Оглавление
1. Комплекс основных характеристик дополнительной
общеразвивающей программы
1.1. Пояснительная записка
1.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты
1.3. Содержание программы
2. Комплекс организационно педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
2.2. Условия реализации программы
2.3. Формы аттестации
2.4. Оценочные материалы
2.5. Методические материалы
3. Воспитательный компонент программы
3.1. Пояснительная записка
3.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты
3.3. Формы воспитания и методы оценки результативности
3.4. Условия организации воспитательного процесса
3.5. Календарный план воспитательной работы
4. Список литературы
2
1.Комплекс основных характеристик дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы (общий)
1.1. Пояснительная записка
Нормативные правовые основы разработки ДООП:
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 07.10.2022)
"Об образовании в Российской Федерации";
Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 “Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”;
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
января 2021 года N 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН
1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания";
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации»
(вместе
с
«Методическими
рекомендациями
по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)»;
Положение о дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей)
программе МАУ ДО «Байкало-Кударинский ДДТ» (приказ муниципального
автономного учреждения дополнительного образования «БайкалоКударинский ДДТ» № 218 от 01.09.2020 г.)
Актуальность:
Современный человек должен владеть навыками, позволяющими сделать
самостоятельный выбор модели костюма, соответствующей его духовному
состоянию, так как правильно подобранная одежда физически удобна,
украшает внешность, представляет окружающим личность владельца.
Обучение по дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей)
программе «Народный костюм» заключается в том, что обучающиеся
знакомятся с основами дизайна костюма, углубляют знания по
конструированию и моделированию одежды, учатся экономно расходовать
используемый материал. Участие в дефиле, конкурсах способствует
реализации творческих возможностей, социализации воспитанников и
адаптации их к реалиям современной жизни, помогает им в
профессиональном самоопределении, это напрямую связано с основной
целью дополнительного образования, представленной в Федеральном законе
Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в
3
Российской Федерации» (ч. 1 ст. 75) – обеспечить адаптацию детей к жизни в
обществе, профессиональную ориентацию.
Обучение включает в себя следующие основные предметы (разделы):
1.
2.
3.
4.
5.
Культура одежды
Технология изготовления швейных изделий
Стиль в одежде
Художественное оформление изделия
Презентация творческих работ
Вид программы: модифицированная.
Направленность программы: художественная.
Адресат программы:
Программа адресована для детей 9 – 18 лет. Каждому человеку
свойственен интерес к своему внешнему виду. Люди хотят быть
привлекательными и иметь индивидуальный стиль. Выразить себя в одежде
пытается и стар, и млад. Особенно это волнует подростков. Молодежная
среда рождает целые течения, демонстрирующие свой имидж, свои
представления о моде, целенаправленно обращающие на себя всеобщее
внимание. Стремлению выглядеть ярко, эффектно и индивидуально способствуют и реклама, и средства массовой информации. Однако понятно, что
одного стремления мало. Нужны знания и умения. Чтобы понимать, как
создать собственный выигрышный имидж, красивый единый образ, нужно
знать из чего они формируются. Для этого необходимо знать классификацию
одежды, научиться ее декорировать, правильно сочетать виды тканей и
цветовую гамму, украшать костюм разными аксессуарами.
Срок и объем освоения программы:
3 года, 648 педагогических часов, из них:
«Стартовый уровень» - 1 год, 216 педагогических часов;
«Базовый уровень» - 1 год, 216 педагогических часов;
«Продвинутый уровень» - 1 год, 216 педагогических часов;
Форма обучения: очная.
4
Особенности организации
одновозрастные.
образовательной
деятельности:
группы
Режим занятий:
Предмет
Стартовый уровень Базовый уровень Продвинутый уровень
«Народный 6 часов в неделю;
6 часов в неделю;
6 часов в неделю;
костюм»
216 часов в год.
216 часов в год.
216 часов в год.
1.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты
Цель: создание условий для социальной адаптации, реализации
индивидуальных потребностей, творческого роста и профессионального
самоопределения обучающихся через приобщение их к швейному делу,
овладению технологиями конструирования, моделирования и пошива
одежды.
Задачи:
Образовательные (обучающие):
1. Ознакомить с основными понятиями швейного дела.
2. Познакомить с современными швейными технологиями.
3. Сформировать у учащихся знания о профессиях, связанных с изготовлениям
одежды (художник-модельер, инженер-технолог, технолог швейного
производства, швея, стилист).
4. Сформировать у учащихся знания о традиционной одежде народов России, её
своеобразии.
Развивающие:
1. Развивать познавательно-трудовую активность.
2. Формировать и развивать умения и навыки, позволяющие учащимся
самостоятельно
изготавливать
швейные
изделия,
усидчивость,
целеустремленность.
3. Формировать и развивать аккуратность и бережное отношение к вещам.
4. Развивать познавательный интерес к народным традициям, выраженным в
оформлении национальных костюмов.
5. Развивать мотивацию и интерес к швейному делу.
6. Развивать умение использовать знания о традиционной одежде народов
России при создании современных моделей одежды.
5
Воспитательные:
1. Формировать у обучающихся социальную активность, умение выражать
свою гражданскую позицию.
2. Приобщить воспитанников к общечеловеческим и национальным ценностям
через их собственное творчество и освоение художественного опыта
прошлого.
3. Создать условия для формирования личности, бережно относящейся к
историческому и культурному наследию народов России, ориентирующейся
на общечеловеческие ценности.
Ожидаемые результаты:
Стартовый уровень Базовый уровень
Продвинутый
уровень
Знать
- приемы выполнения
- название и
работы;
назначение
- последовательность
материалов;
операций при раскрое
- название и
и пошиве и вышивке
назначение ручных
изделий.
инструментов;
- средства для
- правила
достижения
безопасности, труда и
результата;
личной гигиены;
- характерные
- назначение и виды
особенности
машинных и ручных
национальной одежды
строчек;
народов
- формы национальной
проживающих в
одежды.
России.
- основные эпохи
развития костюма;
художественный
стиль исторического
костюма;
- средства и свойства
композиции;
- основные этапы
проектирования
одежды;
- основные этапы
составления
алгоритма
деятельности;
- основные этапы
самостоятельного
выполнения работы;
- основы театрального
представления
коллекции одежды.
Уметь
- правильно
организовывать свое
- самостоятельно
моделировать и
- выполнять работы
по выбору ткани;
6
Стартовый уровень Базовый уровень
рабочее место;
- соблюдать правила
безопасности труда и
личной гигиены;
- экономно
использовать
материалы;
- выполнять основные
ручные швы и стежки;
- изготовлять образцы
отделки изделия по
заданному образцу;
- пользоваться
шаблонами и
выкройками
- навыками работы с
инструментами;
- навыками подбора
Владеть ниток, игл и ткани;
- навыком
выполнения ручных,
машинных швов.
- анализировать
изделие;
- переводить рисунки
на ткань;
- работать по
заданному образцу,
технологическим
картам, вносить
коррективы;
- изготавливать
национальный и
исторический костюм
в миниатюре;
- выполнять
художественную
отделку изделия по
выбранному образцу
-навыками работы на
швейных машинках;
- навыками
изготовления
отдельных деталей
швейного изделия;
- навыками
соединения
отдельных деталей в
изделие;
-навыками отделки
швейного изделия.
Продвинутый
уровень
изготавливать
изделия;
- составлять алгоритм
своей деятельности;
- решать творческие
задачи по дизайну
костюма;
- разрабатывать
проект изготовления
костюма;
- составлять
презентации для
защиты творческих
проектов;
- применять
полученные знания в
повседневной жизни;
- демонстрировать
основы сценического
мастерства
-навыками работы с
различными
материалами;
- навыками
конструирования и
моделирования по
лекалам и шаблонам
отдельных деталей
швейного изделия;
- навыками
изготовления
швейных изделий;
-навыками
демонстрации одежды
7
1.3. Содержание программы «Народный костюм»
Стартовый уровень (1 год обучения)
Учебный план
Таблица 1.3.1
№
п/
п
Название раздела,
темы
Количество часов
Всего
Теория
Формы
Практи аттестации/контро
ля
ка
беседа
Вводное занятие
2
1
1
Культура одежды
48
6
42
12
2
10
фронтальный
опрос
28
2
26
фронтальный
опрос
1.3 Национальная одежда
народов России
8
2
6
фронтальный
опрос
Технология
изготовления
швейных изделий
96
8
88
1
1.1 Историческое
наследие
1.2 Русский костюм
2
индивидуальный
проект
2.1 Конструирование
швейных изделий на
куклу
18
4
14
2.2 Изготовление одежды
на куклу
48
2
46
индивидуальный
проект
2.3 Художественная
отделка изделия
30
2
28
индивидуальный
проект
Стиль в одежде
24
4
20
3.1 Ансамбль народного
костюма
14
2
12
3.2 Гармония цветовых
сочетаний
10
2
8
38
4
34
3
4
Художественное
беседа
беседа,
практикум
8
оформление изделия
4.1 Выполнение изделий
к выставкам
24
2
22
индивидуальные
и групповые
проекты
групповой
проект
4.2 Художественное
оформление и
подготовка изделий к
выставкам
14
2
12
Презентация
творческих работ
6
2
4
5.1 Творческий отчет:
выставка, дефиле
6
2
4
групповой
проект
Итоговое занятие
2
1
1
беседа
216
26
190
5
6
ИТОГО:
Содержание учебного плана
Вводное занятие (2 ч)
Теория: Знакомство с содержанием программы, планами работы на
учебный год, правилами поведения в детском учреждении. Техника
безопасности.
Практика: Проведение анкетирования на тему «Твои интересы», игра
«Давайте познакомимся»
1. Культура одежды (48 ч)
1.1. Историческое наследие (12 ч)
Теория: история возникновения одежды. Характер кроя и способ
ношения
Практика: создание слайдов для мультимедийных презентаций.
1.2. Русский костюм (28 ч)
Теория: отражение триединства мира в народном русском костюме.
Элементы мужской и женской народной одежды. Символика и семантика
народного костюма. Эволюция, европеизация и стилизация русского костюма
Практика: дидактические игры: «Мир далеких предков», «Ярмарка»,
«Такие разные шляпы», «Тридевятое царство». Выполнение самостоятельной
9
работы с помощью тестовых заданий. Создание слайдов для мультимедийной
презентации.
1.3. Национальная одежда народов России (8 ч)
Теория: знакомство с национальной одеждой народов России. Зимняя и
летняя одежда. Особенности кроя, художественного оформления.
Практика: организационно обучающая игра «Сокровища бабушкиных
сундуков». Создание слайдов для мультимедийной презентации.
2. Технология изготовления швейных изделий (96 ч)
2.1. Конструирование швейных изделий на куклу (18 ч)
Теория: понятие термина «конструирование изделия», системы
конструирования. Структурные схемы конструкций основ изделий.
Практика: раскладка выкроек на ткани и раскрой
2.2. Изготовление одежды на куклу (48 ч)
Теория: типовая последовательность обработки изделия. Простые швы.
Технология сметывания и соединения изделия на куклу.
Практика: обработка и соединение основных деталей изделия.
Обработка отделочных деталей.
2.3. Художественная отделка изделия (30 ч)
Практика: решение творческой задачи: выбор способа декорирования
поверхности изделия. Изготовление образца отделки по выбору.
3. Стиль в одежде. (24 ч)
3.1. Ансамбль костюма (14 ч)
Теория: принципы гармонии. Стилизация и символика костюма.
Практика: формирование навыков дефиле. Отработка навыков
публичного выступления. Отработка работы в паре.
3.2. Гармония цветовых сочетаний (10 ч)
Теория: Понятия «цветовой тон», «яркость», «насыщенность»,
гармоничное сочетание цветов, контрастное сочетание цветов, теплые
и холодные тона.
Практика: создание эскиза изделия, с использованием сочетающихся
цветов.
10
4. Художественное оформление изделия (38 ч)
4.1. Выполнение работ к праздникам (24 ч)
Теория: идеи для праздничного оформления. Искусство дарить подарки
Практика: изготовление подарков для родителей, друзей.
4.2. Художественное оформление и подготовка работ к выставкам (14 ч)
Теория: анализ и оценка работ обучающихся, отбор
работ для
участия в выставке.
Практика: оформление работ. Игра «Оцени себя сам».
5. Презентация творческих работ (6 ч)
5.1. Творческий отчет: выставка, дефиле. (6 ч)
Теория Правила проведения дефиле. ТБ.
Практика. Участие в творческих отчетах в виде дефиле.
6. Итоговое занятие (2 ч)
Теория: подведение итогов деятельности объединения за прошедший
год.
Практика: награждение обучающихся
Базовый уровень (2 год обучения)
Учебный план
Таблица 1.3.1
№
п/
п
Название раздела,
темы
Количество часов
Формы
Практи аттестации/контро
ля
ка
Всего
Теория
Вводное занятие
2
1
1
Культура одежды
42
6
36
1.1 Историческое
наследие
12
2
10
фронтальный
опрос
1.2 Традиционный
русский костюм
24
2
22
фронтальный
опрос
1.3 Национальная одежда
народов России
6
2
4
фронтальный
опрос
1
беседа
11
2
Технология
изготовления
швейных изделий
94
10
84
24
4
20
индивидуальный
проект
2.2 Изготовление одежды
на куклу
54
4
50
индивидуальный
проект
2.3 Художественная
отделка изделия
16
2
14
индивидуальный
проект
Стиль в одежде
38
4
34
12
2
10
2.1 Моделирование
3
3.1 Стили в одежде
индивидуальный
и групповой проект
групповой
проект
3.2 Свойства тканей,
подбор фурнитуры.
Особенности раскроя
тканей с рисунком.
Правила раскроя.
26
2
24
Художественное
оформление изделия
32
4
28
4.1 Выполнение работ к
праздникам
22
2
20
индивидуальный
и групповой проект
4.2 Организация
выставки
8
1
7
групповой
проект
4
4.3 Изготовление
аксессуаров к
костюму
5
2
1
1
6
2
4
6
2
4
групповой
проект
Итоговое занятие
2
1
1
беседа
ИТОГО:
216
28
188
Презентация
творческих работ
5.1 Показ мод
6
викторина, тест,
проект
12
Содержание учебного плана
Вводное занятие (2 ч)
Теория: Знакомство с содержанием программы, планами работы на
учебный год, правилами поведения в детском учреждении. Техника
безопасности.
Практика: Проведение анкетирования на тему «Твои интересы», игра
«Давайте познакомимся».
1. Культура одежды (42 ч)
1.1. Историческое наследие (12 ч)
Теория: Художественный стиль исторического костюма. Силуэты и
линии в костюмах различных периодов.
Практика: создание слайдов для мультимедийных презентаций.
1.2. Русский костюм (24 ч)
Теория: Две составные части традиционного русского костюма: север и
юг. Внешние формы костюма. Особенности художественного оформления
Практика: Дидактические игры: «Ярмарка», «Головные уборы»,
«Путешествие во времени». Выполнение самостоятельной работы с помощью
тестовых заданий
1.3. Национальная одежда народов России (6 ч)
Теория: Знакомство с национальной одеждой наров проживающих в
России. Особенности конструкции, художественного оформления
этнического костюма.
Практика: Организационно обучающая игра «Сокровища бабушкиных
сундуков».
2. Технология изготовления швейных изделий (94 ч)
2.1. Моделирование (24 ч)
Теория: Основные принципы при моделировании одежды.
Моделирование плечевой и поясной одежды Моделирование рукава,
воротника изделия.
Практика: Создание эскизов моделей одежды на куклу. Моделирование
чертежей одежды на куклу.
2.2. Изготовление одежды на куклу (54 ч)
13
Теория: Типовая последовательность обработки изделия с рукавом.
Правила сметывания и соединения.
Практика: Выполнение образцов ручных швов. Раскладка выкроек на
ткани и раскрой. Обработка и соединение основных деталей изделия.
Обработка отделочных деталей.
2.3. Художественная отделка изделия (16 ч)
Теория: Типовая последовательность обработки изделия с рукавом.
Правила сметывания и соединения
Практика: Решение творческой задачи: стилевое преобразование
изделия с помощью отделки. Изготовление образца отделки по выбору.
3. Стиль в одежде (38 ч)
3.1. Стили в одежде (12 ч)
Теория: Стиль - как основа знаний о моде. Традиционные стили
одежды.
Практика: Решение задач по созданию эскизов одежды в различных
стилях.
3.2. Свойства тканей, подбор фурнитуры. Особенности раскроя тканей с
рисунком. Правила раскроя. (26 ч)
Теория: Изменение свойств ткани в зависимости от направления –
вдоль нити основы, вдоль нити утка, по диагонали. Раскрой ткани с учетом
расположения нити основы в изделии. Учет направленности и размера
рисунка. Раскрой ворсовых тканей, вельвета и бархата. Расположение деталей
выкройки на ткани.
Практика: Определение нити основы, утка, косого направления ткани.
Определение
направленности
рисунка,
направления
ворса,
разнооттеночности. Определение расположения лекал на ткани (в
соответствии с направлением нити основы).
4. Художественное оформление изделия (32 ч)
4.1. Выполнение работ к праздникам (22 ч)
Теория: Идеи для праздничного оформления. Искусство дарить подарки
Практика: Оформление работ. Игра «Оцени себя сам».
4.2. Организация выставки (8 ч)
14
Теория: Композиционное оформление выставки: композиционный
центр выставки,
принцип расположения экспонатов выставки.
Дополнительное оформление выставки: музыкальное, каталог выставочных
работ, эстетические дополнения.
Практика: оформление работ. Игра «Оцени себя сам».
4.3. Изготовление аксессуаров к костюму (2 ч)
Теория: Значение аксессуаров при создании костюма. Дополнения и
аксессуары как элементы создания образа. Стиль, цвет, формы, материалы.
Практика: Создание аксессуаров из ткани. Текстильные бусы, броши,
украшения для волос. Сумки в лоскутной технике.
5. Презентация творческих работ (6 ч)
5.1. Показ мод (6 ч)
Теория: Фотосъемка, показ моделей как работа по демонстрации
одежды. Обувь, дополнения, прическа и макияж.
Практика: подбор дополнений, обуви, прически и макияжа.
Фотосъемка или показ моделей одежды.
6. Итоговое занятие (2 ч)
Теория: подведение итогов деятельности объединения за год.
Практика: награждение обучающихся
Продвинутый уровень (3 год обучения)
Учебный план
Таблица 1.3.1
№
п/п
1
Название раздела,
темы
Количество часов
Всего
Теория
Формы
Практи аттестации/контро
ля
ка
Вводное занятие
2
1
1
Культура одежды
40
6
34
16
2
14
фронтальный
опрос
12
2
10
фронтальный
опрос
1.1 Стилевое решение
костюма.
1.2 Ансамбль костюма.
беседа
15
1.3 Композиция костюма
фронтальный
опрос
12
2
10
96
10
86
2.1 Проектнокомпозиционный этап
24
4
20
индивидуальный
проект
2.2 Технологический этап
проекта
60
4
56
индивидуальный
проект
2.3 Экономические
расчеты.
6
1
5
индивидуальный
проект
2.4 3ащита творческого
проекта.
6
1
5
индивидуальный
проект
40
4
36
12
2
10
2
3
Творческий проект
швейного изделия
Стиль в одежде
3.1 Стили в одежде
3.2 Технология
изготовления швейных
изделий. Пошив
плечевого изделия или
коллекции.
4
Художественное
оформление изделия
4.1 Выполнение работ к
праздникам и
мероприятиям
5
Презентация
творческих работ
5.1 Выставка и показ
моделей. Дефиле
6
Итоговое занятие
ИТОГО:
28
2
26
30
2
28
индивидуальный
и групповой проект
индивидуальные
и групповые
проекты
индивидуальный
и групповой проект
28
2
28
6
2
4
6
2
4
выставка и показ
моделей
2
1
1
беседа
216
26
190
16
Содержание учебного плана
Вводное занятие (2 ч)
Теория: Знакомство с содержанием программы, планами работы на
учебный год, правилами поведения в детском учреждении. Техника
безопасности.
Практика: Проведение анкетирования на тему «Твои интересы».
1. Культура одежды (40 ч)
1.1. Стилевое решение костюма (16 ч)
Теория: Современные стили и микростили, господствующие в моде.
Особенности классического, романтического, спортивного стилей. Понятие
термина «индивидуальный» стиль.
Практика: Подбор иллюстраций моделей одежды к словесной
характеристике стиля или микростиля. Создание слайдов для презентации
«Стили современной моды».
1.2. Ансамбль костюма (12 ч)
Теория: Разные исторические эпохи ансамбля костюма. Единый
художественный замысел. Принципы гармонии, композиционные средства.
Практика: Решение творческой задачи: эскизирование моделей.
1.3. Композиция костюма (12 ч)
Теория: Понятие термина «композиция костюма». Свойства
композиции: контраст, тождество. Средства композиции: пропорции, ритм,
зрительские иллюзии. Цвет в костюме: свойства, цветовая гармония.
Практика: Составление характеристики костюма с использованием
изученных понятий. Создание карандашных набросков элементов одежды,
подчеркивающих достоинства и скрывающих недостатки заданной фигуры.
Цветовое решение костюма в технике аппликация.
2. Творческий проект швейного изделия (96 ч)
2.1. Проектно-композиционный этап (24 ч)
Теория: Основные цели разработки проекта.
Практика: Решение творческой задачи:
концепции выбора
разработка
авторской
2.2. Технологический этап проекта (60 ч)
17
Теория: Консультация по выбранным технологиям.
Практика: Выбор материала, разработка конструкции
технологическая обработка изделия.
изделия,
2.3. Экономические расчеты (6 ч)
Теория: Экономический анализ выполняемой работы. Обдумывание
наиболее приемлемых вариантов работы с наименьший затратами.
Практика: Экономические расчеты, Оформление документации.
2.4. 3ащита творческого проекта (6 ч)
Теория: Специфические критерии и особенности проекта, его
технологичность, эстетичность, значимость проекта.
Практика:
Подготовка
выступления
защиты
проекта.
Самопрезентация.
3. Стиль в одежде (40 ч)
3.1. Стили в одежде (12 ч)
Теория: разновидности стилей.
Практика: Зарисовка эскизов
3.2. Технология изготовления швейных изделий. Пошив плечевого изделия
или коллекции (28 ч)
Теория: Расположение нити основы на деталях кроя.
Практика: Раскладка лекал, раскрой, подготовка и проведение 1-ой
примерки. Стачивание вытачек, рельефов, обработка кокеток, плечевых,
боковых швов, обработка воротников, рукавов, застежки. Выполнение
второй примерки. Внесение изменений. Обработка и втачивание воротника
(одним из способов), обработка и втачивание рукавов. Обработка линии
низа. Окончательная отделка изделий.
4. Художественное оформление изделия (30 ч)
4.1. Выполнение работ к праздникам и мероприятиям (28 ч)
Теория: консультации по выбранным темам.
Практика: Творческая самостоятельная работа
18
5. Презентация творческих работ (6 ч)
5.1. Выставка и показ моделей. Дефиле (6 ч)
Теория: Понятие коллекции моделей одежды. Формирование отдельных
моделей в коллекции. Образное решение отдельной модели. Дополнения и
аксессуары как элементы создания образа.
Практика: Подбор дополнений и аксессуаров. Репетиция показа моделей
(дефиле).
6. Итоговое занятие (2 ч)
Теория: подведение итогов деятельности объединения за прошедший
год.
Практика: награждение обучающихся
2.Комплекс организационно - педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
Таблица 2.1.1.
Количество учебных недель
36
Количество учебных дней
180
Продолжительность каникул
с 01.06.2026 г. по 31.08.2026 г.
Даты начала и окончания учебного
с 01.09.2025 по 20.05.2026 г.
года
Сроки промежуточной аттестации
с 15.12.2025 по 28.12.2025
Сроки итоговой аттестации (при
наличии)
с 10.05.2026 по 20.05.2026
19
2.2. Условия реализации программы
Таблица 2.2.1.
Аспекты
Характеристика
Материально-техническое
обеспечение
- учебный кабинет,
- бенч-системы,
- стулья,
- шкафы,
- магнитно-маркерная доска,
- стенд,
- ноутбук,
- швейные машины,
- гладильная доска,
- утюг,
- пяльцы,
- молды,
- нитки,
- ножницы,
- дидактические материалы,
- учебная литература
Информационное
обеспечение
- фото
- информационные ресурсы сети «Интернет»
Кадровое обеспечение
педагог дополнительного образования
2.3. Формы аттестации
Формами аттестации являются:
Зачет
Творческая работа
Конкурс
Выставка
Дефиле
20
2.4. Оценочные материалы
Таблица 2.4.1.
Показатели качества реализации Методики
ДООП
Уровень развития творческого
потенциала учащихся
Методика «Креативность личности» Д.
Джонсона
Уровень развития социального
опыта учащихся
Тест «Уровень социализации личности»
(версия Р.И.Мокшанцева)
«Организация и оценка
Уровень сохранения и укрепления здоровьесберегающей деятельности
здоровья учащихся
образовательных учреждений» под ред.
М.М. Безруких
Уровень теоретической
подготовки учащихся
тест, самостоятельно изготовленное
изделие
Уровень удовлетворенности
родителей предоставляемыми
образовательными услугами
Изучение удовлетворенности родителей
работой образовательного учреждения
(методика Е.Н.Степановой)
Оценочные материалы (указать
конкретно по предметам в
соответствии с формами
аттестации)
тест, викторина, самостоятельно
изготовленное изделие
2.5. Методические материалы
Методы обучения:
объяснительные,
демонстрационные,
практические
21
Формы организации образовательной деятельности:
Индивидуальная
Индивидуально-групповая
Групповая
Практическое занятие
Беседа
Выставка
Защита проекта
Презентация
Педагогические технологии:
коллективно-творческая деятельность;
технология здоровьесбережения;
Проектная технология
Обучение в сотрудничестве;
ИКТ;
Проблемное обучение;
Дидактические материалы:
Раздаточные материалы
Инструкции
Технологические карты
Образцы изделий
22
3. Воспитательный компонент дополнительной
общеобразовательной (общеразвивающей) программы
«Народный костюм»
Пояснительная записка
3.1.
В соответствии
целью
с законодательством Российской
воспитания
является
развитие
личности,
Федерации общей
самоопределение
и
социализация детей на основе социокультурных, духовно-нравственных
ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в
интересах человека, семьи, общества и государства, формирование чувства
патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества
и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и
старшему поколению; взаимного уважения; бережного отношения к
культурному наследию и традициям многонационального народа Российской
Федерации, природе и окружающей среде (Федеральный закон от 29.12.2012
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 2, п. 2 с
изменениями от 25 декабря 2023 года N 685-ФЗ)
Воспитательный
компонент
заключается
в
организации
работы
по
реализации следующих направлений воспитания:
- гражданско-патриотическое;
- духовно-нравственное;
- формирование культуры здоровья;
- профессиональное самоопределение;
- экологическое.
В
нем
отображается
организационно-методическое
сопровождение
воспитательного процесса, участие в конкурсных мероприятиях, проведение
тематических
мероприятий,
акций
внутриучрежденческого
уровня,
тематические мероприятия по направленности программы.
23
3.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты.
Цель - создание условий для самореализации и развития талантов детей, а
также воспитание высоконравственной, ответственной личности.
Основные
задачи
воспитания
на
основе
российских
базовых
(конституционных) ценностей направлены на воспитание, формирование:
— чувства патриотизма, гражданственности;
— духовно-нравственных ценностей;
— сознания ценности жизни, здоровья и безопасности;
— установки на соблюдение и пропаганду здорового образа жизни,
сознательное неприятие вредных привычек;
— уважения к труду, результатам труда, способности к творческому
созидательному труду;
— ориентации на осознанный выбор сферы профессиональных интересов;
— экологической культуры;
- интереса к технической деятельности, истории техники; понимание
значения техники в жизни российского общества;
- ценностей технической безопасности и контроля;
- уважения к достижениям в технике своих земляков;
- воли, упорства, дисциплинированности.
Для решения поставленных воспитательных задач и достижения цели
программы учащиеся привлекаются к участию (подготовке, проведению) в
мероприятиях района, села, учреждения, объединения: благотворительных
акциях, творческих выставках, мастер-классах, беседах, в конкурсных
программах различного уровня, направленных на достижение результатов.
Ожидаемые результаты
Предполагается, что в результате проведения воспитательных мероприятий
будет достигнут высокий уровень сплоченности коллектива, повышение
24
интереса к творческим занятиям и уровня личностных достижений учащихся
(победы в конкурсах), привлечение родителей к активному участию в работе
объединения, а также у детей будут сформированы определенные
личностные качества, способность к успешной социализации в обществе,
инициативность, самостоятельность, патриотизм, экологическая культура,
грамотное отношение к своему здоровью.
3.3. Формы воспитания и методы оценки результативности.
Дополнительное образование имеет практико-ориентированный характер и
ориентировано на свободный выбор педагогом таких видов и форм
воспитательной деятельности, которые способствуют формированию и
развитию у детей индивидуальных способностей и способов деятельности,
объективных представлений о мире, окружающей действительности,
внутренней мотивации к творческой деятельности, познанию, нравственному
поведению.
Основные формы воспитания:
- учебное занятие;
- практическое занятие;
- коллективное мероприятие;
- игры;
- беседы;
- итоговое мероприятие (конкурсы, соревнования, выставки —
способствуют закреплению ситуации успеха, развивают рефлексивные и
коммуникативные умения, ответственность, благоприятно воздействуют на
эмоциональную сферу детей).
Воспитательное значение активностей детей при реализации программ
дополнительного образования наиболее наглядно проявляется в социальных
25
проектах, благотворительных и волонтёрских акциях, в экологической,
патриотической, трудовой, профориентационной деятельности.
Методы оценки результативности реализации программы в части
воспитания:
- педагогическое наблюдение;
- оценка творческих работ;
- отзывы, интервью, материалы рефлексии.
3.4. Условия организации воспитательного процесса
Для решения задач воспитания при реализации образовательной программы
создаются определённые условия физической безопасности, комфорта,
активностей детей и обстоятельств их общения, социализации, признания,
самореализации, творчества.
Необходимые объективные условия:
- вся деятельность происходит в сфере свободного времени ребенка;
- выбор вида деятельности, педагога и коллектива сверстников
осуществляется им добровольно;
- содержание и формы работы детского объединения могут, при
необходимости, варьироваться.
Воспитание
имеет
деятельностную
основу
и
носит
практико-
ориентированный характер, что способствует обретению человеком смысла
собственной жизни и проектированию своего будущего.
26
3.5. Календарный план воспитательной работы на 2024-2025 уч. год
№
п/п
Название мероприятий
Сроки
Форма
проведения
Гражданско-патриотическое воспитание
1.
Горжусь Россией!
октябрь
Беседа
2.
День Героев Отечества.
декабрь
Участие в
мероприятии
поселения
февраль
Викторина
Герои нашего времени.
3.
День защитника Отечества.
Спортивные
конкурсы
4.
Земля без войны.
В течение года
Цикл бесед
Просмотр
видеороликов
5.
Победа!
май
Участие в цикле
мероприятий
6.
«Бессмертный полк»
май
Организация и
участие в акции
7.
Участие в плетении маскировочных сетей
В течение года
для СВО
Практическая
работа
Духовно-нравственное воспитание
8.
День пожилого человек
октябрь
Участие в
мероприятии ДДТ
9.
День матери
ноябрь
Видеопоздравление
мамам
10.
Моя семья – моя опора
январь
Участие в
мероприятии ДДТ
27
11.
Человек и его предназначение
март
Беседа
12.
Ветеранам войны посвящается
май
Участие в
мероприятии ДДТ
Профориентация
13.
Посвящение в кружковцы
14.
Профессии, связанные с моделированием
сентябрь
ноябрь
Конкурсноразвлекательная
программа
Беседа
одежды
15.
Моя будущая профессия ….
март
Анкетирование,
дисскусия
16.
Я и творчество
май
Презентация
17.
Участие в конкурсах
в течение года
Детское творчество
Здоровьесбережение
18.
Всероссийский день бега «Кросс нации»
сентябрь
Участие во
Всероссийском дне
бега
19.
Здоровый образ жизни - норма жизни
октябрь
Беседа
20.
Мы за здоровый образ жизни
декабрь
Участие в конкурсе
рисунков
21.
Шаг в бездну
февраль
Кинолекторий
22.
Не отнимай у себя завтра …
апрель
Дисскусия
28
23.
Что значит – быть здоровым?
май
Викторина
24.
Профилактика употребления
в течение года
Цикл бесед
в течение года
Цикл бесед
алкогольных и слабоалкогольных
напитков, энергетиков и
профилактика курения, употребления
наркотических веществ
25.
Здоровье выбери сам
Профилактическая работа по безопасности, ПДД, ППБ
26.
Простые правила безопасности
сентябрь
Беседа
27.
Трагедия Беслана
сентябрь
Видеолекторий
28.
Правила езды на велосипедах, скутерах,
сентябрь-
Беседа,
29.
мопедах в рамках месячника по ПДД
октябрь
просмотр
видеороликов
Знай правила движения, как таблицу
ноябрь
Викторина
декабрь
Беседа
умножения
30.
Как вести себя при пожаре
31.
Осторожно, мошенники!
в течение года
Цикл бесед
32.
Нет - терроризму!
в течение года
Цикл мероприятий
33.
Минутки безопасности
в течение года
Беседа
34.
Минутки профилактики по ПДД
в течение года
Беседа
29
Экологическое воспитание
35.
День леса
май
36.
Субботник
сентябрь,
май
37.
Сохраним родную природу
в течение года
Участие в
озеленении
территории
Участие в уборке
территории
Цикл бесед
Работа с родителями
38.
Родительское собрание «Знакомство с
сентябрь
Беседа
ноябрь
Беседа
планами объединения»
39.
Как влияет творчество на развитие
ребенка?
40.
Успехи детей
май
Индивидуальные
консультации
30
4. Список литературы
1.
З.А.Каргина, «Практическое пособие для педагога дополнительного
образования», Москва, 2006 г.
2.
Приложение к журналу «Внешкольник. Дополнительное образование,
социальное, трудовое и художественное воспитание детей». Под редакцией
Л.И. Рувинского, «Учителю о педагогической технике», Москва
«Педагогика», 1987 г.
3.
В.А.Петровский «Личность в психологии», Ростов-на-Дону, 1995 г
4.
В.М.Кулемзин, Н, В. Лукина «Знакомьтесь: ханты», Новосибирск, ВО;
«Наука», 1992 г.
5.
В.А.Рандин «Орнаменты. Долганы, нганасаны, нениы», СанктПетербург, «Просвещение», 1992 г.
6.
В.Соловьев «История России», Москва, «Белый город», 2003 г.
7.
Горяева Н.А. Островская О.В. Декоративно-прикладное искусство в
жизни человека, учебник для 5 класса. Просвещение. – М,,2001
8.
Журнал “Школа и производство” №№ 2000-2005 г, изд-во “ШколаПресс”.
9.
Калнинш Л.М. Русские народные традиции в подготовке учителя
технологии: Учебно-методическое пособие.- Благовещенск: Изд-во
БГПУ,2003. – 83с.
10. Педагогическое творчество. №2 – 2003,Премудрова С.Е. Рассказ о
русском костюме.
11. Приложение к 1 сентября. История. Дорожкина Н. “По Сеньке и
шапка”. №1-2006.
12. “Русские”.
Историко-этнографический
атлас.
Земледелие.
Крестьянское жилище. Крестьянская одежда. Середина XIX – начало XXв
Под ред. В.А. Александрова, П.И. Кушнера, М.Г. Рабиновича Издательство
“Наука”, Москва.: 1967
13. Русский праздничный народный костюм. Ред.- составитель Дорофеев.
изд-во “Мозаика-Синтез”,
14. Скопцова М.Й. Технология: Учебное пособие по Обслуживающему
труду для учениц 5-8 классов. – Ростов-на Дону:изд-во “Феникс”,1997 – 384с.
31
Приложение 1
Оценочные материалы
Тест «Одежда»
1. Какой цвет одежды считался в Древней Греции самым нарядным?
белый
пурпурный
жёлтый
2. Что изобрёл Жозеф Мари Жаккар?
Промышленный способ нанесения рисунка на ткань
Ткацкий станок, повышающий точность узора
Особый вид ткани
3. Когда нижнее бельё получило широкое распространение?
Во времена Античности
В средние века
В XIX веке
4. Какой была первая массовая одежда в стиле унисекс?
толстовка
джинсы
футболка
5. Что такое «Мюллер и сын»?
Называние первого немецкого магазина готовой одежды
Известные средневековые купцы, занимающиеся продажей драгоценностей
Название методики конструирования одежды
6. Что было главной деталью праздничной мужской одежды в Древней
Греции?
Кожаные штаны
Длинная юбка
Набедренная повязка
7. Для обозначения чего в Древней Месопотамии имелось несколько
десятков различных терминов?
32
Видов шерстяных тканей
Способов соединения тканей
Видов шнуровки
8. Что получило распространение после Гражданской войны в США?
Массовое изготовление одежды из сукна
Изготовление одежды по стандартным выкройкам
Стиль унисекс
9. Что практически нельзя было купить до XIX века?
Пуговицы
Хлопчатобумажную ткань
Готовую одежду
10. Когда появилась одежда для домашних животных?
В XVIII веке
В XIX веке
В XX веке
33
Приложение 2
Викторина «Мода и красота»
1. Назовите эталон красоты 50-х годов.
Твигги
Софи Лорен
Кейт Мосс
2. Какая модель не относятся к бренду «Victoria’s Secret»?
Кэндис Свейнпол
Адриана Лима
Тайра Бэнкс
Екатерина Григорьева
Барбара Палвин
3. Какая знаменитая топ-модель создала своё ТВ-шоу для поиска новых лиц в
сферу модельного бизнеса?
Хайди Клум
Меган Фокс
Адриана Лима
Тайра Бэнкс
4. Какой конкурс красоты менее известен и значим?
Мисс Интернешнл
Мисс Вселенная
Мисс Мира
Мисс Эротика
5. Кто в 1992 году получил почётное звание «Мисс Мира»?
Юлия Курочкина
Светлана Горева
Татьяна Котова
6. Кому принадлежит высказывание: «Дайте девушке пару туфель на
шпильках, и она завоюет весь мир!»?
Софи Лорен
Мэрилин Монро
Одри Хепбёрн
34
7. Какого цвета платье должно быть в гардеробе у каждой девушки, по
словам Коко Шанель?
Маленькое синее
Маленькое красное
Маленькое черное
Маленькое белое
Маленькое зелёное
8. На выпуске какого продукта специализируется бренд «Louis Vuitton»?
Одежда и аксессуары
Парфюмерия
Косметические средства
9. В какой стране придумали «красную помаду»?
В Древнем Египте
В Древнем Вавилоне
В Древней Греции
В Древнем Риме
10. В каком возрасте Кейт Мосс впервые проявила себя как модель?
12 лет
14 лет
16 лет
18 лет
20 лет
35
Приложение 3
Викторина «Коко Шанель»
1. В каком году родилась Коко Шанель?
В 1883
В 1893
В 1903
2. Как звучит настоящее имя Коко Шанель?
Жанна Деволь Шанель
Габриель Бонёр Шанель
Адель Мари Шанель
3. Чем занималась Коко Шанель в свободное время, когда ей было 18?
Пела в кабаре
Вышивала крестиком
Сочиняла стихи
4. Какой аксессуар стал началом, первой ступенькой творческого пути Коко
Шанель?
Шарфы
Шляпки
Перчатки
5. Моду на что ввела Коко Шанель, вернувшись в 1923 году из круиза?
На панамки
На загар
На парео
6. Где более 30 лет прожила Коко Шанель, считая это заведение своим
домом?
На швейной фабрике
В отеле
В своем фирменном магазине
7. Какое число было любимым у Коко Шанель?
3
5
7
36
8. Какой предмет женского гардероба черного цвета Коко Шанель сделала
очень популярным?
Юбку
Платье
Пиджак
9. Какую деталь одежды очень любила Коко Шанель?
Молнии
Карманы
Манжеты
10. Какой женский аксессуар, ставший легендарным, придумала Коко
Шанель?
Сумочку на длинной цепочке
Клатч
Саквояж
37