Оглавление
1. Комплекс основных характеристик дополнительной
общеразвивающей программы
1.1. Пояснительная записка
1.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты
1.3. Содержание программы
2. Комплекс организационно педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
2.2. Условия реализации программы
2.3. Формы аттестации
2.4. Оценочные материалы
2.5. Методические материалы
3. Воспитательный компонент программы
3.1. Пояснительная записка
3.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты
3.3. Формы воспитания и методы оценки результативности
3.4. Условия организации воспитательного процесса
3.5. Календарный план воспитательной работы
4.
Список литературы
1.Комплекс основных характеристик дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы (общий)
1.1. Пояснительная записка
Нормативные правовые основы разработки ДООП:
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 07.10.2022)
"Об образовании в Российской Федерации";
Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 ―Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам‖;
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
января 2021 года N 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН
1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания";
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации»
(вместе
с
«Методическими
рекомендациями
по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)»;
Положение о дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей)
программе МАУ ДО «Байкало-Кударинский ДДТ» (приказ муниципального
автономного учреждения дополнительного образования «БайкалоКударинский ДДТ» № 218 от 01.09.2020 г.)
Актуальность:
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Мой
край у Байкала» включает занятия по овладению различными техниками
декоративно-прикладного искусства.
Все, что окружает человека, за исключением творений самой природы,
создано на протяжении многих лет руками человека. Для того чтобы
украсить свой дом, сделать сувенир или подарок близким, можно сделать
что-нибудь своими руками. Это способствует воспитанию усидчивости,
трудолюбия, аккуратности, хорошего вкуса, развитию мелкой моторики
пальцев рук. Программа дополнительного образования детей актуальна тем,
что она широко и многосторонне раскрывает художественный образ вещи,
основы художественного изображения, связь народной художественной
культуры с общечеловеческими ценностями. Одновременно осуществляется
развитие творческого опыта учащихся в процессе собственной
художественно-творческой активности.
Программа вводит ребенка в мир творчества, дает возможность
поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у
обучающихся
изобразительных,
художественно-конструкторских
способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.
Обучение включает в себя следующие основные предметы (разделы):
1.Раздел «Флористика»
2.Раздел «Волшебная бумага и картон»
3.Раздел «Поделки из природного материала и бумаги»
4.Раздел «Солевые насыпушки»
5.Раздел «Сувениры и поделки из подручных и природных
материалов»
6.Раздел «Народная кукла»
7.Раздел «Соленое тесто»
8.Раздел «Декор и поделки из природных материалов »
9.Раздел «Основы макетирования»
Вид программы: модифицированная.
Направленность программы: художественная.
Адресат
программы:
дополнительная
общеобразовательная
(общеразвивающая) программа «Мой край у Байкала» предназначена для
детей 5 - 12 лет.
Дети 5 - 12 лет - это уже не малыши, но еще не старшие дети. Дети такого
возраста всегда готовы помочь, так как у них развито желание лидерства.
Поэтому необходимо разработать систему мотивации и поощрений. Часто
дети хотят поделиться своими секретами, доверить какую-либо информацию,
попросить помощи. Выслушать ребенка, дать совет очень важно. Важно
выделить лидера в коллективе, сплотить их. Дети стремятся подражать
старшим и пример педагога очень важен. Дети активно проявляют
самостоятельность, стараются стать как можно более независимыми. Все эти
качества педагог должен разумно использовать в работе с детьми.
Организация работы базируется на принципе практического обучения.
Учащиеся сначала видят образец, готовую работу, обдумывают, а затем
создают свой вариант. При этом активизация усвоения учебного материала
достигается благодаря тому, что мозг и руки «работают вместе». Учащиеся
не только «повторяют» предложенный вариант, они ещѐ и вовлечены в
игровую деятельность.
Срок и объем освоения программы:
2 года, 144 педагогических часа, из них:
«Стартовый уровень» - 1 год, 72 педагогических часа;
«Базовый уровень» - 1 год, 72 педагогических часа;
Форма обучения: очная с применением дистанционных технологий.
Особенности организации образовательной деятельности:
группы одновозрастные, индивидуальное обучение.
Режим занятий:
Предмет
«Мой край у
Байкала»
Стартовый уровень
Базовый уровень
2 часа в неделю;
2 часа в неделю;
72 часа в год.
72 часа в год.
1.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты
Цель: Создание необходимых условий для формирования творческой
личности и самореализации обучающихся.
Задачи программы
Образовательные (обучающие):
-обучение приемам и технологии изготовления композиций;
- обучение приемам работы с различными материалами;
- развитие проектных способностей детей, обучение приемам
самостоятельной разработки поделок и сувениров;
- закрепление и расширение знаний и умений, полученных на уроках
технологии, изобразительного искусства, окружающего мира;
- обучение приемам безопасной работы с инструментами;
- обучение умению планирования своей работы;
- изучение свойств различных материалов;
Развивающие:
- развитие у детей художественного вкуса и творческого потенциала;
- развитие образного мышления, воображения и фантазии;
- развитие внимания, памяти, терпения, трудолюбия;
- создание условий к саморазвитию учащихся;
- развитие у детей эстетического восприятия окружающего мира
Воспитательные:
- формировать коммуникативные навыки;
- формировать навыки коллективной работы;
- воспитывать толерантное мышление;
- формировать личностные качества, необходимые для самореализации в
современном обществе;
- способствовать профессиональному самоопределению;
- воспитывать чувство гражданской ответственности и патриотизма.
- воспитывать здоровый образ жизни.
Ожидаемые результаты:
Знать
Стартовый уровень
Базовый уровень
-историю развития аппликации,
мозаики, коллажа, лепки;
- способы и приемы
выполнения работы из
природных и синтетических
материалов.
- правила безопасных приемов
работы с оборудованием и
колющими и режущими
инструментами при
изготовлении изделий из кожи,
синтетических и природных
материалов;
-роль декоративно-прикладного
искусства в жизни человека;
- об истории развития таких техник
как: коллаж, дизайн и оформление
предметов интерьер;
-о свойствах и качествах таких
материалов как: бумага, картон,
природные и синтетические и др.
-понятия «фитодизайн»,
«флористика», коллаж
-цветовое решение композиции;
- правила техники безопасности;
Стартовый уровень
Уметь
Владеть
Базовый уровень
-самостоятельно выполнять эскизы;
-организовать свою учебную
-изготавливать объемные и
деятельность, а именно:
полуобъемные поделки, изделия из
планирование практической
бумаги, кожи, синтетических
работы при выполнении, работа материалов;
со спецлитературой, образцами; - составлять и выполнять творческие
- соблюдать правила техники
проекты;
безопасности
- работать самостоятельно и в
коллективе
- навыками выполнения
изученных техник
- навыками планирования
самостоятельной деятельности в
области ДПИ.
1.3. Содержание программы
«Мой край у Байкала»
Стартовый уровень (1 год обучения)
Учебный план
Таблица 1.3.1
№
Наименование
раздела, темы;
Количество часов
Всего
Теория
Практика
Формы
аттестации/контроля
Игры и задания по
безопасности
1
1
1.
Введение
Инструктаж по ТБ и
ПБ
Раздел 1
33
7
26
1.1.
Тема 1. Флористика
9
2
7
1.2.
Тема 2. Волшебная
бумага
16
4
12
1.3
Тема 3. Поделки из
природного
материала и бумаги
Раздел 2
8
1
7
38
4
34
Тема 1. Солевые
насыпушки
Тема 2. Сувениры и
поделки из
подручных средств
и природных
материалов
Тема 3. Народная
кукла
12
1
11
8
1
7
Педагогическое
наблюдение
Внешняя оценка работ
18
2
16
Внешняя оценка работ
Игровые задания
Итого
72
12
60
2.
2.1.
2.2.
2.3
Индивидуальное
конструкторское
задание
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Тест « Бумага и
работа с ней»
Внешняя оценка работ
Индивидуальное
конструкторское
задание
Внешняя оценка работ
Содержание учебного плана
Содержание программы 1 года обучения.
Первый год обучения направлен на удовлетворение интересов детей в
приобретении базовых знаний и умений о простейших приемах и техниках
работы с материалами и инструментами (бумага и картон, природный
флористический материал, изготовление кукол-оберегов и т.д.), знакомство с
историей данных видов декоративно – прикладного искусства, изготовление
простейших декоративно – художественных изделий, учатся организации
своего рабочего места
Вводное занятие.
Введение.
Знакомство. Общие сведения о видах изобразительных техник.
Демонстрация работ, выполненных в различных техниках. Возможности
различных техник. Ознакомление с используемыми материалами и
оборудованием. Техника безопасности. Игры и задания по проверки знаний
ПБ, ПДД, ГО и ЧС, общие правила охраны труда и поведения в учреждении.
Игры «Где Опасность?», «Найди ошибку», «Безопасный маршрут».
Раздел 1.
1. Флористика.
1. 1.Флористика. Демонстрация работ, возможности данного направления.
Изучение правил безопасности при работе с инструментами и материалами.
Практическая часть Заготовка, сушка, отбор, классификация
флористического материала по цвету, качеству.
1.1.2. Осенняя открытка.
Подбор эскиза, необходимого засушенного материала, последовательность
изготовления.
Практическая часть: выполнение открытки из флористического материала
ко «Дню учителя»
1.1.3. Коллективная работа «Осень»
Последовательность изготовления работы с использованием аппликации
листьями. Подбор цвета, листьев.
Практическая часть Выполнение коллективной работы с использованием
аппликации листьями, цветами.
1.2. Волшебная бумага.
1.2.1.Рождение бумаги. История возникновения.
Знакомство с историей и изобретением бумаги.
Практика: Знакомство со свойствами бумаги; еѐ разнообразием и видами.
1.2.2.Материалы и инструменты (основные и альтернативные). Техника
безопасности.
Изучение правил техники безопасности при работе с инструментами и
материалами. Знакомство с инструментами и приспособлениями.
Практическая работа Безопасная работа с режущими инструментами.
Резка цветной бумаги при помощи ножниц по заданным образцам.
1.2.3.Рисование скомканной бумагой . «Лето»
Оттиск. Закрепление умений и навыков работы с использованием мятой
бумаги. Последовательность выполнение работы.
Практическая работа Выполнение комбинированной работы с
использованием акварели, гуаши и кусочком мятой бумаги
1.2.4.Монотипия «Цветы»
Монотипия , презентация по данной теме. Демонстрация работ. Приемы
работы.
Практическая работа Выполнение рисунка «Маки в технике монотипия»
1.2.5. Коллективная работа «Цветы».
Отработка навыков работы в технике монотипия.
Практическая работа Создание коллективного панно «Цветы Байкала» в
технике монотипия. Сборка, склеивание фрагментов работы. Окончательная
отделка.
1.2.6. Бумагопластика.
История возникновения и развития бумагопластики, сведения о материалах,
инструментах и приспособлениях. Инструктаж по правилам техники
безопасности работы с колющими и режущими предметами.
Практическая работа Вырезание по контуру, работа с шаблонами.
1.2.7. Сгиб и резка
Приемы прямолинейного и криволинейного сгибания.
Практическая часть .Отработка навыков сгибания листа бумаги. Разлиновка
по образцу. Вырезание отдельных деталей с припусками.
1. 2.8. Кручение.
Способы кручения, завивания бумаги, спирали.
Практическая работа Вырезание по спирали. Создание простейших
спиральных мобилей. Завивание бумажной ленты на карандаш.
1.2.9. Шаблон. Склеивание.
Понятие шаблон, развертка. Вырезание деталей по шаблонам с припусками.
Виды клеев.
Практическая работа Объемная геометрическая фигура (по выбору
учащегося). Вырезание, склеивание.
3. Поделки из бумаги и природных материалов.
1.3.1.Новогодняя елочная игрушка. Символ года.
История возникновения символов. Последовательность выполнение работы.
Практическая работа Выполнение работы с использованием аппликации и
прир. материалом (шишки, скорлупа, веточки и др.).
1.3.2.Новогодняя открытка
Композиционные навыки. Закрепление умений и навыков работы с
использованием мятой бумаги. Последовательность выполнение работы.
Практическая работа Выполнение комбинированной работы с
использованием аппликации и кусочками мятой бумаги и природного
материала (шишки и др.)
1.3.3.Коллективная работа «Здравствуй, Новый Год!»
Коллективная работа на новогоднюю тематику. Выбор эскиза. Распределение
работы в группах, подбор материала и декора.
Практическая работа Выполнение панно «Здравствуй Новый Год» в
технике аппликация, бумагопластика . Декорирование готовой работы .
Участие в выставке-конкурсе новогодних работ.
Раздел 2
Тема 1. Солевые насыпушки.
2.1.1 Солевые насыпушки. Окраска и оборудование
Демонстрация солевых насыпушек. Материалы и приспособления для
работы, красители для соли и песка. ТБ при работе солью и острыми
предметами (шпажки для проколов)
Практическая работа Окраска соли красителями двух видов. Сушка .
Подготовка соли к работе.
2.1.2. Приемы работы с солью
Проколы, волны, геометрический узор, насыпание, элементы - шар, цветок,
рыбка, листок. Показ.
Практическая работа Отработка основных навыков и приемов работы с
солью. Работа двумя цветами - основным и фоновым.
2.1.3. Волны.
Работа с солью трех цветов. Создание волн, проколов
Практическая работа Практическая отработка Выполнение волн солью
трех цветов. Создание абстрактной картинки – волны.
2.1.4.Солевая насыпушка
Демонстрация работы с тремя и более цветами соли, создание на основе
знакомых элементов –шар- лист и приемов прокола новых усложненных
образов- рыбка, сложный цветок. Дерево, берег. Сложная волна
Практическая работа Создание солевой насыпушки «Байкальский берег»,
«Рыбки »и др. по выбору.
2.1.5. Консервирование солевой насыпушки
Способы сохранения солевой насыпушки 3 варианта. Последовательность
выполнения
Практическая работа Консервация готовой работы утрамбовыванием,
клеем, водой.
2.1.6.Декор солевой насыпушки
Способы декора, украшение работ. Используемые материалы, инструменты и
приспособления. ТБ. при работе со стеклом, клеем, термопистолетом.
Практическая работа Практика. украшение готовой работы. Декор
крышки, горлышка бутылочки байкальскими камешками, камешки-
нерпочки, природный материал, веревка. Проверка на герметичность и
качество утрамбовывания.
Тема 2. Изготовление сувениров и подарков из природных подручных
средств.
2.2.1Сувенир – «Валентинка».
История возникновения. Лэпбук по данной теме. Виды валентинок.
Практическая работа «Валентинка» из салфетки в виде сердечка
2.2.2 Мини - сувениры к 8 Марта
выбор сувенира к 8 Марта,способ изготовления из веревки, тесьмы,
цветного картона.
Практическая работа Изготовление сувенира из подручных средствтрубочки от полотенец, киндер –сюрприз, бумаги, тесьмы. Отделка
вырезками.
2.2.3 Сувенир Рыбка
Демонстрация сувениров, шаблоны для рыбок. Приемы и необходимые
материалы
Практическая работа Сувенир «Рыбка», подбор необходимых байкальских
камешков. Рисование по образцу маркером.
2.2.4Сувенир «Нерпочка»
Беседа о байкальском эндемике – нерпе. Подбор камешек, куски коры.
сухого дерева, спилы деревьев.
Практическая работа Отработка приемов рисования мордочек нерп.
Выполнение нерпы на одном камешке.
2.2.5 Сувенир «Нерпочки»
Композиция из нескольких камешков. Создание сюжета – семья нерп.
Подбор основы для работы. Изготовление нерпочек для декора на бутылках
с солевыми насыпушками.
Практическая работа Выполнение сюжетного сувенира «Семья нерп».
Изготовление, приклеивание, украшение песком, берестой.
Раздел 3.
Тряпичные народные куклы.
2.3.1. История народной куклы.
Игровые и обереговые куклы. Презентация, демонстрация готовых работ,
книг, альбомов. Материалы для изготовления.
Практическая работа Карты – инструкции для работы. Способы
завязывания головного платка.
2.3.2.Куклы – закрутки.
Первая кукла – Пеленашка. Кукла- Лихоманка Кукла- Берегиня
Смысл
куклы- оберега, приемы выполнения. Материал для куклы. (не резать,а
рвать, не отрезать, а отрывать)
Практическая работа Подготовка необходимых материалов. Изготовление
кукол по схемам под руководством педагога. Помощь при завязывании,
работа в парах. Отделка готовыой куклы ниточками
2.3.3.Коллективная работа «Народная кукла »
Русские народные праздники, игры и гуляния. Кукла в жизни ребенка ,
кукла-оберег девушки, матери. Выбор сюжета для коллективной работы
Практическая работа Выполнение кукол Лихоманка, Берегиня,
Пеленашка. Создание композиции, крепление кукол, оформление готовой
работы – лентами, тесьмой, веточками. Участие в выставке-ярмарке.
2.3.4.Выставка работ учащихся
Сбор работ, подготовка и оформление итоговой выставки работ учащихся.
Итоговая диагностика учащихся
Базовый уровень (2 год обучения)
Учебный план
Таблица 1.3.2
№
Наименование
разделов и тем
Вводное занятие. ТБ.
1.
Раздел 1
1.1.
Тема 1. Волшебная
бумага и картон
1.2.
Тема 2. Поделки и
сувениры из
природных и
подручных
материалов
Раздел 2
2.
2.1.
2.2.
2.3
3.
Количество часов
Формы
Всег Теория Практик аттестации/контроля
о
а
Игры и задания по
1
1
безопасности
Индивидуальное
24
4
20
конструкторское
задание
12
1
11
Педагогическое
наблюдение
Тест « Бумага и
картон!
12
1
11
Внешняя оценка работ
Педагогическое
наблюдение
46
5
41
Тема 1. Соленое
тесто
Тема 2. Сувениры
16
1
15
Индивидуальное
конструкторское
задание
Внешняя оценка работ
13
2
11
Внешняя оценка работ
Тема 3. Куклы и
поделки из
подручных
материалов
Итоговое занятие
13
2
11
Игровые задания
Выставка работ
Итого
72
1
1
10
62
Содержание учебного плана
Содержание программы 2 года обучения.
1. Вводное занятие. Знакомство с планом работы, с инструментами.
Техника безопасности в игровой форме. Безопасные правила работы.
Практическая часть. Изготовление пазлов для игротеки.
Раздел 1.
Тема 1. Волшебная бумага и картон.
1.1 Бумага. Ее виды. Аппликация «Осень»
Исторический очерк о бумаге. Многобразие видов бумаги и картона.
Практическая часть Свойства бумаги и картона. Определение названий и
типов бумаги, картона. Подготовка материала для аппликации «Осень»
1.1.2.Аппликация «Осень».
Плоская аппликация из кусочков бумаги с использованием природного
материала.
Практическая часть. Закрепление и умение работать ножницами, вырезать
по намеченным линиям, развитие глазомера. Комбинированная техника
плоской аппликации и аппликации осенними листьями и цветами.
1.1.3. Рисование скомканной бумагой
Рисунок « Лето на Байкале» Закрепление умений и навыков работы с
использованием мятой бумаги. Последовательность выполнение работы.
Практическая часть. Выполнение комбинированной работы с
использованием акварели, гуаши и кусочком мятой бумаги.
1.1.4. Штамп. Штамповка. Монотипия «Маки».
Понятие о монотипии (моно – один, тип- раз), штампы и использование
штампов, их разнообразие.
Практическая работа. Создание цветочной композиции в технике
монотипия.
1.1.5. Приемы работы с бумагой. Закреплять умение работать ножницами,
измерительными инструментами. Скручивание, сгибание.
Практическая работа Вырезание по намеченным линиям заготовки по
выбору учащихся, развитие глазомера, аккуратности, внимания,
взаимопомощь.
1.1.6. Биговка.
Понятие биговка, важность для выполнения работ из бумаги и картона.
Схема. Линии чертежа.
Практическая часть. Сгибание по разным образцам с использованием
линейки, карандаша, пальцами.
1.1.7. Шаблон
Поделка из картона ( по выбору учащихся) «Дом», «Машина» и др. выставка
готовых работ. Обсуждение этапов работы, карта – инструкция.
Практическая часть. Вырезание деталей по шаблону, биговка модели.
1.1.8. Объемная модель «Дом», «Машина».
Изготовление объемной работы из бумаги, картона по карте- инструкции.
Биговка, склеивание, аппликация отдельных фрагментов.
Практическая часть. Склеивание деталей, работа с использованием картыинструкции, окончательная отделка готового объемного изделия.
Тема 2. Поделки из природного и бросового материала.
1.2.1. Поделки из шишек (сосновых , еловых) «Лесные жители» или на
выбор учащегося.
Практическая часть. Выполнение задуманной работы, соединение деталей
склеиванием, проволокой, нитками
1.2.2. Поделки из подручных средств
Реквизит, декорации- объяснение понятий. Работа с книгой « В театре».
Построение выкройки декорации, необходимые материалы.
Практическая часть. Выполнение декораций для школьного театра из
картона. Создание объемных элементов.( по заказу руководителя студии)
1.2.3. Елочная игрушка.
«Снежинка», «Фонарик» поделки из подручных средств – фантики, фольга,
трубочки и др. способы содинения клеем, степлером, термопистолетом.
Практическая часть. Подбор необходимого материала. Выполнение,
скрепление заготовок, окончательная отделка и декор готовой елочной
игрушки.
1.2.4.Елка. (креативная)
выбор и подбор материала для изготовления елки(бумага,картон, мятая
бумага, трубочки, фантики, тесьма, пряжа, ткань, пластик. бутылки).
Конкурса «Елочная фантазия».
Практическая часть. Выполнение творческой работы «Елка» из бросового
материала. Украшение готовой работы. участие в школьном конкурсе.
1.2.5. Коллективная работа «Новый Год»
Выбор техники для коллективной работы. подбор расходных материалов.
Планирование этапов работы и распределение обязанностей.
Раздел 2
Тема 1. Соленое тесто.
2.1.1 Соленое тесто. Знакомство с техникой безопасного труда. Беседа о
видах декоративно-прикладного творчеств а. История создания соленого
теста. Соленое тесто в наше время.
Практическая часть. Подготовка соленого теста. Окрашивание. Хранение
2.1.2.Плоские фигуры «Лесные жители» воспитание у детей любви к
животным, стремление передавать их характерные особенности,
использование известных приемов лепки. Развитие фантазии, творчества.
Практическая часть. Изучение последовательности работы, использование
вспомогательных способов и приемов для оформления и декорирования
(использование отпечатков дополнительных материалов – фигурные
изделия, пуговицы и т.д.). Развитие художественных способностей,
Материал: соленое тесто, стеки, краски, кисти, иллюстрации лесных
животных. Сушка, покраска, отделка готовой работы.
2.1.3. Объемное панно «Мой край ».
Применение различных способов лепки, лепка на основе (круглая, овальная
форма), изучение последовательности работы, самостоятельно находить
способ лепки, опираясь на умения, полученные ранее. использование
вспомогательных способов и приемов для оформления и декорирования
Материал: альбомы с фотографиями , стеки, соленое тесто, краски, кисти.
Практическая часть подбор иллюстрации, составление эскиза, выбор
способа лепки, работа в микрогуппах. Выполнение работы, взаимопомощь
при выполнении работы. Сушка, покраска изделия.
Тема 2. Сувениры.
2.2.1. Сувениры «Рыбка», «Нерпочка»
Освоение рельефной лепки: создание уплощенные фигуры рыбок, объемные
нерпочек прикрепленных к основе, украшение налепами и контррельефными
(прорезными) рисунками; ориентирование на поиск гармоничных сочетаний
разных форм (овальное туловище + несколько вариантов хвоста и плавников,
треугольное туловище + несколько вариантов хвоста и плавников) ,
совершенствование умения оформлять поделки пятнами, точками, чешуей,
полосками и пр.;
Практическая часть выполнение сувениров «Рыбка», «Нерпочка»
рельефной лепкой с налепами, оригинальный декор изделия. Подбор
основы для нерпочки. Сушка, покраска.
2.2.2.Сувенир – «Валентинка»
Лепка из соленого теста поделок конструктивным и комбинированным
способами, воспитание желания создать подарок для своих любимых людей,
выполнение его аккуратно, красиво, развитие самостоятельности,
трудолюбия, творчества, фантазии,
Практическая часть Выполнение мини-сувенира «Валентинка»
комбинированными способами. Сушка, покраска, декор пайетками, тесьмой.
бусинами.
2.2.3. Панно «Я живу у Байкала»
Коллективная работа , разделение на группы, составление эскиза,
распределение обязанностей , использование различных техник, для
создания достоверности- включение в работу природного материала (
шишки, мох, веточки, кора, спилы).
Практическая часть. Работа в парах, сушка фигурок, отдельных деталей,
покраска. Окончательная отделка природным материалом- приклеивание
фрагментов.
Тема 3. Куклы и поделки из подручных средств.
2.3.1. Игрушки из киндер сюрпризов «Маленькие человечки»,
«Матрешки» и др. использование капсул от киндер сюрпризов для
создания игрушек, возможность дать вторую жизнь упаковке. Демонстрация
игрушек. Схемы крепления.
Практическая часть. Выполнение игрушки из капсулы, используя
иллюстрации, схемы. готовые работы.
2.3.2. Куклы из рулончиков. Куклы для пальчикового театра
создание куклы на основе трубки из картона.
Практическая часть. Сгиб по контуру, приклеивание необходимых
признаков животных, прорисовка или аппликация мордочки животного.
Создание «зоопарка» животных для постановки сказок, разыгрывания
сценок.
2.3.3. Куклы мира из бумаги
Классификация кукол. Их роль и место в обрядах и традициях
Шаблон кукол на основе конуса. Демонстрация образцов. Огромное
разнообразие кукол. Выбор модели.
Практическая часть. Выбор куколки. Развертка. Выкраивание, биговка,
аппликация. склеивание. Создание сценки с куклой, рассказ о кукле и
стране, где она проживает.
2.3.4.Кукольные шаблоны.
Плоские и объемные куклы из бумаги.
Практическая часть. Выполнение игрушки куклы по готовым шаблонам.
Создание своего эскиза, претворение его в жизнь.
2.3.5. Куклы-мотанки
Практическая часть. Выбор куколки. Создание сценки с куклой, рассказ о
кукле и стране, где она проживает.
2.3.6.Бесшовные куклы.
Технология изготовления бесшовных кукол. Материалы и инструменты
Практическая часть. Кукла на счастье, утешница, веснянки.
Разбор последовательности работы по инструкционным картам.
2.3.7.Техника – продевания: «Кукла – ремесленник», «Хозяйка –
рукодельница»
Элементы русского народного костюма. Создание образа. Символика кукол.
Традиционные приемы изготовления куклы.
Практические занятия. Семейные обереги раньше и в наши дни. Образцы
куколок-оберегов. Схемы выполнения. Разбор последовательности работы
по инструкционным картам
2.3.8 Кукла в игре.
Значение игры в жизни человека, игровые ситуации.
Практическая часть. Постановка игровой сценки с использованием
готовых работ. Создание композиции из кукол
2.3.9. Итоговая выставка, итоговый контроль.
Сбор работ учащихся, оформление выставки,
2.Комплекс организационно - педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
Таблица 2.1.1.
Количество учебных недель
36
Количество учебных дней
180
Продолжительность каникул
с 01.06.2026 г. по 31.08.2026 г.
Даты начала и окончания учебного
с 01.09.2025 по 20.05.2026 г.
года
Сроки промежуточной аттестации
с 15.12.2025 по 28.12.2025
Сроки итоговой аттестации (при
наличии)
с 10.05.2026 по 20.05.2026
2.2. Условия реализации программы
Таблица 2.2.1.
Аспекты
Характеристика
Материальнотехническое
обеспечение
-Учебный кабинет.
-Столы для учащихся.
-Системы хранения.
-Материалы и инструменты.
- Учебно-наглядные пособия: проектные работы
учащихся, таблицы по охране труда, образцы готовых
изделий и работ, технологические карты,
инструкционные карты, журналы, книги, компьютерные
презентации.
- Ноутбук и минипроектор для показа презентаций(
личный педагога)
Информационное
обеспечение
Кадровое
обеспечение
Педагог дополнительного образования первой
квалификационной категории
2.3. Формы аттестации
Формами аттестации являются:
Зачет
Творческая работа
Соревнования
Конкурс
Выставка
Фестиваль
2.4. Оценочные материалы
Таблица 2.4.1.
Показатели качества
реализации ДООП
Уровень развития творческого
потенциала учащихся
Методики
Уровень развития социального
опыта учащихся
Тест «Уровень социализации личности»
(версия Р.И.Мокшанцева)
Методика «Креативность личности» Д.
Джонсона
«Организация и оценка
Уровень сохранения и укрепления здоровьесберегающей деятельности
здоровья учащихся
образовательных учреждений» под ред.
М.М. Безруких
Уровень теоретической
подготовки учащихся
Тестовая диагностика
Уровень удовлетворенности
родителей предоставляемыми
образовательными услугами
Изучение удовлетворенности родителей
работой образовательного учреждения
(методика Е.Н.Степановой)
Оценочные материалы по
робототехнике в соответствии с
формами аттестации
- мониторинговые карточки по
индивидуальным и групповым
достижениям;
- тестирование;
- контрольные срезы (зачѐты);
- опросы, беседы, анкеты.
2.5. Методические материалы
Методы обучения:
Словесный
Наглядный
Объяснительно-иллюстративный
Частично-поисковый
Игровой
Дискуссионный
Проектный
Формы организации образовательной деятельности:
Индивидуально-групповая
Групповая
Практическое занятие
Открытое занятие
Беседа
Выставка
Защита проекта
Игра
Мастер-класс
Педагогические технологии:
Технология группового обучения
Технология коллективного взаимодействия
Технология модульного обучения
Технология дифференцированного обучения
Технология проблемного обучения
Технология исследовательской деятельности
Проектная технология
Здоровьесберегающая технология
Дидактические материалы:
Раздаточные материалы
Инструкции
Технологические карты
Образцы изделий
3. Воспитательный компонент дополнительной
общеобразовательной (общеразвивающей) программы
«Мой край у Байкала»
3.1.
В соответствии
целью
Пояснительная записка
с законодательством Российской
воспитания
является
развитие
личности,
Федерации общей
самоопределение
и
социализация детей на основе социокультурных, духовно-нравственных
ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в
интересах человека, семьи, общества и государства, формирование чувства
патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества
и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и
старшему поколению; взаимного уважения; бережного отношения к
культурному наследию и традициям многонационального народа Российской
Федерации, природе и окружающей среде (Федеральный закон от 29.12.2012
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 2, п. 2 с
изменениями от 25 декабря 2023 года N 685-ФЗ)
Воспитательный
компонент
заключается
в
организации
работы
по
реализации следующих направлений воспитания:
- гражданско-патриотическое;
- духовно-нравственное;
- формирование культуры здоровья;
- профессиональное самоопределение;
- экологическое.
В
нем
отображается
организационно-методическое
сопровождение
воспитательного процесса, участие в конкурсных мероприятиях, проведение
тематических
мероприятий,
акций
внутриучрежденческого
тематические мероприятия по направленности программы.
уровня,
3.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты.
Цель - создание условий для самореализации и развития талантов детей, а
также воспитание высоконравственной, ответственной личности.
Основные
задачи
воспитания
на
основе
российских
базовых
(конституционных) ценностей направлены на воспитание, формирование:
— чувства патриотизма, гражданственности;
— духовно-нравственных ценностей;
— сознания ценности жизни, здоровья и безопасности;
— установки на соблюдение и пропаганду здорового образа жизни,
сознательное неприятие вредных привычек;
— уважения к труду, результатам труда, способности к творческому
созидательному труду;
— ориентации на осознанный выбор сферы профессиональных интересов;
— экологической культуры;
- интереса к технической деятельности, истории техники; понимание
значения техники в жизни российского общества;
- ценностей технической безопасности и контроля;
- уважения к достижениям в технике своих земляков;
- воли, упорства, дисциплинированности.
Для решения поставленных воспитательных задач и достижения цели
программы учащиеся привлекаются к участию (подготовке, проведению) в
мероприятиях района, села, учреждения, объединения: благотворительных
акциях, творческих выставках, мастер-классах, беседах, в конкурсных
программах различного уровня, направленных на достижение результатов.
Ожидаемые результаты
Предполагается, что в результате проведения воспитательных мероприятий
будет достигнут высокий уровень сплоченности коллектива, повышение
интереса к творческим занятиям и уровня личностных достижений учащихся
(победы в конкурсах), привлечение родителей к активному участию в работе
объединения, а также у детей будут сформированы определенные
личностные качества, способность к успешной социализации в обществе,
инициативность, самостоятельность, патриотизм, экологическая культура,
грамотное отношение к своему здоровью.
3.3. Формы воспитания и методы оценки результативности.
Дополнительное образование имеет практико-ориентированный характер и
ориентировано на свободный выбор педагогом таких видов и форм
воспитательной деятельности, которые способствуют формированию и
развитию у детей индивидуальных способностей и способов деятельности,
объективных представлений о мире, окружающей действительности,
внутренней мотивации к творческой деятельности, познанию, нравственному
поведению.
Основные формы воспитания:
- учебное занятие;
- практическое занятие;
- коллективное мероприятие;
- игры;
- беседы;
- итоговое мероприятие (конкурсы, соревнования, выставки —
способствуют закреплению ситуации успеха, развивают рефлексивные и
коммуникативные умения, ответственность, благоприятно воздействуют на
эмоциональную сферу детей).
Воспитательное значение активностей детей при реализации программ
дополнительного образования наиболее наглядно проявляется в социальных
проектах, благотворительных и волонтѐрских акциях, в экологической,
патриотической, трудовой, профориентационной деятельности.
Методы оценки результативности реализации программы в части
воспитания:
- педагогическое наблюдение;
- оценка творческих работ;
- отзывы, интервью, материалы рефлексии.
3.4. Условия организации воспитательного процесса
Для решения задач воспитания при реализации образовательной программы
создаются определѐнные условия физической безопасности, комфорта,
активностей детей и обстоятельств их общения, социализации, признания,
самореализации, творчества.
Необходимые объективные условия:
- вся деятельность происходит в сфере свободного времени ребенка;
- выбор вида деятельности, педагога и коллектива сверстников
осуществляется им добровольно;
- содержание и формы работы детского объединения могут, при
необходимости, варьироваться.
Воспитание
имеет
деятельностную
основу
и
носит
практико-
ориентированный характер, что способствует обретению человеком смысла
собственной жизни и проектированию своего будущего.
3.5. Календарный план воспитательной работы на 2024-2025 уч. год
№
п/п
Название мероприятий
Сроки
Форма
проведения
Гражданско-патриотическое воспитание
1.
Горжусь Россией!
октябрь
Беседа
2.
День Героев Отечества.
декабрь
Участие в
мероприятии
поселения
февраль
Викторина
Герои нашего времени.
3.
День защитника Отечества.
Спортивные
конкурсы
4.
Земля без войны.
В течение года
Цикл бесед
Просмотр
видеороликов
5.
Победа!
май
Участие в цикле
мероприятий
6.
«Бессмертный полк»
май
Организация и
участие в акции
7.
Участие в плетении маскировочных сетей
В течение года
для СВО
Практическая
работа
Духовно-нравственное воспитание
8.
День пожилого человек
октябрь
Участие в
мероприятии ДДТ
9.
День матери
ноябрь
Видеопоздравление
мамам
10.
Моя семья – моя опора
январь
Участие в
мероприятии ДДТ
11.
Человек и его предназначение
март
Беседа
12.
Ветеранам войны посвящается
май
Участие в
мероприятии ДДТ
Профориентация
13.
Посвящение в кружковцы
14.
Профессии, связанные с прикладным
сентябрь
ноябрь
Конкурсноразвлекательная
программа
Беседа
творчеством
15.
Моя будущая профессия …
март
Анкетирование,
дискуссия
16.
Я и творчество
май
Презентация
17.
Участие в конкурсах по ДПТ
в течение года
Детское творчество
Здоровьесбережение
18.
Всероссийский день бега «Кросс нации»
сентябрь
Участие во
Всероссийском дне
бега
19.
Здоровый образ жизни - норма жизни
октябрь
Беседа
20.
Мы за здоровый образ жизни
декабрь
Участие в конкурсе
рисунков
21.
Шаг в бездну
февраль
Кинолекторий
22.
Не отнимай у себя завтра …
апрель
Дисскусия
23.
Что значит – быть здоровым?
май
Викторина
24.
Профилактика употребления
в течение года
Цикл бесед
в течение года
Цикл бесед
алкогольных и слабоалкогольных
напитков, энергетиков и
профилактика курения, употребления
наркотических веществ
25.
Здоровье выбери сам
Профилактическая работа по безопасности, ПДД, ППБ
26.
Простые правила безопасности
сентябрь
Беседа
27.
Трагедия Беслана
сентябрь
Видеолекторий
28.
Правила езды на велосипедах, скутерах,
сентябрь-
Беседа,
29.
мопедах в рамках месячника по ПДД
октябрь
просмотр
видеороликов
Знай правила движения, как таблицу
ноябрь
Викторина
декабрь
Беседа
умножения
30.
Как вести себя при пожаре
31.
Осторожно, мошенники!
в течение года
Цикл бесед
32.
Нет - терроризму!
в течение года
Цикл мероприятий
33.
Минутки безопасности
в течение года
Беседа
34.
Минутки профилактики по ПДД
в течение года
Беседа
Экологическое воспитание
35.
День леса
май
36.
Субботник
сентябрь,
май
37.
Сохраним родную природу
в течение года
Участие в
озеленении
территории
Участие в уборке
территории
Цикл бесед
Работа с родителями
38.
Родительское собрание «Знакомство с
сентябрь
Беседа
ноябрь
Беседа
планом работы объединения»
39.
Как влияет творчество на развитие
ребенка?
40.
Успехи детей
май
Индивидуальные
консультации
4. Список литературы.
Для педагога
1. Головачева Р. М. Обрядовые куклы. Куклы – обереги. Калуга, 2003
2.Лыкова И.А. «Любимые игрушки своими руками». ООО Издательский
дом «Цветной мир» 2012 год.
3.
М.О. Синеглазова
« Удивительное соленое тесто». Москва.
Издательский Дом МСП.
2006.
4. Паньшина, И. Г. Декоративно – прикладное искусство. Мн., 1975.
5.Перевертень, Г. И. Самоделки из разных материалов: Кн.для учителя нач.
классов по внеклассной работе. – М.: Просвещение, 1985.
6.Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное
образование/[В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.]; под ред.
В. А. Горского. – М.: Просвещение, 2010.– (Стандарты второго поколения).
7.Проснякова Т.Н, Цирулик Н.А. Умные руки – Самара: Корпорация
«Фѐдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.
Литература для детей (дополнительная)
1.Паньшина, И. Г. Декоративно – прикладное искусство. Мн., 1995.
2.Перевертень, Г. И. Самоделки из разных материалов: Кн.для учителя нач.
классов по внеклассной работе. – М.: Просвещение, 1985.
3.Котова, И. Н. Котова, А. С. Русские обряды и традиции. Народная кукла./
И. Н. Котова, А. С. Котова –СПб.: «Паритет», 2006. – 240с.+вкл.
Интернет - ресурсы.
1. http://stranamasterov.ru/
2. http://1-kvazar.ru/
Приложение 1
Оценка достижений результатов.
Для отслеживания результатов освоения дополнительной общеразвивающей
программы « Мой край у Байкала» в каждом разделе предусмотрен
диагностический инструментарий, который помогает педагогу оценить
уровень и качество освоения учебного материала.
В качестве диагностического инструментария используются:
- мониторинговые карточки по индивидуальным и групповым достижениям;
- тестирование;
- опросы, беседы, анкеты;
- игровые технологии (викторины, игры-задания, карточки, рисуночные
тесты, и др.); конкурсы;
- дневники самоконтроля (фотоальбомы, портфолио).
Важным в осуществлении программы является комплексное и
систематическое отслеживание результатов, которое позволяет
определять степень эффективности обучения, проанализировать результаты,
внести коррективы в учебный процесс, позволяет учащимся, родителям,
педагогам увидеть результаты своего труда, создает благоприятный
психологический климат в коллективе.
Творческие выставки (мини-выставки, выставки с презентациями,
презентации работ и т.п.) – также являются формами итогового контроля по
большим разделам и темам программы. Они осуществляются с целью
определения уровня мастерства, культуры, техники использования
творческих продуктов, а также с целью выявления и развития творческих
способностей учащихся. По итогам выставки лучшим участникам может
выдаваться творческий приз (диплом, свидетельство, грамота, сертификат,
благодарственное письмо и т.п.).
Критерием оценки программы может также считаться годовой мониторинг
участия в конкурсах, фестивалях, выставках на различных уровнях
(Международном, Федеральном, областном, региональном, муниципальном,
учреждения, внутри творческого объединения)
Приложение 2
Перечень оценочных материалов
дополнительной общеразвивающей программы
« Мой край у Байкала»
(по разделам программы и годам обучения)
Год обучения
Первый год
обучения
Второй год
обучения
Третий год
обучения
Диагностический
инструментарий
Индивидуальные
конструкторские задания
Фронтальный опрос
Педагогическое наблюдение
Индивидуальные
практические задания
Фронтальный опрос
Педагогическое наблюдение
Игровые задания
Внешняя оценка работ
Самостоятельная работа.
Групповая и индивидуальная
проектная деятельность.
Тестовые задания
Игровые упражнения
Выставка, отзывы
Индивидуальные
конструкторские задания
Тестирование.
Практическая работа.
Индивидуальные задания.
Групповые задания
Самостоятельная работа
Лабораторная работа.
Взаимоконтроль
Самостоятельная творческая
работа.
Презентация заданий
Защита проектов
Тестовые задания
Игровые упражнения
Фотоотчѐты
Выставка, отзывы
Оценочные материалы
первого года обучения
Викторина «Безопасный
маршрут»
Блиц-опрос «Правила
поведения»
Тест «Бумага и картон»
Игровые задания по
истории
Тест «Угадай название
и где применяется»
Приложение 3
Формы контроля и оценки образовательных результатов
Диагностика теоретических знаний и практических навыков проводится в
виде входного, промежуточного и итогового контроля
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень
1.Успешное освоение
обучающимся более
70% содержания
образовательной
программы.
1.Успешное освоение
обучающимся от 50% до
70% содержания
образовательной
программы.
1. Успешное освоение
обучающимся менее
50% содержания
образовательной
программы.
2. практическая работа,
макет,сувенир,
открытка, поделка
выполнены
(допускаются недочеты
и помощь учителя)
2. Обучающий не
выполнил поставленную
задачу: работа
выполнена частично, с
недочетами, небрежно,
2. Обучающий не
выполнил поставленную
задачу: практическая
работа выполнена
частично, требует
постоянной помощи со
стороны педагога,
учащихся
Приложение 4
ТЕСТ
Определение уровня творческого потенциала учащихся
Тест позволяет оценить уровень вашего творческого потенциала, умения
принимать нестандартные решения.
Инструкция: Выберите один из предложенных вариантов поведения в
данных ситуациях.
1. Считаете ли вы, что окружающий вас мир может быть улучшен:
а) да;
б) нет, он и так достаточно хорош;
в) да, но только кое в чем.
2. Думаете ли вы, что сами можете участвовать в значительных изменениях
окружающего мира:
а) да, в большинстве случаев;
б) нет;
в) да, в некоторых случаях.
3. Считаете ли вы, что некоторые из ваших идей принесли бы значительный
прогресс в той сфере деятельности, в которой вы работаете:
а) да;
б) да, при благоприятных обстоятельствах;
в) лишь в некоторой степени.
4. Считаете ли вы, что в будущем будете играть столь важную роль, что
сможете что-то принципиально изменить:
а) да, наверняка;
б) это маловероятно;
в) возможно.
5. Когда вы решаете предпринять какое-то действие, думаете ли вы, что
осуществите свое начинание:
а) да;
б) Часто думаете, что не сумеете;
в) да, часто.
6. Испытываете ли вы желание заняться делом, которое абсолютно не знаете:
а) да, неизвестное вас привлекает;
б) неизвестное вас не интересует;
в) все зависит от характера этого дела.
7. Вам приходится заниматься незнакомым делом. совершенства:
а) да;
б) удовлетворяетесь тем, чего успели добиться;
в) да, но только если вам это нравится.
8. Испытываете ли вы желание добиться в нем
а) да;
б) нет, вы хотите научиться только самому основному;
в) нет, вы хотите только удовлетворить свое любопытство.
9. Когда вы терпите неудачу, то:
а) какое-то время упорствуете, вопреки здравому смыслу;
б) махнете рукой на эту затею, так как понимаете, что, она нереальна;
в) продолжаете делать свое дело, даже когда становится очевидно, что
препятствия непреодолимы.
10. По-вашему, профессию надо выбирать, исходя из:
а) своих возможностей, дальнейших перспектив для себя;
б) стабильности, значимости, профессии, потребности в ней;
в) преимуществ, которые она обеспечит.
11. Путешествуя, могли бы вы легко ориентироваться на маршруте, по
которому уж е прошли?
а) да;
б) нет, боитесь сбиться с пути;
в) да, но только там, где местность вам понравилась и запомнилась.
12. Сразу же после какой-то беседы сможете ли вы вспомнить все, что
говорилось:
а) да, без труда;
б) всего вспомнить не можете;
в) запоминаете только то, что вас интересует.
13. Когда вы слышите слово на незнакомом вам языке, то можете повторить
его по слогам, без ошибки, даже не зная его значения:
а) да, без затруднений;
б) да, если это слово легко запомнить;
в) повторите, но не совсем правильно.
14. В свободное время вы предпочитаете:
а) оставаться наедине, поразмыслить;
б) находиться в компании;
в) вам безразлично, будете ли вы один или в компании.
15. Вы занимаетесь каким-то делом. Решаете прекратить это занятие только
когда:
а) дело закончено и кажется вам отлично выполненным;
б) вы более-менее довольны;
в) вам еще не все удалось сделать.
16. Когда вы один:
а) любите мечтать о каких-то, даже, может быть, абстрактных вещах;
б) любой ценой пытаетесь найти себе конкретное занятие;
в) иногда любите помечтать, но о вещах, которые связаны с вашей работой.
17. Когда какая-то идея захватывает вас, то вы станете думать о ней:
а) независимо от того, где и с кем вы находитесь;
б) вы можете делать это только наедине;
в) только там, где будет не слишком шумно.
КЛЮЧ К ТЕСТОВОМУ ЗАДАНИЮ
Подсчитайте очки, которые вы набрали, таким образом:
за ответ «а» — 3 очка;
за ответ «б» — 1;
за ответ «в» — 2.
РЕЗУЛЬТАТ
Вопросы 1, 6, 7, 8-й определяют границы вашей любознательности;
вопросы 2, 3, 4, 5й — веру в себя;
вопросы 9 и 15-й — постоянство;
вопрос 10-й — амбициозность;
вопросы 12 и 13-й —т «слуховую» память;
вопрос 11-й — зрительную память;
вопрос 14-й — ваше стремление быть независимым;
вопросы 16 и 17-й — способность абстрагироваться.
Эти способности и составляют основные качества творческого потенциала.
Общая сумма набранных очков покажет уровень вашего творческого
потенциала.
49 и более очков. В вас заложен значительный творческий потенциал,
который представляет вам богатый выбор творческих возможностей. Если вы
на деле сможете применить ваши способности, то вам доступны самые
разнообразные формы творчества.
От 24 до 48 очков. У вас вполне нормальный творческий потенциал. Вы
обладаете теми качествами, которые позволяют вам творить, но у вас есть и
проблемы, которые тормозят процесс творчества. Во всяком случае, ваш
потенциал позволит вам творчески проявить себя, если вы, конечно, этого
пожелаете.
23 и менее очков. Ваш творческий потенциал, увы, невелик. Но, быть может,
вы просто недооценили себя, свои способности? Отсутствие веры в свои
силы может привести вас к мысли, что вы вообще не способны к творчеству.
Избавьтесь от этого и таким образом решите проблему.
Приложение 5
Мониторинг результатов обучения детей по дополнительной
общеобразовательной (общеразвивающей) программе
«Мой край у Байкала»
Методы диагностики:
Собеседование,
Соревнования,
Тестирование,
Анкетирование,
Наблюдение,
Итоговая работа
1 .Теоретическая подготовка детей
1.1. Теоретические знания (по основным разделам учебно-тематического
плана программы).
Соответствие теоретических знаний программным требованиям
- минимальный уровень (овладели менее чем 14 объема знаний);
-средний уровень (объемосвоенныхзнанийсоставляетболее141;
- максимальный уровень (дети освоили практически весь объем знаний,
предусмотренных программой)
1.2. Владение специальной терминологией
Осмысленность и правильность использования
- минимальный уровень (избегают употреблять специальные термины);
- средний уровень (сочетают специальную терминологию с бытовой);
-максимальный уровень (термины употребляют осознанно и в полном
соответствии с их содержанием)
2. Практическая подготовка детей:
2.1. Практические умения и навыки, предусмотренные программой (по
основным разделам)
Соответствие практических умений и навыков программным требованиям
минимальный уровень (овладели менее чем 14 предусмотренных умений и
навыков);
- средний уровень (объем освоенных умений и навыков составляет более 14);
- максимальный уровень (дети овладели практически всеми умениями и
навыками, предусмотренными программой)
2.2. Владение специальным оборудованием и оснащением
Отсутствие затруднений в использовании
- минимальный уровень (испытывают серьезные затруднения при работе с
оборудованием), наблюдение
- средний уровень (работает с помощью педагога)
-максимальный уровень (работают самостоятельно)
2.3. Творческие навыки
Креативность в выполнении практических заданий
- начальный (элементарный, выполняют лишь простейшие практические
задания)
- репродуктивный (выполняют задания на основе образца)
- творческий (выполняют практические задания с элементами творчества)
3. Общеучебные умения и навыки ребенка:
3.1. Учебно-интеллектуальные умения:
3.1.1. Умение подбирать и анализировать специальную литературу
Самостоятельность в подборе и анализе литературы
-минимальный (испытывают серьезные затруднения, нуждаются в помощи и
контроле педагога)
-средний (работают с литературой с помощью педагога и родителей)
-максимальный (работают самостоятельно)
3.1.2. Умение пользоваться компьютерными источниками информации
Самостоятельность в пользовании
Уровни по аналогии с п. 3.1.1.
- минимальный
-средний
-максимальный
3.1.3. Умение осуществлять учебно - исследовательскую работу
(рефераты, самостоятельные учебные исследования, проекты и т.д.)
Самостоятельность в учебно-исследовательской работе
- минимальный
-средний -максимальный
3.2.Учебно - коммуникативные умения:
3.2.1. Умение слушать и слышать педагога
Адекватность восприятия информации, идущей от педагога
Уровни по аналогии с п. 3.1.1.
- минимальный
-средний
-максимальный
3.2.2. Умение выступать перед аудиторией
Свобода владения и подачи подготовленной информации
Уровни по аналогии с п. 3.1.1.
- минимальный наблюдения
-средний -максимальный
З.2.З. Учебно-организационные умения и навыки:
3.3.1. Умение организовать свое рабочее (учебное) место
Самостоятельно готовят и убирают рабочее место
- минимальный
-средний
-максимальный
3.3.2. Навыки соблюдения ТБ в процессе деятельности
Соответствие реальных навыков соблюдения ТБ программным требованиям
- минимальный уровень (овладели менее чем 14 объема навыков соблюдения
ТБ);
-средний уровень (объем освоенных навыков составляет более 14);
-максимальный уровень (освоили практически весь объем навыков)
3.3.3. Умение аккуратно выполнять работу
Аккуратность и ответственность в работе
- удовлетворительно
- хорошо
-отлично