1. Общие положения
1.1. Настоящее положение разработано в соответствии с:
- Федеральным Законом от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
- Приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 года №196
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от
04.07.2014
года
№
41
«Об
утверждении
СанПиН
2.4.4.3172-14
«Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
режима работы организаций дополнительного образования детей»;
- Концепцией развития дополнительного образования детей (Распоряжение
Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 года № 1726-р).
При разработке настоящего положения учитывались «Методические рекомендации по
реализации
общеобразовательных
программ,
способствующих
социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с
ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учѐтом их
образовательных потребностей (Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 года).
При организации образовательной деятельности по адаптированным дополнительным
общеразвивающим программам необходимо учитывать:
- порядок применения электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий при реализации образовательных программ, утв. приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 9 января 2014 года № 2;
- примерная форма договора об образовании на обучение по дополнительным
образовательным программам, утв. приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 25 октября 2013 года № 1185.
1.2. Настоящее положение регламентирует порядок разработки, утверждения, структуру и
содержание адаптированных дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих)
программ.
1.3. Адаптированная дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая)
программа (далее – программа) разрабатывается с целью обеспечения реализации прав
детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – дети с ОВЗ), детей-инвалидов и
инвалидов на дополнительное образование.
Программа реализуется в пространстве, неограниченном образовательными стандартами.
1.4. Содержание программы должно быть предусмотрено для детей с ОВЗ (ЗПР), детейинвалидов и инвалидов.
Образовательная деятельность для детей с ОВЗ, детей - инвалидов и инвалидов
направлена на:
- удовлетворение познавательного интереса детей, расширение их знаний о мире и о себе;
- адаптацию ребѐнка к условиям детско-взрослой общности;
- обеспечение более высокого уровня физического, социально-нравственного,
художественно-эстетического развития;
- удовлетворѐнность ребѐнком своей деятельностью, на их самореализацию;
- повышение творческой активности ребѐнка, проявление инициативы и
любознательности;
- максимально полную адаптацию к жизни в обществе, семье, к обучению в среде
здоровых сверстников;
- формирование мотивов к конструктивному взаимодействию и сотрудничеству со
сверстниками и педагогами.
1.5. При разработке программы учитываются направленность деятельности, уровень
освоения, возраст, уровень подготовки учащихся, наличие условий, санитарные нормы,
требования современной педагогической науки. Программа может быть различной
направленности: технической, спортивной, художественной, социально-педагогической.
1.6. Сроки реализации программы определяются еѐ содержанием. Программа составляется
педагогом дополнительного образования (далее – педагог) или коллективом авторов по
определенной направленности или нескольким направленностям на весь период обучения
(от нескольких недель, месяцев до 3 и более лет обучения).
1.7. При реализации программы могут предусматриваться как аудиторные, так и
внеаудиторные (самостоятельные) занятия, которые проводятся по группам или
индивидуально.
2. Технология и алгоритм разработки, утверждения адаптированных
дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ
2.1. Программа может разрабатываться как самостоятельный документ, так и на основе
дополнительной общеразвивающей программы для нормально развивающихся детей с
учетом включения в образовательную деятельность детей с ОВЗ, детей-инвалидов и
инвалидов,объединенных в одну группу (творческое объединение).
2.2. При разработке и утверждению программы педагог:
2.2.1. Учитывает:
- возрастные и индивидуальные особенности детей;
- запрос родителей;
- медицинские рекомендации;
- рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии.
2.2.2. Четко формулирует цели и задачи с учѐтом различных групп детей.
2.2.3. Определяет необходимость в дополнении или изменении учебного плана.
2.2.4. Определяет формы получения образования, режим занятий как групповых, так и
индивидуальных, дополнительные виды психолого-педагогического сопровождения,
промежуточные и итоговые результаты и т.д.
2.3. Освоение всего объѐма программы, курса, модуля программы сопровождается
промежуточной аттестацией учащихся, проводимой в формах, определѐнных учебным
планом, и в порядке, установленном в Учреждении.
2.4. Адаптация программ для детей с ОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов требует больше
времени для освоения учебного материала. Поэтому сложность и объем учебного
материала должен быть уменьшен и облегчен. Дети от достаточно простых задач
постепенно переходят к более сложным, систематически повторяя и закрепляя учебный
материал, приобретенные навыки и умения.
2.5. Адаптация дополнительной общеразвивающей программы включает:
2.5.1. Своевременное выявление трудностей в обучении у детей с ОВЗ, детей-инвалидов и
инвалидов.
2.5.2. Определение особенностей организации образовательной деятельности в
соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребенка, структурой нарушения
развития и степенью его выраженности.
2.5.3. Создание условий, способствующих освоению детьми с ОВЗ, детей-инвалидов и
инвалидов программы:
- обеспечение дифференцированных условий (оптимальный режим учебных нагрузок,
вариативные формы получения образования и специализированной помощи) в
соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии и/или
психолого-педагогического консилиума;
- составление педагогами индивидуальных планов занятий с учетом особенностей детей;
- обеспечение психолого-педагогических условий (учет индивидуальных особенностей
ребенка; коррекционная направленность образовательной деятельности; соблюдение
комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических
технологий, в том числе информационных для оптимизации образовательной
деятельности, повышения еѐ эффективности, доступности);
- обеспечение здоровьесберегающих условий (оздоровительный и охранительный режим,
укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических,
умственных и психологических перегрузок учащихся, соблюдение санитарногигиенических правил и норм).
2.5.4. Реализация системы мероприятий по социальной адаптации детей с ОВЗ, детейинвалидов и инвалидов: обеспечение участия всех детей, независимо от степени
выраженности нарушений развития, вместе с нормально развивающимися детьми в
воспитательных, культурноразвлекательных мероприятиях, конкурсах, выступлениях,
концертах, фестивалях и т.п.
2.5.5. Оказание консультативной и методической помощи родителям (законным
представителям) детей с ОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов по вопросам развития и
обучения ребенка, вопросам правового обеспечения, иным вопросам.
2.6. При адаптации дополнительной общеразвивающей программы необходимо:
- учесть особенности и возможности направленности программ для раскрытия
творческого потенциала, формирования социальных и жизненных компетенций детей с
ОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов;
- показать специфику Учреждения, так как программа должна учитывать тип и вид
Учреждения, а также образовательные потребности и запросы учащихся.
2.7. Прежде чем разрабатывать программу педагогу необходимо ознакомиться с
результатами психолого-педагогической диагностики детей с ОВЗ, детей-инвалидов и
инвалидов: медицинское, психологическое, при необходимости дефектологическое,
логопедическое, социально-педагогическое обследование, которое позволяет определить:
- характер особых потребностей ребенка в целом;
- актуальный уровень конкретного ребѐнка;
- индивидуальные потенциальные возможности ребенка.
2.8. При разработке программы педагог:
- исходит из возможностей детей с ОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов, а не из того чем
они могут овладеть, определяет зону ближайшего и актуального развития каждого
ребѐнка, ставит соответствующие цели и задачи;
- создаѐт условия для «социальных» проб, для того, чтобы ребѐнок проявлял
самостоятельность, сотрудничал со здоровыми сверстниками и чтобы с их помощью у
ребѐнка происходило постоянное преодоление грани между актуальным уровнем развития
и зоной ближайшего развития.
2.9. Прогнозирование достижений обучающегося осуществляется всеми участниками
детсковзрослого сообщества: самим ребенком, его родителями, специалистами и
педагогами дополнительного образования. Педагог выстраивает свою программу таким
образом, чтобы дети сумели реализовать свой потенциал на должном уровне и в полной
мере. Для детей, имеющих трудности в обучении, педагоги прописывают индивидуальные
цели и задачи каждого занятия, подбирают индивидуальные задания и задания, которые
ребенок сможет реализовать с помощью детско-взрослого сообщества.
2.10. Для успешного решения поставленных задач педагогам необходимо обратить
внимание на выбор способов для их осуществления. Критериями выбора этих способов
являются следующие:
- учет индивидуальных особенностей ребенка, т.е. обеспечение личностноориентированной поддержки и сопровождения развития творческого потенциала;
- практико-ориентированная направленность интересов и потребностей ребенка;
- связь направленности программы дополнительного образования с жизненными и
социальными компетенциями;
- включение детско-взрослого сообщества в совместную деятельность по оказанию
помощи друг другу;
- ориентация на постоянное развитие творческого потенциала;
- привлечение дополнительных ресурсов социальных партнеров программы.
2.11. В качестве предметных результатов можно выделить усвоение обучающимися
конкретных элементов социального опыта, изменение уровня знаний, умений и навыков
исходя из приобретенного самостоятельного опыта разрешения проблем, опыта
творческой деятельности в среде здоровых сверстников.
Приоритетным является не овладение знаний, а приобретение умений применять знания,
овладение определенными способами социальных и учебных действий. Предметные
результаты невозможны без метапредметных, в качестве которых могут быть способы
деятельности, применяемые как в рамках образовательной деятельности, так и при
разрешении проблем в реальных, социальных и жизненных ситуациях.
2.12. Личностными результатами освоения детьми с ОВЗ, детьми-инвалидами,
инвалидами программы могут быть:
- адаптация ребенка к условиям детско-взрослой общности;
- удовлетворенность ребенком своей, деятельностью в объединении, его самореализация;
- повышение творческой активности ребенка, проявление инициативы и
любознательности;
- формирование ценностных ориентаций;
- формирование мотивов к конструктивному взаимодействию и сотрудничеству со
сверстниками и педагогами;
- навыки в изложении своих мыслей, взглядов;
- навыки конструктивного взаимодействия в конфликтных ситуациях, толерантное
отношение;
- развитие жизненных, социальных компетенций, таких как: автономность (способность
делать выбор и контролировать личную и общественную жизнь); ответственность
(способность принимать ответственность за свои действия и их последствия;
мировоззрение (следование социально значимым ценностям); социальный интерес
(способность интересоваться другими и принимать участие в их жизни; готовность к
сотрудничеству и помощи даже при неблагоприятных и затруднительных
обстоятельствах; склонность человека давать другим больше, чем требовать); патриотизм
и гражданская позиция (проявление гражданскопатриотических чувств); культура
целеполагания (умение ставить цели и их достигать, не ущемляя прав и свобод
окружающих людей); умение «презентовать» себя и свои проекты).
2.12.1. Педагог создаѐт благоприятные условия для последовательного развития с
оптимальными для любого ребенка физическими и умственными затратами и с фиксацией
видимого результата. И именно эти успехи важно закреплять и стимулировать детей к их
дальнейшему развитию.
2.13. Алгоритм действий педагога по адаптации дополнительной общеразвивающей
программы для с ОВЗ следующий:
2.13.1. Сформулировать цели программы с учетом целей развития обучающихся.
2.13.2. Определить целевую аудиторию программы: это может быть группа, состоящая из
детей нормально развивающихся и детей с ОВЗ или с инвалидностью; это может быть
смешанная группа,состоящая из детей с разными особенностями развития; это может быть
детско-родительская группа.
2.13.3. Познакомиться с особенностями развития детей, определить их возможности в
освоении программы, познакомиться с рекомендациями ПМПК .Педагогу следует
опираться на сильные стороны обучающихся, создавать возможность продвижения по
индивидуальной траектории, которая соответствует зоне их ближайшего развития.
2.13.4. При проектировании планируемых результатов программы целесообразно
проанализировать требования к предметным, метапредметным и личностным результатам,
сформулированным во ФГОС начального, основного, среднего общего образования, и
ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ и ФГОС для детей с ОВЗ,
требования к организации образовательной деятельности, установленные Приказом
Министерства Просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 года №196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам».
2.13.5. Прописать:
- планируемые результаты освоения программы для детей с ОВЗ, детей-инвалидов и
инвалидов;
- содержание программы, составить учебный план с учетом особенностей детей с ОВЗ,
детей-инвалидов и инвалидов.
2.13.6. Согласовать содержание программы относительно особых образовательных
потребностей обучающихся на психолого-педагогическом консилиуме (при его наличии)
с учетом мнения родителей, привести его в соответствие с индивидуальным планом
конкретного ребѐнка. При реализации программы в проектной форме прописать этапы
проектной деятельности.
2.13.7. Составить перечень дидактического, справочного материала, в том числе с учетом
особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов.
2.13.8. Составить перечень учебных средств и оборудования, необходимых для
реализации программы, в том числе с учетом особых образовательных потребностей
детей с ОВЗ, детей инвалидов и инвалидов.
2.13.9. Определить формы и средства входного и текущего контроля, промежуточной
(итоговой) аттестации освоения программы. Для детей с ОВЗ, детей-инвалидов и
инвалидов планируются адаптированные средства контроля.
2.11.10. Представить программу педагогическому совету Учреждения.
2.13.11. При необходимости доработать программу с учетом рекомендаций членов
педагогического совета.
2.13.12. Педагог использует программу после еѐ утверждения приказом директора
Учреждения.
2.13.13. Программа размещается на сайте Учреждения. Педагог вправе разместить
программу на персональном сайте и/или в любом другом информационном пространстве,
открытом для родительской и иной общественности.
2.14. Программы:
- обновляются с учѐтом развития науки и техники, культуры, экономики, технологий и
социальной сферы, а также с учѐтом выявленных трудностей в освоении программы,
проведения
процедуры входного и текущего контроля, промежуточной (итоговой) аттестации;
- утверждаются на каждый учебный год с учѐтом их обновления.
2.15. Программа на новый учебный год рассматривается и принимается на заседании
педагогического совета Учреждения до 1 сентября текущего учебного года, утверждается
приказом директора не позднее 2 сентября текущего учебного года. Педагог вправе внести
программу с последующим еѐ рецензированием и утверждением.
2.16. Изменения и дополнения в программу вносятся с учетом результатов мониторинга
полноты и качества реализации программы, последних изменений в законодательстве,
новых нормативных актов и документов. Внесенные изменения и дополнения в
программу проходят процедуру рассмотрения и согласования на педагогическом совете,
утверждаются приказом директора Учреждения.
2.17. Один экземпляр утвержденной программы хранится в учебной части Учреждения,
второй – у педагога.
3. Структура адаптированной дополнительной общеразвивающей программы
Титульный лист программы (лат. Titulus – «надпись, заглавие») – первая страница,
предваряющая текст программы и служащая источником библиографической
информации, необходимой для идентификации документа ( наименование вышестоящего
органа управления образования (Учредителя); наименование образовательной
организации, гриф принятия программы с указанием названия органа управления
Учреждения, принявшего программу, номера протокола, даты принятия), гриф
утверждения программы (с указанием даты и номераприказа), название программы,
адресат программы, срок ее реализации, направленность программы, ФИО разработчика(ов) программы, город и год ее разработки)
3.1. Пояснительная записка (общая характеристика программы)
3.1.1. Информационные материалы о программе: разработчик программы указывает
информацию об источниках разработки программы.
3.1.2.Направленность (профиль) программы – техническая, спортивная, художественная,
социально-педагогическая.
3.1.3. Значимость (актуальность) и педагогическая целесообразность программы –
современность предлагаемой программы, еѐ значимость для развития образовательного
пространства, соответствие современным направлениям развития дополнительного
образования: ответ на вопрос, зачем современным детям в современных условиях нужна
конкретная программа.
3.1.4.Отличительные особенности программы – характерные свойства, отличающие
программу от других, уже существующих программ (следует указать названия и авторов
предшествующих аналогичных программ); отличительные черты, основные идеи, которые
придают программе своеобразие.
3.1.5. Цель и задачи программы.
Цель – это стратегия, фиксирующая желаемый конечный результат; должна быть ясна,
конкретна, перспективна, реальна, значима.
Задачи – это те конкретные результаты реализации программы, суммарным выражением
которых и является поставленная цель (поэтапный способ достижения цели);
формулировать задачи следует в едином ключе, придерживаясь во всех формулировках
единой глагольной формы (познакомить, обучить, сформировать, обеспечить, расширить,
поддержать, предоставитьвозможность, т.п.). Для детей с ОВЗ, детей-инвалидов и
инвалидов задачи должны быть адаптированы.
Классификация задач:
- образовательные;
- развивающие;
- воспитательные.
3.1.6.Адресат программы – примерный портрет учащегося, для которого будет
актуальным обучение по данной программе: краткая характеристика возрастных
особенностей обучающихся, иных медико-психолого-педагогических характеристик.
Необходимо указать:
- для какой категории детей предназначена программа (степень предварительной
подготовки, уровень формирования интересов и мотивации к данному виду деятельности,
наличие способностей, физическое здоровье, половая принадлежность и т.п.);
- какому возрасту детей адресована программа;
- предполагаемый состав (одного или разных возрастов);
- система набора в группы.
3.1.7.Срок освоения программы определяется содержанием программы и
прогнозируемыми результатами программы – количество недель, месяцев, лет,
необходимых для ее освоения (например, 2 года, 72 недели, 18 месяцев). Сроки освоения
программы для детей с ОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов могут быть увеличены с
учѐтом особенностей их психофизического развития в соответствии с заключением
психолого-медико-педагогической комиссии.
3.1.8.Форма обучения – очная
3.1.9.Режим занятий – периодичность и продолжительность занятий (общее
количество часов в год; количество часов и занятий в неделю с указанием перерыва между
занятиями (например, 1 год обучения; 2 раза в неделю по 2 часа; перерыв между
занятиями по 10 минут).
3.1.10. Особенности организации образовательной деятельности – в данном разделе
указываются:
- особенности организации образовательной деятельности по программе, например,
образовательная деятельность организована в традиционной форме; на основе сетевого
взаимодействия организаций; с применением дистанционных технологий; посредством
организации электронного обучения; на основе реализации модульного подхода; в
соответствии с индивидуальными учебными планами;
- особенности организации образовательной деятельности для детей с ОВЗ, детей
инвалидов и инвалидов.
3.2. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной
(общеразвивающей) программы
3.2.1.Объем программы – общее количество учебных часов, запланированных на весь
период обучения, необходимых для освоения программы (например, 180 часов: 1-ый год
обучения 72 часа, 2-ой год обучения 108 ч.). Формула расчѐта годового количества:
количество часов в неделю умножается на продолжительность учебного года, которая
составляет 36 недель. Расчѐт количества часов ведѐтся на одну учебную группу или на
одного обучающегося, если это индивидуальное обучение.
3.2.2.Содержание программы – это реферативное описание разделов и тем программы
на весь период обучения в соответствии с последовательностью, заданной учебным
планом,включая описание теоретической и практической частей. Практические занятия
должны преобладать над теоретическими. Содержание программы расписывается по
годам обучения. Материал излагается назывными предложениями. В содержании могут
быть представлены вариативные образовательные маршруты. Содержание программы
может быть представлено в текстовой и табличной форме Содержание каждого года
обучения оформляется отдельно.
В содержание программы рекомендуется включить концертную, выставочную или
соревновательную деятельность; мероприятия воспитывающего и познавательного
характера, итоговое занятие, отчѐтные мероприятия, которые непосредственно связаны с
содержанием программы. При включении в программу экскурсий, игровых занятий,
досуговых массовых мероприятий в содержании указываются тема и место проведения
каждой экскурсии, игры, мероприятия, т.п.
При адаптации содержания дополнительной общеразвивающей программы:
- конкретизируются и детализируются темы;
- распределяется материал по этапам и периодам изучения, время, отведенное на
изучение, между разделами и темами по их дидактической значимости, а также исходя из
материально-технических ресурсов Учреждения.
3.2.3. Планируемые результаты – совокупность знаний, умений, навыков, личностных
качеств, компетенций, приобретаемых обучающимися при освоении программы,
формулируются с учетом цели, задач обучения, развития, воспитания, содержания
программы. Планируемые результаты прописываются на каждый года обучения,
ориентируются на метапредметные и личностные результаты
3.3. Комплекс организационно-педагогических условий
3.3.1. Учебный план:
- содержит название разделов и тем программы, количество теоретических и
практических часов;
- оформляется в табличной форме
- формы промежуточной (итоговой) аттестации прописываются в соответствии с
локальным актом о промежуточной аттестации.
Учебный план составляется на каждый год обучения. Количество часов в учебном плане
распределяется из расчета на одну учебную группу или на 1 ученика, если это программа
индивидуального обучения.
При планировании темы для групповых занятий, индивидуальных и коррекционных
занятий для нормально развивающихся детей, детей с ОВЗ, детей инвалидов и инвалидов
учебный план составляется один.
3.3.2.Календарный учебный график
Календарный учебный график – составная часть программы определяющая:
- количество учебных недель;
- количество часов (на год обучения, на неделю, на месяц);
- формы промежуточной аттестации.
Календарный учебный график составляется на текущий учебный год в соответствии с
учебным планом программы на одну группу по годам обучения текущего учебного года
3.3.3.Условия реализации программы – реальная и доступная совокупность условий
реализации программы. Данный раздел включает характеристики:
Материально-техническое обеспечение:
- характеристика помещения для занятий;
- перечень оборудования, инструментов и материалов, необходимых для реализации
программы,
Информационное обеспечение учебного процесса: аудио-, видео-, фотоматериалы,
Интернет-ресурсы, т.п.
Кадровое обеспечение: педагог, реализующий адаптированную дополнительную
общеразвивающую программу, обязательно должен пройти курсы повышения
квалификации по организации образовательной деятельности для детей с ОВЗ, детейинвалидов и инвалидов.
Условия получения образования и адаптации детей с ОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов,
включая компьютерные инструменты образования, ориентированные на удовлетворение
особых образовательных потребностей;
- рабочее место для детей с ОВЗ или с инвалидностью;
- технические средства комфортного доступа детей с ОВЗ или с инвалидностью к
возможности получения дополнительного образования.
Коррекционная работа: система мероприятий по социальной адаптации детей с ОВЗ,
детей-инвалидов и инвалидов.
3.3.4. Формы аттестации учащихся. Оценочные материалы
Для отслеживания результативности образовательной деятельности обучающихся
используются следующие виды контроля:
- входной контроль;
- текущий контроль;
- промежуточная (итоговая) аттестация.
Форма контроля, промежуточной (итоговой) аттестации определяются педагогическим
работником – разработчиком дополнительной общеразвивающей программы для
определения результативности обучения обучающихся.
Документальные формы, отражающие достижения каждого обучащегося могут быть
представлены в виде папки достижений обучающихся, карт оценки результатов освоения
программы, портфолио обучающихся и т.д.
Оценочные материалы – описание диагностических методик, позволяющих определить
достижение обучающимися планируемых результатов.
Формы контроля, промежуточная (итоговая) аттестация адаптируются к детям с ОВЗ,
детей-инвалидов и инвалидов
3.3.5. Методические материалы
Настоящий раздел представляет краткое описание методической деятельности педагога
при реализации программы и включает в себя:
- обеспечение программы методическими видами продукции: разработки игр, бесед,
экскурсий, конкурсов, викторин, др.;
- дидактический материал: раздаточный материал, инструкционные и технологические
карты, задания, упражнения, образцы изделий, др.;
- лекционный материал;
- методики по исследовательской работе, тематика опытнической или исследовательской
работы;
методы
обучения:
словесный,
наглядный,
практический;
объяснительноиллюстративный,
репродуктивный,
частично-поисковый,
исследовательский, проблемный;игровой, дискуссионный, проектный и др.;
- формы обучения и виды занятий: лекции, практические и семинарские занятия,
- методическая продукция: методическое руководство, методическое описание,
методические рекомендации, методические указания, методические пособия,
методические
разработки, методические инструкции;
- воспитательный компонент программы, в т.ч. организация и проведение массового
мероприятия; план и методика проведения родительских собраний; сценарные планы, др.;
- другие методические материалы.
4. Список литературы
Список литературы:
- включает источники, обязательные для освоения программы;
- может быть составлен для разных участников образовательной деятельности: педагогов,
обучающихся, родителей;
- оформляется в соответствии с ГОСТом к оформлению литературы (в т.ч. к оформлению
библиографических ссылок).
5. Иные компоненты
6. Календарно-тематический план
Календарно-тематический план (КТП) раскрывает последовательность изучения разделов,
тем программы, количество часов, отводимых на каждую из них, соотношение времени
теоретических и практических занятий, индивидуальных занятий. КТП содержит:
названиераздела, темы, темы занятия; объѐм часов; планируемую дату проведения
занятия; форма занятия; форма контроля.
Календарно-тематический план составляется на каждую группу. При индивидуальном
обучении – на каждого обучающегося.
Календарно-тематический план является приложением к положению о дополнительной
развивающей программе (рабочей программе), утверждается приказом директора
Учреждения после утверждения расписания учебных занятий.
7. Требования к оформлению программы
- шрифт Times New Roman 12-14;
- выравнивание текста по ширине;
- межстрочный интервал – одинарный;
- отступ 1,25 см;
- поля верхнее и нижнее – 2 см, левое – 2 см, правое 1,5 см.
- заголовки по центру страницы, жирным шрифтом;
- подзаголовки по левому краю, жирным и курсивом.