ДООП Юные инспектора дорожного движения

Оглавление
1. Комплекс основных характеристик дополнительной
общеразвивающей программы
1.1.
1.2.
1.3.

Пояснительная записка
Цель, задачи, ожидаемые результаты
Содержание программы

2. Комплекс организационно педагогических условий
2.1.
2.2.
2.3.
2.4.
2.5.

Календарный учебный график
Условия реализации программы
Формы аттестации
Оценочные материалы
Методические материалы

3.
3.1.
3.2.
3.3.
3.4.
3.5.

Воспитательный компонент программы
Пояснительная записка
Цель, задачи, ожидаемые результаты
Формы воспитания и методы оценки результативности
Условия организации воспитательного процесса
Календарный план воспитательной работы

4. Список литературы

1.Комплекс основных характеристик дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы (общий)
1.1. Пояснительная записка
Нормативные правовые основы разработки ДООП:
Нормативные правовые основы разработки ДООП:
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 07.10.2022)
"Об образовании в Российской Федерации";
Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 “Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”;
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
января 2021 года N 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН
1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания";
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации»
(вместе
с
«Методическими
рекомендациями
по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)»;
Положение о дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей)
программе МАУ ДО «Байкало-Кударинский ДДТ» (приказ муниципального
автономного учреждения дополнительного образования «БайкалоКударинский ДДТ» № 218 от 01.09.2020 г.)

Актуальность: в современных условиях увеличилась интенсивность
дорожного движения, но отстает транспортная культура и дисциплина
участников дорожного движения. Среди всех участников дорожного
движения: водителей, пешеходов, пассажиров самым подвижным и
непредсказуемым участником дорожного движения является ребёнок.
Поэтому работа по профилактике детского дорожно-транспортного
травматизма актуальна и востребована. Программа «Юные инспектора
дорожного движения» направлена на формирование у детей культуры
поведения на дорогах, гражданской ответственности и правового
самосознания, отношения к своей жизни и к жизни окружающих как к
ценности, а также к активной адаптации во всевозрастающем процессе
автомобилизации страны. Программа позволяет сформировать совокупность
устойчивых норм поведения на дорогах и в общественном транспорте.

Обучение включает в себя следующие основные предметы (разделы):
1. История транспорта и правил дорожного движения.
2. Дорога и ее элементы.
3. Виды городского наземного транспорта.
4. Участники дорожного движения.
5. Регулирование дорожного движения.
6. Дорожные знаки.
7. Как правильно перейти дорогу.
8. Я – пассажир.
9. Кажется безопасно – нет, опасно!
10. ПДД для велосипедистов.
11.Первая медицинская помощь.
12.Конкурс ЮИД «Безопасное колесо».
Вид программы: модифицированная.
Направленность программы: социально-гуманитарная.
Адресат программы:
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа
«Юные инспектора дорожного движения» предназначена для детей 6-16 лет.
Программа разработана с учетом психофизиологических особенностей детей,
преемственности и непрерывности процесса воспитания детей. Дети 6 - 16
лет - это уже не малыши, но еще не старшие дети. Основной формой
обучения ПДД детей младшего школьного возраста является игра. Изучение
правил поведения на дорогах, особенно младшего школьного возраста,
построено в форме познавательных дидактических игр и целенаправленного
неоднократного повторения основных элементов правил поведения на
дорогах и улицах в различных разноуровневых ситуационных заданиях. В
течение короткого срока, личностные характеристики детей претерпевают
значительные изменения в сторону их развития. Поэтому материал изучается
от простого к сложному, что способствует развитию мыслительной
деятельности детей. Знания и умения, полученные детьми, расширяются в
последующие годы. Дается дополнительный материал, обучение связывается
с наблюдением самих детей на примерах из повседневной жизни.

Срок и объем освоения программы:
3 года, 504 педагогических часов, из них:
 «Стартовый уровень» - 1 год, 72 педагогических часа;
 «Базовый уровень» - 1 год, 216 педагогических часов;
 «Продвинутый уровень» - 1 год, 216 педагогических часов.
Форма обучения: очная.
Особенности организации образовательной
одновозрастные, индивидуальное обучение.

деятельности:

группы

Режим занятий:
Предмет Стартовый уровень

Базовый уровень

Продвинутый уровень

ПДД

2 часа в неделю;

6 часов в неделю;

6 часов в неделю;

72 часа в год.

216 часов в год.

216 часов в год.

1.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты
Цель: создание условий для формирования у детей навыков
безопасного поведения на улицах и дорогах и предупреждения ДТП.
Задачи:
Образовательные:
- изучить основы правил дорожного движения для пешеходов, пассажира
автотранспорта, велосипедиста, водителя;
- познакомиться с группами дорожных знаков;
- разработать безопасный маршрут от дома до дома творчества, школы;
- изучить первоначальные основы по оказанию первой доврачебной
помощи;
- обучать грамотным действиям в непредвиденных чрезвычайных
ситуациях на дороге.
Развивающие:
- развивать умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации;
- способствовать развитию у детей и подростков быстроты реакции,
внимательности, наблюдательности, зрительного и слухового
восприятия, логического мышления, самообладания, находчивости,
иных личностных качеств, способствующих улучшению поведения на
улицах и дорогах.

Воспитательные:
- воспитывать дисциплину и ответственность за своё поведение на дороге;
- формировать навыки безопасной культуры поведения на улице;
- воспитывать навыки культуры поведения в транспорте, навыки
дорожного этикета.
- формировать сознательность и ответственное отношение к собственной
жизни и здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих.
Ожидаемые результаты:
Стартовый уровень

Знать

Базовый уровень

Продвинутый уровень
- историю автомобиля;
- историю колеса;
- дорожную разметку;
- историю транспорта;
- дорогу и её
- сигналы
- правила дорожного
составляющие части
регулировщика;
движения;
(проезжую
- серии дорожных
- элементы дороги;
часть, обочину, кювет, знаков и их
- виды наземного
пешеходную и
представителей;
транспорта;
велосипедную
- способы оказания
- дорожные знаки;
дорожку);
первой медицинской
- сигналы светофора;
- дорожные знаки;
помощи;
- специальные места для
- техническое
- перекрестки и их виды;
перехода дороги,
устройство велосипеда; - нормативные
пешеходные переходы,
- ПДД для
документы об
их виды;
велосипедиста;
ответственности за
- основы оказания
- правила пешехода на нарушение ПДД;
первой медицинской
загородной дороге;
- оборудование
помощи;
- что такое
автомобилей и
- обязанности
железнодорожный
мотоциклов
пассажиров во всех
переезд;
специальными
видах транспортных
- правила пассажиров
сигналами;
средств;
при высадке из
- обязанности
- правила пассажиров
общественного
пассажиров во всех
при высадке из
транспорта;
видах транспортных
общественного
- сигналы
средств;
транспорта;
регулировщика,
- правила пассажиров
объяснять их значение. при высадке из
общественного
транспорта.

Уметь

Стартовый уровень

Базовый уровень

Продвинутый уровень

- составлять безопасный
путь в школу;
- двигаться группами и в
колонне;
- показать на картинке
основные части дороги,
места для игр и
прогулок;
- различать и выбирать
безопасные места для
перехода улиц;
- преодолевать 4-6
препятствий на
велосипеде,
поставленных на
расстоянии 3 метра друг
от друга;
- оказывать
элементарную помощь
пострадавшему;

- работать с правилами
дорожного движения,
выделять нужную
информацию;
- читать информацию по
дорожным знакам;
различать и выбирать
безопасные места для
перехода улиц;
- оказывать первую
медицинскую помощь
пострадавшему;
- управлять
велосипедом;
- выполнять
практическое задание на
специально
оборудованной
площадке;

- уметь читать
дорожную разметку и
дорожные знаки,
сигналы регулировщика
и светофора;
- оценивать дорожную
ситуацию;
- оказывать первую
медицинскую помощь
пострадавшему;
- делать искусственное
дыхание
- работать с правилами
дорожного движения,
выделять нужную
информацию;
- вести пропаганду
правил безопасного
поведения на дорогах,
здорового образа жизни
навыками

дисциплины,
осторожности,
безопасного движения
- навыками поведения как пешехода,
пешехода на
пассажира,
нерегулируемом
велосипедиста;
- навыками взаимной
- навыками безопасного перекрёстке;
поведения на улице, на - навыками дисциплины, поддержки и выручки в
осторожности,
совместной
Владеть дорогах.
безопасного движения деятельности;
как пешехода,
- навыками участия в
пассажира,
конкурсах,
велосипедиста.
соревнованиях;
- активной жизненной
позиции образцового
участника дорожного
движения.

1.3. Содержание программы
«Юные инспектора дорожного движения»
Стартовый уровень (1 год обучения)
Учебный план
№
п/п

Название
раздела, темы

Количество часов
Всего Теория Практика

Таблица 1.3.1
Формы
аттестации/контроля

1

Вводное занятие.
ТБ.

2

2

беседа

2

История
транспорта и
правил
дорожного
движения.

1

1

беседа

3

Безопасный
маршрут.
Опасные места на
улице.

3

1

2

включенное
педагогическое
наблюдение,
практическая работа

4

Дорога и ее
элементы.

6

3

3

фронтальный опрос

5

Виды наземного
транспорта.

2

2

6

Участники
дорожного
движения.

4

2

2

анализ деятельности

7

Регулирование
дорожного
движения.

6

3

3

анализ результатов
деятельности
учащихся

8

В стране
дорожных знаков.

8

4

4

практическая работа

9

Как правильно
перейти дорогу.

4

2

2

практическая работа

10

Я – пассажир.

2

1

1

беседа

беседа

11

Кажется
безопасно – нет,
опасно!
- опасные
ситуации на
дорогах;
- движение
транспортного
средства и
пешеходов в
сложных
дорожных
условиях;
- движение в
темное время
суток.

10

5

5

фронтальный опрос

12

Первая
медицинская
помощь.

6

2

4

беседа;
практическая работа

13

Правила
дорожного
движения для
велосипедистов.

6

3

3

анализ результатов
деятельности
учащихся

14

Фигурное
вождение
велосипеда,
вождение
велосипеда.

2

4

практическая работа

15

Агитационномассовая работа
среди
сверстников.

2

2

включенное
педагогическое
наблюдение,

6

4

практическая работа
Итоги года.

2

2

72

38

беседа
34

Содержание учебного плана
1. Тема «Вводное занятие. Техника безопасного поведения на занятиях»
Теория: знакомство с планами КО. Обсуждение правил соблюдения по ТБ.
2. Тема «История транспорта и правил дорожного движения»
Теория: знакомство с историей развития транспорта, видами транспорта.
Беседа о важности изучения и соблюдения правил дорожного движения.
3. Тема «Безопасный маршрут. Опасные места на улице»
Теория: обсуждение с учащимися траектории безопасного маршрута от дома
до дома творчества, школы. Выявление опасных мест на улице.
Практика: создание индивидуальных схем безопасного маршрута
обучающихся.
4. Тема «Дорога и ее элементы»
Теория: ознакомление с понятиями: дорога, проезжая часть, тротуар,
трамвайные пути, разделительная полоса, обочины и другими элементами
улицы и их назначением.
Практика: экскурсия на улицу.
5. Тема «Виды наземного транспорта»
Теория: знакомство с видами наземного транспорта, классификация
наземного транспорта по видам: специальный, общественный, легковой,
грузовой. Систематизация и расширение знание детей о разнообразии и
видах транспорта и их значением для человека. Игра «Машинкиперевозчики».
6.Тема «Участники дорожного движения»
Теория: ознакомление с правилами поведения на улице, дороге, перекрёстках
через решение проблемных ситуаций.
Практика: отработка навыков поведения на улице, дороге, перекрёстках через
использование наглядных пособий, обучающих стендов.
7.Тема «Регулирование дорожного движения»
Теория: знакомство с основами светофорного регулирования движения
транспорта и пешеходов; дорожной разметкой, опознавательными знаками,
местами установки дорожных знаков.

Практика: просмотр видеофильмов, наблюдение за работой светофоров,
решение различных ситуаций в игровой форме.
8.Тема «В стране дорожных знаков»
Теория: знакомство с дорожными знаками, их названиями и значением.
Практика: Изготовление макетов дорожных знаков. Расстановка дорожных
знаков, фигурок, пешеходов на магнитно-маркерной доске.
9.Тема «Как правильно перейти дорогу»
Теория: Беседа о правилах перехода дороги. Расширение представлений
детей об окружающей дорожной среде и правилах дорожного движения,
обсуждение различных ситуаций на дороге.
Практика: работа на магнитно-маркерной доске, просмотр слайдов с
различными ситуациями на дороге.
10.Тема «Я пассажир»
Теория: знакомство с правилами пользования общественным транспортом и
обязанностях пассажиров, правилами безопасного поведения в
общественном транспорте.
Практика: настольная игра «Я пассажир», создание аппликации.
11.Тема « Кажется безопасно – нет опасно!»
Теория: разбор опасных ситуаций на дорогах, изучение правил дорожного
движения, необходимых для безопасного движения по дорогам в качестве
пешехода, водителя велосипеда и пассажира, анализ сложных ситуаций и
оценка возможных опасностей.
Практика: викторина «Соблюдая ПДД, не окажешься в беде».
12.Тема « Первая медицинская помощь»
Теория: знакомство с основами оказания первой доврачебной помощи,
изучение правил наложения повязок, наложение повязок.
Практика: наложение медицинских повязок с использованием специальных и
подручных средств для оказания первой медицинской помощи.
13.Тема «Правила дорожного движения для велосипедистов»
Теория: ознакомление с правилами безопасного поведения при езде на
велосипеде, специальным снаряжением, с правилами движения групповой
езды на велосипеде.
Практика: практическая езда на велосипеде.

14.Тема «Фигурное вождение велосипеда, вождение велосипеда»
Теория: расширение знаний о правилах выбора велосипеда, осмотра его
перед выездом; повторение элементарных правил для велосипедистов на
практике.
Практика: отработка навыков безопасной езды на велосипеде с преодолением
препятствий на учебной площадке.
15.Тема « Агитационно - массовая работа среди сверстников»
Теория: привлечение и участие в агитационно-массовой работе по
пропаганде Правил дорожного движения и профилактике детского дорожнотранспортного травматизма среди сверстников.
Практика: изготовление буклетов, листовок по ПДД
.
Базовый уровень (2 год обучения)
Учебный план

№
п/п

Название
раздела, темы

Количество часов
Всего Теория Практика

1

Вводное занятие.
ТБ.

2

1

2

История колеса.

2

2

3

Безопасный
маршрут.

4

4

Дорога и ее
элементы.

8

5

Участники
дорожного
движения.

6

7

1

Таблица 1.3.2
Формы
аттестации/контроля
беседа
беседа

4

включенное
педагогическое
наблюдение,
практическая работа

4

4

фронтальный опрос;
практическая работа;
тест

8

4

4

беседа;
фронтальный опрос

Правила
дорожного
движения.

34

20

14

анализ деятельности;

Регулирование

12

4

8

беседа;

дорожного
движения.

включенное
педагогическое
наблюдение;
практическая работа

8

Дорожные знаки.

12

8

4

беседа;
практическая работа;
тест

9

Опознавательные
знаки
транспортных
средств.

4

2

2

включенное
педагогическое
наблюдение;
практическая работа

10

Кажется
безопасно – нет,
опасно!
- опасные
ситуации на
дорогах;
- движение
транспортного
средства и
пешеходов в
сложных
метеоусловиях.

8

4

4

фронтальный опрос

11

Участие в
профилактической
акции «Засветись»

4

2

2

практическая работа

12

Первая
медицинская
помощь.

12

4

8

включенное
педагогическое
наблюдение;
практическая работа

13

Устройство
велосипеда.

8

4

4

тест

14

Правила
дорожного
движения для
велосипедистов.

12

8

4

фронтальный опрос

15

Труд водителя.

4

2

2

беседа

16

Фигурное
вождение
велосипеда,

24

4

20

практическая работа

вождение
велосипеда.
17

Конкурс ЮИД
«Безопасное
колесо»

24

4

20

включенное
педагогическое
наблюдение;
практическая работа

18

Агитационномассовая работа
среди
сверстников.

12

2

10

включенное
педагогическое
наблюдение;
практическая работа

19

Изготовление
буклетов,
листовок по ПДД.

10

4

6

практическая работа

20

Акция
«Безопасные
каникулы»

8

4

4

беседа

21

Викторина
ПДД.

2

2

конкурсные
испытания

22

Итоги года.

2

2

беседа

216

91

по

125

Содержание учебного плана
1.Тема «История колеса»
Теория: беседа о процессе создания изобретения «колесо», о многообразии
использования колеса в быту и в современных условиях.
2. Тема «Безопасный маршрут. Опасные места на улице»
Теория: изучение наиболее безопасного маршрута с помощью условных
знаков.
Практика: разработка серии маршрутов и применение их на практике.
4. Тема «Дорога и ее элементы»
Теория: знакомство с составными частями дороги и правилами поведения на
ней, просмотр иллюстрированных плакатов, обсуждение необходимых
привил для правильной ориентации на улице.
Практика: отработка навыков правильного поведения на дороге в игровых
формах.

5.Тема «Участники дорожного движения»
Теория: повторение правил дорожного движения, ознакомление с мерами
ответственности за нарушение правил дорожного движения.
Практика: проигрывание различных дорожных ситуаций, просмотр видеоматериала, зачёт.
6.Тема «Правила дорожного движения»
Теория: изучение правил дорожного движения и безопасного образа жизни,
ориентирование в пространстве и времени.
Практика: тестирование на аппаратно-программном комплексе «Весёлый
светофор»
7.Тема «Регулирование дорожного движения»
Теория: ознакомление с видами и значениями сигналов светофора и
регулировщика.
Практика: дидактические игры «Дорожные знаки», изготовление макета
светофора.
8. Тема: «Дорожные знаки»
Теория: отработка умений и навыков распознавания знаков дорожного
движения, деление их на группы.
Практика: просмотр мультимедийной презентации по теме «Дорожные
знаки», викторина.
9.Тема «Опознавательные знаки транспортных средств»
Теория: знакомство с назначением и установкой номерных, опознавательных
знаков и надписей на транспортных средствах.
Практика: Игра «Узнай знак», проигрывание дорожных ситуаций.
10. Тема «Кажется безопасно – нет, опасно!»
Теория: обсуждение опасных и безопасных ситуаций, рациональных
решений, правильности оценивания ситуаций при движении транспортного
средства и пешеходов в сложных метеоусловиях.
Практика: просмотр видеофильмов, иллюстрированных пособий, решение
тренировочных заданий.

11. Тема «Участие в профилактической акции «Засветись»
Теория: беседа о значимости светоотражающих элементов, и правилах
движения в тёмное время суток.
Практика: изготовление фликеров, участие в акции «Засветись».
12.Тема «Первая медицинская помощь»
Теория: ознакомление с основами оказания первой медицинской помощи при
ДТП, с содержанием автоаптечек, предназначением медикаментов.
Практика: обработка ран, наложение шин, жгутов, перевязка.
13.Тема «Устройство велосипеда»
Теория: знакомство с историей возникновения велосипеда, устройством
велосипеда, видами других детских транспортных средств передвижения.
Практика: обзор деталей велосипеда, экскурсия на вело-площадку.
14.Тема «Правила дорожного движения для велосипедистов»
Теория: ознакомление с правилами дорожного движения для велосипедистов,
местом для езды на велосипеде, с дорожными знаками, указывающими на
велодорожку.
Практика: фигурное катание на велосипедах на площадке.
15. Тема «Труд водителя»
Теория: беседа о профессии «водитель», особенностях, правилах работы
водителей различного транспорта.
Практика: наблюдения за транспортными средствами во время прогулки, за
работой шофёра, который работает водителем школьного автобуса.
16.Тема « Фигурное вождение велосипеда, вождение велосипеда»
Теория: повторение правил движения для велосипедистов, изучение
технических требований, предъявляемых к велосипедисту, подача
предупредительных сигналов, световыми приборами и рукой.
Практика: фигурное катание на велосипедах на площадке,
прохождение отдельных препятствий на велосипеде (змейка, восьмёрка).
17.Тема «Конкурс ЮИД «Безопасное колесо»
Теория: обзор знаний о дорожном движении, повторение основных правил
поведения на улице, дороге с целью предупреждения детского дорожнотранспортного травматизма.

Практика: подготовка команды к конкурсу «Безопасное колесо»; отработка
основных медицинских знаний, основных правил дорожного движения на
АПК, фигурное вождение велосипеда.
18.Тема « Агитационно - массовая работа среди сверстников»
Теория: подготовка к проведению агитационно-массовой работе.
Повторение основных правил по предупреждению детского дорожнотранспортного травматизма, культурного поведения на дорогах.
Практика: пропаганда знаний правил дорожного движения, участие в
конкурсе «Безопасный маршрут», проведение агитационной – массовой
работы по ПДД,
19.Тема «Изготовление буклетов, листовок по ПДД»
Теория: ознакомление с технологией изготовления буклетов и листовок ,
поиск информации в сети интернет, газетах, журналах по профилактике
ДДТТ.
Практика: изготовление буклетов, листовок по ПДД и распространение среди
сверстников.
20.Акция «Безопасные каникулы»
Теория: обобщение знаний и представлений детей о правилах дорожного
движения и умениях применять их на практике: сигналы светофора,
дорожные знаки, правила поведения в пассажирском транспорте, правила
поведения на улице, места для езды на велосипеде.
Практика: игровые упражнения, тестирование на АПК.
21. Викторина по ПДД «Знатоки ПДД»
Теория: закрепление знаний о правилах дорожного движения, о дорожных
знаках, дорожной разметке, о правильном поведении в общественном
транспорте.
22. Итоги года.

Продвинутый уровень (3 год обучения)
Учебный план

№ Название раздела,
п/п
темы

Количество часов
Всего Теория Практика

Таблица 1.3.3
Формы
аттестации/контроля

1

Вводное занятие.
ТБ.

2

1

2

История
автомобиля.

4

4

3

Дорога и ее
элементы.
Элементы дороги.
Дорожная
разметка.

12

8

4

включенное
педагогическое
наблюдение,
практическая работа

4

Участники
дорожного
движения.

8

4

4

фронтальный опрос;
практическая работа;

5

Регулирование
дорожного
движения.
Сигналы
светофора.
Сигналы
регулировщика.

12

8

4

беседа;

Дорожные знаки:
предупредительные
знаки;
знаки приоритета;
запрещающие
знаки;
предписывающие
знаки;
знаки особых
предписаний;

32

6

1

беседа

беседа

фронтальный опрос;
практическая работа

28

4

анализ деятельности;
тест

информационные
знаки;
знаки сервиса;
знаки
дополнительной
информации;
опознавательные
знаки.
7

Перекресток и его
виды.

4

2

2

беседа;
практическая работа

8

Правила
дорожного
движения на
перекрестках.

8

4

4

беседа;
практическая работа;
тест

9

ЖД переезд.
Движение через
железнодорожные
пути.

4

2

2

включенное
педагогическое
наблюдение

10

Правила
дорожного
движения.

24

12

12

фронтальный опрос

11

Скоростной режим.

2

2

12

Обгон, остановка,
стоянка
транспортных
средств.

4

2

2

беседа

13

Движение
транспортного
средства и
пешеходов в
сложных дорожных
условиях.

8

4

4

беседа;
фронтальный опрос

беседа

14

Первая
медицинская
помощь при ДТП.

12

4

8

практическая работа

15

Правила
дорожного
движения для
велосипедистов,
водителей мопедов.

12

4

8

беседа;
тест

16

Фигурное
вождение
велосипеда,
вождение
велосипеда.

24

4

20

включенное
педагогическое
наблюдение

17

Создание
социальных
видеороликов по
ПДД

18

8

10

практическая работа

18

Акция «Безопасные
каникулы»

8

4

4

беседа;
включенное
педагогическое
наблюдение

19

Агитационномассовая
работа
среди сверстников

12

4

8

практическая работа

20

КВН по ПДД.

4

4

опрос

Итоги года.

2

2

216

111

беседа
105

Содержание учебного плана
1. Тема «Вводное занятие. Техника безопасного поведения на занятиях»
Теория: знакомство с содержанием работы на год, беседа по правилам
техники безопасности на занятиях, культуры поведения.
Практика: просмотр видеофильма, обсуждение.
2. Тема «История автомобиля»
Теория: беседа по истории автомобиля «От колеса до современной техники».
3.Тема «Дорога и её элементы. Дорожная разметка»
Теория: повышение уровня знаний по ПДД, повторение по теме «Дорога и ее
элементы: проезжая часть, тротуар, обочина, кювет».
Практика: экскурсия на улице. Определение элементов дороги, проезжей
части.
4. Тема «Участники дорожного движения»
Теория: повторение правил поведения участников дорожного движения,
обсуждение понятий «пешеход, пассажир, водитель, транспортное средство»
и их роли в дорожном движении.
Практика: работа на магнитно – маркерной доске по выстраиванию
различных дорожно-транспортных ситуаций, настольные игры по ПДД,
составление кроссвордов.
5.Тема «Регулирование дорожного движения, сигналы светофора,
сигналы регулировщика»
Теория: изучение средств регулирования дорожного движения, типов
светофоров, их назначение, реверсивные светофоры, светофоры которые
регулируют движение пешеходов, регулирование дорожного движения с
помощью сигналов регулировщика, их значение.
Практика: практическая работа с использованием светофора, тематических
магнитов на магнитной доске, проигрывание ситуаций.
6. Тема: «Дорожные знаки»
Теория: классификация дорожных знаков, их назначение, закрепление правил
безопасности и поведения на дорогах.
Практика: самостоятельная работа, тестирование на АПК.
7. Тема «Перекрёсток и его виды»

Теория: знакомство с видами перекрёстков, особенностями движения
транспорта на перекрёстках различного вида и пересечением дорог,
формирование представления об опасных поворотах транспорта.
8. Тема «Правила дорожного движения на перекрёстках»
Теория: знакомство с правилами перехода регулируемых и нерегулируемых
перекрёстков.
Практика: интеллектуальная разминка, прохождение тестирования на
аппаратно – программном комплексе; отработка навыков правильного
движения на регулируемом и нерегулируемом перекрестках.
9. Тема «Железнодорожный переезд. Движение через железнодорожные
пути»
Теория: беседа «Что такое – железнодорожный переезд», знакомство с
основными правилами движения через железнодорожные пути, поведением
вблизи железной дороги.
Практика: работа на магнитно – маркерной доске: разбор ситуаций с ж/д
переездом, просмотр видеофильма.
10. Тема «Правила дорожного движения»
Теория: закрепление знаний, умений и навыков детей по правилам
дорожного движения, знаний о светофорах и сигналах, о классификации
дорожных знаков.
Практика: подбор информации через интернет, зачёт, проигрывание
различных дорожно-транспортных ситуаций.
11. Тема «Скоростной режим»
Теория: беседа «Скоростной режим». Ознакомление со значением скорости,
ограничением скорости, с опасными ситуациями, которые могут создавать
при не соблюдении скоростного режима.
12. Тема «Обгон, остановка, стоянка транспортных средств»
Теория: ознакомление с правилами обгона, остановки, стоянки транспортных
средств.
Практика: просмотр видеофильма, практическая работа по пройденному
материалу с использованием настольной игры «Дорожная азбука».
13.
Тема «Движение транспортного средства и пешеходов в сложных
дорожных условиях»

Теория: изучение влияния погодных условий при движении транспортного
средства и пешеходов, как обезопасить себя и других участников дорожного
движения, применения дополнительных мер безопасности при изменении
погодных условий и недостаточной видимости.
Практика: презентация «Движение в тёмное время суток и в сложных
погодных условиях»
14.Тема «Первая медицинская помощь при ДТП»
Теория: основы оказания первой медицинской помощи при ДТП, основы
простейших неотложных мероприятий для спасения жизни пострадавших,
составление алгоритма действий по оказанию первой помощи при ДТП.
Практика: обработка ран, наложение повязок, кровоостанавливающего жгута.
15.Тема «Правила движения для велосипедистов и водителей мопедов»
Теория: закрепление и расширение ранее полученные знаний о поведении на
улицах и дорогах, предназначенных для велосипедистов и водителей
мопедов, выполнении требований правил дорожного движения.
Практика: практическая работа на аппаратно – программном комплексе по
ПДД; фигурное катание на велосипеде.
16.Тема «Фигурное вождение велосипеда, вождение велосипеда»
Теория: ознакомление с дополнительными требованиями к движению
велосипедистов, техническими требованиями, предъявляемыми к
велосипедисту, изучение каждого препятствия отдельно.
Практика: фигурное вождение велосипеда, прохождение отдельных
препятствий.
17.Тема «Создание социальных роликов по ПДД»
Теория: ознакомление с технологией создания видеороликов, поиск
информации в сети интернет, газетах, журналах по профилактике ДДТТ.
Практика: подбор информации для видео ролика, привлечение и
взаимодействие к педагогическому процессу работников ГИБДД, проведение
мероприятия по модулю «Правила дорожного движения», создание
видеоролика, показ видеоролика по ПДД.
18. Акция «Безопасные каникулы»
Теория: обобщение знаний и представлений детей о правилах дорожного
движения и умениях применять их на практике: сигналы светофора,

дорожные знаки, правила поведения в пассажирском транспорте, правила
поведения на улице, места для езды на велосипеде.
Практика: игровые упражнения, тестирование на АПК.
19. Тема « Агитационно - массовая работа среди сверстников»
Теория: подготовка к проведению агитационно-массовой работе.
Повторение основных правил по предупреждению детского дорожнотранспортного травматизма, культурного поведения на дорогах.
Практика: пропаганда знаний правил дорожного движения, участие в
конкурсах по ПДД, проведение агитационной – массовой работы по
профилактике правил дорожного движения.
20.Тема «КВН по ПДД»
Практика:1.приветсвие команд
2.разминка
3.конкурс «Весёлое автопульти»
4.конкурс «Найди знак»
5.конкурс «конкурс Капитанов»
6.конкурс «Весёлые художники»
7.подведение итогов.
8.награждение победителей.

2.Комплекс организационно - педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
Таблица 2.1.1.

Количество учебных недель

36

Количество учебных дней

180

Продолжительность каникул

с 01.06.2026 г. по 31.08.2026 г.

Даты начала и окончания учебного
с 01.09.2025 по 20.05.2026 г.
года
Сроки промежуточной аттестации

с 15.12.2025 по 28.12.2025

Сроки итоговой аттестации (при
наличии)

с 10.05.2026 по 20.05.2026

2.2. Условия реализации программы
Таблица 2.2.1.

Аспекты

Материальнотехническое
обеспечение

Характеристика
Велосипед Stels Pilot - 415
Велосипед Novatrack Urban городской (детск)
Шлем велос./самок. Alpina МТВ 17
Шлем велос./самок. Ridex Tick
Комплект защиты
Дорожное покрытие для четырехстороннего перекрестка с
нанесенной дорожной разметкой и утяжеленными
элементами
Светофор транспортный (три сигнала)
Светофор пешеходный (два сигнала)
Основание под светофор (переносное)
Стойка под светофор (переносная)
Насадка под один дорожный знак (на стойку светофора)
Знак дорожный с креплением
Специализированная аккумуляторная система питания для
светофорного оборудования детских автогородков
Беспроводной пульт дистанционного управления
светофорным оборудованием
Дорожный контроллер к пульту управления
Управляющий дорожный контроллер
Зарядное устройство для аккумуляторной батареи
Комплект стоек с дорожными знаками
Сигнальный дорожный конус (с световозвращающей
полосой)
Игровой набор с комплектом тематических картинок
Аппаратно-программный обучающий комплекс по
правилам дорожного движения
Настольно-напольная игра
Обучающий игровой комплекс для пешехода
Двухсторонняя магнитно-маркерная доска с информацией
о дорожном движении на разборной стойке
Комплект тематических магнитов на тему дорожного
движения и инфраструктуры
Комплект тематических магнитов на тему моделей
автомобилей

Аспекты

Характеристика
Комплект тематических магнитов на тему дорожных
знаков
Магнитно-маркерная доска с дорожными правилами для
пешехода с комплектом тематических магнитов
Магнитно-маркерная доска с безопасным маршрутом для
школьников с комплектом тематических магнитов
Набор плакатов с изображениями дорожных знаков
Набор плакатов для юного пешехода
Набор плакатов с дорожно-транспортными ситуациями
Стенды с информацией об обязанностях пешеходов
Стенд с правилами поведения в транспорте общего
пользования
Стенд с правилами дорожного движения для
велосипедистов
Стенд с принципиальной схемой устройства велосипеда
Мультимедийная учебно-методическая программа
Обучающая детская игра-лото
Комплект настольных игр
Набор карточек с изображениями дорожных знаков
Программно-информационное сопровождение по
эксплуатации и обслуживанию беспроводного
электрооборудования для детских автогородков и учебных
площадок
Технический регламент стандартизации детских
автогородков
Методические рекомендации по проведению практических
занятий с детьми дошкольного и школьного возраста в
детских автогородках
Многофункциональное устройство (МФУ) «Hewlett–
Packard»

- видео-фильмыы
Информационное - плакаты
обеспечение
- интернет источники
Кадровое
обеспечение

Педагог дополнительного образования

2.3. Формы аттестации
Формами аттестации являются:
 Зачет
 Творческая работа
 Соревнования
 Конкурс
2.4. Оценочные материалы
Таблица 2.4.1.

Показатели качества реализации Методики
ДООП
Уровень развития творческого
потенциала учащихся

Методика «Креативность личности» Д.
Джонсона

Уровень развития социального
опыта учащихся

Тест «Уровень социализации личности»
(версия Р.И.Мокшанцева)

«Организация и оценка
Уровень сохранения и укрепления здоровьесберегающей деятельности
здоровья учащихся
образовательных учреждений» под ред.
М.М. Безруких
Уровень теоретической
подготовки учащихся

Тесты
Билеты по ПДД

Уровень удовлетворенности
родителей предоставляемыми
образовательными услугами

Изучение удовлетворенности родителей
работой образовательного учреждения
(методика Е.Н.Степановой)

Оценочные материалы (указать
конкретно по предметам в
соответствии с формами
аттестации)
2.5. Методические материалы
Методы обучения:
 Словесный
 Наглядный
 Объяснительно-иллюстративный
 Репродуктивный
 Частично-поисковый
 Игровой

Формы организации образовательной деятельности:












Индивидуальная
Индивидуально-групповая
Групповая
Практическое занятие
Открытое занятие
Беседа
Встреча с интересными людьми
Диспут
Защита проекта
Игра
Презентация

Педагогические технологии:









Технология индивидуального обучения
Технология группового обучения
Технология коллективного взаимодействия
Технология модульного обучения
Технология дифференцированного обучения
Технология проблемного обучения
Технология дистанционного обучения
Здоровьесберегающая технология

Дидактические материалы:





Раздаточные материалы
Инструкции
Технологические карты
Схемы

3. Воспитательный компонент дополнительной
общеобразовательной (общеразвивающей) программы
«Юные инспектора дорожного движения»

Пояснительная записка

3.1.
В соответствии
целью

с законодательством Российской

воспитания

является

развитие

личности,

Федерации общей
самоопределение

и

социализация детей на основе социокультурных, духовно-нравственных
ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в
интересах человека, семьи, общества и государства, формирование чувства
патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества
и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и
старшему поколению; взаимного уважения; бережного отношения к
культурному наследию и традициям многонационального народа Российской
Федерации, природе и окружающей среде (Федеральный закон от 29.12.2012
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 2, п. 2 с
изменениями от 25 декабря 2023 года N 685-ФЗ)
Воспитательный

компонент

заключается

в

организации

работы

по

реализации следующих направлений воспитания:
- гражданско-патриотическое;
- духовно-нравственное;
- формирование культуры здоровья;
- профессиональное самоопределение;
- экологическое.
В

нем

отображается

организационно-методическое

сопровождение

воспитательного процесса, участие в конкурсных мероприятиях, проведение

тематических

мероприятий,

акций

внутриучрежденческого

уровня,

тематические мероприятия по направленности программы.

3.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты.
Цель - создание условий для самореализации и развития талантов детей, а
также воспитание высоконравственной, ответственной личности.
Основные

задачи

воспитания

на

основе

российских

базовых

(конституционных) ценностей направлены на воспитание, формирование:
— чувства патриотизма, гражданственности;
— духовно-нравственных ценностей;
— сознания ценности жизни, здоровья и безопасности;
— установки на соблюдение и пропаганду здорового образа жизни,
сознательное неприятие вредных привычек;
— уважения к труду, результатам труда, способности к творческому
созидательному труду;
— ориентации на осознанный выбор сферы профессиональных интересов;
— экологической культуры;
- интереса к технической деятельности, истории техники; понимание
значения техники в жизни российского общества;
- ценностей технической безопасности и контроля;
- уважения к достижениям в технике своих земляков;
- воли, упорства, дисциплинированности.
Для решения поставленных воспитательных задач и достижения цели
программы учащиеся привлекаются к участию (подготовке, проведению) в
мероприятиях района, села, учреждения, объединения: благотворительных
акциях, творческих выставках, мастер-классах, беседах, в конкурсных
программах различного уровня, направленных на достижение результатов.

Ожидаемые результаты
Предполагается, что в результате проведения воспитательных мероприятий
будет достигнут высокий уровень сплоченности коллектива, повышение
интереса к творческим занятиям и уровня личностных достижений учащихся
(победы в конкурсах), привлечение родителей к активному участию в работе
объединения, а также у детей будут сформированы определенные
личностные качества, способность к успешной социализации в обществе,
инициативность, самостоятельность, патриотизм, экологическая культура,
грамотное отношение к своему здоровью.
3.3. Формы воспитания и методы оценки результативности.
Дополнительное образование имеет практико-ориентированный характер и
ориентировано на свободный выбор педагогом таких видов и форм
воспитательной деятельности, которые способствуют формированию и
развитию у детей индивидуальных способностей и способов деятельности,
объективных представлений о мире, окружающей действительности,
внутренней мотивации к творческой деятельности, познанию, нравственному
поведению.
Основные формы воспитания:
- учебное занятие;
- практическое занятие;
- коллективное мероприятие;
- игры;
- беседы;
- итоговое мероприятие (конкурсы, соревнования, выставки —
способствуют закреплению ситуации успеха, развивают рефлексивные и
коммуникативные умения, ответственность, благоприятно воздействуют на
эмоциональную сферу детей).

Воспитательное значение активностей детей при реализации программ
дополнительного образования наиболее наглядно проявляется в социальных
проектах, благотворительных и волонтёрских акциях, в экологической,
патриотической, трудовой, профориентационной деятельности.
Методы оценки результативности реализации программы в части
воспитания:
- педагогическое наблюдение;
- оценка творческих работ;
- отзывы, интервью, материалы рефлексии.

3.4. Условия организации воспитательного процесса
Для решения задач воспитания при реализации образовательной программы
создаются определённые условия физической безопасности, комфорта,
активностей детей и обстоятельств их общения, социализации, признания,
самореализации, творчества.
Необходимые объективные условия:
- вся деятельность происходит в сфере свободного времени ребенка;
- выбор вида деятельности, педагога и коллектива сверстников
осуществляется им добровольно;
- содержание и формы работы детского объединения могут, при
необходимости, варьироваться.
Воспитание

имеет

деятельностную

основу

и

носит

практико-

ориентированный характер, что способствует обретению человеком смысла
собственной жизни и проектированию своего будущего.

3.5. Календарный план воспитательной работы на 2024-2025 уч. год
№
п/п

Название мероприятий

Сроки

Форма
проведения

Гражданско-патриотическое воспитание

1.

Горжусь Россией!

октябрь

Беседа

2.

День Героев Отечества.

декабрь

Участие в
мероприятии
поселения

февраль

Викторина

Герои нашего времени.

3.

День защитника Отечества.

Спортивные
конкурсы

4.

Земля без войны.

В течение года

Цикл бесед
Просмотр
видеороликов

5.

Победа!

май

Участие в цикле
мероприятий

6.

«Бессмертный полк»

май

Организация и
участие в акции

7.

Участие в плетении маскировочных сетей

В течение года

для СВО

Практическая
работа

Духовно-нравственное воспитание

8.

День пожилого человек

октябрь

Участие в
мероприятии ДДТ

9.

День матери

ноябрь

Видеопоздравление
мамам

10.

Моя семья – моя опора

январь

Участие в
мероприятии ДДТ

11.

Человек и его предназначение

март

Беседа

12.

Ветеранам войны посвящается

май

Участие в
мероприятии ДДТ

Профориентация

13.

Посвящение в инспектора ДД

14.

Профессии, связанные с дорожным

сентябрь

ноябрь

Конкурсноразвлекательная
программа
Беседа

движением

15.

Моя будущая профессия…

март

Анкетирование,
дисскусия

16.

Конкурс ЮИД

май

Соревнования

17.

Участие в конкурсах по ПДД

в течение года

Конкурсы

Здоровьесбережение

18.

Всероссийский день бега «Кросс нации»

сентябрь

Участие во
Всероссийском дне
бега

19.

Здоровый образ жизни - норма жизни

октябрь

Беседа

20.

Мы за здоровый образ жизни

декабрь

Участие в конкурсе
рисунков

21.

Шаг в бездну

февраль

Кинолекторий

22.

Не отнимай у себя завтра …

апрель

Дисскусия

23.

Что значит – быть здоровым?

май

Викторина

24.

Профилактика употребления

в течение года

Цикл бесед

в течение года

Цикл бесед

алкогольных и слабоалкогольных
напитков, энергетиков и
профилактика курения, употребления
наркотических веществ

25.

Здоровье выбери сам

Профилактическая работа по безопасности, ПДД, ППБ

26.

Простые правила безопасности

сентябрь

Беседа

27.

Трагедия Беслана

сентябрь

Видеолекторий

28.

Правила езды на велосипедах, скутерах,

сентябрь-

Беседа,

29.

мопедах в рамках месячника по ПДД

октябрь

просмотр
видеороликов

Знай правила движения, как таблицу

ноябрь

Викторина

декабрь

Беседа

умножения

30.

Как вести себя при пожаре

31.

Осторожно, мошенники!

в течение года

Цикл бесед

32.

Нет - терроризму!

в течение года

Цикл мероприятий

33.

Минутки безопасности

в течение года

Беседа

34.

Минутки профилактики по ПДД

в течение года

Беседа

Экологическое воспитание

35.

День леса

май

36.

Субботник

сентябрь,
май

37.

Сохраним родную природу

в течение года

Участие в
озеленении
территории
Участие в уборке
территории
Цикл бесед

Работа с родителями

38.

Родительское собрание «Знакомство с

сентябрь

Беседа

ноябрь

Беседа

объединением «ЮИД»

39.

Как влияют занятия по ПДД на
безопасность ребенка на дорогах?

40.

Успехи детей

май

Индивидуальные
консультации

4. Список литературы
Список литературы для педагога:
1. Воронова Е.А. Красный. Жёлтый. Зелёный! ПДД во внешкольной
работе. - Ростов н/Д, 2013.
2. История ГИБДД (ГАИ) России – СПБ.: ЛИКИ России. 2001.
3. Красный. Желтый. Зеленый! ПДД во внеклассной работе/ Е.А.
Воронова. Изд. 2-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2014.
4. Ковалько В.И. «Игровой модульный курс по ПДД». Москва. «ВАКО»,
2014.
5. Козловская Е.А., Козловский С.А. Азбука пешехода. Методическое
пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений и
начальной школы. – М.: Издательский Дом Третий Рим, 2015.
6. МВД России. Энциклопедия. М.: Объединенная редакция МВД России
Издательский дом «ОЛМА-ПРЕСС», 2014.
7. Петров С.В.Действия при дорожно-транспортных происшествиях. –
М., 2013.
8. Профилактика
детского
дорожно-транспортного
травматизма:
Методическое пособие / Под. общ. ред. В.Н. Кирьянова. – М.:
Издательский Дом Третий Рим, 2015.
9. Рекомендательный материал по пропаганде правил дорожного
движения. - Вологда, 2014.
10. Рыбин А.Л. и др. Обучение правилам дорожного движения. : - М.:

Список литературы для учащихся и родителей:
1. Авдеева Н.Н., Князева О.Л. и др. Безопасность ребенка в городе (для
детей старшего дошкольного возраста). – М.: Изд. «Детство – пресс»,
2013.
2. Бабина Р.П. Увлекательное дорожное путешествие Учебное пособие
для учащихся г. Назрань.: издательство АСТ-ЛТД, 2012.
3. Позина Е.К. «Правила дорожного движения для детей» под ред.
Терентьевой Н.М. - М:Стрекоза, 2014.
4. Пособие для родителей, воспитателей, учителей Правила Дорожного
Движения. – С-Петербург “ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК”,2015.
5. Шалаева Г.П. Азбука маленького пешехода. М.: Филол. о-во СЛОВО,
Эксмо, 2014.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».