Оглавление
1. Комплекс основных характеристик дополнительной
общеразвивающей программы
1.1. Пояснительная записка
1.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты
1.3. Содержание программы
2. Комплекс организационно педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
2.2. Условия реализации программы
2.3. Формы аттестации
2.4. Оценочные материалы
2.5. Методические материалы
3.
3.1.
3.2.
3.3.
3.4.
3.5.
Воспитательный компонент программы
Пояснительная записка
Цель, задачи, ожидаемые результаты
Формы воспитания и методы оценки результативности
Условия организации воспитательного процесса
Календарный план воспитательной работы
4.
Список литературы
1.Комплекс основных характеристик дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы (общий
1.1. Пояснительная записка
Нормативные правовые основы разработки ДООП:
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 07.10.2022)
"Об образовании в Российской Федерации";
Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 “Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”;
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
января 2021 года N 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН
1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания";
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации»
(вместе
с
«Методическими
рекомендациями
по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)»;
Положение о дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей)
программе МАУ ДО «Байкало-Кударинский ДДТ» (приказ муниципального
автономного учреждения дополнительного образования «БайкалоКударинский ДДТ» № 218 от 01.09.2020 г.)
Актуальность:
Аппликация относится к широко распространённой области
художественного творчества – декоративно-прикладному искусству и
направлена на эстетическое воспитание ребёнка, на развитие художественнотворческого потенциала путём изготовления поделок из различных
материалов (цветная бумага, ткань, кожа, соломка, семена растений,
засушенные лепестки и листочки, береста, и другие самые неожиданные
материалы для художественного творчества).
Такое разнообразие творческой деятельности в значительной степени
раскрывает
потенциал
ребёнка,
даёт
возможность
творческой
самореализации в области прикладного искусства, обогащения его духовного
мира. Данный вид ручного труда способствует развитию глазомера, чувства
формы, ритма, соотношения частей и целого, пониманию цвета и его
преобразований, воспитывают аккуратность, терпеливость, помогает
выражению собственной фантазии и т.д. Происходит усвоение активных
знаний о величине, форме и композиции. Программа способствует развитию
у детей дизайнерских, конструктивных и графических умений и навыков, что
немаловажно в современном мире при выборе профессии.
Обучение включает в себя следующие основные предметы (разделы):
1. Введение
2. Геометрическая аппликация
3. Аппликация с использованием оригами
4. Обрывная аппликация
5. Симметричная аппликация
6. Аппликация из природных материалов
7. Аппликация из салфеток.
8. Аппликация из нетрадиционных материалов
9. Объемная аппликация
10. Предметная аппликация
Вид программы: модифицированная.
Направленность программы: художественная.
Адресат программы:
Данная программа рассчитана на детей 5 - 7 лет. Дошкольный возраст
характеризуется возрастающей познавательной активностью, интересом к
окружающему миру, стремлением к наблюдению, сравнению, способностью
детей осознавать поставленные перед ними цели. В этом возрасте
продолжается развитие наглядно-образного мышления, которое позволяет
ребенку решать более сложные задачи с использованием обобщенных
наглядных средств (схем, чертежей и т.д.). Происходит расширение и
углубление представлений у детей о форме, цвете, величине предметов.
Ребенок уже целенаправленно, последовательно обследует внешние
особенности предметов, при этом он все больше ориентируется не на
единичные признаки, а на весь комплекс. В продуктивной деятельности дети
знают, что хотят изобразить, и могут целенаправленно следовать к своей
цели, используя разнообразный материал: бумаги разного качества и
свойства, ткани, природных материалов, бросового материала и т.д.
Исследуют разные техники и способы создания разнообразных форм,
способы вырезания, прикрепления, создания объемных фигур, коллажей,
сюжетных композиций.
Срок и объем освоения программы:
1 год, 72 педагогических часа.
Форма обучения: очная
Особенности организации образовательной деятельности:
одновозрастные группы.
Режим занятий:
Предмет
Стартовый уровень
«Волшебный мир
аппликации»
2 часа в неделю;
72 часа в год.
1.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты
Цель: создание условий для развития эстетических чувств и интереса детей к
изобразительной деятельности через аппликацию.
Задачи:
Образовательные (обучающие):
- ознакомление с видами бумаги;
- ознакомление с техниками работы по аппликации;
- формирование умения выполнять задание по образцу, понимать и
выполнять инструкцию;
Развивающие:
- развивать познавательный интерес к аппликации, как виду художественной
деятельности;
- развивать умение производить точные движения ножницами, кистью,
нетрадиционными материалами
- развивать мелкую моторику пальцев рук, согласованность движений рук,
ловкость, умение управлять своими движениями.
Воспитательные:
- создание атмосферы увлеченности, эмоционального воздействия,
сотворчества взрослого и ребенка.
- воспитание эстетического вкуса, культуры зрительного восприятия
прекрасного, радости от совместного творчества;
- побуждать детей к художественному творчеству путем постановки
интересных, разнообразных творческих заданий, предполагающих выход на
самостоятельное решение.
Ожидаемые результаты:
Стартовый уровень
Знать
- разные техники аппликации;
- виды бумаг.
Уметь
- выполнять задание по образцу, понимать и выполнять
инструкцию;
- производить точные движения ножницами, кистью,
нетрадиционными материалами;
- составлять композицию, последовательно её выполнять;
- содержать в порядке инструменты;
- после работы убирать своё рабочее место;
- проявлять творческую самостоятельность.
Владеть
- всеми необходимыми инструментами и материалами с
соблюдением правил техники безопасности;
- навыком в точной последовательности выполнять
задания педагога, но и творить сам.
1.3. Содержание программы
«Волшебный мир аппликации»
Стартовый уровень (1 год обучения)
Учебный план
№
п/п
Название
раздела, темы
Таблица 1.3.1
Формы
аттестации/контроля
Количество часов
Всего
Теория Практика
1
Введение
6
3
3
2
Геометрическая
аппликация
8
4
4
Педагогическое
наблюдение;
Выставка работ
3
Аппликация с
использованием
оригами
8
4
4
4
Обрывная
аппликация
6
3
3
Игровые задания;
Тематическая выставка,
поделки к праздникам
5
Симметричная
аппликация
8
4
4
Анализ деятельности;
Тематическая выставка,
поделки к праздникам
6
Аппликация из
природных
материалов
6
3
3
7
Аппликация из
салфеток
6
3
3
Внешняя оценка работ;
Тематическая выставка,
поделки к праздникам
8
Аппликация из
нетрадиционных
материалов
8
4
4
Индивидуальное
задание;
Выставка поделок
9
Объемная
аппликация
8
4
4
10
Предметная
аппликация
8
4
4
Внешняя оценка работ;
Тематическая выставка,
поделки к праздникам
Итого:
72
36
36
Стартовая диагностика;
Беседа
Фронтальный опрос;
Выставка;
Поделки на праздник
Беседа;
Игровые задания;
Выставка поделок
Внешняя оценка работ;
Игровые задания;
Выставка поделок
Содержание учебного плана
1. Введение
1.1 Диагностика творческих способностей детей 5-7 лет.
2. Геометрическая аппликация.
2.1. Теория: Познакомить детей с новым видом аппликации, способами
складывания, вырезывания из бумаги по шаблону геометрических фигур.
Развивать умение составлять рисунки из фигур. Развивать внимание,
аккуратность в работе, умение доводить начатое дело до конца.
Практика: Темы работ: «Узор из квадратов», «Неваляшка», «Лягушонок из
треугольников», «Весёлая гусеничка», «Ладошка - осьминожка».
3. Аппликация с использованием оригами.
3.1 Теория: Познакомить детей с новым видом аппликации – оригами, с
основной формой оригами – квадрат, техникой складывания фигур из
квадрата. История возникновения искусства оригами.
Практика: Темы работ: «Котёнок», «Домик. «Строим улицу», «Божья
коровка», «Первый цветок», коллективная композиция «Подснежники»,
композиция «Теремок».
4. Обрывная аппликация.
4.1 Теория: Знакомить с техникой аппликативной мозаики: обрывание
бумаги разного цвета на кусочки, действуя в пределах контура и наклеивание
их, составляя художественную композицию. Развивать мелкую моторику,
согласованность в движении обеих рук.
Практика: Темы работ: «Осенняя композиция», «Кораблик на волнах»,
«Ёлочка новогодняя», «Русские берёзки», «Танцующий дельфин».
5. Симметричная аппликация.
5.1 Теория: Познакомить детей с новым видом аппликации, способами
вырезывания симметричных предметов из бумаги, сложенной вдвое по
шаблону. Развивать зрительный контроль за движением руки и координацию
движений.
Практика: «Осенние листья»,
тюльпанов», «Бабочки».
«Зимний
лес»,
«Снежинки»,
«Букет
6. Аппликация из природных материалов.
6.1 Теория: Познакомить детей с новым видом аппликации, свойствами
природного материала, способами создания композиций на листе бумаги с
использованием разнообразного материала. Учить приемам намазывания
клеем детали, создавая объемные фигуры.
Практика: «Осенний букет», «Ежик из шишек», «Снеговик», «Сова»,
«Кораблик».
7. Аппликация из салфеток.
7.1 Теория: Познакомить детей с новым видом аппликации, со способом
скручивания шариков одинаковой величины и последовательности
расположения их на трафарете. Воспитывать аккуратность в работе с клеем и
салфеткой.
Практика: «Колобок», «Снегири прилетели», «Зимнее дерево», «Золотая
рыбка», «Цыплёнок».
8. Аппликация из нетрадиционных материалов.
8.1 Теория: Познакомить детей с новым видом аппликации, свойствами и
видами нетрадиционных материалов, способами создания композиций на
листе бумаги с использованием разнообразного материала. Развивать
внимание, аккуратность в работе, умение доводить начатое дело до конца.
Практика: «Аппликация из ваты. Котёнок», «Заяц из ватных дисков»,
«Елочка», «Открытка для папы (танк)», «Домик», «Фоторамка».
9. Объемная аппликация.
9.1 Теория: Познакомить детей с новым видом аппликации, способами
создания композиций и рисунков.
Практика: Темы работ: «Фрукты и овощи», «Цветок из полосок», «Лягушка –
игрушка», «Щенок», «Готовимся в космос», «Солнышко», Цветы с четырьмя
лепестками.
10. Предметная аппликация.
10.1 Теория: Познакомить детей с новым видом аппликации, способами
создания композиций и рисунков.
Практика: «На море», «Машинка», «Морж», «Лодочки под солнцем»,
«Деревенский пейзаж», «Лягушонок Кваки».
2.Комплекс организационно - педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
Таблица 2.1.1.
Количество учебных недель
36
Количество учебных дней
180
Продолжительность каникул
с 01.06.2026 г. по 31.08.2026 г.
Даты начала и окончания учебного с 01.09.2025 по 20.05.2026 г.
года
Сроки промежуточной аттестации с 15.12.2025 по 28.12.2025
Сроки итоговой аттестации (при
наличии)
с 10.05.2026 по 20.05.2026
2.2. Условия реализации программы
Таблица 2.2.1.
Аспекты
Характеристика (заполнить)
Материально-техническое
обеспечение
- кабинет ПДО, групповая комната;
-материал для художественного творчества:
бумага разной фактуры и цветов, природный
материал, ткань, нитки, вата, макаронные
изделия и т.д. ножницы, клей, карандаши,
краски, салфетки, досочки, клеенки, шаблоны,
альбомы.
Информационное
обеспечение
-аудиозаписи музыкального сопровождения.
- видео с интернет –ресурса с показом техник и
способов выполнения работ.
- фото с готовыми работами детей
- интернет источники
Кадровое обеспечение
Педагог дополнительного образования
2.3. Формы аттестации
Формами аттестации являются:
Творческая работа
Соревнования
Конкурс
Выставка
Фестиваль
2.4. Оценочные материалы
Таблица 2.4.1.
Показатели качества реализации Методики
ДООП
Уровень развития творческого
потенциала воспитанников
Методика «Креативность личности» Д.
Джонсона
Уровень развития социального
опыта воспитанников
Тест «Уровень социализации личности»
(версия Р.И.Мокшанцева)
«Организация и оценка
Уровень сохранения и укрепления здоровьесберегающей деятельности
здоровья воспитанников
образовательных учреждений» под ред.
М.М. Безруких
Уровень теоретической
подготовки воспитанников
Диагностика художественноэстетического развития дошкольников
Уровень удовлетворенности
родителей предоставляемыми
образовательными услугами
Изучение удовлетворенности родителей
работой образовательного учреждения
(методика Е.Н.Степановой)
Оценочные материалы (указать
конкретно по предметам в
соответствии с формами
аттестации)
Диагностические карты, таблицы
2.5. Методические материалы
Методы обучения:
Словесный
Наглядный
Объяснительно-иллюстративный
Репродуктивный
Частично-поисковый
Исследовательский
Игровой
Дискуссионный
Проектный
Формы организации образовательной деятельности:
Индивидуальная
Групповая
Практическое занятие
Открытое занятие
Беседа
Выставка
Игра
Презентация
Мастер-класс
Ярмарка
Педагогические технологии:
Технология индивидуального обучения
Технология группового обучения
Технология коллективного взаимодействия
Технология дифференцированного обучения
Технология проблемного обучения
Технология исследовательской деятельности
Проектная технология
Здоровьесберегающая технология
Дидактические материалы:
Раздаточные материалы
Инструкции
Технологические карты
Образцы изделий
3. Воспитательный компонент дополнительной
общеобразовательной (общеразвивающей) программы
«Волшебный мир аппликации»
Пояснительная записка
1.1.
В соответствии
целью
с законодательством Российской
воспитания
является
развитие
личности,
Федерации общей
самоопределение
и
социализация детей на основе социокультурных, духовно-нравственных
ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в
интересах человека, семьи, общества и государства, формирование чувства
патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества
и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и
старшему поколению; взаимного уважения; бережного отношения к
культурному наследию и традициям многонационального народа Российской
Федерации, природе и окружающей среде (Федеральный закон от 29.12.2012
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 2, п. 2 с
изменениями от 25 декабря 2023 года N 685-ФЗ)
Воспитательный
компонент
заключается
в
организации
работы
по
реализации следующих направлений воспитания:
- гражданско-патриотическое;
- духовно-нравственное;
- формирование культуры здоровья;
- профессиональное самоопределение;
- экологическое.
В
нем
отображается
организационно-методическое
сопровождение
воспитательного процесса, участие в конкурсных мероприятиях, проведение
тематических
мероприятий,
акций
внутриучрежденческого
уровня,
тематические мероприятия по направленности программы.
3.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты.
Цель - создание условий для самореализации и развития талантов детей, а
также воспитание высоконравственной, ответственной личности.
Основные
задачи
воспитания
на
основе
российских
базовых
(конституционных) ценностей направлены на воспитание, формирование:
— чувства патриотизма, гражданственности;
— духовно-нравственных ценностей;
— сознания ценности жизни, здоровья и безопасности;
— установки на соблюдение и пропаганду здорового образа жизни,
сознательное неприятие вредных привычек;
— уважения к труду, результатам труда, способности к творческому
созидательному труду;
— ориентации на осознанный выбор сферы профессиональных интересов;
— экологической культуры;
- интереса к технической деятельности, истории техники; понимание
значения техники в жизни российского общества;
- ценностей технической безопасности и контроля;
- уважения к достижениям в технике своих земляков;
- воли, упорства, дисциплинированности.
Для решения поставленных воспитательных задач и достижения цели
программы учащиеся привлекаются к участию (подготовке, проведению) в
мероприятиях района, села, учреждения, объединения: благотворительных
акциях, творческих выставках, мастер-классах, беседах, в конкурсных
программах различного уровня, направленных на достижение результатов.
Ожидаемые результаты
Предполагается, что в результате проведения воспитательных мероприятий
будет достигнут высокий уровень сплоченности коллектива, повышение
интереса к творческим занятиям и уровня личностных достижений учащихся
(победы в конкурсах), привлечение родителей к активному участию в работе
объединения, а также у детей будут сформированы определенные
личностные качества, способность к успешной социализации в обществе,
инициативность, самостоятельность, патриотизм, экологическая культура,
грамотное отношение к своему здоровью.
3.3. Формы воспитания и методы оценки результативности.
Дополнительное образование имеет практико-ориентированный характер и
ориентировано на свободный выбор педагогом таких видов и форм
воспитательной деятельности, которые способствуют формированию и
развитию у детей индивидуальных способностей и способов деятельности,
объективных представлений о мире, окружающей действительности,
внутренней мотивации к творческой деятельности, познанию, нравственному
поведению.
Основные формы воспитания:
- учебное занятие;
- практическое занятие;
- коллективное мероприятие;
- игры;
- беседы;
- итоговое мероприятие (конкурсы, соревнования, выставки —
способствуют закреплению ситуации успеха, развивают рефлексивные и
коммуникативные умения, ответственность, благоприятно воздействуют на
эмоциональную сферу детей).
Воспитательное значение активностей детей при реализации программ
дополнительного образования наиболее наглядно проявляется в социальных
проектах, благотворительных и волонтёрских акциях, в экологической,
патриотической, трудовой, профориентационной деятельности.
Методы оценки результативности реализации программы в части
воспитания:
- педагогическое наблюдение;
- оценка творческих работ;
- отзывы, интервью, материалы рефлексии.
3.4. Условия организации воспитательного процесса
Для решения задач воспитания при реализации образовательной программы
создаются определённые условия физической безопасности, комфорта,
активностей детей и обстоятельств их общения, социализации, признания,
самореализации, творчества.
Необходимые объективные условия:
- вся деятельность происходит в сфере свободного времени ребенка;
- выбор вида деятельности, педагога и коллектива сверстников
осуществляется им добровольно;
- содержание и формы работы детского объединения могут, при
необходимости, варьироваться.
Воспитание
имеет
деятельностную
основу
и
носит
практико-
ориентированный характер, что способствует обретению человеком смысла
собственной жизни и проектированию своего будущего.
3.5. Календарный план воспитательной работы на 2024-2025 уч. год
№
п/п
Название мероприятий
Сроки
Форма
проведения
Гражданско-патриотическое воспитание
1.
Горжусь Россией!
октябрь
Беседа
2.
День Героев Отечества.
декабрь
Участие в
мероприятии
поселения
февраль
Викторина
Герои нашего времени.
3.
День защитника Отечества.
Спортивные
конкурсы
4.
Земля без войны.
В течение года
Цикл бесед
Просмотр
видеороликов
5.
Победа!
май
Участие в цикле
мероприятий
Духовно-нравственное воспитание
6.
День матери
ноябрь
Видеопоздравление
мамам
7.
Моя семья
январь
Участие в
мероприятии ДДТ
Профориентация
8.
Посвящение в кружковцы
сентябрь
Конкурсноразвлекательная
программа
9.
Моя будущая профессия
10.
Участие в конкурсах
март
в течение года
Анкетирование,
дисскусия
Детское творчество
Здоровьесбережение
11.
Здоровый образ жизни - норма жизни
октябрь
Беседа
12.
Мы за здоровый образ жизни
декабрь
Участие в конкурсе
рисунков
13.
Что значит – быть здоровым?
май
Викторина
Профилактическая работа по безопасности, ПДД, ППБ
14.
Простые правила безопасности
15.
Знай правила движения, как таблицу
сентябрь
Беседа
ноябрь
Викторина
декабрь
Беседа
умножения
16.
Как вести себя при пожаре
17.
Минутки безопасности
в течение года
Беседа
18.
Минутки профилактики по ПДД
в течение года
Беседа
Экологическое воспитание
19.
Сохраним родную природу
в течение года
Цикл бесед
Работа с родителями
20.
Что нужно детям для развития
21.
Дети и творчество
22
Успехи детей
сентябрь
январь
май
Беседа
Выставка
Индивидуальные
консультации
4. Список литературы
1. А. В. Белошистая, О. Г. Жукова «Бумажные фантазии. Лес» - М.:
"Просвещение" ,2010.
2. Доронова Т.Н. «Изобразительная деятельность и эстетическое развитие
дошкольников». М.: Просвещение, Росмэн. 2008 г.
3. Комарова Т.С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду»
– М.: «Просвещение», 1991.
4. Малышева А.Н., Ермолаева Н.В. «Аппликация в детском саду» –
Ярославль: «Академия развития, Академия холдинг», 2002.
5. Лыкова И.А. «Дидактические игры и занятия. Художественное воспитание
и развитие детей 1–7 лет». Методическое пособие для специалистов
дошкольных образовательных учреждений. «Карапуз-дидактика».
Творческий центр СФЕРА. Москва 2009 г.
6. Лыкова И.А. «Программа художественного воспитания, обучения и
развития детей 2–7 лет. Цветные ладошки».
7. Лыкова И.А. «Педагогическая диагностика. 1-7 лет. Методическое пособие
для специалистов дошкольных образовательных учреждений. «Карапуздидактика». Творческий центр СФЕРА. Москва 2009 г.
8. Лыкова И.А. «Методические рекомендации к программе «Цветные
ладошки». «Карапуз-дидактика». Творческий центр СФЕРА. Москва 2009 г.
9. Соколова С. В. Оригами для дошкольников (Текст) – С. -П., Детствопресс, 2005.
10. Афонькин С. Ю; Лежнева Л. В; «Оригами и аппликация». Издательство
Кристалл; Спб 2006г.