Оглавление
1. Комплекс основных характеристик дополнительной
общеразвивающей программы
1.1. Пояснительная записка
1.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты
1.3. Содержание программы
2. Комплекс организационно педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
2.2. Условия реализации программы
2.3. Формы аттестации
2.4. Оценочные материалы
2.5. Методические материалы
3. Воспитательный компонент программы
3.1. Пояснительная записка
3.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты
3.3. Формы воспитания и методы оценки результативности
3.4. Условия организации воспитательного процесса
3.5. Календарный план воспитательной работы
4. Список литературы
1.Комплекс основных характеристик дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы (общий)
1.1. Пояснительная записка
Нормативные правовые основы разработки ДООП:
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 07.10.2022)
"Об образовании в Российской Федерации";
Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 “Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”;
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
января 2021 года N 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН
1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания";
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации»
(вместе
с
«Методическими
рекомендациями
по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)»;
Положение о дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей)
программе МАУ ДО «Байкало-Кударинский ДДТ» (приказ муниципального
автономного учреждения дополнительного образования «БайкалоКударинский ДДТ» № 218 от 01.09.2020 г.)
Актуальность:
Данная программа является актуальной для детей младшего и среднего
школьного возраста.
В современном мире ребенок окружен цифровыми технологиями и
познает все с помощью телевидения, интернета. Такой ребенок практически
лишен «живого творчества», а дополнительные занятия детей в различных
кружках декоративно-прикладного творчества могут в полной степени
удовлетворить потребности в творчестве.
Программа «Рукоделие» предусматривает развитие у детей
изобразительных,
художественно-конструкторских
способностей,
нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает
детей способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в
любой жизненной ситуации, в любой деятельности, в отношениях с людьми,
с окружающим миром.
Творческие способности определяются как способности к созданию
оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми
самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются
хотя бы в минимальном отступлении от образца, индивидуальность,
художество.
Дети, занимаясь рукоделием, учатся видеть и понимать красоту
окружающего мира, развивают художественно-эстетический вкус. Занятия
способствуют развитию трудовой и творческой активности, воспитанию
целеустремленности, усидчивости, чувства взаимопомощи. Дают
возможность творческой самореализации личности и приобщению
традициям народного творчества.
Обучение включает в себя следующие основные предметы (разделы):
1. Вязание;
2. Бисероплетение;
3. Разные техники:
- помпонная техника
- фоамиран
-игрушка из носка
4. Участие в конкурсах и праздниках.
Вид программы: модифицированная.
Направленность программы: художественная.
Адресат программы:
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа
«Рукоделие» предназначена для детей 6 - 16 лет.
Дети 6 - 16 лет - это и малыши, и дети среднего возраста. Младший
школьный возраст – период накопления, впитывания знаний. В этом возрасте
подражание многим высказываниям и действиям является значимым
условием интеллектуального развития. Особая внушаемость,
впечатлительность, направленность умственной активности младших
школьников на повторение, внутреннее принятие, создание подходящих
условий для развития и обогащения психики. На занятиях для младших детей
необходимы наглядность, яркость, красочность оформления всех форм
деятельности.
Средний школьный возраст объединяет части характеров, присущие старшим
детям (интеллектуальное развитие, нормы морали, противоречивость и т.п.) и
младшим (непосредственность, неумение концентрировать внимание и т.п.).
Дети такого возраста всегда готовы помочь, так как у них развито желание
лидерства. Поэтому необходимо разработать систему мотивации и
поощрений. При нарушении правил поведения, как правило, идут на этот шаг
осознанно, зная, что можно, а что нет. Часто дети хотят делиться своими
секретами, доверять какую-либо информацию, просить помощи. Выслушать
ребенка, дать совет очень важно. Важно выделить лидера в коллективе,
сплотить их. Дети стремятся подражать старшим и пример педагога очень
важен. Дети активно проявляют самостоятельность, стараются стать как
можно более независимыми. Все эти качества педагог должен разумно
использовать в работе с детьми. Организация работы по рукоделию
базируется на принципе практического обучения. Учащиеся сначала
обдумывают, а затем создают различные вещи. При этом активизация
усвоения учебного материала достигается благодаря тому, что мозг и руки
«работают вместе».
Срок и объем освоения программы:
3 года, 432 педагогических часов, из них:
«Стартовый уровень» - 1 год, 72 педагогических часа;
«Базовый уровень» - 1 год, 144 педагогических часов;
«Продвинутый уровень» - 1 год, 216 педагогических часов.
Форма обучения: очная.
Особенности организации образовательной деятельности: группы
одновозрастные, индивидуальное обучение.
Режим занятий:
Предмет
Стартовый уровень
Базовый уровень
Продвинутый
уровень
2 часа в неделю;
4 часа в неделю;
6 часов в неделю;
72 часа в год.
144 часа в год.
216 часов в год.
«Рукоделие»
1.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты
Цель: создать условия для раскрытия и развития художественных
способностей обучающихся через приобщение к декоративно-прикладному
рукоделию.
Задачи программы:
Обучающие:
- освоить правила безопасной работы с инструментами и материалами.
- изучить технологии различной степени сложности;
- научить пользоваться схемами и образцами для выполнения моделей;
- овладеть методами и приемами самостоятельной работы.
Воспитательные:
- способствовать формированию интереса к разным видам рукоделия;
- воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность;
- воспитывать добросовестное отношение к работе;
- воспитывать взаимовыручку и взаимопомощь;
- воспитывать здоровый образ жизни.
Развивающие:
- развивать внимание, моторные навыки;
- развивать творческое мышление;
- способствовать развитию эстетического вкуса;
- развивать изобразительные, художественно-конструкторские способности;
- развивать нестандартное мышление, творческую индивидуальность.
Ожидаемые результаты:
Стартовый уровень
Знать
Уметь
Базовый уровень
- правила техники
- правила техники
безопасности труда;
безопасности труда;
- символику цвета и
- различные виды
орнаментальных
декоративномотивов;
прикладного творчества;
- историю вязания
- начальные сведения об
крючком;
инструментах,
технологию вязания
приспособлениях и
крючком;
материалах,
- начальные сведения о
используемых при
цветовом сочетании;
вязании;
- основные рабочие
- основные рабочие
приемы вязания
приемы вязания
спицами, крючком, на
спицами, крючком;
вилке;
- условные обозначения
- условные обозначения
вязальных петель
вязальных петель
спицами, крючком;
крючком;
Продвинутый уровень
- применять требования
техники безопасности и
правила личной гигиены
при работе с нитью,
ножницами, спицами;
- планировать работу,
понятно рассказывать об
основных этапах
воплощения замысла;
- выполнять простейшие
элементы вязания на
спицах;
- уметь работать с
инструментами, тканью,
нитками, иглой,
наперстком, ножницами,
спицами;
- применять требования
техники безопасности и
правила личной гигиены
при работе с нитью,
ножницами и крючком,
спицами;
- планировать работу,
понятно рассказывать об
основных этапах
воплощения замысла;
- рассчитывать
плотность вязания и
количество петель для
проектируемого
изделия;
- подбирать
инструменты и
- применять требования
техники безопасности и
правила личной гигиены
при работе с нитью,
ножницами и крючком;
- планировать работу,
понятно рассказывать об
основных этапах
воплощения замысла;
- пользоваться
схематичным описанием
рисунка;
- выполнять простейшие
элементы вязания
крючком.
- определять виды и
жанры изобразительного
- правила техники
безопасности труда;
- историю
возникновения и
развития бисера,
«родословную»
украшений из бисера;
-порядок чтения схем
для вязания спицами и
крючком;
- особенности вязания
некоторых видов
изделий;
Стартовый уровень
- работать с бумагой,
картоном;
- рационально
использовать материал;
- применять различный
подручный материал
(ножницы, проволоку,
леску, булавки,
вспарыватель, мел)
Базовый уровень
и декоративноприкладного искусства;
- работать коллективно и
индивидуально, уважать
свой труд и труд
товарищей;
- копировать образцы
народного и
декоративноприкладного искусства;
- гармонично сочетать
цвета;
пользоваться
специальными
терминами;
Продвинутый уровень
материалы для работы;
- изготавливать изделие;
- создавать украшения;
- самостоятельно
моделировать,
конструировать и
изготавливать
элементарные вязаные
изделия;
-делать эскизы,
выражать графическими
средствами идеи,
разрабатывать
композиции, схемы для
создания изделий из
бисера, бусин;
- навыками экономного
расходования
- навыками экономного
материала; - навыками
расходования материала;
поддержания порядка на
- навыками поддержания
рабочем месте;
- навыками экономного
порядка на рабочем
расходования материала;
- навыками
месте;
- навыками поддержания
комбинирования
- навыками
порядка на рабочем
различных материалов и
комбинирования
соединения их между
Владеть месте;
различных материалов;
собой так, чтобы они
- навыками культуры
и соединять их между
обретали в процессе
труда на всех этапах
собой так, чтобы они
работы единый стилевой
трудового процесса.
обретали в процессе
смысл;
работы единый стилевой
- навыками
смысл.
изготовления подарков,
сувениров.
,
1.3. Содержание программы
«Рукоделие»
Стартовый уровень (1 год обучения)
Учебный план
№
п/п
Название раздела, темы
Таблица 1.3.1
Количество часов
Формы
аттестации/контрол
Всег Теори Практик
я
о
я
а
1
РАЗДЕЛ 1. Вязание
36
10
26
1.1
Вводное занятие. Техника
безопасности.
2
1
1
Игры и задания по
безопасности
1.2
Виды декоративноприкладного искусства.
2
1
1
Беседа
1.3
Вязание спицами.
Инструменты и
материалы.
2
1
1
Беседа
1.4
Набор петель.
Вязание лицевого и
изнаночного полотна.
Закрепление петель.
3
1
2
Педагогическое
наблюдение
1.5
Вязание прямого полотна
(шарф).
3
1
2
Педагогическое
наблюдение
1.6
Вязание спицами по кругу.
Расчет плотности вязания
и количества петель для
вязания носка.
3
1
2
Индивидуальное
задание
1.7
Вязание носков.
11
1
10
Внешняя оценка
работ
1.8
Вязание крючком.
Инструменты и
приспособления.
ТБ.
2
1
1
Фронтальный опрос
1.9
Воздушная петля.
Столбики без накида, с
накидом.
3
1
2
Игровые задания
1.10 Вязание по кругу.
Чтение схемы.
Вязание салфетки.
5
1
4
РАЗДЕЛ 2.
Бисероплетение
30
10
20
Изучение основных видов
техники плетения из
бисера
9
4
5
2.1.1 ТБ.
1
1
2.1.2 Виды бисера
2
1
2
2.1
Фронтальный опрос
Беседа
Игровые задания
1
Фронтальный опрос
4
4
Индивидуальное
занятие
2.2.1 Стрекоза
2
2
Индивидуальное
занятие
Педагогические
наблюдение
2.2.2 Сова
2
2
Индивидуальное
занятие
Педагогические
наблюдение
2.2
Плоские фигурки
6
2
4
Индивидуальное
задание
2.3.1 Кольцо
3
1
2
Индивидуальное
задание
Педагогическое
наблюдение
2.3.2 Браслет Звездочка-
3
1
2
Индивидуальное
задание
Педагогическое
наблюдение
8
2
6
Индивидуальное
задание
4
1
3
Индивидуальное
задание
2.3
Украшения
малютка
2.4
Объемные фигуры
2.4.1 Попугай
Педагогическое
наблюдение
2.4.2 Акула
Индивидуальное
задание
Педагогическое
наблюдение
4
1
3
РАЗДЕЛ 3. Разные
техники
6
3
3
3.1
Техника безопасности.
2
1
1
Беседа
3.2
Цветовой круг.
2
1
1
Беседа
Фронтальный опрос
3.3
Помпонная техника.
2
1
1
Индивидуальное
задание
Педагогическое
наблюдение
Итого
72
23
49
3
Содержание учебного плана
РАДЕЛ 1. ВЯЗАНИЕ
Тема №1 (2 часа)
Теория(1 час) . Знакомство с планом работы на учебный год. Режим работы
кружка. Первичный инструктаж по технике безопасности. Изучение
индивидуальных особенностей обучающихся.
Практика(1 час). Общие правила по ТБ.
Тема №2 (2 часа)
Виды декоративно-прикладного искусства.
Теория(1 час). Виды декоративно-прикладного искусства. Виды женского
рукоделия. Краткие исторические сведения.
Практика(1 час). Продумать варианты применения изученных видов
рукоделия для оформления предметов одежды. Темы сообщений “Виды
вязания”, “Современное рукоделие”.
Тема №3 (2 часа)
Вязание спицами. История возникновения.
Санитарно-гигиенические требования и безопасные приемы работы.
Инструменты и материалы.
Теория(1час). Значение вязания в современной жизни. История вязания.
Виды вязальных спиц и материалов для вязания. Безопасные приемы перед
началом работы и во время работы. Виды спиц. Правила безопасной работы.
Практика(1 час). подбор спиц и соответствующей пряжи.
Тема №4(3 часа)
Набор петель. Вязание лицевого и изнаночного полотна. Закрепление
петель.
Теория(1 час). Принципы образования начального ряда. Кромочная петля.
Способы вязания лицевой петли. Образование изнаночной петли.
Закрепление петель последнего ряда.
Практика(2 часов). Выполнять лицевые и изнаночные петли. Закреплять
петли последнего ряда. Связать образцы лицевого и изнаночного полотна.
Тема №5 (3 часа)
Вязание прямого полотна ( шарф).
Теория(1 час). Состав вязанного полотна. Подбор рисунка.
Практика(2 часа). Выбор цвета, подбор спиц, вязание прямого полотна.
Тема №6 (3 часа)
Вязание спицами по кругу. Расчет плотности вязания и количества
петель для вязания носка.
Теория(1час). Особенности вязания по кругу. Плотность вязания по
горизонтали и вертикали. Расчет количества петель для изделия. Факторы,
влияющие на плотность вязания.
Практика(2 часа). Принцип вязания по кругу. Рассчитать количество петель
для изготовления носка. Практическая работа. Связать резиночку носка.
Тема №7 (11 часов)
Вязание носков.
Теория(1 час). Вывязывание пятки”. Последовательность формирования
пятки. Вязание ступни. Формирование мысика.
Практика(10 часов). Последовательность вязания пятки, ступни и мысика.
Вязание носков.
Тема №8 (2 часа)
Вязание крючком. Инструменты и приспособления. Охрана труда
Теория(1 час) .Отличительные особенности вязания крючком и на спицах.
Общие сведения о вязании крючком. Виды крючков и их размерный ряд.
Строение крючка. Способы расположения крючка в руке. Безопасные
приемы работы крючком.
Практика(1 час). Подбор крючка по номеру для нити. Правильное положение
крючка в руке.
Тема №9 (3 часа)
Воздушная петля. Столбики без накида, с накидом.
Теория(1 час). Набор петель. Способы образования начальной петли.
Цепочка из воздушных петель. Образование столбика без накида, с накидом.
Практика(2 часа). Условное изображение петель. Набор определенного
количества петель. Вязание образца.
Тема №10 (5 часов)
Вязание по кругу.
Чтение схемы. Вязание салфетки.
Теория (1 час). Формы описания работы: словесная и схематическая. Таблица
условных знаков. Раппорт узора. Порядок чтения схемы. Вязание салфетки
по схеме.
Практика (4 часа). Условные обозначения петель. Особенности чтения схем
при круговом или прямоугольном вязании. Соблюдение последовательности
вязания. Изготовление салфетки.
РАДЕЛ 2. БИСЕРОПЛЕТЕНИЕ
Тема № 1(часа)
Изучение основных видов техники плетения из бисера.
1.Вводное.Техника безопасности,на занятиях.Инструменты и материалы.(2
часа)
Теория.(2 часа)Техника безопасности при работе с острыми инструментами.
Соблюдение правил техники безопасности.
2.Виды бисера.История возникновения плетения из бисера
(1час)Теория(1час).Ознакомление с рядом технологий по плетению из
бисера.
Тема №2(18 часов)
2.2 Плоские фигурки.
Стрекоза.
Практика(2 часа).Техника выполнения крыльев.Выбор цвета,зарисовка
схем.Упражнения по технике выполнения крыльев методом параллельного
низания.Выполнения изделия по схеме.
Сова.(2 часа)
Изучение схемы.Использование приема вверх-вниз.Сортировка
бисера.Выполнени еизделия техникой параллельного низания.Закрепление
техники исполнения хвоста.
2.3.Украшения.
Кольцо из ромбиков.(3 часа)
Сортировка бисера по цвету и размеру. Зарисовка раппорта. Выполнение
изделия по схеме
Браслет «Звездочки-малютки»
Сортировка бисера по цвету и размеру. Зарисовка раппорта.
Самостоятельный выбор цвета с целью создания нового своеобразного узора
по схеме.
2.4Объемные фигурки.
Попугай.(4часа)
Изучение и зарисовка схем. Цветовое решение. Плетение по схеме.
Обращение внимания на технику плетения хвоста и клюва. Тренировочные
упражнения по плетению клюва и хвоста. Выбор ярких тонов. Чтение схемы.
Выполнение изделия по схеме.
Акула.(4 часа)
Демонстрация образцов, схем. Беседа об акулах, способы передачи грозного
вида акулы в своих работах. Изучение техники выполнения плавников и
хвоста. Упражнения на отработку техники присоединения плавников и
хвоста.
РАДЕЛ 3. РАЗНЫЕ ТЕХНИКИ ПРИКЛАДНОГО ТВОРЧЕСТВА
1. Вводный. Техника безопасности, на занятиях. Инструменты и
материалы. (2 часа)
Теория (2 часа). Техника безопасности при работе с острыми инструментами.
Соблюдение правил техники безопасности.
2. Цветовой круг(2 часа). Теория (1час). Как пользоваться цветовым
кругом?
Практика (1час). Самостоятельная работа с применением
различных
материалов.
3. Помпонная техника(2часа).
Теория(1 часа). Беседа о практическом применении данной техники.
Демонстрация изделий.
Практика (1 часа). Изготовление изделий в данной технике.
Базовый уровень (2 год обучения)
Учебный план
№
п/п
Название раздела, темы
Количество часов
Всег Теори Практ
о
я
ика
Таблица 1.3.2
Формы
аттестации/контроля
1
РАЗДЕЛ 1. Вязание
67
10
57
1.1
Вводное занятие. ТБ.
2
1
1
Беседа
Игровые задания
1.2
Виды вязки на спицах
(жгуты, косы, ажур)
10
2
8
Индивидуальное
задание
Педагогическое
наблюдение
1.3
Орнамент в вязании
спицами.
6
2
4
Фронтальный опрос
Внешняя оценка работ
Вязание варежек.
15
1
14
Педагогическое
наблюдение
1.4
Вязание изделия без
рукава.
20
2
18
Внешняя оценка работ
1.5
Вязание крючком.
Инструменты и
приспособления. Охрана
труда.
2
1
1
Беседа
Игровые задания
1.6
Тунисское вязание.
4
1
3
Индивидуальное
задание
Педагогическое
наблюдение
1.7
Техника вязания на вилке.
8
8
Индивидуальное
задание
Внешняя оценка работ
2
РАЗДЕЛ 2
Бисероплетение
56
2.2.
Плетение много детальных
изделий из бисера
28
28
Игровые задания
2.2.1 Роза
8
2
6
Индивидуальное
задание
Внешняя оценка работ
2.2.2 Травка декоративная
8
2
6
Индивидуальное
задание
Внешняя оценка работ
2.2.3 Георгин
8
2
6
Индивидуальное
задание
Внешняя оценка работ
2.2.4 Панно «В гостях у
Аленушки»
8
2
6
Индивидуальное
задание
Внешняя оценка работ
2.2.5 Панно «Лебедь,рак и
щука»
8
2
6
Индивидуальное
задание
Внешняя оценка работ
2.2.6 Панно «Мартышка и очки»
8
2
6
Индивидуальное
задание
Внешняя оценка работ
2.2.7 Панно «Лиса и виноград»
8
2
6
Индивидуальное
задание
Внешняя оценка работ
3
РАЗДЕЛ 3.
Разные техники
21
3
18
3.1
Вводный. ТБ.
2
1
1
3.2
Фом, фоамиран —
декоративный пенистый
материал, применяемый в
различных видах
рукоделия
1
1
3.2.1 Создание цветочной
композиции.
3.3
Игрушки из носка своими
руками.
6
Беседа
Беседа
Индивидуальное
задание
Педагогическое
наблюдение
6
Внешняя оценка работ
Фронтальный опрос
Внешняя оценка работ
12
1
11
144
41
103
Содержание учебного плана:
РАЗДЕЛ 1. ВЯЗАНИЕ
Тема №1 (2 часа) Вводное занятие.
Теория(1 час) . Знакомство с планом работы на учебный год. Режим работы
кружка. Первичный инструктаж по охране труда. Изучение индивидуальных
особенностей обучающихся.
Практика(1 час). Общие правила по охране труда.
Тема №2 ( 10 часов)
Виды вязки на спицах(жгуты, косы, ажур).
Теория (2 часа). Подбор спиц к пряже по толщине и структуре. Выбор цвета.
Демонстрация образцов.
Практика(8 час). Вязание образцов. Чтение схем вязок.
Тема №3 ( 6 часов)
Орнамент в вязании спицами
Теория (2 часа). Схемы орнаментов. Способы расчета петель. Особенности
чередования нитей разных цветов.
Практика(4 час). Подбор схемы и сочетающихся цветов пряжи. Выполнение
вязального орнамента в два цвета.
Тема №4 (15 часов)
Вязание варежек.
Теория (1 часа). Порядок расчета петель. Подбор орнамента , набор петель.
Последовательность изготовления варежки.
Практика(14 час ). Вязание варежек. Цветовое решение в орнаменте. Порядок
вязания варежки. Распределение петель на 4 спицы. Рассчитать количество
петель для изготовления варежки.
Тема №5 (20 часов)
Вязание изделия без рукава.
Теория (2 часа). Выбор рисунка, цвета. Обработка края, горловины,
оформление, сборка изделия.
Практика(18 час ).Выполнение работы.
Тема №6(2 часа)
Вязание крючком. Инструменты и приспособления. Охрана труда
Теория(1 час) .Отличительные особенности вязания крючком и на спицах.
Общие сведения о вязании крючком. Виды крючков и их размерный ряд.
Строение крючка. Способы расположения крючка в руке. Безопасные
приемы работы крючком.
Практика(1 час). Подбор крючка по номеру для нити. Правильное положение
крючка в руке.
Тема №7(4 часа)
Тунисское вязание
Теория(1часа). Демонстрация образцов
Практика(3 часа). Вязание образца.
Тема №8(8 часов)
Техника вязания на вилке. Инструменты и материалы.
Безопасные приемы работы.
Практика(8 часов). Отличительные особенности вязания на вилке.
Упражнения в вязании на вилке.
РАЗДЕЛ 2. Бисероплетение
Тема № 1
Плетение многодетальных изделий из бисера (56 часов)
1. Цветок Роза (8 часов)Теория (2 часа). Повторение техники безопасности
при работе с острыми предметами. Повторение основных видов плетения из
бисера
Практика (6 часов). Самостоятельное выполнение работы детьми.
2. Травка декоративная (8 часов)
Теория (2 часа). В работе дети проявляют творчество и фантазию, что
способствует эффективности труда.
Практика (6 часов). Выполнение работы детьми самостоятельно, допустимо
проявлять фантазию и творчество.
3. Цветок Георгин (8 часов)
Теория (2 часа). Рассмотреть с детьми и разобрать трудные моменты при
выполнении изделия.
Практика (6 часов). Выполнение изделия, по необходимости оказываю
помощь.
4. Панно «В гостях у Алёнушки» (8 часов)
Теория (2 часа). Стараюсь воспитать в детях уважение к своему труду и к
труду других людей.
Практика (6 часов). Выполнение работы самостоятельно, оказываю помощь
при необходимости.
5. Панно «Лебедь, рак и щука» (8часов)
Теория (2 часа). Выполнение изделий из бисера
конструкторскому мыщлению у детей.
Практика (4 часов). Выполнение работы самостоятельно.
способствует
6. Панно «Мартышка и очки» (8 часов)
Теория (2 часа). Дети познают значимость своего труда, его полезность для
окружающих.
Практика (4 часов). Самостоятельное выполнение работы детьми, при
необходимости корректирую работу учащихся.
7. Панно «Лиса и виноград» (8 часов)
Теория (2 часа). Проявление творчества и фантазии при изготовлении
изделия.
Практика (4 часов). Оформление выставки-презентации по результатам
работы.
РАДЕЛ 3. РАЗНЫЕ ТЕХНИКИ ПРИКЛАДНОГО ТВОРЧЕСТВА
1. Вводный. Техника безопасности, на занятиях. Инструменты и
материалы. (2 часа)
Теория (2часа). Техника безопасности при работе с острыми инструментами.
Соблюдение правил техники безопасности.
2.Фом, фоамиран (8 часов) — декоративный пенистый материал,
применяемый в различных видах рукоделия. Имеет другие названия:
пластичная замша, вспененная резина, ревелюр, фом ЭВА.Теория
(2часа).Знакомство с материалом.
Практика (6 часа). Создание цветочной композиции.
3. Игрушки из носка своими руками.
Практика (12 часов). Выбор и изготовление игрушки.
Продвинутый уровень (3 год обучения)
Учебный план
№
п/п
Название раздела,
темы
1
РАЗДЕЛ 1. Вязание
1.1
Количество часов
Всего Теория Практика
Таблица 1.3.3
Формы
аттестации/контроля
100
5
95
Вводное занятие
2
1
1
Беседа.
Игровое задание
1.2
Вязание изделия с
рукавом
40
2
38
Индивидуальное
задание
Педагогическое
наблюдение
Внешняя оценка работ
1.3
Индивидуальная
творческая работа
учащихся
58
2
56
Индивидуальное
задание
Педагогическое
наблюдение
Внешняя оценка работ
2
РАЗДЕЛ 2.
Бисероплетение
60
2
58
2.1
Индивидуальная
творческая работа
учащихся
60
2
58
3
РАЗДЕЛ 3.
Разные техники
56
2
54
3.1
Разные техники.
56
2
54
ИТОГО
216
9
207
Индивидуальное
задание
Педагогическое
наблюдение
Внешняя оценка работ
Индивидуальное
задание
Педагогическое
наблюдение
Тест
Внешняя оценка работ
Содержание учебного плана:
РАЗДЕЛ 1. Вязание.
Тема №1 (2 часа)
Вводное занятие.
Теория(1 час) . Знакомство с планом работы на учебный год. Режим работы
кружка. Инструктаж по охране труда. Изучение индивидуальных
особенностей обучающихся.
Практика(1 час). Общие правила по охране труда.
Тема №2 ( 40 часов)
Вязание изделия с рукавом.
Теория (2часа). Обработка края, горловины, вшивание рукава, оформление,
сборка изделия.
Практика (38 часов). Выбор и выполнение работы.
Тема №3 ( 58 часа)
Индивидуальная творческая работа учащихся.
Теория (2часа). Подбор ниток и инструмента( спицы , крючок). Сочетание
цветов, рисунка.
Практика (56 часов). Выбор и выполнение работы.
РАЗДЕЛ 2. Бисероплетение
1. Индивидуальная творческая работа учащихся(60 часов ).
Теория (2часа). Повторение техники безопасности при работе с острыми
предметами. Повторение основных видов плетения из газет.
Практика (58 часов). Выбор и выполнение работы.
РАЗДЕЛ 3. Разные техники
На каждый пункт отводятся теоретические (2 часа) и практические (54
часов).
1) работа с атласными лентами (техника канзаши),
2) работа с капроном,
3) работа с проволокой и нитками (техника ганутель),
4) работа с гофрированной бумагой.
2.Комплекс организационно - педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
Таблица 2.1.1.
Количество учебных недель
36
Количество учебных дней
180
Продолжительность каникул
с 01.06.2026 г. по 31.08.2026 г.
Даты начала и окончания учебного
с 01.09.2025 по 20.05.2026 г.
года
Сроки промежуточной аттестации
с 15.12.2025 по 28.12.2025
Сроки итоговой аттестации (при
наличии)
с 10.05.2026 по 20.05.2026
2.2. Условия реализации программы
Таблица 2.2.1.
Аспекты
Материально-техническое
обеспечение
Информационное
обеспечение
Кадровое обеспечение
Характеристика
Оборудованный кабинет:
- стол ученический одноместный;
- мобильные стулья;
- доска магнитная;
- выставочные шкафы;
- клеевые пистолеты;
- утюг;
- отпариватель;
- доска гладильная;
- пряжа для вязания;
- спицы, крючки для вязания;
- ножницы;
- стеклянные бусины.
- видео-фильмы
- фото, иллюстрации;
- схемы для вязания;
- интернет источники
Педагог дополнительного образования
2.3. Формы аттестации
Формами аттестации являются:
Зачет
Творческая работа
Конкурс
Выставка
Фестиваль
2.4. Оценочные материалы
Таблица 2.4.1.
Показатели качества
реализации ДООП
Уровень развития творческого
потенциала учащихся
Уровень развития социального
опыта учащихся
Методики
Методика «Креативность личности» Д.
Джонсона
Тест «Уровень социализации личности»
(версия Р.И.Мокшанцева)
«Организация и оценка
Уровень сохранения и укрепления здоровьесберегающей деятельности
здоровья учащихся
образовательных учреждений» под ред.
М.М. Безруких
Уровень теоретической
Диагностические тесты
подготовки учащихся
Уровень удовлетворенности
Изучение удовлетворенности родителей
родителей предоставляемыми
работой образовательного учреждения
образовательными услугами
(методика Е.Н.Степановой)
Оценочные материалы по ИЗО в
Готовая работа. Выставка работ.
соответствии с формами
Тесты (Приложение)
аттестации
2.5. Методические материалы
Методы обучения:
Словесный
Наглядный
Объяснительно-иллюстративный
Репродуктивный
Частично-поисковый
Исследовательский
Игровой
Проектный
Формы организации образовательной деятельности:
Индивидуальная
Индивидуально-групповая
Групповая
Практическое занятие
Открытое занятие
Беседа
Выставка
Защита проекта
Игра
Презентация
Мастер-класс
Ярмарка
Педагогические технологии:
Технология индивидуального обучения
Технология группового обучения
Технология коллективного взаимодействия
Технология модульного обучения
Технология дифференцированного обучения
Технология проблемного обучения
Технология дистанционного обучения
Технология исследовательской деятельности
Проектная технология
Здоровьесберегающая технология
Дидактические материалы:
Раздаточные материалы
Инструкции
Технологические карты
Образцы изделий
3. Воспитательный компонент дополнительной
общеобразовательной (общеразвивающей) программы «Рукоделие»
Пояснительная записка
3.1.
В соответствии
целью
с законодательством Российской
воспитания
является
развитие
личности,
Федерации общей
самоопределение
и
социализация детей на основе социокультурных, духовно-нравственных
ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в
интересах человека, семьи, общества и государства, формирование чувства
патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества
и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и
старшему поколению; взаимного уважения; бережного отношения к
культурному наследию и традициям многонационального народа Российской
Федерации, природе и окружающей среде (Федеральный закон от 29.12.2012
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 2, п. 2 с
изменениями от 25 декабря 2023 года N 685-ФЗ)
Воспитательный
компонент
заключается
в
организации
работы
по
реализации следующих направлений воспитания:
- гражданско-патриотическое;
- духовно-нравственное;
- формирование культуры здоровья;
- профессиональное самоопределение;
- экологическое.
В
нем
отображается
организационно-методическое
сопровождение
воспитательного процесса, участие в конкурсных мероприятиях, проведение
тематических
мероприятий,
акций
внутриучрежденческого
тематические мероприятия по направленности программы.
уровня,
3.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты.
Цель - создание условий для самореализации и развития талантов детей, а
также воспитание высоконравственной, ответственной личности.
Основные
задачи
воспитания
на
основе
российских
базовых
(конституционных) ценностей направлены на воспитание, формирование:
— чувства патриотизма, гражданственности;
— духовно-нравственных ценностей;
— сознания ценности жизни, здоровья и безопасности;
— установки на соблюдение и пропаганду здорового образа жизни,
сознательное неприятие вредных привычек;
— уважения к труду, результатам труда, способности к творческому
созидательному труду;
— ориентации на осознанный выбор сферы профессиональных интересов;
— экологической культуры;
- интереса к технической деятельности, истории техники; понимание
значения техники в жизни российского общества;
- ценностей технической безопасности и контроля;
- уважения к достижениям в технике своих земляков;
- воли, упорства, дисциплинированности.
Для решения поставленных воспитательных задач и достижения цели
программы учащиеся привлекаются к участию (подготовке, проведению) в
мероприятиях района, села, учреждения, объединения: благотворительных
акциях, творческих выставках, мастер-классах, беседах, в конкурсных
программах различного уровня, направленных на достижение результатов.
Ожидаемые результаты
Предполагается, что в результате проведения воспитательных мероприятий
будет достигнут высокий уровень сплоченности коллектива, повышение
интереса к творческим занятиям и уровня личностных достижений учащихся
(победы в конкурсах), привлечение родителей к активному участию в работе
объединения, а также у детей будут сформированы определенные
личностные качества, способность к успешной социализации в обществе,
инициативность, самостоятельность, патриотизм, экологическая культура,
грамотное отношение к своему здоровью.
3.3. Формы воспитания и методы оценки результативности.
Дополнительное образование имеет практико-ориентированный характер и
ориентировано на свободный выбор педагогом таких видов и форм
воспитательной деятельности, которые способствуют формированию и
развитию у детей индивидуальных способностей и способов деятельности,
объективных представлений о мире, окружающей действительности,
внутренней мотивации к творческой деятельности, познанию, нравственному
поведению.
Основные формы воспитания:
- учебное занятие;
- практическое занятие;
- коллективное мероприятие;
- игры;
- беседы;
- итоговое мероприятие (конкурсы, соревнования, выставки —
способствуют закреплению ситуации успеха, развивают рефлексивные и
коммуникативные умения, ответственность, благоприятно воздействуют на
эмоциональную сферу детей).
Воспитательное значение активностей детей при реализации программ
дополнительного образования наиболее наглядно проявляется в социальных
проектах, благотворительных и волонтёрских акциях, в экологической,
патриотической, трудовой, профориентационной деятельности.
Методы оценки результативности реализации программы в части
воспитания:
- педагогическое наблюдение;
- оценка творческих работ;
- отзывы, интервью, материалы рефлексии.
3.4. Условия организации воспитательного процесса
Для решения задач воспитания при реализации образовательной программы
создаются определённые условия физической безопасности, комфорта,
активностей детей и обстоятельств их общения, социализации, признания,
самореализации, творчества.
Необходимые объективные условия:
- вся деятельность происходит в сфере свободного времени ребенка;
- выбор вида деятельности, педагога и коллектива сверстников
осуществляется им добровольно;
- содержание и формы работы детского объединения могут, при
необходимости, варьироваться.
Воспитание
имеет
деятельностную
основу
и
носит
практико-
ориентированный характер, что способствует обретению человеком смысла
собственной жизни и проектированию своего будущего.
3.5. Календарный план воспитательной работы на 2024-2025 уч. год
№
п/п
Название мероприятий
Сроки
Форма
проведения
Гражданско-патриотическое воспитание
1.
Горжусь Россией!
октябрь
Беседа
2.
День Героев Отечества.
декабрь
Участие в
мероприятии
поселения
февраль
Викторина
Герои нашего времени.
3.
День защитника Отечества.
Спортивные
конкурсы
4.
Земля без войны.
В течение года
Цикл бесед
Просмотр
видеороликов
5.
Победа!
май
Участие в цикле
мероприятий
6.
«Бессмертный полк»
май
Организация и
участие в акции
7.
Участие в плетении маскировочных сетей
В течение года
для СВО
Практическая
работа
Духовно-нравственное воспитание
8.
День пожилого человек
октябрь
Участие в
мероприятии ДДТ
9.
День матери
ноябрь
Видеопоздравление
мамам
10.
Моя семья – моя опора
январь
Участие в
мероприятии ДДТ
11.
Человек и его предназначение
март
Беседа
12.
Ветеранам войны посвящается
май
Участие в
мероприятии ДДТ
Профориентация
13.
Посвящение в кружковцы
сентябрь
14.
Профессии, связанные с рукоделием
15.
Моя будущая профессия …
март
Анкетирование,
дискуссия
16.
Я и прикладное творчество
май
Презентация
17.
Участие в конкурсах по ДПТ
ноябрь
в течение года
Конкурсноразвлекательная
программа
Беседа
Детское творчество
Здоровьесбережение
18.
Всероссийский день бега «Кросс нации»
сентябрь
Участие во
Всероссийском дне
бега
19.
Здоровый образ жизни - норма жизни
октябрь
Беседа
20.
Мы за здоровый образ жизни
декабрь
Участие в конкурсе
рисунков
21.
Шаг в бездну
февраль
Кинолекторий
22.
Не отнимай у себя завтра …
апрель
Дискуссия
23.
Что значит – быть здоровым?
май
Викторина
24.
Профилактика употребления
в течение года
Цикл бесед
в течение года
Цикл бесед
алкогольных и слабоалкогольных
напитков, энергетиков и
профилактика курения, употребления
наркотических веществ
25.
Здоровье выбери сам
Профилактическая работа по безопасности, ПДД, ППБ
26.
Простые правила безопасности
сентябрь
Беседа
27.
Трагедия Беслана
сентябрь
Видеолекторий
28.
Правила езды на велосипедах, скутерах,
сентябрь-
Беседа,
29.
мопедах в рамках месячника по ПДД
октябрь
просмотр
видеороликов
Знай правила движения, как таблицу
ноябрь
Викторина
декабрь
Беседа
умножения
30.
Как вести себя при пожаре
31.
Осторожно, мошенники!
в течение года
Цикл бесед
32.
Нет - терроризму!
в течение года
Цикл мероприятий
33.
Минутки безопасности
в течение года
Беседа
34.
Минутки профилактики по ПДД
в течение года
Беседа
Экологическое воспитание
35.
День леса
май
36.
Субботник
сентябрь,
май
37.
Сохраним родную природу
в течение года
Участие в
озеленении
территории
Участие в уборке
территории
Цикл бесед
Работа с родителями
38.
Родительское собрание «Знакомство с
сентябрь
Беседа
ноябрь
Беседа
планом работы объединения «Рукоделие»
39.
Как влияет занятие декоративноприкладным творчеством на развитие
ребенка?
40.
Успехи детей
май
Индивидуальные
консультации
4. Список литературы
Литература для педагога
1. Кузьмина М. «Азбука плетения» 1991 г.
2. Мастерица / Сост. И.А. Сокол; Худож. -оформители Б.Ф. Бублик, М31 И.В.
Осипов. -М.: ООО * Издательство АСТ*; Харьков: *Фолио*, 2001.-431 с.,
3. Н. И. Кудряшова О цвете в одежде // Школа и производство. – 2002. - №3. –
С.41.
4. «Страна мастеров» - сайт о прикладном творчестве для детей и взрослых;
Литература для детей
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Базик Я. «Что можно сделать из природного материала» 1991 г.
Журналы «Ручная работа» 2008 г.
Миринаускас К. «Изготовление плетеных изделий» 1986 г.
«Страна мастеров» - сайт о прикладном творчестве для детей и взрослых;
Сайт «Умелые ручки»
Сайт : https://handsmake.ru/igrushki-iz-noska.html
Литература для родителей
1. Для тех, кто вяжет. Сборник. ( Под ред. Л.Ю. Кереевой) – СПб, СКФ
“Человек”, 1992 – 376 с.
2. Рукоделие . - М.: Вече, 1999. – 480 с.(Дом и хозяйство)
3. Сайт: https://pletenie-iz-gazet.net/index.php
Приложение 1.
Оценка достижений результатов.
Общие положения
Аттестация учащихся по дополнительной общеобразовательной
(общеразвивающей) программе «Рукоделие» является неотъемлемой частью
образовательного процесса, которая позволяет всем участникам реально
оценить результативность их совместной творческой деятельности согласно
дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы.
Аттестация строится на принципах учета индивидуальных и возрастных
особенностей учащихся, открытости проведения, свободы выбора педагогом
методов и форм проведения оценивания результатов.
Цели и задачи
Цель: мониторинг результатов обучения и личностного развития детей в
процессе освоения дополнительной общеобразовательной
(общеразвивающей) программы «Рукоделие»
Задачи:
- Определение уровня теоретической подготовки учащихся в соответствии
программными требованиями;
- Выявление сформированности практических умений и навыков детей,
предусмотренные программой;
- Определение общеучебных умений и навыков учащихся в процессе
обучения;
- Оценивание организационно-волевых, ориентационных и поведенческих
качеств учащихся;
- Анализ полноты реализации дополнительной общеобразовательной
(общеразвивающей) программы «Рукоделие»;
- Соотнесение прогнозируемых и реальных результатов учебновоспитательной работы;
- Выявление причин, способствующих или препятствующих полноценной
реализации программы;
- Внесение необходимых корректив в содержание и методику
образовательной деятельности творческого объединения
Функции аттестации
В образовательном процессе аттестация выполняет целый ряд функций:
учебную, так как создает дополнительные условия для обобщения и
осмысления учащимися полученных теоретических и практических знаний,
умений и компетенций;
воспитательную, так как является стимулом к расширению познавательных
интересов и потребностей ребенка;
коррекционную, так как помогает педагогу своевременно выявить и
устранить объективные и субъективные недостатки образовательновоспитательного процесса;
социально-педагогическую, так как дает каждому учащемуся возможность
пережить «ситуацию успеха».
Организация аттестации
Вид аттестации - Итоговая аттестация
Приложение 2
Стартовая диагностика
Позволяет выявить уровень познавательных процессов учащихся, мотивацию
обучения, потенциал в овладении грамотой, математикой, наличие других
учебных навыков, индивидуально-личностные особенности ребенка, а также
наиболее способных детей.
Диагностика проводится в начале учебного года – первые 2 недели –
адаптационные недели.
По завершению адаптационных недель определяется степень выраженности
оцениваемого качества: минимальный (min), средний (c), максимальный
(max).
Содержание стартовой диагностики
Критерии оценивания
(что измеряется в начале учебного года)
Стремящийся повышать уровень знаний.
Способный к творчеству, креативный,
изобретательный.
Уверенный в своих силах, нацеленный на
достижения.
Методика
Наблюдение, беседа
(индивидуальная, групповая)
Также в течение всего курса обучения проводится текущий контроль
теоретических и практических знаний, умений и компетенций учащихся.
Итоговая аттестация учащихся
Итоговая аттестация проводится для всех обучающихся в конце учебного
года – в мае, позволяет сделать вывод и сравнение развития познавательных
процессов учащихся в течение года. В случае если ребенок не справился с
итоговой работой, ребенку назначается дополнительное индивидуальное
время для повторного выполнения заданий.
С помощью теоретической части определяется уровень теоретических и
практических знаний учащихся по дополнительной общеобразовательной
(общеразвивающей) программе «Рукоделие».
Практическая часть выявляет уровень сформированности практических
умений и навыков, полученных за время обучения, по определенной
образовательной программе.
Формой проведения итоговой аттестации учащихся - проверочная работа.
Критерии оценки результатов итоговой аттестации
Способы определения результатов аттестации на каждого ученика
оценивается по 10 - бальной системе:
8 - 10 баллов – максимальный уровень;
4 – 7 баллов – средний уровень;
1 – 3 балла – минимальный уровень.
Учащимся, набравшим 1- 3 балла (минимальный уровень) по итогам
аттестации, определяется индивидуальный образовательный маршрут на
следующий год обучения.
Результаты стартовой диагностики фиксируются в Протоколе результатов
стартовой диагностики, результаты итоговой аттестации – в Протоколе
результатов итоговой аттестации. Срок хранения протоколов аттестации
учащихся в делопроизводстве по учебно-воспитательной работе – 5 лет.
Способами оценки результативности помимо опроса и задания,
являются:
1. Наблюдение за деятельностью учащихся.
2. Результаты участия в конкурсах, учебных выставках и соревнованиях.
3. Индивидуальные беседы с детьми
Приложение 3
Оценочные материалы.
Мониторинг результатов обучения детей по дополнительной
общеобразовательной (общеразвивающей) программе «Рукоделие»
Показатели
Критерии
(оцениваемые
параметры)
1.Теоретическа
я подготовка
детей:
1.1.
Теоретические
знания (по
основным
разделам
учебнотематического
плана
программы)
1.2. Владение
специальной
терминологией
Степень
выраженности
оцениваемого
качества
Соответствие
- минимальный
теоретических
уровень (овладели
знаний
менее чем ½
программным
объема знаний);
требованиям
- средний уровень
(объем освоенных
знаний составляет
более ½);
- максимальный
уровень (дети
освоили
практически
Осмысленность и - минимальный
правильность
уровень (избегают
использования
употреблять
специальные
термины);
- средний уровень
(сочетают
специальную
терминологию с
бытовой);
- максимальный
уровень (термины
употребляют
осознанно и в
полном
соответствии с их
содержанием)
% / Методы
кол диагностики
-во
чел.
Собеседование,
Конкурсы, НПК,
Соревнования,
Тестирование,
Анкетирование,
Наблюдение,
Итоговая работа,
Собеседование,
Тестирование,
Опрос,
Анкетирование,
Наблюдение
2.
Практическая
подготовка
детей:
2.1.
Практические
умения и
навыки,
предусмотренн
ые программой
(по основным
разделам)
Соответствие
практических
умений и
навыков
программным
требованиям
2.2. Творческие Креативность в
навыки
выполнении
практических
заданий
минимальный
уровень (овладели
менее чем ½
предусмотренных
умений и
навыков);
- средний уровень
(объем освоенных
умений и навыков
составляет более
½);
- максимальный
уровень (дети
овладели
практически всеми
умениями и
навыками,
предусмотренным
и программой)
- средний уровень
(работает с
помощью
педагога)
Наблюдения,
Конкурсы, НПК,
Соревнования,
Итоговые
работы,
- начальный
(элементарный,
выполняют лишь
простейшие
практические
задания)
- репродуктивный
(выполняют
задания на основе
образца)
- творческий
(выполняют
практические
задания с
элементами
Наблюдение,
Итоговые
работы
3.
Обшеучебные
умения и
навыки 3.1.
Учебно Коммуникативные умения:
3.1.1. Умение
слушать и
слышать
педагога
3.1.2. Умение
выступать
перед
аудиторией
3.2. Учебноорганизационн
ые умения и
навыки:
3.2.1. Умение
организовать
свое рабочее
(учебное) место
3.2.2. Навыки
соблюдения ТБ
в процессе
деятельности
Адекватность
восприятия
информации,
идущей от
педагога
творчества)
-средний
-максимальный
Уровни по
аналогии с п. 3.1.1.
- минимальный
-средний
-максимальный
Наблюдения,
Опрос
Свобода
владения и
подачи
подготовленной
информации
Самостоятельно
готовят и
убирают рабочее
место
Уровни по
аналогии с п. 3.1.1.
- минимальный
-средний
-максимальный
Уровни по
аналогии с п. 3.1.1.
- минимальный
-средний
-максимальный
Наблюдение
Соответствие
реальных
навыков
соблюдения ТБ
программным
требованиям
- минимальный
уровень (овладели
менее чем ½
объема навыков
соблюдения ТБ);
- средний уровень
(объем освоенных
навыков
составляет более
½);
- максимальный
наблюдение
Наблюдение
3.2.3. Умение
аккуратно
выполнять
работу
Аккуратность и
ответственность
в работе
уровень (освоили
практически весь
объем навыков)
удовлетворительно
- хорошо
-отлично
Наблюдение
Итоговые
работы
Формы подведения итогов
Помимо тестирования и разгадывания кроссвордов, участия на выставках
прикладного искусства используются: познавательные игры, викторины,
конкурсы, выставки работ, коллективное обсуждение пройденных тем.
Формы и виды контроля
Время проведения Цель проведения
Формы контроля
Начальный или входной контроль
В начале учебного Определение уровня развития
Беседа, опрос
года
детей, их творческих
способностей
Текущий контроль
В течение учебного Определение степени усвоения
Педагогическое
года
обучающимися учебного
наблюдение,
материала. Определение
опрос, контрольное
готовности их к восприятию
занятие
нового материала. Повышение
ответственности и
заинтересованности обучающихся
в обучении. Выявление
обучающихся, отстающих и
опережающих обучение. Подбор
наиболее эффективных методов и
средств обучения.
Промежуточный контроль
По окончании
Определение степени усвоения
Выставка,
изучения темы или обучающимися учебного
конкурс, творческая
раздела
материала. Определение
результатов обучения.
Итоговый контроль
В конце учебного
Определение изменения уровня
года
развития обучающихся, их
творческих способностей.
Определение результатов
обучения. Ориентирование
обучающихся на дальнейшее (в
том числе
самостоятельное)обучение.
Получение сведений для
совершенствования
образовательной программы и
методов обучения
работа, контрольное
задание, открытое
занятие, презентация
творческих работ
Выставка,
конкурс, творческая
работа, контрольное
задание, открытое
занятие, презентация
творческих работ