Оглавление
1. Комплекс основных характеристик дополнительной
общеразвивающей программы
1.1. Пояснительная записка
1.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты
1.3. Содержание программы
2. Комплекс организационно педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
2.2. Условия реализации программы
2.3. Формы аттестации
2.4. Оценочные материалы
2.5. Методические материалы
3.
Воспитательный компонент программы
3.1. Пояснительная записка
3.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты
3.3. Формы воспитания и методы оценки результативности
3.4. Условия организации воспитательного процесса
3.5. Календарный план воспитательной работы
4.
Список литературы
1.Комплекс основных характеристик дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы (общий)
1.1. Пояснительная записка
Нормативные правовые основы разработки ДООП:
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 07.10.2022)
"Об образовании в Российской Федерации";
Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 “Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”;
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
января 2021 года N 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН
1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания";
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации»
(вместе
с
«Методическими
рекомендациями
по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)»;
Положение о дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей)
программе МАУ ДО «Байкало-Кударинский ДДТ» (приказ муниципального
автономного учреждения дополнительного образования «БайкалоКударинский ДДТ» № 218 от 01.09.2020 г.)
Актуальность:
Данная программа является актуальной для детей младшего и среднего
школьного возраста.
В современном мире ребенок окружен цифровыми технологиями и
познает все с помощью телевидения, интернета. Такой ребенок практически
лишен «живого творчества», а дополнительные занятия детей в различных
изостудиях, кружках декоративно-прикладного творчества могут в полной
степени удовлетворить потребности в творчестве. Дети, занимаясь
изобразительным искусством, учатся видеть и понимать красоту
окружающего мира, развивают художественно-эстетический вкус. Занятия
способствуют развитию трудовой и творческой активности, воспитанию
целеустремленности,
усидчивости,
чувства
взаимопомощи.
Дают
возможность творческой самореализации личности и приобщению
традициям русского народного творчества.
Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания,
выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует
опыт творческого общения. Периодическая организация выставок дает детям
возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха.
Выполненные на занятиях работы воспитанниками могут быть использованы
как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении
кабинета. Каждый обучающиеся видит результат своего труда, получает
положительные эмоции.
Обучение включает в себя следующие основные предметы (разделы):
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Вводное занятие «Чем и на чем работает художник?»;
Живопись;
Декоративная работа;
Рисунок;
Композиция;
Введение в историю искусства;
Знакомство с творчеством художников;
Загадки мира искусств;
Участие в конкурсах, выставках, праздниках.
Вид программы: модифицированная.
Направленность программы: художественная.
Адресат программы:
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «
ИЗО-студия «Радуга цвета» предназначена для детей 9 - 15 лет.
Дети 9 - 15 лет - это уже не малыши, но еще не старшие дети. Такой возраст
объединяет части характеров, присущие старшим детям (интеллектуальное
развитие, нормы морали, противоречивость и т.п.) и младшим
(непосредственность, неумение концентрировать внимание и т.п.). Дети
такого возраста всегда готовы помочь, так как у них развито желание
лидерства. Поэтому необходимо разработать систему мотивации и
поощрений. При нарушении правил поведения, как правило, идут на этот шаг
осознанно, зная, что можно, а что нет. Часто дети хотят делиться своими
секретами, доверять какую-либо информацию, просить помощи. Выслушать
ребенка, дать совет очень важно. Важно выделить лидера в коллективе,
сплотить их. Дети стремятся подражать старшим и пример педагога очень
важен. Дети активно проявляют самостоятельность, стараются стать как
можно более независимыми. Все эти качества педагог должен разумно
использовать в работе с детьми. Организация работы по изобразительному
искусству базируется на принципе практического обучения. Учащиеся
сначала обдумывают, а затем создают различные вещи. При этом
активизация усвоения учебного материала достигается благодаря тому, что
мозг и руки «работают вместе».
Срок и объем освоения программы:
3 года, 432 педагогических часов, из них:
«Стартовый уровень» - 1 год, 72 педагогических часа;
«Базовый уровень» - 1 год, 144 педагогических часов;
«Продвинутый уровень» - 1 год, 216 педагогических часов.
Форма обучения: очная.
Особенности организации образовательной
одновозрастные, индивидуальное обучение.
деятельности:
группы
Режим занятий:
Предмет Стартовый уровень
ИЗО
Базовый уровень
Продвинутый уровень
2 часа в неделю;
4 часа в неделю;
6 часов в неделю;
72 часа в год.
144 часов в год.
216 часов в год.
1.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты
Цель: создание условий для формирования творческой и созидающей
личности посредством приобщения детей к искусству через изобразительное
творчество.
Задачи:
Образовательные (обучающие)
формировать базовые компетенции в области изобразительной
деятельности;
расширить знания воспитанников об изобразительной грамоте и
изобразительном искусстве;
помочь овладеть практическими умениями и навыками в
художественной деятельности;
формировать первичные знания о мире пластических искусств
(изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне, о формах
их бытования в повседневной жизни человека);
формировать устойчивый интерес к изобразительному искусству,
способность воспринимать его исторические и национальные особенности;
формировать умения по изодеятельности в части исполнения
творческого продукта разнообразными формами изображения на плоскости и
в объеме (с натуры, по памяти, по представлению, по воображению);
формировать
элементарные
умения,
навыки,
способы
художественной деятельности;
Развивающие
развивать способности к эмоционально-ценностному восприятию
произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах
своего отношения к окружающему миру;
способствовать
развитию
потребности
активного
участия
воспитанников в культурной жизни.
Воспитательные
воспитать эмоциональную отзывчивость и культуру восприятия
произведений изобразительного искусства;
воспитывать нравственные и эстетические чувства: любви к родной
природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому
прошлому, многонациональной культуре;
формировать коммуникативность и навыки межличностного
сотрудничества в каждом ребенке
Ожидаемые результаты:
Стартовый уровень
- правила техники
безопасности и личной
гигиены;
- художественные
материалы и
принадлежности
изобразительного
искусства;
- основные цвета,
цветовые гаммы,
характеристики цвета;
- расположение цветов в
спектре;
- основные и составные
цвета контрастные,
тѐплые и холодные;
- первоначальные
Знать
способы передачи
пространства (приѐмы:
«загораживание»,
расположение
относительно линии
горизонта,
использование линий
разной толщины);
- механическое и
оптическое смешение
цветов;
- художественновыразительные средства
живописи и графики;
- о разнообразных видах
художественной
деятельности.
Уметь
- организовывать свое
рабочее место;
Базовый уровень
- правила техники
безопасности;
- особенности и
художественный язык
различных видов и
жанров
изобразительного
искусства;
- основные
закономерности
наблюдательной
перспективы;
- выразительные
средства и особенности
народного
художественного
промысла;
- особенности
изобразительной
системы;
- пропорции фигуры
взрослого человека и
ребѐнка;
- пропорциональные
соотношения между
частями лица человека и
фигуры
выразительные средства
графики и живописи;
- различные приемы
работы кистью
акварельной и гуашевой
живописи.
Продвинутый уровень
- видеть прекрасное в
предметах и явлениях
- организовывать свое
рабочее место;
- правила техники
безопасности и личной
гигиены;
- художественные
материалы и
принадлежности
изобразительного
искусства;
- механическое и
оптическое смешение
цветов;
- выразительные
средства и особенности
народного
художественного
промысла;
- особенности строения
и пропорций животных;
- особенности
воздушной и линейной
перспективы;
- зависимость цветового
решения пейзажа от
освещения.
Стартовый уровень
Базовый уровень
- рисовать с натуры, по действительности, в
памяти и представлению произведениях
элементы растительного изобразительного и
и животного мира:
декоративноцветы, листья, ягоды,
прикладного искусства;
грибы, овощи, фрукты, - передавать в рисунках
кустарники, деревья и свое эмоциональное
т.д;
отношение к
- пользоваться
изображаемому;
различными
изображать с натуры, по
техническими приѐмами памяти и по
в работе простым
представлению
карандашом;
отдельные предметы
- составлять тѐплую и
быта, человека,
холодную цветовые
животных, птиц - с
гаммы;
передачей их
- грамотно изображать характерных
предметы симметричной особенностей,
формы;
конструктивного
- получать плавные
строения, тональных
цветовые переходы в
отношений, цветовой
акварельной живописи. окраски
владеть элементарными передавать в рисунках
приемами работы
явления природы в
кистью в технике
разных ее состояниях;
акварельной и гуашевой - применять законы
живописи;
наблюдательной
- образно фантазировать перспективы;
на основе опор- сопоставлять героев
подсказок.
сюжетных композиций,
используя средства
художественной
выразительности;
- передавать
пропорциональные
соотношения между
предметами;
Продвинутый уровень
- рисовать с натуры, по
памяти и
представлению
элементы растительного
и животного мира:
- пользоваться
различными
техническими приѐмами
в работе простым
карандашом;
- составлять
сближенную цветовую
гамму;
- передавать
пространство в пейзаже;
- работать смешанной
техникой восковые
мелки и акварель;
Стартовый уровень
Базовый уровень
Продвинутый уровень
- грамотно размещать
изображение в листе:
правильно изображать
фигуру и лицо
взрослого человека и
ребѐнка;
- передавать мимику
человека,
соответствующую его
состоянию;
- получать нужные
цветовые сочетания в
работе с разными
живописными
материалами;
- фантазировать на
основе зрительной
памяти и образного
творческого мышления.
- навыками образного
фантазирования на
основе опор-подсказок.
- основными терминами
- навыками смешивания
- основными
(тон, линия, штрих,
красок;
техническими приѐмами
пятно и т. д);
- основным приѐмом
акварели (а ля – прима,
- навыками смешивания
росписи;
«по сырому»,
красок;
- различными
лессировка, оптическое
- основными
графическими
смешение)
техническими приѐмами
материалами;
Владеть
- владеть основным
акварели («по сырому»,
- приемами работы
приѐмом росписи:
лессировка);
кистью в технике
передавать смысловые
- линией, штрихом,
акварели, приемами
связи между
точкой, черно-белым
декоративного письма в
персонажами;
пятном, занимаясь
технике гуаши;
самостоятельно
графикой.
подбирать тематический
материал для
иллюстрирования.
1.3. Содержание программы
«ИЗО – студия «Радуга цвета»
Стартовый уровень (1 год обучения)
Учебный план
Таблица 1.3.1
№
п/п
Название
раздела, темы
Количество часов
Всего Теория Практика
Формы
аттестации/контроля
1
Вводное занятие
«Чем и на чем
работает
художник?»,
2
1
1
беседа;
2
Живопись
24
12
12
2.1
«Все дети любят
рисовать»
2
1
1
включенное
педагогическое
наблюдение,
2.2
«Улица красок волшебников»
2
1
1
2.3
«Какого цвета
осень?»
2
1
1
2.4
«Листопад»
2
1
1
2.5
«Дары осени»
2
1
1
2.6
«Осенний
пейзаж»
2
1
1
2.7
«Осенний вальс»
2
1
1
2.8
«Дождливый
день»
2
1
1
2.9
«Сказка про
осень»
2
1
1
2.10
«Первые
заморозки»
2
1
1
2.11
«Зимняя сказка»
2
1
1
анализ
деятельности;
анализ результатов
деятельности
учащихся
практическая
работа
2.12
«Обители
морских глубин»
2
1
1
3
Декоративная
работа
16
8
8
беседа;
3.1
«Веселые узоры»
2
1
1
3.2
«Дымковская
сказка»
2
1
1
включенное
педагогическое
наблюдение,
3.3
«Волшебный мир
оригами»
2
1
1
анализ
деятельности;
3.4
«Спешим
поздравить с
новым годом!»
2
1
1
3.5
«Снегирь на
веточке рябины»
2
1
1
3.6
«Одуванчики»
2
1
1
3.7
«Весенние
цветы»
2
1
1
3.8
«Бабочки на
лугу»
2
1
1
4
Рисунок
10
5
5
4.1
«Улетают птичьи
стаи»
2
1
1
беседа;
4.2
«Природа
родного края»
2
1
1
включенное
педагогическое
наблюдение,
4.3
«Кошачья
семейка»
2
1
1
4.4
Рисование с
натуры
2
1
1
4.5
«Я рисую…»
2
1
1
анализ результатов
деятельности
учащихся
практическая
работа
анализ
деятельности;
анализ результатов
деятельности
учащихся
5
Композиция
10
5
5
5.1
«Чудо своими
руками –
мандала»
2
1
1
беседа;
5.2
«Мои любимые
сказки»
2
1
1
включенное
педагогическое
наблюдение,
5.3
«Мамочка
родная, для
тебя!»
2
1
1
анализ
деятельности;
5.4
«По морским
просторам»
2
1
1
анализ результатов
деятельности
учащихся
5.5
«Зоопарк»
2
1
1
6
Введение в
историю
искусства
2
2
беседа
7
Знакомство с
творчеством
художников
2
2
беседа
8
Итоговое
занятие
«Загадки мира
искусств…»
2
1
9
Подготовка к
конкурсам,
выставкам и
праздникам
4
Итого:
72
1
4
36
36
анализ результатов
деятельности
учащихся
Содержание учебного плана:
Раздел №1.Вводное занятие.
Теория: Изобразительное искусство в жизни человека.
Роль и место изобразительного искусства. Положительные эмоции как
результат воздействия художественного произведения на чувства зрителей и
художника. Влияние изобразительного искусства на развитие личности, речи
человека.
Практика: диагностическое занятие – знакомство с детьми, изучение
способности к рисованию.
Раздел №2. Живопись
2.1. «Все дети любят рисовать»
Теория: Знакомство с материалами и приспособлениями для рисования.
Начальное представление о живописи».
Практика: навыки работы с кистью, гуашью, правила ухода за своими
художественными принадлежностями.
2.2.«Улица красок - волшебников»
Теория: знакомство с понятиями «Основные цвета» и «Дополнительные
цвета», «Палитра»
Практика: игровое упражнение «Получили новый цвет».
2.3.«Какого цвета осень?»
Теория: знакомство с понятием «Теплые цвета»
Практика: рассматривание осенних листьев, передача их цветовой окраски.
2.4. «Листопад»
Теория: знакомство с техникой «Набрызг», «Печатание», закрепление
понятия «Теплые цвета»
Практика: навыки работы с кистью, палитрой.
2.5«Дары осени»
Теория: знакомство с Натюрмортом как жанром изобразительного искусства
Практика: выполнение изображения с натуры, анализ формы предметов и их
цветовой окраски.
2.6 «Осенний пейзаж»
Теория: знакомство с пейзажем как жанром изобразительного искусства, с
творчеством И. И. Левитана.
Практика: навыки композиционного решения рисунка на бумаге.
2.7«Осенний вальс»
Теория: знакомство с аппликацией, техника безопасности при работе с
ножницами.
Практика: приемы выполнения аппликации.
2.8«Дождливый день»
Теория: знакомство с техникой работы «По – сырому»
Практика: закрепление навыков работы с кистью, гуашью, приемов
смешивания красок.
2.9«Сказка про осень» - итоговое занятие по блоку.
Теория: выявление уровня знаний воспитанников по пройденным темам.
Практика: самостоятельная работа на тему.
2.10«Первые заморозки»
Теория: знакомство с понятием «Холодные цвета», «Мазок», с творчеством
И. Э. Грабаря.
Практика: упражнения на передачу состояния природы, получение нужного
тона и цвета способом раздельного мазка.
2.11«Зимняя сказка»
Теория: знакомство с техникой фотокопии, закрепление понятия «Холодный
цвет»
Практика: навыки работы с нетрадиционными материалами.
2.12 «Обители морских глубин»
Теория: знакомство с техникой эстампа, творчеством Н. А. Тырса.
Практика: навыки работы в нетрадиционной технике – пальчиковая
живопись, оттиски картоном.
Раздел 3 Декоративная работа
3.1 «Веселые узоры»
Теория: знакомство с народным декоративным творчеством, понятиями
«Орнамент», «Ритм», «Композиция», видами орнамента.
Практика: построение орнаментов в квадрате, круге, в сложной форме.
3.2 «Дымковская сказка»
Теория: знакомство с понятием «Промысел», с традициями изготовления и
росписи дымковской игрушки.
Практика: лепка игрушки и ее роспись по традициям дымковского промыла.
3.3 «Волшебный мир оригами»
Теория: знакомство с техникой оригами, историей ее возникновения,
основными понятиями.
Практика: приемы работы в технике оригами, базовыми фигурами, чтение
схем.
3.4 «Спешим поздравить с новым годом!»
Теория: знакомство с историей возникновения открытки, ее видами
Практика: изготовление открытки с использованием различных техник.
3.5 «Снегирь на веточке»
Теория: познакомить с техникой рваной аппликации
Практика: правила работы с клеем, выполнение работы в технике рваной
аппликации в сочетании с работой красками, карандашами (на выбор
воспитанников).
3.6. «Одуванчики»
Теория: знакомство с техникой «Торцевание»
Практика: выполнение объемной аппликации с элементами торцевания.
3.7 «Весенние цветы»
Теория: знакомство с различными приемами работы с бумагой –
скручивание, сминание, техника «Силуэтного вырезания»
Практика: техника безопасности при работе с ножницами, правила работы с
бумагой, выполнение композиции с использованием различных техник.
3.8 «Бабочки на лугу» - итоговое занятие по блоку
Теория: выявление уровня знаний воспитанников по пройденным темам
Практика: самостоятельная работа, выставка детских работ.
Раздел 4.Рисунок
4.1 «Прилетают птичьи стаи»
Теория: знакомство с техникой графики, понятиями «Линия», «Штрих»,
«Пятно», «Точка».
Практика: приемы работы гелевой ручкой, простым карандашом.
4.2 «Природа родного края»
Теория: закрепление понятий «Линия», «Штрих», знакомство с творчеством
Шишкина.
Практика: упражнение на линии, различные по характеру, линейный рисунок
различных деревьев.
4.3 «Кошачья семейка»
Теория: знакомство с художниками – анималистами, творчеством Серова,
Чарушина.
Практика: упражнения на усиление и ослабление тона, схема рисования
кошки.
4.4 «Рисование с натуры»
Теория: закрепление знаний о натюрморте
Практика: закрепление навыков работы с карандашом, навыков работы с
натурой.
4.5 «Я рисую….» - итоговое занятие по блоку
Теория: выявление уровня знаний воспитанников по пройденным темам.
Практика: самостоятельная работа, выставка детских работ.
Раздел 5. Композиция
5.1«Чудо своими руками – мандала»»
Теория: знакомство с понятием «Мандала», историей ее возникновения,
традициями выполнения, с понятием «Композиция» и «Композиционный
центр»
Практика: выполнение мандалы в соответствии с законами ее построения,
выделение композиционного центра. Раскрашивание цветными
карандашами.
5.2«Мои любимые сказки»
Теория: знакомство с понятием «Иллюстраия», «Формат», с творчеством
Васнецова.
Практика: иллюстрирование сказки по своему выбору, построение
композиции.
5.3«Мамочка родная, для тебя!»
Теория: закрепление понятий композиция, композиционный центр
Практика: построение работы на заданную тему в соответствии с законами
композиции.
5.4 «Зоопарк» - итоговое занятие
Теория: выявление уровня знаний воспитанников по пройденным темам.
Практика: самостоятельная работа, выставка детских работ.
Раздел 6. Введение в историю искусств
Теория: знакомство с различными видами искусства, рассказы о
крестьянском быте, отдельных народных промыслах
Раздел 7. Знакомство с творчеством художников.
Теория: Знакомство с творчеством художников (Васнецов, Грабарь,
Шишкин, Левитан)
Итоговое занятие. «Загадки мира искусств"
Теория: выявление уровня знаний воспитанников по пройденным темам.
Практика: самостоятельная работа, выставка детских работ.
Базовый уровень (2 год обучения)
Учебный план
Таблица 1.3.2
№ Название раздела,
п/п
темы
Количество часов
Всего Теория Практика
1
Вводное занятие
«Добро
пожаловать!
2
1
1
2
Рисунок
30
11
19
2.1
«Учись рисовать с
натуры»
6
2
4
Формы
аттестации/контроля
беседа
беседа;
2.2
«Осенний букет»
4
1
3
2.3
«Искусство
создавать гравюры»
6
2
4
2.4
«Народное
творчество –
лубочные
картинки»
4
2
2
2.5
«Натюрморт»
4
2
2
2.6
«В мире животных»
6
2
4
3
Живопись
46
16
30
3.1
«Пасмурный
денек»
6
2
4
3.2
«На рассвете»
6
2
4
3.3
«Цвет и чувство»
4
1
3
3.4
«Первый снег»
6
2
4
3.5
«Рисуем
драпировку»
4
2
2
3.6
«Мозаика»
4
2
2
6
2
4
3.7. «Пушистые
зверята»
3.8
«Весна пришла»
6
2
4
3.9
«Распускаются
цветы»
4
1
3
4
Декоративная
работа
32
9
23
4.1
«Мозаика»
4
1
3
4.2
«Городецкая
роспись»
4
2
2
4.3
«Золотая Хохлома»
4
1
3
4.4
«Голубая сказка
8
2
6
включенное
педагогическое
наблюдение,
анализ
деятельности;
анализ результатов
деятельности
учащихся
включенное
педагогическое
наблюдение,
анализ
деятельности;
анализ результатов
деятельности
учащихся
практическая
работа
анализ
деятельности;
анализ результатов
деятельности
учащихся
Гжели»
фронтальный
опрос;
4.5
«Мои любимы
сказки»
6
2
4
4.6
«Смешные кляксы»
6
1
5
5
Композиция
24
4
20
5.1
«Статика»
6
1
5
5.2
«Динамика»
6
1
5
5.3
«Композиционный
центр»
6
1
5
5.4
«Симметрия и
ассиметрия»
6
1
5
6
Введение в
историю
искусства
2
2
беседа
7
Знакомство с
творчеством
художников
4
4
беседа
8
Итоговое занятие
«Ярмарка
талантов»
2
1
9
Подготовка к
конкурсам,
выставкам и
праздникам
2
Итого:
144
1
анализ
деятельности;
анализ результатов
деятельности
учащихся
анализ результатов
деятельности
учащихся
2
48
96
Содержание учебного плана:
Раздел №1. «Добро пожаловать» - Вводное занятие.
Теория: Правила поведения и работы на занятиях, техника безопасности,
подготовка к учебному году.
Практика: закрепление навыков работы с кистью, правила работы с
красками, уход за своими принадлежностями.
Раздел 2. Рисунок
2.1 «Учись рисовать с натуры»
Теория: повторение и закрепление понятий «Натюрморт», познакомить с
понятиями «Тень падающая, тень собственная, блик, рефлекс, ось
симметрии»
Практика: навыки работы с натурой, построение композиции на бумаге.
2.2 «Осенний букет»
Теория: закрепить понятия «линия, штрих, пятно»
Практика: закрепить умения работать карандашом, с натурой, расположение
изображения на бумаге.
2.3 «Искусство создавать гравюры»
Теория: знакомство с новым видом искусства Гравюрой, с известными
художниками, работавшими в этой технике.
Практика: выполнение гравюр.
2.4 «Народное творчество – лубочные картинки»
Теория: знакомство с лубочным творчеством
Практика: навыки работы с цветными карандашами.
2.5 «Натюрморт»
Теория: закрепление знаний о натюрморте, знакомство с творчеством
Машкова
Практика: навыки работы с натурой, построение изображения на листе
бумаги.
2.6 «В мире животных» - итоговое занятие по блоку
Теория: выявление уровня знаний воспитанников по пройденным темам.
Практика: самостоятельная работа, выставка детских работ.
Раздел 3. Живопись
3.1 Пасмурный денек»
Теория: знакомство с понятием «Пленэр», «Колорит», знакомство с
творчеством Куинджи
Практика: навыки передачи цветом состояния природы, навыки работы с
различными материалами.
3.2 « На рассвете»
Теория: знакомство с понятиями « Контраст», «Нюанс», закрепление понятия
колорит.
Практика: навыки работы акварелью, передача цветом времени суток.
3.3 «»Цвет и чувство»
Теория: закрепление понятий «контраст, колорит, нюанс»
Практика: навыки передачи цветом своего настроения, акцент на
целостности цветового решения.
3.4 «Первый снег»
Теория: закрепление понятия раздельного мазка
Практика: навыки работы акварелью, передача цветом состояния природы.
3.5 «Рисуем драпировку»
Теория: закрепление понятий колорит, контраст.
Практика: изображение одного и того же предмета на двух контрастных по
цвету драпировках.
3.6 «Мозаика»
Теория: знакомство с понятием «Мозаика», историей ее возникновения.
Практика: выполнение работы в технике мозаики, подбор цветов, получение
необходимых оттенков.
3.7 «Пушистые зверята»
Теория: закрепление знаний о художниках – анималистах, знакомство с
техникой работы сухой кистью
Практика: выполнение работы в технике сухой кисти, выполнение схемы
построения животных.
3.8 «Весна пришла»
Теория: закрепление понятия пейзаж, знакомство с творчеством Саврасова.
Практика: закрепление навыка работы по – сырому, построение композиции.
3.9 «Распускаются цветы» - итоговое занятие по блоку.
Теория: выявление уровня знаний воспитанников по пройденным темам.
Практика: самостоятельная работа, выставка детских работ.
Раздел 4. Декоративная работа.
4.1 «Мозаика»
Теория: закрепление понятия мозаики, знакомство с понятием «Витраж»
Практика: выполнение витража пластилином на стекле.
4.2 «Городецкая роспись»
Теория: закрепление понятия промысел, знакомство с городецкой росписью,
ее историей, традициями, основными элементами
Практика: выполнение росписи дощечки в традициях городца.
4.3 «Золотая хохлома»
Теория: знакомство с хохломой, историей ее возникновения, традициями
письма, основными элементами, цветами.
Практика: выполнение хохломской росписи.
4.4 Голубая сказка Гжели»
Теория: знакомство с промыслом гжели, основными элементами, цветами,
традициями
Практика: выполнение гжельской росписи на блюдце.
4.5 «Мои любимые сказки»
Теория: закрепление знаний о лубочном творчестве, иллюстрации
Практика: иллюстрирование сказки в традициях лубочной живописи.
4.6 «Смешные кляксы»
Теория: выявление уровня знаний воспитанников по пройденным темам,
знакомство с нетрадиционной техникой рисования – кляксографией..
Практика: самостоятельная работа, выставка детских работ.
Раздел 5. Композиция
5.1«Статика»
Теория: изучение понятия «Статика» на примере художественных
произведений.
Практика: выполнение упражнения на передачу статики в изображении.
5.2 «Динамика»
Теория: изучение понятия «Динамика» на примере художественных
произведений
Практика: выполнение упражнений на передачу динамики в изображении.
5.3«Композиционный центр
Теория: закрепление понятия композиционный центр
Практика: выполнение упражнений на выделение композиционного центра
цветом, расположением.
5.4 «Симметрия и Ассиметрия»
Теория: знакомство с понятием симметрии и асимметрии
Практика: Выполнение графических упражнений
Раздел 6. Введение в историю искусств
Теория: виды и жанры изобразительного искусства. Остановка на
произведениях отдельных художников в разных жанрах и видах искусства.
Беседы об отдельных народных промыслах.
Раздел 7. Знакомство с творчеством художников.
Теория: Знакомство с творчеством художников (Васнецов, Грабарь,
Шишкин, Левитан, Саврасов, Поленов)
Итоговое занятие. «Ярмарка талантов»
Теория: выявление уровня знаний воспитанников по пройденным темам.
Практика: самостоятельная работа, выставка детских работ.
Продвинутый уровень (3 год обучения)
Учебный план
Таблица 1.3.3
№
п/п
Название раздела,
темы
Количество часов
Формы
аттестации/контрол
Всег Теори Практик
я
о
я
а
1
Вводное занятие
«Волшебный мир
искусства»
2
1
1
2
Рисунок
40
10
30
2.1 «Рисунок – основа
изобразительного
искусства»
4
1
3
беседа;
2.2 «Натюрморт из
геометрических тел»
4
1
3
включенное
педагогическое
наблюдение,
2.3 «Художники –
анималисты»
4
1
3
2.4 «Зарисовки животных в
движении»
4
1
3
2.5 «Изображение фигуры
человека в истории
искусств»
4
1
3
2.6 «Пропорции строения
человека»
4
1
3
2.7 « Портрет друга»
4
1
3
2.8 «Моя семья»
4
1
3
2.9 «Такие разные лица»
4
1
3
анализ
деятельности;
практическая
работа
тест
фронтальный
опрос
включенное
педагогическое
наблюдение,
анализ
деятельности;
2.1 «Путешествуя по
0
улицам города или
рассказ старого дома»
анализ
деятельности;
4
1
3
60
20
40
3.1 «Пятно как средство
выражения»
10
3
7
анализ
деятельности;
3.2 «Цвет в произведениях
живописи»
10
3
7
3.3 «Этюд. Осеннее
настроение»
10
3
7
включенное
педагогическое
наблюдение,
3.4 «Декоративный
натюрморт»
8
4
4
3.5 «Композиция как ритм
пятен» (натюрморт в
технике акварели,
построенный на
сближенных цветах)
12
3.6 «Этюд. Весенние
цветы»
10
3
7
26
12
14
4.1 «Древние образы в
народном искусстве.
Символика цвета и
формы»
6
3
3
4.2 «Живая красота
жостовских подносов»
6
3
3
4.3 «Уральская роспись»
6
3
3
включенное
педагогическое
наблюдение,
4.4 «Современное
повседневное
декоративное
искусство. Что такое
дизайн?»
4
1
3
4.5 «Дизайн открытки»
4
3
4
Живопись
Декоративная работа
4
8
беседа
практическая
работа
тест
фронтальный
опрос
беседа
анализ
деятельности
практическая
работа
2
2
Композиция
26
12
14
5.1 «Пейзаж - большой
мир. Организация
изображаемого
пространства»
4
2
2
5.2 « Пейзаж- настроение.
Природа и художник»
6
5
1
5.3 «Основы дизайна»
12
4
8
5.4 «Милосердие» задание –
размышление»
4
1
3
включенное
педагогическое
наблюдение,
анализ
деятельности
5
беседа
6
Введение в историю
искусства
10
10
беседа
7
Знакомство с
творчеством
художников
30
30
беседа
8
Итоговое занятие
«Мы умеем и мы
знаем!»
2
1
9
Подготовка к
конкурсам и
праздникам
20
Итого:
216
1
анализ
деятельности
20
96
120
Содержание учебного плана:
Раздел 1.Вводное занятие
«Волшебный мир искусства»
Теория: Правила поведения и работы на занятиях, техника безопасности,
подготовка к учебному году.
Практика: закрепление навыков работы с кистью, правила работы с
красками, уход за своими принадлежностями.
Раздел 2 Рисунок
2.1 «Рисунок – основа изобразительного искусства»
Теория: закрепление понятий «линия, штрих, пятно»
Практика: графические упражнения, закрепление навыков работы
карандашом.
2.2 «Натюрморт из геометрических тел»
Теория: закрепление понятий «свет, тень, полутень, тень падающая, рефлекс,
нюанс, тень собственная».
Практика: выполнение натюрморта в карандаше, расположение изображения
на бумаге.
2.3 «Художники – анималисты»
Теория: закрепление знаний о художниках – анималистах
Практика: выполнении е рисунка животных гелевой ручкой, схема
построения животных.
2.4 «Зарисовки животных в движении»
Теория: закрепление знаний о художниках – анималистах
Практика: выполнении е рисунка животных гелевой ручкой, схема
построения животных в движении.
2.5 «Изображение фигуры человека в истории искусств»
Теория: знакомство с понятием «Портрет», видами портрета, с творчеством
Кипренского
Практика: выполнение схемы строения человека.
2.6 «Пропорции строения человека»
Теория: закрепление понятия портрет.
Практика: изучение пропорций, сравнение схемы изображения ребенка и
взрослого.
2.7 «Портрет друга»
Теория: закрепление понятия портрет.
Практика: выполнение изображения определенного человека. Техника – по
выбору.
2.8 «Моя семья»
Теория: закрепление понятия портрет, знакомство с творчеством
Боровиковского.
Практика: выполнение группового семейного портрета.
2.9 «Путешествуя по улицам города или рассказ старого дома» - итоговое
занятие по блоку.
Теория: выявление уровня знаний воспитанников по пройденным темам.
Практика: самостоятельная работа, выставка детских работ.
Раздел 3 Живопись
3.1 «Пятно как средство выражения»
Теория: закрепление понятий «локальный цвет, цветовая гамма»
Практика: выполнение упражнений.
3.2 «Цвет в произведениях живописи»
Теория: закрепление знаний о цвете, цветовой гамме
Практика: монотипия
3.3 «Этюд. Настроение»
Теория: закрепление понятий: локальный цвет, цветовая гамма, контраст,
нюанс»
Практика: передача состояния природ через цвет.
3.4 «Декоративный натюрморт»
Теория: «Что такое декоративный натюрморт? В чем его особенность?»
Практика: выполнение декоративного натюрморта гуашью.
3.5 «Композиция как ритм пятен»
Теория: закрепление понятий: локальный цвет, цветовая гамма, контраст,
нюанс.
Практика: выполнение натюрморта, построенного на сближенных цветах в
технике акварели.
3.6 «Этюд. Весенние цветы» - итоговое занятие по блоку
Теория: выявление уровня знаний по пройденным темам.
Практика: работа в единой цветовой гамме и в цветовой гамме, построенный
на контрастных сочетаниях. Рисование с натуры.
Раздел 4. Декоративная работа
4.1 «Древние образы в народном искусстве. Символика цвета и формы»
Теория: закрепление знаний о народных промыслах, символах росписей
Практика: составление росписи с учетом народных традиций.
4.2 «Живая красота жостовских подносов»
Теория: знакомство с историей жостовской росписи, ее традициями и
основными элементами.
Практика: выполнение жостовской росписи на тарелке.
4.3 «Уральская роспись»
Теория: знакомство с историей возникновения уральской росписи, ее
значением, основными элементами.
Практика: Выполнение макета русской избы с элементами уральской
росписи.
4.4 «Современное повседневное декоративное искусство. Что такое дизайн»
Теория: знакомство с понятием «Дизайн», историей развития дизайна
Практика: графические упражнения, шрифтовая композиция.
4.5 «Дизайн открытки»
Теория: закрепление знаний об истории открытки, ее видах
Практика: изготовление открытки в технике декупаж.
Раздел 5. Композиция
5.1 «Пейзаж – большой мир»
Теория: закрепление знаний о пейзаже, видах пейзажа, о композиции,
композиционном центре знакомство с творчеством Айвазовского.
Практика: организация изображаемого пространства.
5.2 «Пейзаж – настроение. Природа и художник»
Теория: закрепление знаний о пейзаже, законах композиции, знакомство с
творчеством Васильева.
Практика: передача своего настроения через цветовое решение пейзажа.
5.3 «Основы дизайна»
Теория: закрепление знаний о дизайне, знакомство с понятием «Стиль»,
«Стилизация»
Практика: выполнение графических упражнений, стилизация природных
форм.
5.4 «Милосердие» - итоговое занятие – размышление.
Теория: выявление уровня знаний по пройденным темам.
Практика: выполнение графического упражнения на заданную тему,
выставка детских работ.
Раздел 6. Введение в историю искусств
Теория: беседы о художниках – графиках, живописцах. Русские иконы.
Творчество Андрея Рублева, Феофана Грека.
Раздел 7. Знакомство с творчеством Улан -Удэнских художников.
Теория: посещение художественного музея, выставок детского творчества,
выставок профессиональных художников.)
Итоговое занятие. «Мы умеем и мы знаем!»
Теория: выявление уровня знаний воспитанников по пройденным темам.
Практика: самостоятельная работа, выставка детских работ.
2. Комплекс организационно - педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
Таблица 2.1.1.
Количество учебных недель
36
Количество учебных дней
180
Продолжительность каникул
с 01.06.2026 г. по 31.08.2026 г.
Даты начала и окончания учебного
с 01.09.2025 по 20.05.2026 г.
года
Сроки промежуточной аттестации
с 15.12.2025 по 28.12.2025
Сроки итоговой аттестации (при
наличии)
с 10.05.2026 по 20.05.2026
2.2. Условия реализации программы
Таблица 2.2.1.
Аспекты
Материально-техническое
обеспечение
Информационное
обеспечение
Кадровое обеспечение
Характеристика
Кабинет ИЗО.
Интерактивная панель.
Набор гипсовых моделей: геометрических
фигур, орнаментов, капителей, голов.
Натюрмортный фонд (в комплекте бытовые
предметы.)
Подиумы для натюрмортов.
Набор муляжей овощей, фруктов, грибов.
Набор чучел птиц и мелких животных.
Модель скелета человека.
Софиты.
Мольберты.
- видео-фильмы
- фото-галерея
- интернет источники
Педагог дополнительного образования первой
квалификационной категории.
2.3. Формы аттестации
Формами аттестации являются:
Зачет
Творческая работа
Конкурс
Выставка
2.4. Оценочные материалы
Таблица 2.4.1.
Показатели качества
реализации ДООП
Уровень развития творческого
потенциала учащихся
Уровень развития социального
опыта учащихся
Методики
Методика «Креативность личности» Д.
Джонсона
Тест «Уровень социализации личности»
(версия Р.И.Мокшанцева)
«Организация и оценка
Уровень сохранения и укрепления здоровьесберегающей деятельности
здоровья учащихся
образовательных учреждений» под ред.
М.М. Безруких
Оценка уровня обученности
Уровень теоретической
осуществляется по методике Хуторского
подготовки учащихся
А. В.
Уровень удовлетворенности
Изучение удовлетворенности родителей
родителей предоставляемыми
работой образовательного учреждения
образовательными услугами
(методика Е.Н.Степановой)
Оценочные материалы по ИЗО в
Готовая работа. Выставка работ.
соответствии с формами
Тесты (Приложение)
аттестации
2.5. Методические материалы
Методы обучения:
Словесный
Наглядный
Объяснительно-иллюстративный
Репродуктивный
Частично-поисковый
Исследовательский
Игровой
Дискуссионный
Проектный
Формы организации образовательной деятельности:
Индивидуальная
Индивидуально-групповая
Групповая
Практическое занятие
Открытое занятие
Беседа
Встреча с интересными людьми
Выставка
Галерея
Защита проекта
Презентация
Мастер-класс
Ярмарка
Педагогические технологии:
Технология индивидуального обучения
Технология группового обучения
Технология коллективного взаимодействия
Технология модульного обучения
Технология дифференцированного обучения
Технология проблемного обучения
Технология дистанционного обучения
Технология исследовательской деятельности
Проектная технология
Здоровьесберегающая технология
Дидактические материалы:
Раздаточные материалы
Инструкции
Технологические карты
3. Воспитательный компонент дополнительной
общеобразовательной (общеразвивающей) программы
«ИЗО-студия «Радуга цвета»
Пояснительная записка
3.1.
В соответствии
целью
с законодательством Российской
воспитания
является
развитие
личности,
Федерации общей
самоопределение
и
социализация детей на основе социокультурных, духовно-нравственных
ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в
интересах человека, семьи, общества и государства, формирование чувства
патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества
и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и
старшему поколению; взаимного уважения; бережного отношения к
культурному наследию и традициям многонационального народа Российской
Федерации, природе и окружающей среде (Федеральный закон от 29.12.2012
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 2, п. 2 с
изменениями от 25 декабря 2023 года N 685-ФЗ)
Воспитательный
компонент
заключается
в
организации
работы
по
реализации следующих направлений воспитания:
- гражданско-патриотическое;
- духовно-нравственное;
- формирование культуры здоровья;
- профессиональное самоопределение;
- экологическое.
В
нем
отображается
организационно-методическое
сопровождение
воспитательного процесса, участие в конкурсных мероприятиях, проведение
тематических
мероприятий,
акций
внутриучрежденческого
тематические мероприятия по направленности программы.
уровня,
3.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты.
Цель - создание условий для самореализации и развития талантов детей, а
также воспитание высоконравственной, ответственной личности.
Основные
задачи
воспитания
на
основе
российских
базовых
(конституционных) ценностей направлены на воспитание, формирование:
— чувства патриотизма, гражданственности;
— духовно-нравственных ценностей;
— сознания ценности жизни, здоровья и безопасности;
— установки на соблюдение и пропаганду здорового образа жизни,
сознательное неприятие вредных привычек;
— уважения к труду, результатам труда, способности к творческому
созидательному труду;
— ориентации на осознанный выбор сферы профессиональных интересов;
— экологической культуры;
- интереса к технической деятельности, истории техники; понимание
значения техники в жизни российского общества;
- ценностей технической безопасности и контроля;
- уважения к достижениям в технике своих земляков;
- воли, упорства, дисциплинированности.
Для решения поставленных воспитательных задач и достижения цели
программы учащиеся привлекаются к участию (подготовке, проведению) в
мероприятиях района, села, учреждения, объединения: благотворительных
акциях, творческих выставках, мастер-классах, беседах, в конкурсных
программах различного уровня, направленных на достижение результатов.
Ожидаемые результаты
Предполагается, что в результате проведения воспитательных мероприятий
будет достигнут высокий уровень сплоченности коллектива, повышение
интереса к творческим занятиям и уровня личностных достижений учащихся
(победы в конкурсах), привлечение родителей к активному участию в работе
объединения, а также у детей будут сформированы определенные
личностные качества, способность к успешной социализации в обществе,
инициативность, самостоятельность, патриотизм, экологическая культура,
грамотное отношение к своему здоровью.
3.3. Формы воспитания и методы оценки результативности.
Дополнительное образование имеет практико-ориентированный характер и
ориентировано на свободный выбор педагогом таких видов и форм
воспитательной деятельности, которые способствуют формированию и
развитию у детей индивидуальных способностей и способов деятельности,
объективных представлений о мире, окружающей действительности,
внутренней мотивации к творческой деятельности, познанию, нравственному
поведению.
Основные формы воспитания:
- учебное занятие;
- практическое занятие;
- коллективное мероприятие;
- игры;
- беседы;
- итоговое мероприятие (конкурсы, соревнования, выставки —
способствуют закреплению ситуации успеха, развивают рефлексивные и
коммуникативные умения, ответственность, благоприятно воздействуют на
эмоциональную сферу детей).
Воспитательное значение активностей детей при реализации программ
дополнительного образования наиболее наглядно проявляется в социальных
проектах, благотворительных и волонтёрских акциях, в экологической,
патриотической, трудовой, профориентационной деятельности.
Методы оценки результативности реализации программы в части
воспитания:
- педагогическое наблюдение;
- оценка творческих работ;
- отзывы, интервью, материалы рефлексии.
3.4. Условия организации воспитательного процесса
Для решения задач воспитания при реализации образовательной программы
создаются определённые условия физической безопасности, комфорта,
активностей детей и обстоятельств их общения, социализации, признания,
самореализации, творчества.
Необходимые объективные условия:
- вся деятельность происходит в сфере свободного времени ребенка;
- выбор вида деятельности, педагога и коллектива сверстников
осуществляется им добровольно;
- содержание и формы работы детского объединения могут, при
необходимости, варьироваться.
Воспитание
имеет
деятельностную
основу
и
носит
практико-
ориентированный характер, что способствует обретению человеком смысла
собственной жизни и проектированию своего будущего.
3.5. Календарный план воспитательной работы на 2025-2026 уч. год
№
п/п
Название мероприятий
Сроки
Форма
проведения
Гражданско-патриотическое воспитание
1.
Горжусь Россией!
октябрь
Беседа
2.
День Героев Отечества.
декабрь
Участие в
мероприятии
поселения
февраль
Викторина
Герои нашего времени.
3.
День защитника Отечества.
Спортивные
конкурсы
4.
Земля без войны.
В течение года
Цикл бесед
Просмотр
видеороликов
5.
Победа!
май
Участие в цикле
мероприятий
6.
«Бессмертный полк»
май
Организация и
участие в акции
7.
Участие в плетении маскировочных сетей
В течение года
для СВО
Практическая
работа
Духовно-нравственное воспитание
8.
День пожилого человек
октябрь
Участие в
мероприятии ДДТ
9.
День матери
ноябрь
Видеопоздравление
мамам
10.
Моя семья – моя опора
январь
Участие в
мероприятии ДДТ
11.
Человек и его предназначение
март
Беседа
12.
Ветеранам войны посвящается
май
Участие в
мероприятии ДДТ
Профориентация
13.
Посвящение в художники
14.
Профессии, связанные с изобразительным
сентябрь
ноябрь
Конкурсноразвлекательная
программа
Беседа
искусством
15.
Моя будущая профессия – художник…
март
Анкетирование,
дискуссия
16.
Я и мои картины
май
Презентация
17.
Участие в конкурсах по изобразительному
в течение года
Детское творчество
творчеству
Здоровьесбережение
18.
Всероссийский день бега «Кросс нации»
сентябрь
Участие во
Всероссийском дне
бега
19.
Здоровый образ жизни - норма жизни
октябрь
Беседа
20.
Мы за здоровый образ жизни
декабрь
Участие в конкурсе
рисунков
21.
Шаг в бездну
февраль
Кинолекторий
22.
Не отнимай у себя завтра …
апрель
Дискуссия
23.
Что значит – быть здоровым?
май
Викторина
24.
Профилактика употребления
в течение года
Цикл бесед
в течение года
Цикл бесед
алкогольных и слабоалкогольных
напитков, энергетиков и
профилактика курения, употребления
наркотических веществ
25.
Здоровье выбери сам
Профилактическая работа по безопасности, ПДД, ППБ
26.
Простые правила безопасности
сентябрь
Беседа
27.
Трагедия Беслана
сентябрь
Видеолекторий
28.
Правила езды на велосипедах, скутерах,
сентябрь-
Беседа,
29.
мопедах в рамках месячника по ПДД
октябрь
просмотр
видеороликов
Знай правила движения, как таблицу
ноябрь
Викторина
декабрь
Беседа
умножения
30.
Как вести себя при пожаре
31.
Осторожно, мошенники!
в течение года
Цикл бесед
32.
Нет - терроризму!
в течение года
Цикл мероприятий
33.
Минутки безопасности
в течение года
Беседа
34.
Минутки профилактики по ПДД
в течение года
Беседа
Экологическое воспитание
35.
День леса
май
36.
Субботник
сентябрь,
май
37.
Сохраним родную природу
в течение года
Участие в
озеленении
территории
Участие в уборке
территории
Цикл бесед
Работа с родителями
38.
Родительское собрание «Знакомство с
сентябрь
Беседа
ноябрь
Беседа
планами объединения»
39.
Как влияет участие в жизни творческого
объединения на развитие ребенка?
40.
Успехи детей.
май
Индивидуальные
консультации
4. Список литературы
Список нормативных документов:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации».
2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015г. №
996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года».
3. Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018г. № 196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 3 сентября
2019г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных
систем дополнительного образования детей».
5. Письмо Министерства образования и науки РФ от18 ноября 2015г. № 093242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
6. Методические рекомендации об организации независимой оценки качества
дополнительного образования детей, направленные Минобрнауки России
письмом от 28 апреля 2017 г. № ВК-1232/09 «О направлении методических
рекомендаций».
Литература для педагога:
1. Алексеева, В.В. Что такое искусство? / В.В. Алексеева [текст] - М.:
«Советский художник», 1973. – 162с.
2. Грек, В.А. Рисую штрихом. / В.А. Грек [текст] - Минск: «Скорына», 1992 .
– 41 с.
3. Грунтовский, А.В., Назарова А.Г. Ефим Васильевич Честняков. / А.В.
Грунтовский, А.Г. Назарова [электронный ресурс] // Русская земля. Журнал о
русской истории икультуре http://www.rusland.spb.ru/is I 1htm - Язык русский:
доступ свободный.
4. Демакова, Т.И. Развитие креативности младшего школьника на уроках
изобразительного искусства [электронный ресурс] http:// festival. 1
september.ru /articles / 312879/ - Язык русский : доступ свободный.
5. Клиентов, А.Е. Народные промыслы. / А.Е. Клиентов [текст] - М.: «Белый
город», 2003. – 50 с.
6. Кожохина, С.К. Путешествие в мир искусства. / С.К. Кожохина [текст] Ярославль: «Пионер», 2001. – 120 с.
7. Концепция художественного образования в Российской Федерации
[электронный
ресурс]
http:www.google.ru/url?sa=t&source=web&ct=res&cd=4&ved=0CAwQFjAD&ur
l=http%3A%2F%2 Fgzalilova - Язык русский : доступ свободный.
8. Марысаев, В.Б. Рисование: теория. 3-5 кл. / В.Б. Марысаев [текст] - М.:
«Рольф», 1999.
9. Мосин, И.Г. Рисование-2. Учебное пособие для педагогов, воспитателей,
родителей. / И.Г. Мосин [текст] И.Г. Мосин [иллюстрации] - Екатеринбург:
«У-Фактория», 2000. – 120с.
10. Немов, Р.С. Психология: Учеб. пособие для студентов высших пед. учеб.
заведений. В 3 кн. Кн. 2 психология образования. / Р.С. Немов [текст] – М.:
Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1998. – 608с.
11. Основы, народного и декоративно-прикладного искусства. Программа IIV кл. для школ с углубленным изучением предметов художественноэстетического цикла. / Т.Я. Шпикалова [текст] - М.: «Просвещение», 1992.
12. Рисунок для изостудий: от простого к сложному. / А.Ф. Конев, И.Б.
Маланов [текст] – М.: АСТ, Мн.: Харвест, 2006. – 240с.
13. Рутковская, А.А. Рисование в начальной школе. \ А.А. Рутковская [текст]
- СПб.: «Нева»; М.: «Олма-Пресс», 2003. – 192с.
15.Савенков, А.И. Маленький исследователь: коллективное творчество
младших школьников. \ А.И. Савенков [текст], А.А. Селиванов
[иллюстрации] – Ярославль: Академия развития, 2004. – 128с.
16. Тюфанова, И.В. Мастерская юных художников. Конспекты занятий. \
И.В. Тюфанова [текст] - СПб.: «Детство-Пресс», 2002. – 80 с.
17. Уатт, Ф. Как научиться рисовать. Универсальное пособие для детей и
взрослых. / Ф. Уатт [текст] М.Д. Лахути [перевод с англ.] - М.: «Росмэн»,
2002. – 96с.
18. Шпикалова, Т.Я. Изобразительное искусство во втором классе. Пособие
для учителей. \ Т.Я. Шпикалова [текст] - М.: «Просвещение», 1984.
Литература для обучающихся:
1. Аксенов, Ю. А. Практические советы самодеятельным художникам./ Ю.
Аксенов - Малоярославецкая городская типография., 2011
2. Выготский, Л. Воображение и творчество в детском возрасте./
Л.Выготский - М., 1991.
3. Джин Фрэнкс. Рисунок карандашом. / АСТ, Астрель. 2007
4. Сокольникова, Н. М. Изобразительное искусство для детей. Натюрморт.
Портрет. Пейзаж. / Сокольникова, Н. М АСТ, Астрель., 2010
5. Хосе М. Паррамон. Как рисовать. Путь к мастерству./ АРТ – Родник, 2001
Эймис Л. Дж. Рисуем 50 животных./ ООО «Поппури», 2000.
Приложение 1
Оценка уровня теоретической подготовки
осуществляется по методике Хуторского А. В.:
Оценка уровня теоретической подготовки осуществляется по методике
Хуторского А. В.: Десятибалльная шкала оценивания
10-бал. шкала
Теоретические параметры
Практические параметры
оценивания
оценивания
1 балл
Присутствовал на занятиях,
Присутствовал на
Очень слабо
слушал, смотрел
занятиях, слушал, смотрел
2 балла
Отличает какое-либо явление,
Затрудняется повторить
Слабо
действие или объект от их
отрабатываемое учебное
аналогов в ситуации, при
действие за педагогом
визуальном предъявлении, но
не может объяснить
отличительные признаки
3 балла
Запомнил большую часть
Выполняет действия,
Посредственно
учебной информации, но
допускает ошибки, но не
объяснить свойства, признаки
замечает их
явления не может
4 балла
Знает изученный материал,
Выполняет учебные
Удовлетворитель применяет его на практике, но
задания, действия не в
но
затрудняется что-либо
полном объёме. Действует
объяснить с помощью
механически, без
изученных понятий
глубокого понимания
5 баллов
Развёрнуто объясняет,
Чётко выполняет учебные
Недостаточно
комментирует отдельные
задания, действия, но
хорошо
положения усвоенной теории
слабо структурирует свою
или её раздела, аспекта
деятельность, организует
свои действия
6 баллов
Без особых затруднений
Выполняет задания,
Хорошо
отвечает на большинство
действия по образцу,
вопросов по содержанию
проявляет навыки
теоретических знаний,
целенаправленнодемонстрируя осознанность
организованной
усвоенных понятий, признаков, деятельности, проявляет
стремится к самостоятельным
самостоятельность
выводам, обобщениям
7 баллов
Четко и логично излагает
Последовательно
Очень хорошо
теоретический материал,
выполняет почти все
хорошо видит связь
учебные задания, действия.
теоретических знаний с
В простейших случаях
практикой
применяет знания на
практике, отрабатывает
умения в практической
деятельности
8 баллов
Отлично
9 баллов
Великолепно
10 баллов
Прекрасно
Демонстрирует полное
понимание сути изученной
теории и основных её
составляющих, применяет её на
Легко выполняет
разнообразные творческие
задания на уровне переноса,
основанных на приобретенных
умениях и навыках
Способен к инициативному
поведению в проблемных
творческих ситуациях,
выходящих за пределы
требований учебной
деятельности
Выполняет разнообразные
практические задания,
иногда допуская
несущественные ошибки,
С оптимизмом встречает
затруднения в учебной
деятельности, стремится
найти, различные варианты
преодоления затруднений,
минимально используя
поддержку педагога
Оригинально, нестандартно
применяет полученные
знания на практике.
Формируя самостоятельно
новые умения на базе
полученных ранее знаний и
сформированных умений и
навыков
Качество обучения при использовании десятибалльной шкалы, как
соответствующее конкретному показателю обученности, более достоверно
характеризуется исходя из пяти его показателей, где:
• высокое качество (ВК) – это «перенос» ЗУН в практику;
• хорошее качество (ХК) – «элементарные умения и навыки»;
• среднее (СК) – «понимание»;
• низкое (НК) - «запоминание»;
• плохое качество (ПК) – «узнавание» (различение, распознавание).
Оценка по показателям осуществляется по трём уровням:
• высокий – 8-10 баллов – овладел знаниями, умениями, навыками; качество
сформировано на достаточно высоком уровне;
• средний – 5-7 баллов – знания, умения, навыки, качества в процессе
формирования;
• низкий – 1-4 баллов – знания, умения, навыки не усвоены; качество не
сформировано.
Приложение 2
Оценочные материалы для проведения аттестации
по итогам учебного года
Предмет: изобразительное искусство
Время проведения: 40 минут
Форма проведения: тест
Критерии оценивания:
% выполнения
заданий
85%-100%
65%-84%
40%-64%
Менее 40%
Тестовый балл
Аттестационная отметка
21-25
16-21
10-16
Менее 10
«5» («отлично»)
«4» («хорошо»)
«3» («удовлетворительно»)
«неудовлетворительно»
(задание не выполнено)
1 год обучения.
Вариант 1.
1.Женская фигура по представлению русского крестьянина –это божество,
выражавшее представление…
А. о небе
Б. о поле
В. о земле
Г. о реке
2.Окна изб украшают.
А. лобовые доски.
Б. наличники
В. причелины.
Г. полотенце.
3.Талисман, символический знак, символическое изображение, выполняющее
защитную, охранительную функцию.
А. крест.
Б. подвеска.
В. оберег.
Г. кулон.
4.Русский шаровидный вместительный сосуд для питья на пирах вкруговую.
А. братина.
Б. ендова.
В. бурак.
Г. туес.
5.Деревянная точеная палочка, на которую пряха наматывает нить?
А. иголка.
Б. прялка.
В. веретено.
Г. валек.
6.Хохломской узор из удлиненных, слегка изогнутых былинок, написанных в
виде ритмически чередующихся кустиков.
А. травка.
Б. криуль.
В. розан.
Г. купавка.
7.Гжельские изделия выполнены из
А. дерево.
Б. камень.
В. керамика.
Г. глина.
Вариант 2.
1.В каком центе не изготавливают глиняные игрушки?
А. Каргополь.
Б. Дымково.
В. Филимоново.
В. Семеново.
2.Старинный русский женский головной убор.
А. шляпа.
Б. кокошник.
В. кепка.
Г. платок.
4. Священный цветок в Древнем Египте.
А. роза
Б. лотос.
В. лилия.
Г. тюльпан.
5. Отличительный знак государства, города, сословия, рода.
А. эмблема.
Б. значок.
В. гимн.
Г. герб.
6. Техника росписи ткани, рисунок на которую наносится ручным способом.
А. панно
Б. гобелен
В. батик
Г. витраж
7. В этом центре народного творчества изготавливают и расписывают
подносы.
А. Хохлома.
Б. Гжель.
В. Жостово.
Г. Городец.
.
Вариант 3.
1.Произведение декоративного искусства, выполненного из цветного стекла.
А. панно
Б. гобелен
В. Батик
Г. витраж
2.Жанр изобразительного искусства, когда на картине могут быть
изображены один или несколько человек.
А. портрет
Б. пейзаж
В. Натюрморт
Г. исторический.
3. Изображение природы.
А. портрет
Б. пейзаж
В. натюрморт
Г. исторический.
4. Укажите соответствие картины художника и жанра, в котором она
выполнена.
А. А. Венецианов «Жница.»
1.пейзаж.
Б. В. Суриков «Меншиков в Березове.»
2.портрет.
В. К. Юон. «Утро индустриальной Москвы.»
3.натюрморт
Г. И. Машков « Московская снедь. Хлеба.»
4.исторический.
5.Узор, предназначенный для украшения различных предметов.
А. украшение
Б. орнамент
В. рисунок
Г. наклейка.
6. Непрозрачные краски, растворяющиеся водой.
А. акварель.
Б. масляная
В. гуашь
Г. темпера.
7. Временный публичный показ художественных произведений.
А. концерт
Б. выставка
В. кино
Г. театр.
2 год обучения
Вариант 1.
1.Один из видов изобразительного искусства, главным языком которого
является линия, а роль цвета ограничена и условна.
а) графика;
б) живопись;
в) скульптура;
г) ДПИ.
2. Жанр изобразительного искусства, в котором главный герой – природа.
а) натюрморт;
б) пейзаж;
в) портрет;
г) анимализм.
3. Художественное произведение, повторяющее другое.
а) оригинал;
б) подлинник;
в) копия;
г) репродукция.
4. Рисунок в книге.
а) набросок;
б) иллюстрация;
в) плакат;
г) репродукция.
5. Красный, жёлтый, оранжевый – это цвета…
а) ахроматические;
б) холодные;
в) основные;
г) тёплые.
6. Техника живописи и графики, а так же карандаши для неё в виде коротких
разноцветных палочек.
а) акварель;
б) темпера;
в) пастель;
г) гуашь.
7. Монументальная живопись, изображение или узоры, которые выполнены
из цветных камней, смальты, керамических плиток.
а) витраж;
б) мозаика;
в) панно;
г) фреска.
8. Назовите известного русского художника – сказочника автора картин
«Богатыри», «Алёнушка», «Иван – царевич на сером волке».
а) И. Н. Крамской;
б) И. Е. Репин;
в) М. В. Васнецов;
г) Н. Н. Ге.
9. Как называли архитекторов в Древней Руси?
а) зодчий;
б) ваятель;
в) офеня;
г) коробейник.
10. Кто является автором иконы «Троица», написанной для иконостаса
а) Д. Чёрный;
б) А. Рублёв;
в) Ф. Грек;
г) Прохор из Городца.
11. Передача из поколения в поколение обычаев, навыков, правил.
а) обряд;
б) культура;
в) цивилизация;
г) традиции.
12. Как называется посуда из глины?
а) хрусталь;
б) пластик;
в) керамика;
г) стекло.
13. Ей украшали рубахи вокруг ворота, по рукавам, по подолу.
а) вышивка;
б) батик;
в) роспись;
г) лента.
14. Материал, из которого изготавливают дымковскую игрушку.
а) дерево;
б) глина;
в) пластик;
г) пластилин.
15. Назовите российский город, известный с конца XIX в. Своей расписной
деревянной посудой.
а) Сергеев Посад;
б) Палех;
в) Хотьково;
г) Хохлома
Вариант 2
1. Вид изобразительного искусства, основным выразительным средством
которого является цвет.
а) графика;
б) живопись;
в) скульптура;
г) ДПИ.
2. Жанр изобразительного искусства, в котором главный герой – не живой
предмет.
а) натюрморт;
б) пейзаж;
в) портрет;
г) анимализм.
3. Художник, изображающий в своих произведениях животных
а) маринист;
б) пейзажист;
в) анималист;
г) баталист.
4. Особый вид графики, рекламирующий товары, приглашающий посетить
театры и выставки.
а) иллюстрация;
б) плакат;
в) промышленная графика;
г) книжная графика.
5. Синий, голубой, фиолетовый, – это цвета…
а) холодные;
б) хроматические;
в) тёплые;
г) основные.
6. Водяная не прозрачная, плотная краска, которая при высыхании светлеет.
а) акварель;
б) темпера;
в) пастель;
г) гуашь.
7. Живопись по сырой штукатурке.
а) мозаика;
б) витраж;
в) фреска;
г) панно.
8. Под каким общим названием вошли в историю художники,
объединившись в одно сообщество?
а) «барбизонцы»;
б) «малые голландцы»;
в) портретисты;
г) «передвижники».
9. Как называются постройки из дерева?
а) архитектура;
б) скульптура;
в) зодчество;
г) памятники.
10. Какой город Древней Руси называют матерью русских городов?
а) Новгород;
б) Киев;
в) Владимир;
г) Смоленск.
11. Предмет или изобразительный знак, имеющий охранительное значение.
а) оберёг;
б) талисман;
в) сувенир;
г) фетиш.
12. Как называется сказочная птица с человеческим лицом, изображаемая на
старинных русских лубочных картинах?
а) Фенист;
б) Филин;
в) Сокол;
г) Алконост.
13. Какой предмет верхней одежды был наиболее распространён у мужчин –
россиян в XVII веке?
а) кафтан;
б) опашень;
в) охабень;
г) ферязь.
14. Глиняная игрушка, узор, которой состоит из кружков, полосок, точек.
а) Филимоновская;
б) Каргопольская;
в) Дымковская;
г) Тульская.
15. Назовите город Московской губернии, где зародилась фаянсовое и
фарфоровое производство.
а) Павлов Посад;
б) Гжель;
в) Вербилкин;
г) Хотьково.
3 год обучения
Вариант 1
1.Система пропорций человеческой фигуры, которая делила изображения на
части, это –
A. Эвпипид
B. Фасад
C. Фенор
D. Канон
2. Первый скульптор древности, изобразивший человека в движении, это
A. Фидий
B. Поликлет
C. Мирон
D. Пифагор
3. Универсальный принцип гармонии и красоты в пропорциях –
A. Золотое сечение
B. Канон
C. Лепка формы
D. Тон
4. У взрослого человека размер головы занимает
A. 1/7 часть роста
B. 1/6 часть роста
C. 1/8 часть роста
D. 1/9 часть роста
5. Размерные соотношения элементов или частей формы между собой, а
также между различными объектами
A. Канонами
B. Корами
C. Пропорциями
D. Золотым сечением
6. Линия глаз взрослого человека располагается на
A. 1/2 высоты головы
B. 2/3 высоты головы
C. 1/3 высоты головы
D. У каждого человека по разному
7. Статуя “Дискобол" создана
A. Пифагором
B. Лисиппом
C. Мироном
D. Микеланджело
8. Выбери вид изобразительного искусства, где изображен человек.
A. Архитектура
B. Живопись
C. Декоративно-прикладное искусство
D. Анимализм
9.Построение художественного произведения, обусловленное его
содержанием, характером и назначением.
A. Колорит
B. Сюжет
C. Композиция
D. Перспектива
10. В парадном портрете изображают ...
A. Бедность человека
B. Заслуги, богатство одежд
C. Выявление характера
D. Искаженное изображение человека
11.Какой портрет называют групповым?
A. Где изображен один человек
B. Где изображено несколько человек
C. Где изображен человек с животным
12. Понятие бытового жанра формируется в европейском искусстве нового
времени, его родиной считается ...
A. Франция
B. Голландия
C. Россия
D. Польша
13. Художник, изображающий море?
A. Анималист
B. Пейзажист
C. Маринист
D. Авангардист
14.Скульптура - одно из самых древних искусств, что в переводе с
латинского означает:
A. Лепить
B. Высекать
C. Творить
D. Воять
15. Крупнейший в мире музей русского искусства –
Третьяковская галерея находится в:
A. С-Петербург
B. Великий Новгород
C. Пушкино
D. Москва
16.Русский художник, сказочник, автор картин "Богатыри", "Аленушка",
"Коверсамолет".
A. И. Билибин
B. В. Васильев
C. В. Васнецов
D. К. Брюлов
17. Батальный жанр - ...
A. Жанр отражающий значительные для истории народа события
B. Посвящен темам войны, битв, походов и эпизодов военной жизни
C. Изображение природы
D. Изображение предметов быта
18. Как называется жанр тематических картин, в основу которых легли
мифы?
A. Исторический
B. Мифологический
C. Библейский
19. Какой из перечисленных шрифтов применяется в афишах и в заголовках
стенгазет.
A. Гротекс
B. Итальянский
C. Стандартный
D. Египетский
20. Страницы старинных рукописных книг были украшены рисунками,
иллюстрировавшими текст книги. Эти рисунки назывались ....
A. Литографиями
B. Миниатюрами
C. Иллюстрациями
D. Ксилографиями
Вариант 2
1. Первый скульптор древности, изобразивший человека в движении, это
A. Фидий
B. Поликлет
C. Мирон
D. Пифагор
2. Основу деления фигуры положили...
A. Греки
B. Египтяне
C. Римляне
D. Персы
3. Статуя “Дискобол" создана
A. Пифагором
B. Лисиппом
C. Мироном
D. Микеланджело
4. Линия глаз взрослого человека располагается на
A. 1/2 высоты головы
B. 2/3 высоты головы
C. 1/3 высоты головы
D. У каждого человека по разному
5. Универсальный принцип гармонии и красоты в пропорциях –
A. Золотое сечение
B. Канон
C. Лепка формы
D. Тон
6. Система пропорций человеческой фигуры, которая делила изображения на
части, это –
A. Эвпипид
B. Фасад
C. Фенор
D. Канон
7. У взрослого человека размер головы занимает
A. 1/7 часть роста
B. 1/6 часть роста
C. 1/8 часть роста
D. 1/9 часть роста.
8. Размерные соотношения элементов или частей формы между собой, а
также между различными объектами
A. Канонами
B. Корами
C. Пропорциями
D. Золотым сечением
9. Назовите правильную последовательность этапов создания картины?
A. Выбрать тему, придумать сюжет, содержание, изо материалы, сделать
эскиз, перенести на картину
B. Сделать эскиз, выбрать тему, выбрать изо материалы, придумать сюжет,
перенести на картину, придумать содержание
C. Придумать сюжет, выбрать изо материалы, выполнить картину, сделать
эскиз, выбрать тему
10. Выбери из перечисленного виды изобразительного искусства.
A. Портрет
B. Архитектура
C. Графика
D. Натюрморт
E. Живопись
11. Что из ниже перечисленного является видом графики?
A. Пейзаж
B. Портрет
C. Плакат
D. Натюрморт
12. Выбери вид изобразительного искусства, где изображен человек.
A. Архитектура
B. Живопись
C. Декоративно-прикладное искусство
D. Анимализм
13.В парадном портрете изображают ...
A. Бедность человека
B. Заслуги, богатство одежд
C. Выявление характера
D. Искаженное изображение человека
14.Какой портрет называют групповым?
A. Где изображен один человек
B. Где изображено несколько человек
C. Где изображен человек с животным
15. Что создают художники?
A. Предметы быта
B. Произведения искусства
C. Ювелирные украшения
D. Книги
16.Пространственное искусство (визуальное).
A. Театр
B. Музыка
C. Живопись
D. Архитектура
17.Исторический жанр - это ...
A. Отражающие значительные для истории народа события
B. Жизнерадостные картины из жизни золотой молодежи и офицеров
C. Изображение сказочных и былинных героев
D. Посвящен темам войны, битв, походов
18. Как называется жанр тематических картин, в основу которых легли
былины и сказки?
A. Библейский
B. Мифологический
C. Сказочно-былинный
19. Плакат - это ...
A. Обратная сторона переплетной крышки.
B. Показать что-либо и раскрыть внутреннюю сущность изображаемого.
C. Эскиз композиции на выбранную тему из своей жизни с оригинальным
названием.
D. Броское изображение на крупном листе с кратким пояснительным
текстом, выполненное в агитационных, информационных или учебных целях.
20. Переплеты особо роскошных книг изготовляли из золота и серебра,
украшали чеканкой, сканью, эмалью, жемчугом, драгоценными камнями,
такие переплеты назывались ...
A. Кодекс
B. Оклад
C. Пергамент
D. Полиптих