовая природы».
Практика: Подготовка основы для работы. Шлифовка оргалита наждачной
бумагой.
Занятие №14
3.2.Тема: Накладная аппликация из засушенных листьев «В царстве леса».
Теория:
Знакомство с видами аппликаций из листьев (накладная,
силуэтная). Сравнительный анализ. Свойства и качества засушенных листьев.
Способы заготовки и обработки листьев. Последовательность выполнения
накладной аппликации. Техника безопасности при работе с ножницами.
Практика:
Разработка эскизов накладной аппликации. Подбор и
обработка листьев по цветовой гамме, по фактуре и качеству.
Занятие №15
3.3.Тема: Накладная аппликация из засушенных листьев «В царстве леса».
Теория:
Знакомство с примерами накладной аппликации из листьев.
Способы изготовления деталей аппликации путем вырезания и обламывания
краев.
Практика:
Вырезание деталей из листьев. Приклеивание деталей из
листьев на основу в соответствии с эскизом.
Занятие №16
3.4.Тема: Силуэтная аппликация из засушенных листьев «Стрекоза».
Теория: Особенности силуэтной аппликации. Способы выполнения
силуэтной аппликации. Разновидность бабочек.
Практика: разработка эскизов силуэтной аппликации, подготовка основы
для работы.
Занятие №17
3.5.Тема: Силуэтная аппликация из засушенных листьев «Стрекоза».
Теория: Способы изготовления деталей силуэтной аппликации из листьев.
Технологическая последовательность работы.
Практика: Вырезание деталей бабочки, приклеивание деталей бабочки на
основу. Художественное оформление аппликации.
Занятие №18
3.6.Тема: Мозаика из круп и семян.
Теория: История развития мозаики в России. Виды мозаики и
природных материалов (контурная, сплошная). Материалы, используемые в
контурной и сплошной мозаике (семена и крупы). Свойства и качества
используемого материала. Способы заготовок семян. Просмотр презентации
работы мастеров в технике мозаика из семян.
Практика: Подготовка основы для работы. Шлифовка поверхности и
краев оргалита.
Занятие №19
3.7.Тема: Контурная мозаика из круп: «Мои любимые животные».
Теория: Знакомство с работами, выполненными в технике контурная
мозаика. Технологическая последовательность изготовления работы в
технике контурная мозаика с использованием пластилина. Беседа «Мои
любимые животные».
Практика: Разработка эскизов.
Нанесение рисунка на основу.
Выкладывание контуров рисунка полосками пластилина.
Занятие №20
3.8.Тема: Контурная мозаика из круп: «Мои любимые животные».
Теория: Способы выкладывания контуров рисунка из семян. Правила
гигиены.
Практика: Выкладывание контуров рисунка крупами (гречка, рис,
горох). Художественное оформление рисунка.
Занятие №21
3.9.Тема: Сплошная мозаика из круп и семян: «Цветы в вазе».
Теория: Защита сообщений «Виды сплошной мозаики из круп и семян».
Знакомство с работами, выполненными в технике сплошная мозаика. Виды
букетов. Правила гигиены при работе с клеем.
Практика: Разработка эскизов. Нанесение рисунка на основу.
Занятие №22
3.10.Тема: Сплошная мозаика из круп и семян: «Цветы в вазе».
Теория: Технологическая последовательность изготовления работы в
технике сплошная мозаика с использованием клея «ПВА». Способы
приклеивания семян и круп на рисунок.
Практика:
Нанесение клея на рисунок, выкладывание рисунка
семенами и крупами.
Занятие №23
3.11.Тема: Новогодние сувениры из шишек и скорлупы орехов»
Теория:
Характеристика новогодних сувениров. Виды, способы
изготовления, Технологическая последовательность работы. Техника
безопасности.
Практика: Разработка эскизов. Подготовка каркаса елки из проволоки,
подготовка и обработка материалов основы для работы.
Занятие №24
3.12.Тема: Новогодние сувениры из шишек и скорлупы орехов»
Теория:
Способы крепления шишек на каркас. Способы
декорирования елочки дополнительными элементами.
Практика:
Крепление шишек на каркас. Декорирование елочки
дополнительными элементами.
Занятие №25
3.13.Тема: Новогодняя открытка. Орнамент предметный
Теория:
Знакомство с работами мастеров «Предметный орнамент».
Технологическая последовательность изготовления открытки способом
оформления предметного орнамента из семян тыквы, арбуза, путем
приклеивания семян на основу.
Практика:
Разработка эскизов. Нанесение рисунка на основу.
Приклеивание рисунка на основу. Оформление рамки семенами.
Занятие №26
3.14.Тема: Конкурсно – игровая программа «Новогодние приключения»
Теория: Знакомство с правилами проведения.
Практика: игра
Занятие №27
3.15.Тема:
Итоговое занятие по разделу: «Работа с природным
материалом».
Теория: Контрольная работа по теме «Работа с природным материалом»,
(определения, понятия, виды техник, способы выполнения.) Промежуточный
мониторинг.
Практика:
Организация отчетной выставки творческих работ
за
полугодие.
Раздел № 4 «Работа с синтетическими материалами» - 9 ч.
Занятие №28
4.1.Тема: Вводное занятие по работе с синтетическими материалами.
Теория: Знакомство с историей возникновения таких материалов, как:
пенопласт, поролон, пластмасса, со свойствами и способами обработки этих
материалов. Демонстрация изделий из синтетических материалов.
Практика: Разработка эскизов, подготовка и сбор материалов.
Занятие №29
4.2.Тема: Сувенирные игрушки из капсул «Киндер – сюрприз».
Теория: Знакомство с видами изделий из пластмассы. Понятие о
пропорции и равновесии, симметрии и асимметрии. Технологическая
последовательность изготовления сувениров из капсул. Техника
безопасности при работе с ножницами, проволокой, шилом.
Практика: Составление схемы изготовления игрушки. Изготовление
каркаса из проволоки.
Занятие №30
4. 3.Тема: Сувенирные игрушки из капсул «Киндер – сюрприз».
Теория: Способы сборки и художественного оформления сувениров,
путем приклеивания деталей на горячий клей. Техника безопасности при
работе с ножницами, проволокой, шилом.
Практика: Сборка туловища и головы из капсул. Художественное
оформление игрушки. Составление коллективной композиции из игрушек.
Занятие №31
4. 4.Тема: Изготовление гусеницы из капсул «Киндер – сюрприз».
Теория: Способы изготовления гусеницы из капсул. Способы
соединения деталей и художественного оформления гусеницы. Техника
безопасности при работе с клеевым пистолетом.
Практика: Сборка гусеницы из капсул. Художественное оформление
гусеницы.
Занятие №32
4.5.Тема:
Итоговое занятие по теме «Работа с синтетическими
материалами.
Теория: Тестирование по теме. Опрос.
Практика: Оформление творческих работ по теме «Работа с
синтетическими материалами.
Раздел № 5 «Лепка» - 14 ч.
Занятие №33
5.1.Тема: «Сувениры из соленого теста – Подарок маме».
Теория:
Знакомство с работами народных мастеров. Рецепты
заготовки и хранения соленого теста. Свойства и качества соленого теста.
Практика: Разработка эскизов. Подготовка соленого теста по рецепту.
Занятие №34
5.2.Тема: «Сувениры из соленого теста – Подарок маме».
Теория: Виды подарочных сувениров. Способы лепки и покраски
акриловыми красками.
Практика: Лепка сувенира. Покраска и роспись.
Занятие №35
5.3.Тема: «Сувениры обереги из соленого теста. «Подкова».
Теория: Защита рефератов. Обереги «Подкова». Способы лепки и
покраски акриловыми красками.
Практика: Разработка эскизов. Подготовка теста для работы.
Занятие №36
5.4.Тема: «Сувениры обереги из соленого теста. «Подкова».
Теория: Виды оберегов. Способы лепки и покраски акриловыми
красками.
Практика: Лепка оберега из соленого теста.
Покраска и роспись
оберегов.
Занятие №37
5.5.Тема: «Сувениры обереги из соленого теста. «Домовенок Кузя».
Теория: Способы лепки и покраски акриловыми красками.
Практика: Лепка оберега из соленого теста.
Покраска и роспись
оберегов.
Занятие №38
5.6.Тема: Итоговое занятие по теме «Лепка».
Теория: Тестирование по теме «Лепка», опрос. Промежуточный
мониторинг.
Практика: Оформление выставки.
Занятие №39
Раздел № 6. «Итоговое занятие» - 2 ч.
6.1.Тема: Итоговое занятие.
Теория:
Промежуточный мониторинг. Конкурсно – игровая
программа «Радуга талантов»
Практика: Оформление итоговой выставки. Награждение по итогам
года.
Базовый уровень (третий год обучения)
Учебный план
№
п/п
Название
раздела, темы
Количество часов
Всего Теория Практи
ка
Формы
аттестации/контроля
1.
Введение
1
1
беседа
2.
Инструменты и
материалы.
Правила техники
безопасности.
1
1
устный опрос
2.1
Материал —
бумага
4
1
3
2.2
Как родилась
бумага. Сколько у
бумаги
родственников.
1
1
1
беседа, игры,
практическая работа
2.3
Волшебные
свойства бумаги.
История
возникновения
технологии
бумагокручения квиллинга.
3
1
2
беседа, игры,
практическая работа
2.4
Конструирование
18
5
13
2.5
Вырезание
полосок для
квиллинга.
Основные
правила работы.
3
1
2
беседа, практическая
работа, самостоятельная
работа
2.6
Основные формы
“капля”,
“треугольник”,
“долька”,
“квадрат”,
“прямоугольник”.
3
1
2
беседа, практическая
работа, самостоятельная
работа
2.7
Конструирование
из основных форм
квиллинга
«бабочка,
Стрекоза, Жучок»
3
3
беседа, практическая
работа, самостоятельная
2.8
Основные формы.
“Завитки”.
Конструирование
из основных форм
квиллинга.
«Травка, листики»
4
1
2
беседа, практическая
работа, самостоятельная
3
Основные
формы. “Спирали
в виде стружки”.
Конструирование
из основных форм
квиллинга.
3
1
2
беседа, практическая
работа, самостоятельная
3.1
Коллективная
работа.
Композиция из
основных форм.
Задания дает
детям сам
педагог, по
выполнению
заданий
составляется
коллективная
работа.
3
1
2
беседа, практическая
работа, самостоятельная
3.2
Изготовление
цветов в технике
квиллинга.
7
1
7
3.3
Изготовление
простых,
несложных
цветов.
2
1
2
беседа, практическая
работа, самостоятельная
3.4
Изготовление
бахромчатых
цветов.
3
3
юеседа, практическая
работа, самостоятельная
3.5
Коллективная
3
3
беседа, практическая
работа.
Композиция из
цветов.
Педагог дает
задание
коллективной
работы. Дети
сами разбиваются
на группы,
выбирают
“ведущего”.
работа, самостоятельная
Изготовление
животных в
технике.
13
3
10
4
Базовые формы.
3
1
2
4.1
Гофрированный
картон.
Занимательные
игрушки.
3
1
2
практическая работа,
самостоятельная
4.2
«Снегирь»
3
3
практическая работа,
самостоятельная
4.3
Коллективная
работа.
Композиция.
Дети сами делятся
на группы,
выбирают
самостоятельно
“ведущего”, сами
выбирают задание
из предложенных.
4
1
3
практическая работа,
самостоятельная
5
Цикл творческих
работ
9
1
8
Коллективные
работы с
использованием
техники
квиллинга.
6
1
5
3.6
5.1
практическая работа,
самостоятельная
Дети сами делятся
на группы,
выбирают
самостоятельно
“ведущего” и
сами
определяются с
выполнением
работы.
Викторины,
конкурсы,
соревнования.
3
Праздники и
подготовка к ним
17
Изготовление
сувениров к
празднику.
День матери
3
6.1
Новый год
(снежинка)
4
6.2
Новый год
(Зимняя сказка)
3
6.3
Пасха
(пасхальные
картинки)
4
6.4
День Победы
6.5
5.2
6
7
2
3
игры
14
3
творческая работа
3
творческая работа
3
педагогическое
наблюдение
1
3
творческая работа
3
1
2
творческая работа
Посещение
выставок
прикладного
творчества.
1
1
–
выставка
Отчетное
занятие
1
1
1
выставка
ИТОГО
72
15
57
1
Содержание учебного плана
(третий год обучения)
Вводный блок-1ч
1. Инструменты и материалы.
Знакомство с детьми “Круг общения”.
Знакомство с правилами техники безопасности.
Материал — бумага.-4ч
2. Как родилась бумага? История возникновения бумаги.
3. Свойства бумаги. Разнообразие бумаги, ее виды. История возникновения
техники квиллинга.
Конструирование.-18ч
4. Вырезание полосок для квиллинга.
•
Основные правила работы.
•
Разметка.
5. Основные формы “капля”, “треугольник”, “долька”, “квадрат”,
“прямоугольник”. Конструирование из основных форм квиллинга. Техника
изготовления. Примеры различного применения форм.
6. Основные формы. “Завитки”. Конструирование из основных форм
квиллинга.
Техника изготовления. Применение формы в композициях.
7. Основные формы. “Спирали в виде стружки”. Конструирование из
основных форм квиллинга.
Технология изготовления. Применение формы в композициях.
8. Коллективная работа. Композиция из основных форм.
Составление композиции из форм. Познакомить с основным понятием
“композиция”. Способы и правила её составления. Задания дает детям сам
педагог, по выполнению заданий составляется коллективная работа.
Коллективное составление композиции по выбранной тематике.
Использование техники квиллинга.
Изготовление цветов в технике квиллинга.-7ч
9. Изготовление простых, несложных цветов.
Знакомство с простейшими приемами изготовления цветов.
10. Изготовление бахромчатых цветов.
Приемы изготовления более сложных цветов. Подбор цветовой гаммы.
Изготовление листиков с продольными жилками.
11. Коллективная работа. Композиция из цветов.
Педагог дает задание коллективной работы. Дети сами разбиваются на
группы, выбирают “ведущего”.
Изготовление животных в технике.-12ч
12. Базовые формы.
Познакомить с основными базовыми формами. Создание фигурок животных
и птиц данным приёмом.
13. Гофрированный картон. Занимательные игрушки.
Отличительные свойства гофрированного картона. Создание фигурок
животных и птиц из гофрированного картона в технике квиллинга.
14. Коллективная работа. Композиция.
Дети сами делятся на группы, выбирают самостоятельно “ведущего”, сами
выбирают задание из предложенных.
Творческие работы.-6ч
15. Коллективные работы.
Понятие “коллективная творческая работа”. Правила работы коллективом.
Выбор темы работ.
Практическая работа, игра. Задания: изготовить работы “Зоопарк”,
“Сказочное царство”, “Зимняя сказка” и другие.
16. Викторины, конкурсы.
Праздники и подготовка к ним.-17ч
17. Изготовление сувениров к праздникам.
18. Тематические праздники.
Историческое происхождение праздников. Традиции праздников. Как дарить
подарки, сделанные своими руками. Виды прикладного творчества. Правила
рассматривания изделий прикладного творчества, различия, сравнение.
Задания: выполнение работ по темам: “Животные, насекомые,
птицы,зоопарк”, “Цветы и вазы”. Храм
19.Посещение выставок прикладного творчества.-1
20.Отчетное занятие-2
Продвинутый уровень обучения (четвёртый год обучения)
Учебный план
№
п/п
Название
раздела, темы
Количество часов
Всего Теория Практи
ка
Формы
аттестации/контроля
1.
Введение
1
1
беседа
2.
Инструменты и
материалы.
Правила техники
безопасности.
1
1
устный опрос
2.1
Работа с бумагой
и картоном
14
6
8
2.2
Вводное занятие
2
1
1
устный опрос
2.3
Квиллинг из
бумаги.
4
1
3
беседа, творческая
работа
2.4
Квиллинг из
гофрированного
картона.
Занимательные
игрушки.
6
3
3
беседа, творческая
работа
2.5
Итоговое занятие
2
1
1
выставка
2.6
Работа с
природным
материалом
20
6
14
2.7
Вводное занятие
2
1
1
беседа
2.8
Букет
2
1
1
беседа, практическая
работа, самостоятельная
работа
3
Искусство
составления
букета из одного
цветка
4
1
3
беседа, практическая
работа, самостоятельная
работа
3.1
Флористический
коллаж в
смешанном стиле
4
1
3
беседа, практическая
работа, самостоятельная
работа
3.2
Проект
«Творческая
композиция в
технике
флористический
коллаж»
4
1
3
групповая работа,
защита проекта
3.3
Итоговое занятие
Конкурсно –
игровая
программа
«Сказочная
страна»
4
1
3
игры, выставка
3.4
Работа с
синтетическим
материалом
20
8
12
3.5
Вводное занятие
2
1
1
устный опрос
3.6
Объемная
композиция из
пенопласта и
ткани
4
1
3
беседа, практическая
работа, самостоятельная
работа
4
Сюжетные
композиции из
поролона «
Зимушка в
деревне»
4
2
2
беседа, практическая
работа, самостоятельная
работа
4.1
Цветы из
пластиковых
бутылок «Букет
для мамы»
4
2
2
беседа, практическая
работа, самостоятельная
работа
4.2
Фигурки с
элементами
движения из
пластиковых
4
1
3
беседа, практическая
работа, самостоятельная
работа
бутылок « Клоун»
Итоговое занятие
2
5
Работа с
пластилином.
7
7
5.1
Лепка людей,
животных.
1
1
беседа, практическая
работа, самостоятельная
работа
5.2
Пластилиновая
аппликация на
картоне “Мир
вокруг нас”,
3
3
беседа, практическая
работа, самостоятельная
работа
Пластилиновая
аппликация на
стекле (по
образцу).
3
3
беседа, практическая
работа, самостоятельная
работа
Работа с
бросовым
материалом.
9
3
6
беседа, практическая
работа, самостоятельная
работа
Изготовление
сувениров «
Бабочки», «
Стрекозы»
2
1
1
беседа, практическая
работа, самостоятельная
работа
Конструирование
игрушек из
прямоугольных
коробок « Дом
для сказочных
героев»
4
1
3
беседа, практическая
работа, самостоятельная
работа
Игрушки из
пластмассовых
бутылок, банок.
3
1
2
беседа, практическая
работа, самостоятельная
работа
Итоговое
занятие
2
1
1
выставка
ИТОГО
72
16
56
4.3
6
1
1
выставка
Содержание учебного плана
Введение 1ч
Теория. Вводное занятие: Техника безопасности и правила поведения
на кружке. Повторение материала за 2-го года обучения. Знакомство с
программой третьего года обучения. Практика: Игра на развитие доброго
отношения друг к другу.
Работа с бумагой и картоном 14ч
Теория: Вводное занятие. История появления квиллинга. Виды. Плоскостные
и объемные композиции. Основные элементы квиллинга. Материалы и
инструменты. Способы изготовления отдельных элементов. Гофрированный
картон. Занимательные игрушки.
Отличительные свойства гофрированного картона. Создание фигурок
животных и птиц из гофрированного картона в технике квиллинга.
Практика: Изготовление игрушек - сувениров плоскостных и объемных
композиций. Создание фигурок животных и птиц из гофрированного картона
в технике квиллинга
Работа с природным материалом 20ч
Теория: Поделки из природного материала. Объёмные композиции. Техника
выполнения. Особенности работы с природным материалом. Флористика.
Беседа «Простые идеи украшения интерьера». Панно с использованием
семян и листьев и природного материала. Техника выполнения панно и
картин. Объемные изделия в стиле флористика. Материалы и инструменты
используемые в работе.
Практика: Изготовление поделок из природного материала. Составление
простейших композиций:
- составление букета из цветов.
- составление букета из одного вида цветов
- составление композиции из цветов, листьев и семян
Работа с синтетическим материалом 20ч
Теория: Знакомство с историей возникновения таких материалов, как:
пенопласт, поролон, пластмасса, со свойствами и способами обработки этих
материалов. Демонстрация изделий из синтетических материалов. Способы
сборки и художественного оформления сувениров, путем приклеивания
деталей на горячий клей. Техника безопасности при работе с ножницами,
проволокой, шилом.
Практика: Разработка эскизов, подготовка и сбор материалов.
Изготовление объемных деталей из пенопласта, поролона и пластика.
Сборка деталей по образцу. Оформление объемных композиций «Клоун»,
«Букет для мамы». Выполнение коллективной новогодней композиции
«Зимушка в деревне»
Работа с пластилином. 7ч
Теория: При работе с пластилином дети учатся намазывать на основу
тонкий слой пластилина, на который потом наносят отпечатки стекой или
другими предметами, рисунки пластилиновыми жгутиками, элементы
мозаики. Пластилин так же предстает в качестве изобразительного средства
для создания аппликаций на картоне и стекле. По мере знакомства с этим
видом работы изменяется техника нанесения пластилинового фона:
однотонный фон становится разноцветным. Знакомый конструктивный
способ лепки усложняется нанесением на изделие налепленных украшений.
Практика: Лепка животных, людей, посуды выполняется из целого куска, а
не из отдельных частей. На заключительных занятиях дети должны
объединить все изученные способы в работе по собственному замыслу.
Работа с бросовым материалом. 9ч
Теория: Игрушки из бросового материала. Беседа «Что можно сделать из
ненужных вещей». Применение бросовых материалов для создания
различных поделок. Показ изделий из бросовых материалов. Создание
поделок по образцу. Моделирование. Подбор объемных деталей для поделок
(коробки). Работа над составлением эскиза. Соединение частей с помощью
клея, проволоки. Поделки из пластмассовых бутылок и банок. Нанесение
рисунка и способ вырезания из пластмассовых банок и бутылок по шаблону.
Практика: Изготовление сувениров - бабочек и стрекоз из пластмассовых
заготовок; декорирование бутылки нитками и лентами. Украшаем бутылку,
декором из ткани украшаем изделия по собственному замыслу.
Конструирование дома для сказочных героев.
Итоговое занятие 2ч
Итоговое занятие. Подготовка к выставке. Анализ выполненных работ.
Подготовка и участие в выставке детских работ.
2.Комплекс организационно - педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
Таблица 2.1.1.
Количество учебных недель
36
Количество учебных дней
180
Продолжительность каникул
с 01.06.2026 г. по 31.08.2026 г.
Даты начала и окончания учебного
с 01.09.2025 по 20.05.2026 г.
года
Сроки промежуточной аттестации
с 15.12.2025 по 28.12.2025
Сроки итоговой аттестации (при
наличии)
с 10.05.2026 по 20.05.2026
2.2. Условия реализации программы
Таблица 2.2.1.
Аспекты
Материально-техническое
обеспечение
-Информационное
обеспечение
Характеристика
учебный кабинет;
индивидуальное рабочее место;
ножницы;
линейки;
угольники;
циркуль,
иглы в игольнице,
дощечки для работы шилом и лепки,
канцелярские ножи,
простой и цветной карандаши,
фломастеры, кисти для работы клеем и
красками;
инструменты для работы с проволокой,
клей – пистолет
1.Диагностический материал:
- анкеты, тесты по учебным темам;
- кроссворды по учебным темам;
2. Дидактический, наглядный материал:
- лекала,
- трафареты,
- шаблоны и пр.;
- таблицы-памятки,
- классификационные схемы,
Аспекты
Кадровое обеспечение
Характеристика
- технологические карты,
- альбомы с образцами,
- фотографиями,
- сколками и схемами.
- фото и видео презентации к занятиям.
- Интернет источники.
- методические пособия;
методические разработки занятий;
- схемы изготовления игрушек, сувениров,
подарков, картин;
- специальная литература по всем разделам
программы для работы педагога и для детей.
Педагог дополнительного образования
2.3. Формы аттестации
Формами аттестации являются:
Творческая работа
Конкурс
Выставка
2.4. Оценочные материалы
Таблица 2.4.1.
Показатели качества
реализации ДООП
Уровень развития творческого
потенциала учащихся
Уровень развития социального
опыта учащихся
Уровень сохранения и
укрепления здоровья учащихся
Уровень теоретической
подготовки учащихся
Уровень удовлетворенности
родителей предоставляемыми
образовательными услугами
Оценочные материалы (указать
конкретно по предметам в
соответствии с формами
аттестации)
Методики
Методика «Креативность личности» Д.
Джонсона
Тест «Уровень социализации личности»
(версия Р.И.Мокшанцева)
«Организация и оценка
здоровьесберегающей деятельности
образовательных учреждений» под ред.
М.М. Безруких
Диагностические тесты
Изучение удовлетворенности родителей
работой образовательного учреждения
(методика Е.Н.Степановой)
Тесты
Зачеты
Конкурсная работа
2.5. Методические материалы
Методы обучения:
Словесный
Наглядный
Объяснительно-иллюстративный
Репродуктивный
Частично-поисковый
Формы организации образовательной деятельности:
Индивидуально-групповая
Групповая
Практическое занятие
Беседа
Выставка
Педагогические технологии:
Технология индивидуального обучения
Технология группового обучения
Технология коллективного взаимодействия
Технология дифференцированного обучения
Здоровьесберегающая технология
Дидактические материалы:
Раздаточные материалы
Инструкции
Технологические карты
Образцы изделий
3. Воспитательный компонент дополнительной
общеобразовательной (общеразвивающей) программы «Умелые руки»
Пояснительная записка
3.1.
В соответствии
целью
с законодательством Российской
воспитания
является
развитие
личности,
Федерации общей
самоопределение
и
социализация детей на основе социокультурных, духовно-нравственных
ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в
интересах человека, семьи, общества и государства, формирование чувства
патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества
и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и
старшему поколению; взаимного уважения; бережного отношения к
культурному наследию и традициям многонационального народа Российской
Федерации, природе и окружающей среде (Федеральный закон от 29.12.2012
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 2, п. 2 с
изменениями от 25 декабря 2023 года N 685-ФЗ)
Воспитательный
компонент
заключается
в
организации
работы
по
реализации следующих направлений воспитания:
- гражданско-патриотическое;
- духовно-нравственное;
- формирование культуры здоровья;
- профессиональное самоопределение;
- экологическое.
В
нем
отображается
организационно-методическое
сопровождение
воспитательного процесса, участие в конкурсных мероприятиях, проведение
тематических
мероприятий,
акций
внутриучрежденческого
тематические мероприятия по направленности программы.
уровня,
3.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты.
Цель - создание условий для самореализации и развития талантов детей, а
также воспитание высоконравственной, ответственной личности.
Основные
задачи
воспитания
на
основе
российских
базовых
(конституционных) ценностей направлены на воспитание, формирование:
— чувства патриотизма, гражданственности;
— духовно-нравственных ценностей;
— сознания ценности жизни, здоровья и безопасности;
— установки на соблюдение и пропаганду здорового образа жизни,
сознательное неприятие вредных привычек;
— уважения к труду, результатам труда, способности к творческому
созидательному труду;
— ориентации на осознанный выбор сферы профессиональных интересов;
— экологической культуры;
- интереса к технической деятельности, истории техники; понимание
значения техники в жизни российского общества;
- ценностей технической безопасности и контроля;
- уважения к достижениям в технике своих земляков;
- воли, упорства, дисциплинированности.
Для решения поставленных воспитательных задач и достижения цели
программы учащиеся привлекаются к участию (подготовке, проведению) в
мероприятиях района, села, учреждения, объединения: благотворительных
акциях, творческих выставках, мастер-классах, беседах, в конкурсных
программах различного уровня, направленных на достижение результатов.
Ожидаемые результаты
Предполагается, что в результате проведения воспитательных мероприятий
будет достигнут высокий уровень сплоченности коллектива, повышение
интереса к творческим занятиям и уровня личностных достижений учащихся
(победы в конкурсах), привлечение родителей к активному участию в работе
объединения, а также у детей будут сформированы определенные
личностные качества, способность к успешной социализации в обществе,
инициативность, самостоятельность, патриотизм, экологическая культура,
грамотное отношение к своему здоровью.
3.3. Формы воспитания и методы оценки результативности.
Дополнительное образование имеет практико-ориентированный характер и
ориентировано на свободный выбор педагогом таких видов и форм
воспитательной деятельности, которые способствуют формированию и
развитию у детей индивидуальных способностей и способов деятельности,
объективных представлений о мире, окружающей действительности,
внутренней мотивации к творческой деятельности, познанию, нравственному
поведению.
Основные формы воспитания:
- учебное занятие;
- практическое занятие;
- коллективное мероприятие;
- игры;
- беседы;
- итоговое мероприятие (конкурсы, соревнования, выставки —
способствуют закреплению ситуации успеха, развивают рефлексивные и
коммуникативные умения, ответственность, благоприятно воздействуют на
эмоциональную сферу детей).
Воспитательное значение активностей детей при реализации программ
дополнительного образования наиболее наглядно проявляется в социальных
проектах, благотворительных и волонтёрских акциях, в экологической,
патриотической, трудовой, профориентационной деятельности.
Методы оценки результативности реализации программы в части
воспитания:
- педагогическое наблюдение;
- оценка творческих работ;
- отзывы, интервью, материалы рефлексии.
3.4. Условия организации воспитательного процесса
Для решения задач воспитания при реализации образовательной программы
создаются определённые условия физической безопасности, комфорта,
активностей детей и обстоятельств их общения, социализации, признания,
самореализации, творчества.
Необходимые объективные условия:
- вся деятельность происходит в сфере свободного времени ребенка;
- выбор вида деятельности, педагога и коллектива сверстников
осуществляется им добровольно;
- содержание и формы работы детского объединения могут, при
необходимости, варьироваться.
Воспитание
имеет
деятельностную
основу
и
носит
практико-
ориентированный характер, что способствует обретению человеком смысла
собственной жизни и проектированию своего будущего.
3.5. Календарный план воспитательной работы на 2024-2025 уч. год
№
п/п
Название мероприятий
Сроки
Форма
проведения
Гражданско-патриотическое воспитание
1.
Горжусь Россией!
октябрь
Беседа
2.
День Героев Отечества.
декабрь
Участие в
мероприятии
поселения
февраль
Викторина
Герои нашего времени.
3.
День защитника Отечества.
Спортивные
конкурсы
4.
Земля без войны.
В течение года
Цикл бесед
Просмотр
видеороликов
5.
Победа!
май
Участие в цикле
мероприятий
6.
«Бессмертный полк»
май
Организация и
участие в акции
7.
Участие в плетении маскировочных сетей
В течение года
для СВО
Практическая
работа
Духовно-нравственное воспитание
8.
День пожилого человек
октябрь
Участие в
мероприятии ДДТ
9.
День матери
ноябрь
Видеопоздравление
мамам
10.
Моя семья – моя опора
январь
Участие в
мероприятии ДДТ
11.
Человек и его предназначение
март
Беседа
12.
Ветеранам войны посвящается
май
Участие в
мероприятии ДДТ
Профориентация
13.
Посвящение в кружковцы
сентябрь
14.
Профессии, связанные с творчесттвом
15.
Моя будущая профессия…
март
Анкетирование,
дисскусия
16.
Я и мир творчества
май
Презентация
17.
Участие в конкурсах
в течение года
ноябрь
Конкурсноразвлекательная
программа
Беседа
Детское творчество
Здоровьесбережение
18.
Всероссийский день бега «Кросс нации»
сентябрь
Участие во
Всероссийском дне
бега
19.
Здоровый образ жизни - норма жизни
октябрь
Беседа
20.
Мы за здоровый образ жизни
декабрь
Участие в конкурсе
рисунков
21.
Шаг в бездну
февраль
Кинолекторий
22.
Не отнимай у себя завтра …
апрель
Дисскусия
23.
Что значит – быть здоровым?
май
Викторина
24.
Профилактика употребления
в течение года
Цикл бесед
в течение года
Цикл бесед
алкогольных и слабоалкогольных
напитков, энергетиков и
профилактика курения, употребления
наркотических веществ
25.
Здоровье выбери сам
Профилактическая работа по безопасности, ПДД, ППБ
26.
Простые правила безопасности
сентябрь
Беседа
27.
Трагедия Беслана
сентябрь
Видеолекторий
28.
Правила езды на велосипедах, скутерах,
сентябрь-
Беседа,
29.
мопедах в рамках месячника по ПДД
октябрь
просмотр
видеороликов
Знай правила движения, как таблицу
ноябрь
Викторина
декабрь
Беседа
умножения
30.
Как вести себя при пожаре
31.
Осторожно, мошенники!
в течение года
Цикл бесед
32.
Нет - терроризму!
в течение года
Цикл мероприятий
33.
Минутки безопасности
в течение года
Беседа
34.
Минутки профилактики по ПДД
в течение года
Беседа
Экологическое воспитание
35.
День леса
май
36.
Субботник
сентябрь,
май
37.
Сохраним родную природу
в течение года
Участие в
озеленении
территории
Участие в уборке
территории
Цикл бесед
Работа с родителями
38.
Родительское собрание «Знакомство с
сентябрь
Беседа
ноябрь
Беседа
объединением «Умелые руки»
39.
Как влияет кружковая деятельность на
развитие ребенка?
40.
Успехи детей
май
Индивидуальные
консультации
4. Список литературы
1.Агапова И., Давыдова М. “Школа рукоделия ” - М., 2007 г.
2. Бегун Т.А. “Увлекательное рукоделие” М., 2005 г.
3. Геронимус Т.М. “Я все умею делать сам” - М., 1998 г.
4. Перевертень Г.И. “Самоделки из текстильных материалов” - М., 1990 г.
5. Еременко Т. И. “Иголка – волшебница” - М., 1987 г.
6. Лутцева Е.А. “Технология 1–4 классы. Программа” - М., 2008 г.
7. Молотобарова О.С. “Кружок изготовления игрушек-сувениров” - М.,
1990 г.
8. Носова Т. “Подарки и игрушки своими руками” - М., 2008 г.
9.Т.Н. Проснякова, Н.А. Цирулик. Умные руки – Самара: Корпорация
«Фёдоров»,
Издательство «Учебная литература», 2004.
10. Сайт Страна Мастеров http://stranamasterov.ru