Паспорт Программы
Наименование Программы
Адаптированная образовательная программа дополнительного образования обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов
Основания для разработки Программы
1. Федеральный Закон 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
2. Государственная программа «Доступная среда» на
2011-2025 годы
3. Устав МАУДО «Байкало-Кударинский ДДТ»
Заказчик Программы
Администрация МАУДО «Байкало-Кударинский ДДТ»
Координатор Программы
Администрация МАУДО «Байкало-Кударинский ДДТ»
Основной разработчик
Программы
Администрация МАУДО «Байкало-Кударинский ДДТ»,
творческая группа
Стратегическая цель
Программы
Создание в МАУДО «Байкало-Кударинский ДДТ» гуманной адаптированной среды для детей с ОВЗ, детей-инвалидов с целью раскрытия творческого потенциала ребѐнка с ограниченными возможностями через предметно-практическую деятельность в рамках занятий в детских объединениях, создание модели адаптивного дополнительного образования детей, обеспечивающего успешную
социализацию, профессиональную ориентацию выпускников в современном обществе
Стратегические задачи
Программы
1. Обеспечение условий для реализации прав обучающихся с
ОВЗ, детей-инвалидов на получение бесплатного образования;
2. Организация качественной коррекционно–реабилитационной
работы с учащимися с различными формами отклонений в
развитии;
3. Сохранение и укрепление здоровья обучающихся с ОВЗ, детейинвалидов на основе совершенствования образовательного
процесса;
4. Создание благоприятного психолого-педагогического климата
для реализации индивидуальных способностей обучающихся с
ОВЗ, детей-инвалидов;
5. Расширение материальной базы и ресурсного обеспечения
ДДТ для организации обучения детей с ОВЗ, детей-инвалидов;
6. Совершенствование системы кадрового обеспечения
Сроки реализации
Программы
2020-2025 учебный год.
Основные направления
программы
- Создание условий для формирования адаптивной учебновоспитательной системы по отношению к образовательным запросам обучающихся ДДТ и их родителей, а также современного
общества.
- Создание условий для развития инновационной деятельности
педагогов через мотивацию профессиональной деятельности.
- Формирование у обучающихся умения выстраивать свой профессиональный маршрут.
- Создание безопасных условий для обучения и воспитания учащихся.
- Сохранение и укрепление здоровья обучающихся на основе совершенствования образовательного процесса.
- Качественное повышение уровня профессионализма педагогов,
работающих с обучающимися с ОВЗ, детей-инвалидов.
Ожидаемые результаты
реализации Программы
- Построение модели адаптивного ДДТ, обеспечивающей равный
доступ к услугам дополнительного образования детей с ОВЗ, детей-инвалидов с учетом меняющегося контингента учащихся.
- Обеспечение условий для максимальной самореализации каждого учащегося на основе использования инновационных, дистанционных технологий, позволяющих оптимально решать проблему
компенсации дефекта, развитие личности.
- Функционирование ДДТ как системы, обеспечивающей формирование жизненно важных компетенций у обучающихся на максимально возможном и качественном уровне в соответствии с индивидуальными возможностями личности, их успешную профориентацию и самореализацию.
- Создание здоровых и безопасных условий дополнительного образования детей.
- Укрепление кадрового
потенциала ДДТ, совершенствование
системы повышения квалификации педагогов ДДТ.
Система
организации Управление реализацией адаптированной образовательной проконтроля
исполнения граммы осуществляют администрация ДДТ, Педагогический
Программы
совет.
Утверждении программы
Решение Педагогического совета
Протокол № 5 от 30.08.2020 года, приказ № 218 от 01.09.2020 г.
.
1.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Определение и назначение адаптированной образовательной программы дополнительного образования обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов.
1.1.1. Адаптированная образовательная программа дополнительного образования обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов ― это образовательная программа, адаптированная для обучения
этой категории обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную
адаптацию.
1.1.2. Адаптированная образовательная программа дополнительного образования обучающихся с ОВЗ, дтей-инвалидов самостоятельно разрабатывается и утверждается организацией,
осуществляющей образовательную деятельность.
1.1.3. Адаптированная образовательная программа дополнительного образования обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов определяет содержание дополнительного образования, ожидаемые
результаты и условия ее реализации.
1.2. Нормативные документы для разработки Программы
1. Федеральный Закон 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
2. Государственная программа «Доступная среда» на 2011 – 2025 годы.
3. Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
4. Устав МАУДО «Байкало-Кударинский ДДТ».
5. Локальные акты МАУДО «Байкало-Кударинский ДДТ».
2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
2.1. Психолого-педагогическая характеристика детей с ОВЗ, детей-инвалидов
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации,
обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению программ
дополнительного образования вне специальных условий обучения и воспитания. Группа учащихся с ОВЗ, детей-инвалидов чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего,
тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушение слуха, зрения, речи,
опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоциональноволевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития. Таким образом, самым
главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход с учетом
специфики психики и здоровья каждого ребенка. Особые образовательные потребности различаются у детей разных категорий, поскольку задаются спецификой нарушения психического развития и определяют особую логику построения учебного процесса, находят свое отражение в структуре и содержании образования.
У большинства учащихся с ОВЗ, детей-инвалидов отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень
работоспособности и самостоятельности. Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приѐмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе.
2.2. Роль учреждения дополнительного образования в обучении и воспитании детей с
ОВЗ, детей-инвалидов.
Учреждения дополнительного образования являются наиболее открытой и доступной образовательной системой в плане педагогической помощи детям с ОВЗ и детям-инвалидам. Так
сложилось исторически, что образовательная система дополнительного образования вобрала
многие черты семейного воспитания. Особая роль принадлежит сотрудничеству педагогов дополнительного образования с семьей, родителями воспитанников, поэтому помимо непосредственной работы с детьми важным направлением деятельности ДДТ является работа педагогов с родителями. Родители должны иметь отчетливое представление об особенностях воспитания и обучения особого ребенка, чтобы предотвратить или сгладить проявления возможных
негативных социальных и педагогических последствий ограниченных возможностей ребенка.
Чем раньше родители осознают необходимость не только лечения, но и обучения, тем больших успехов они добьются. Мы полагаем, что дополнительное образование дает возможность
компенсировать отсутствие специализированных учреждений. Для детей с особо тяжелой
формой инвалидности и предписанием «не обучаем» учреждения дополнительного образования становятся порой единственным образовательным учреждением. В этом случае компенсация идет путем реализации адаптивных и индивидуальных образовательных программ на дому, предлагая каждому ребенку в силу его индивидуальных потребностей удовлетворить свои
познавательные и профориентационные запросы. В этом случае компенсация идет путем реализации адаптивных и индивидуальных образовательных программ на дому, предлагая каждому ребенку в силу его индивидуальных потребностей удовлетворить свои познавательные и
профориентационные запросы.
Дополнительное образование существенно расширяет познания о творческих возможностях
ребенка и его творческом потенциале, обеспечивает дальнейший успех в избранной сфере деятельности, формирует новый круг общения, способствует вовлечению в творческую деятельность не только ребенка, но и его ближайшего окружения. На сегодняшний день недооценена
роль дополнительного образования, которое является открытым, гуманистически направленным, способным быстро и мобильно реагировать на разнообразие мотивов и потребностей социума, а главное, на способности и возможности воспитанников, что особо ценно при работе с
детьми с ОВЗ.
3.ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ
Цель программы - создание в МАУДО «Байкало-Кударинский ДДТ» гуманной адаптированной среды для детей с ОВЗ, детей-инвалидов с целью раскрытия творческого потенциала ребѐнка с ограниченными возможностями через предметно-практическую деятельность в рамках
занятий в детских объединениях, создание модели адаптивного ДДТ дополнительного образования детей, обеспечивающего успешную социализацию, профессиональную ориентацию выпускников в современном обществе.
4.СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Задачи:
1. Обеспечение условий для реализации прав обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов на
получение бесплатного образования;
2. Организация качественной коррекционно–реабилитационной работы с учащимися с
различными формами отклонений в развитии;
3. Сохранение и укрепление здоровья обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов на основе
совершенствования образовательного процесса;
4. Создание благоприятного психолого-педагогического климата для реализации индивидуальных способностей обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов;
5. Формирование у обучающихся навыков эффективного социального взаимодействия,
способствующих успешной социализации детей с ОВЗ, детей-инвалидов, через вовлечение их
в активную творческую деятельность дополнительного образования.
6. Совершенствование программно-методического обеспечения учебного процесса в различных формах организации учебной деятельности;
7. Расширение материальной базы и ресурсного обеспечения ДДТ для организации обучения детей с ОВЗ, детей-инвалидов, в том числе и по индивидуальным образовательным
маршрутам с выходом на дом.
8. Совершенствование системы кадрового обеспечения.
5.СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Сроки реализации программы - 2020-2025 учебный год
Программа реализуется на двух ступенях обучения:
1 ступень – начальная школа, адаптированные программы детских объединений.
2 ступень – среднее и старшее звено, дистанционные элективные курсы и профили.
1. Подготовительный этап:
Январь - апрель 2020 г.
1. Формирование нормативно-правовой, методической,
социальной баз.
2. Выстраивание системы повышения квалификации .
образовательной,
психолого-
2. Организационно – практический:
Сентябрь 2020 г. – май 2025 г.
1. Формирование и апробация механизмов взаимодействия педагогов, специалистов, медицинских работников.
2. Апробация базового пакета документов по образовательной работе с детьми с ОВЗ, детейинвалидов и их социализации в образовательном пространстве ДДТ.
3. Формирование и деятельность рабочей группы по вопросам образовательной работы с
детьми с ОВЗ, детьми-инвалидами и их социализации в образовательном пространстве ДДТ.
4. Реализация основных мероприятий Программы.
5. Формирование информационных, диагностико-аналитических, мониторинговых банков по
результатам реализации Программы в ДДТ.
3. Заключительный:
Июнь - август 2025 г.
1. Обобщение и анализ результатов деятельности по образовательной работе с детьми с ОВЗ,
детьми-инвалидами и их социализации в образовательном пространстве ДДТ.
2. Построение системы передачи опыта по образовательной работе с детьми с ОВЗ, детьмиинвалидами и их социализации в образовательном пространстве ДДТ.
3. Подведение итогов работы учреждения в рамках данной Программы, оценку еѐ результатов
и распространение опыта работы ДДТ.
4. Примечание:
В процессе реализации программы предусмотрено внесение дополнений и изменений, которые оформляются в приложениях, которые утверждаются директором ДДТ.
6.ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Создание условий для формирования адаптивной учебно-воспитательной системы по отношению к образовательным запросам обучающихся ДДТ и их родителей, а также современного общества.
Деятельность педагогов, работающих с детьми с ОВЗ, детьми-инвалидами, по восполнению дефицита общения, предоставлению широкого спектра педагогических услуг по различным направлениям дополнительного образования.
Комплексный характер сотрудничества, включающий в себя ряд взаимосвязанных тем,
объединѐнных единой идеей «Для ребѐнка, вместе с ребѐнком, исходя из возможностей ребѐнка».
Деятельность педагогов направлена на стабилизацию эмоционального состояния ребѐнка,
нетрадиционный подход к организации обучения и воспитания, включение в коррекционно —
развивающую работу элементов творчества, дидактических игр, сюрпризных моментов,
настраивающих ребѐнка на положительные эмоции и контакт. Создание ситуации успеха позволит ребѐнку почувствовать уверенность в себе, в своих возможностях и востребованности
в обществе. Любимые занятия поддерживают эмоциональное здоровье, помогают выйти из
стрессов и тревожного состояния, предупреждают задержку психического развития. Ребѐнок
в условиях поддержки и заботы начинает проявлять себя более активно, смело, настойчиво.
Он вступает в более высокие слои культурного и нравственного взаимодействия
и сотрудничества со взрослыми. Индивидуальные и дифференцированные занятия проводятся
с учѐтом контингента детей. Педагогический коллектив постоянно работает в творческом режиме.
7.СТУПЕНИ РЕАЛИЗАЦИИ АДАПТИРОВАННОЙ ПРОГРАММЫ.
1 ступень реализации адаптированной программы расчитана на учащихся 1-6 классов:
- Создание условий для развития инновационной деятельности педагогов через мотивацию
профессиональной деятельности.
- Обучение педагогов на курсах повышения квалификации для работы с детьми с ОВЗ.
- Разработка и реализация адаптированных образовательных программ художественноэстетической направленности: «Умелые ручки», «Юный цирюльник», «Музыкальная капель», «Затейник». (Приложение № 1)
- Расширение рамок образовательных программ привлечением детей с ОВЗ к темамическим
мероприятиям таким как «День здоровья», «Теплый дом», «Моя Родина», республиканские
и муниципальные конкурсы, фестивали и выставки, мастер – классы, различные экскурсии,
конкурсы, викторины.
2 ступень реализации адаптированной программы расчитана на учащихся 7-9 классов:
- Планируется разработка дистанционных элективных курсов для детей с ОВЗ, детейинвалидов.
- Привлечение учащихся с ОВЗ, детей-инвалидов на профильное обучение.
- Создание безопасных условий для обучения и воспитания учащихся.
8.ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ДЛЯ ДЕТЕЙ
ОВЗ И ДЕТЕЙ - ИНВАЛИДОВ.
8.1. Учебный план.
Учебные занятия проводятся строго по расписанию, составленному в соответствии с СанПиН 2.4.4.3172-14 и утвержденному приказом директора МАУДО «Байкало-Кударинский
ДДТ». Продолжительность занятий - 30-40 минут, продолжительность перемен – 10-15 минут
для отдыха и проветривания помещений. Учебный план утверждается в начале учебного года
и отражает распределение часов на изучение дисциплины в полном соответствии с программами, реализуемыми в данном направлении.
8.2. Используемые образовательные технологии и формы проведения занятий.
Технологии:
1) технология использования в обучении игровых методов;
2) информационно-коммуникативные технологии;
3) здоровьесберегающие технологии;
4) личностно-ориентированного обучения;
5) индивидуализации обучения;
6) групповые технологии;
7) системно-деятельностный подход.
Формы проведения занятий:
1. Занятия в группах.
2. Индивидуальные занятия.
3. Экскурсии.
8.3. Формы контроля и учѐта достижений учащихся.
Достижение результатов по адаптированной дополнительной образовательной программе
обеспечивается за счет способности обучающихся решать учебно-познавательные и учебнопрактические задачи по материалам программы путѐм диагностики текущих, промежуточных
и итоговых учебных достижений. Оценка достижения результатов ведѐтся по безотметочной
системе как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. Основным инструментом оценки являются итоговые выставки детского творчества; создание декоративных книг; участие в конкурсах по декоративноприкладному творчеству, развлечениях, досугах, праздниках; система заданий различного
уровня сложности по усвоению учебных материалов программы.
9.МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.
Методическая работа в МАУДО «Байкало-Кударинский ДДТ» рассматривается как целостная система взаимосвязанных мер, действий и мероприятий и осуществляется штатными сотрудниками. С целью повышения профессионального мастерства для педагогов проводятся
методические объединения и педагогические советы по проблемам взаимодействия с учащимися, улучшению психологического климата в коллективе. Осуществляется диагностика и анкетирование по изучению типологических особенностей, интересов и потребностей педагогов.
Педагоги учреждения ведут активный поиск новых, более эффективных путей взаимодействия
с родителями, непрерывно повышают уровень квалификации, проходя курсы повышения квалификации.
10.ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
Программа воспитательной работы обеспечивает эффективность решения воспитательных
задач за счет создания единого образовательного и культурного пространства, интеграции содержания дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ с разнообразными программами, акциями, реализуемыми в рамках воспитательной работы.
Доминирующей воспитательной целью является: формирование общечеловеческих
культурных ценностей.
- Малая Родина, родной дом, родные люди, родная природа, родной язык.
- Культура поведения человека в школе, семье, общественных местах, наедине с собой.
Правила общения со старшими, младшими, стариками, сверстниками. Общество как социальная среда человека. Условия существования человека в обществе. Ценности общественной
жизни. Поступок отдельного человека в контексте развития общества. Долг человека по отношению к обществу.
- Человек и его профессия. Способности и талант в профессиональном труде.
- Гигиеническая культура и приобщение к ней. Гигиена девочки и мальчика.
- Культура питания.
- Культура одежды, прически.
- Культура физического труда. Необходимость и радость физического труда.
- Экологическая культура и приобщение к ней. Общение человека и природы. Охрана природы, забота об окружающей среде. Человек и животные.
Ведущие виды деятельности:
- игра в ее наиболее развернутой форме: предметная, сюжетно-ролевая, драматизация. Ролевая
игра выступает как деятельность, в которой происходит ориентация ребенка в самых общих, в
самых основных сферах человеческой деятельности;
- учебная деятельность как ведущая в умственном развитии детей младшего школьного возраста, так как через неѐ отрабатывается вся система отношений ребенка с окружающими
взрослыми.
- приобщение к физической культуре: физические упражнения и подвижные игры.
Целью программы воспитательной работы является: создание воспитательной среды, оптимально способствующей развитию ребенка с ограниченными возможностями здоровья, с
учетом его психофизических возможностей для дальнейшей успешной социальной адаптации
и интеграции в общество.
Задачами программы воспитательной работы в учреждении дополнительного образования
являются:
- создание единого оптимального воспитательного пространства для ребенка с ограниченными
возможностями здоровья в триаде «педагог - ребенок - родитель»;
- создание открытой воспитательной среды с использованием возможностей социума для
обеспечения занятости обучающихся в дополнительном образовании;
- организация деятельности педагогического коллектива по обеспечению охраны жизни и здоровья воспитанников, созданию комфортных условий для обучения и воспитания детей;
- формирование и совершенствование нравственных качеств личности, культуры поведения,
умения использовать полученные знания в межличностном общении;
- обучение и привитие прочных навыков самообслуживания;
- формирование познавательной активности;
- освоение навыков построения перспектив в формировании понятий жизненных ценностей,
понимания добра и зла, смысла жизни.
11.МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА.
Результатом реализации адаптированной дополнительной образовательной программы
должна стать «модель» (образ) выпускника - совокупность качеств и умений, сформированных в результате реализации адаптированной образовательной программы учреждения дополнительного образования.
Образ выпускника является главным целевым ориентиром в учебно-воспитательной работе
с учащимися с ОВЗ.
Уровень базовых знаний и умений учащихся:
- Владеет основами знаний по программе, имеющих практическую направленность, на уровне
обучающегося начальной школы с учетом индивидуального интеллектуального и психофизического развития.
- Владеет основами здорового образа жизни, имеет четкое представление о правилах ухода за
собой, знаком с правилами безопасной работы с материалами и инструментами с учетом индивидуального интеллектуального и психофизического развития.
- Имеет определенный уровень развития познавательных функций с учетом индивидуального
интеллектуального и психофизического развития.
- Эмоционально-положительно воспринимает трудовую деятельность.
- Владеет приемами и навыками эффективного межличностного общения, способен на адекватные ролевые отношения с педагогом (взрослыми) и детьми.
Реализация программы должна дать следующие результаты:
- Обеспечение доступности, равных возможностей в получении дополнительного образования
для всех категорий детей;
- Увеличение доли учащихся с ОВЗ и детей-инвалидов, охваченных дополнительным образованием;
- Динамика количества педагогов дополнительного образования, прошедших курсы повышения квалификации для работы с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами.
12.КОНТРОЛЬ И РЕГУЛИРОВАНИЕ ВЫПОЛНЕНИЯ
АДАПТИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ.
Координацию и контроль над выполнением адаптированной образовательной программы
осуществляет администрация МАУДО «Байкало-Кударинский ДДТ» в виде плановых и оперативных проверок, мониторинга и наблюдения.
Методическое объединение анализирует ход выполнения программы и вносит предложения
на педагогический совет по его коррекции, осуществляет информационное и методическое
обеспечение реализации программы.
Администрация МАУДО «Байкало-Кударинский ДДТ» ежегодно подводит итоги выполнения программы на заседании итогового педагогического совета.
13.РИСКИ ПРОГРАММЫ
Возможные риски
Недостаток необходимых знаний и умений
качественного осуществления работы по
сопровождению с детьми ограниченными
возможностями здоровья.
Личная обеспокоенность по поводу того,
как эта работа повлияет на изменение
функций педагога; повышение контроля за
работой, затраты времени, ведение документации.
Пути выхода
Более детально ознакомить участников образовательного процесса с тем, как осуществлять индивидуальный подход к детям
ограниченными возможностями здоровья.
Пересмотреть должностные инструкции
участников образовательного процесса.
Обеспечить прозрачность контрольных мероприятий со стороны администрации.
Оптимизировать образовательный процесс;
продумать эффективные формы и методы
работы с детьми ограниченными возможностями здоровья.
Упорядочить основную и дополнительную
документацию по работе с детьми ограниченными возможностями здоровья.
Продумать качественные показатели для
оценки труда участников образовательного
процесса через стимулирующие выплаты.
Выработать конкретную технологию развития индивидуальности ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Разработать пошаговый алгоритм.
Несоответствие материально-технической
Поиск средств для приобретения данного
базы для осуществления более индивидуаоборудования за счѐт платных дополнилизированной работы с детьми (компьютетельных образовательных услуг; привлечеры для детей; оргтехника: мультимедиа; ин- ния спонсоров и благотворительных потерактивная доска) с использованием ИКТ – жертвований
технологий.
Отсутствие специализированных программ Создание собственных авторских, модифипо работе с детьми с ограниченными возцированных (адаптированных)
можностями здоровья.
Недостаток квалифицированных педагогиПовышение квалификации педагогических
ческих кадров, имеющих базовую подгоработников на платной и бесплатной оснотовку в области современных образоваве.
тельных программ.
Посещение методических мероприятий на
муниципальном уровне.
Отсутствие необходимой мотивации для
Повысить заинтересованность педагогов в
повышения качества работы.
работе с детьми ограниченными возможностями здоровья. Продумать оптимальные и
адекватные формы профессионального общения педагогов.
Продумать меры поощрения (грамота, стимулирующие выплаты и т. п.) .
14.ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
1. Построение модели адаптивного ДДТ, обеспечивающей равный доступ к услугам дополнительного образования детей с ОВЗ, детей-инвалидов с учетом меняющегося контингента
учащихся
2. Обеспечение условий для максимальной самореализации каждого учащегося на основе
использования инновационных, дистанционных технологий, позволяющих оптимально
решать проблему компенсации дефекта, развитие личности.
3. Функционирование ДДТ как системы, обеспечивающей формирование жизненно важных
компетенций у обучающихся на максимально возможном и качественном уровне в соответствии с индивидуальными возможностями личности, их успешную профориентацию и
самореализацию.
4. Создание здоровых и безопасных условий дополнительного образования детей.
5. Укрепление кадрового потенциала ДДТ, совершенствование системы повышения квалификации педагогов ДДТ.
15.КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
- Метолист
- Педагог-организатор
- Педагоги дополнительного образования
С целью повышения профессионального мастерства для педагогов проводятся педагогические советы по проблемам взаимодействия с воспитанниками, улучшению психологического климата в коллективе. Осуществляется диагностика и анкетирование по изучению типологических особенностей, интересов и потребностей педагогов.
Педагоги учреждения ведут активный поиск новых, более эффективных путей взаимодействия с родителями.
Приложение 1.
ПАСПОРТ АДОП «Моделирование: Самоделкин»
№ Элементы ОП
УДОД:
А Титульный лист:
1 Образовательное
МАУДО «Байкало-Кударинский дом детского творчества»
учреждение
2 Название ОП
«Моделирование: Самоделкин»
3 Срок реализации
36 часов
4 ФИО составитель,
Скорикова Татьяна Валерьевна,
педагог дополнительного образования
должность
5 Территория, год
с. Кудара 2020
Б Пояснительная записка:
Модифицированная (адаптированная).
8 Тип программы
9 Направленность
Техническая
10 Актуальность
Вовлечение детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в творческую деятельность эффективно позволяет решать проблемы укрепления их физического здоровья, преодоление комплекса неполноценности,
улучшения психоэмоционального состояния и развития.
11 Отличительные осо- Программа построена так, что дети с ОВЗ и дети-инвалиды,
бенности программы преодолевая одно затруднение за другим, переходят от одного успеха к другому, в результате чего у них формируется опыт творческого дела, что играет важную роль в развитии личности в процессе технического творчества и придает детям уверенность в себе.
12 Педагогическая це- Программа дает возможность создания ситуации успеха для
лесообразность про- детей с ограниченными возможностями здоровья и детейинвалидов
через
применение
индивидуальнограммы
дифференцированного подхода в обучении, что позволяет
учащимся справиться с возможными трудностями при выполнении задания, повышает самостоятельность детей.
13 Цель
Развитие творческих способностей и мышления детей с
ОВЗ, детей-инвалидов в процессе освоения азов разных видов технического творчества, посредством изготовления
макетов и моделей несложных объектов.
14 Задачи
Образовательные:
1. Формировать графическую культуру на начальном
уровне: умение читать простейшие чертежи, изготавливать
по ним модели, навыки работы с чертежно-измерительным
инструментом при использовании различных материалов;
2.Обучать приемам и технологии изготовления простейших
моделей технических объектов;
3. Формировать интерес к технике, устройству технических
объектов.
Развивающие:
1. Развивать у детей элементы технического мышления,
изобретательности, образное и пространственное мышление;
2. Развивать мотивацию к творческому поиску;
3.Развивать интерес к технике.
Воспитательные:
1. Воспитывать дисциплинированность, ответственность,
социальное поведение, самоорганизацию;
2. Воспитывать трудолюбие;
3. Воспитывать у детей чувство патриотизма, гражданственности; гордости за достижения отечественной науки и
техники.
Валеологические:
1.Укрепление психо-физического здоровья детей, путем создания максимально-комфортных условий, проведения
физминуток.
От 7 до 11лет.
30-40 минут.
15 Возраст детей
16 Продолжительность
занятия
17 Формы занятий
Групповая, индивидуальная
18 Режим занятий
1 раз в неделю
Освоение детьми программы по моделированию «Само19 Ожидаемые резульделкин»
дети должны
таты
знать:
- правила безопасного пользования инструментами;
- материалы и инструменты, используемые для изготовления моделей;
- основные линии на чертеже;
уметь:
- читать простейшие чертежи;
- изготавливать простейшие чертежи моделей методом копирования;
- находить линии сгиба
владеть:
- использованием простейших инструментов и материалов
20 Способы
определе- Опросы, тесты, демонстрация. (Выставка работ)
ния результативности
Начальный, промежуточный, итоговый.
21 Формы контроля
В Учебно-тематический план:
22 Перечень разделов, 36 часов
1 раздел. Вводное занятия
тем
2 раздел. Материалы и инструменты
Графическая грамота
3 раздел. Легоконструирование
4 раздел. Изготовление подарков и сувениров к праздникам:
Новый год,
23февраля,
8 марта,
9 мая
5 раздел. Выставка работ
23 Кол-во час.по темам 36 занятий по 1 академическому часу.
(теория,
практика,
всего)
Д Метод обеспечение ОП:
24 Разработки
метод. Тестовые материалы, шаблоны, «полуфабрикаты», наглядВидов
продукции ные пособия.
(сценарии,
положения, тесты)
25 Дидактический ма- Технологические карты, схемы, образцы изделия.
териал, исследования
26 Список литературы: 1. Детская энциклопедия «Махаон». Открытия и изобретения [Текст]. – М.: Махаон, 2010. – 122 с.
2. Жугуров Л. М., Золотов А. В. Автомобили. Серия «Детская энциклопедия техники» [Текст]. – М.: ЗАО «РОСМЭН», 2007. – 103 с.
3. Журналы «Юный техник», «Левша», «Мастерок», «Моделист – конструктор», «Сделай сам», «Я сам, я сама»,
«Техника – молодежи», «Школа и производство» [Текст].
4. Начальное техническое моделирование [Текст]: сборник
методических материалов / под ред. Космачевой М. В. – М.:
Издательство «Перо», 2016. – 112 с. (Серия «Лучшие проекты дополнительного образования»).
5. Падалко А. Е. Букварь изобретателя [Текст]. – М.: Просвещение, 2002.
Приложение 2
ПАСПОРТ АДОП «Народный костюм: в мире лоскутной фантазии»
№ Элементы ОП УДОД:
А Титульный лист:
1 Образовательное
МАУДО «Байкало- Кударинский ДДТ»
учреждение
2 Название ОП
Адаптированная дополнительная образовательная (общеразвивающая) программа «Народный костюм: в мире лоскутной
фантазии»
3 Срок реализации
36 часов
4 ФИО составитель,
Манханова Ольга Подоевна,
педагог дополнительного образования
должность
5 Территория, год
С. Кудара, 2020
Б Пояснительная записка:
Модифицированная (адаптированная).
8 Тип программы
9 Направленность
Художественная
10 Актуальность
Вовлечение детей с ограниченными возможностями здоровья,
детей-инвалидов в художественную творческую деятельность,
что эффективно позволяет решать проблемы укрепления их физического и психического здоровья, преодоление комплекса
неполноценности, улучшения психоэмоционального состояния
и развития.
11 Отличительные особенности программы
Изучение различных техник декоративно – прикладного творчества на основе применения арттерапии, трудотерапии (методика лечения при помощи трудовой деятельности), что
очень важно для развития, формирования творческого потенциала ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
12 Педагогическая целесообразность программы
Создание ситуации успеха для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов через применение индивидуально-дифференцированного подхода в обучении, что позволяет обучающимся справиться с возможными трудностями при
выполнении задания, повышает самостоятельность детей.
13 Цель
Получение первоначальных знаний, приобретение практических навыков в области декоративно-прикладного творчества,
развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.
14 Задачи
15 Возраст детей
16 Продолжительность
занятия
17 Формы занятий
18 Режим занятий
19 Ожидаемые результаты
Образовательные (программные):
усвоение обучающимися первоначальных знаний,
умений по технологиям изготовления изделий декоративно прикладного искусства;
приобретение умений применять полученные знания
на практике;
приобретение знаний правил техники безопасности;
формирование умений добывать информацию;
развитие практических умений и навыков по созданию творческих работ с помощью педагога;
формирование специальных компетенций (освоение
инструментария декоративно прикладного искусства, новых
технологий работы с различными материалами, навыки оформления творческих, проектных работ с помощью педагога).
Личностные задачи:
формирование умения вести диалог;
развитие доброжелательности, отзывчивости, толерантности;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и
сверстниками;
развитие творческой активности, проявление инициативы и любознательности;
развитие творческой индивидуальности, логического
мышления;
формирование ценности здорового и безопасного
образа жизни.
Метапредметные:
формирование первоначальных умений работать с
различными источниками информации;
формирование рефлексивных умений;
формирование интереса к декоративно-прикладному
творчеству;
развитие возможностей для самореализации личности обучающегося.
Межпредметные связи: в процессе обучения по программе обучающиеся применяют полученные знания, умения и
навыки на уроках технологии, математики, рисования.
От 6 до 14 лет.
30 – 40 минут
Групповая, индивидуальная
1 раз в неделю
Дети должны
ЗНАТЬ: виды художественного творчества, основы материаловедения, цветовой круг,
УМЕТЬ: работать самостоятельно, выбрав для себя один или
несколько видов творчества.
20 Способы определения результативности
21 Формы контроля
В
22
23
Д
24
25
26
Опрос, тестирование, наблюдение демонстрация. (Выставка работ)
контрольное занятие;
практическая работа.
Начальный, промежуточный, итоговый.
Учебно-тематический план:
36 часов
Перечень разделов,
1 раздел. Вводное занятие. ТБ
тем
2 раздел. Выполнение аппликации «Лоскутная мозаика».
3 раздел. Изготовление полуобъемной аппликации. Поделки к
праздникам
4 раздел. Итоговое занятие.
36 занятий по 1 академическому часу.
Кол-во час.по темам
28 часов практики, 8 часов теории
(теория, практика,
всего)
Метод обеспечение ОП:
Разработки метод. Ви- Тестовые материалы
дов продукции (сценарии, положения, тесты)
Технологические карты, схемы, образцы изделия.
Дидактический материал, исследования
1. Беттацци Мария Кьяра. Книга увлекательных занятий для
Список литературы:
девочек. М., 2006.
2. Горяева Н. Изобразительное искусство. Декоративноприкладное искусство в жизни человека. М., 2008.
3. Карамелькина С. Новогодняя сказка: сборник аппликаций.
М., 2008.
4. Ростовцев А., Терентьев А. Развитие творческих способностей. М., 1987.
5. Савенков А. Психология детской одаренности. М., 2010.
6. Селевко Г. Воспитательные технологии. М., 2005.
7. Шарикова Е. Новый год: мастерим, украшаем, играем.
Наклейки к празднику. М., 2009.
8. Антоначчо М. Шьем игрушки для обучающихся. М., 2008.
9. Беттацци Мария Кьяра. Книга увлекательных занятий для
девочек. М., 20
10. Вилер Н. Мягкие игрушки. М.: Контэнт, 2004.
11. Власов В. Стили в искусстве. Словарь. Т. 1. СПб., 1995
Приложение 3.
ПАСПОРТ АДОП «Творческая мастерская»
№ Элементы ОП
УДОД:
А Титульный лист:
1 Образовательное
учреждение
2 Название ОП
МАУДО Байкало- Кударинский дом детского творчества
Адаптированная дополнительная образовательная (общеразвивающая) программа «Творческая мастерская»
3 Срок реализации
36 часов
4 ФИО составитель,
Березовская Светлана Владимировна, педагог дополнительного образования
должность
5 Территория, год
С. Кудара, 2020
Б Пояснительная записка:
Модифицированная (адаптированная).
8 Тип программы
9 Направленность
Декоративно-прикладная
Сущность арт-педагогики состоит в воспитании и обуче10 Актуальность
нии, развитии лиц с ограниченными возможностями средствами искусства, формировании у них основ художественной культуры и овладении практическими умениями в разных видах художественной деятельности. Коррекционные
возможности искусства по отношению к ребенку с ОВЗ,
детям-инвалидам связаны, прежде всего, с тем, что оно является источником новых позитивных переживаний ребенка, рождает новые креативные потребности и способы их
удовлетворения в том или ином виде искусства
11 Отличительные особенности программы
В программу внесены некоторые корректировки: в учебнотематический план, в содержание, методическое сопровождение, связанные с усовершенствованием образовательного
процесса. Тематика занятий разнообразна, что способствует
творческому развитию ребенка, фантазии, самореализации.
Интеграция детей ОВЗ, дети-инвалиды, обычные дети.
12 Педагогическая целесообразность программы
Адаптированная дополнительная образовательная (общеразвивающая) программа заключается в создании особой
развивающей среды для выявления и развития общих и
творческих способностей обучающихся, что может способствовать не только их приобщению к творчеству, причем не
только к декоративно-прикладному, но и раскрытию лучших человеческих качеств
13 Цель
Развитие и совершенствование практических навыков и
развитие творческих способностей детей с ОВЗ, детейинвалидов.
14 Задачи
15 Возраст детей
16 Продолжительность
занятия
17 Формы занятий
18 Режим занятий
19 Ожидаемые результаты
Личностные:
-Формирование у детей эмоциональной отзывчивости, интереса и воспитание желания заниматься подобной деятельностью
Метапредметные:
-Совершенствование навыков самостоятельной работы;
-Развитие художественного вкуса, трудовой активности;
- Развитие интеллектуальных и творческих способностей
Образовательные:
- Ознакомление с историей декоративно-прикладного творчества;
Освоение различных техник ;
Коррекционно-развивающие:
- развивать на доступном уровне умения и навыки в декоративно-прикладном творчестве;
- создавать условия для реализации приобретенных знаний,
умений и навыков;
- развивать интерес к процессу творчества;
- способствовать развитию мелкой моторики и дифференцированных движений пальцев, кисти рук;
- развивать опыт творческой деятельности во взаимодействии со сверстниками и педагогом;
От 6 до 14 лет.
30 – 40 минут
Групповая, фронтальная, индивидуальная
1 раз в неделю
Дети должны
ЗНАТЬ: виды декоративно-прикладного творчества, основы материаловедения, цветовой круг,
УМЕТЬ: работать самостоятельно, выбрав для себя один
или несколько видов творчества.
Опросы, тесты, демонстрация. (Выставка работ)
20 Способы определения результативности
Начальный, промежуточный, итоговый.
21 Формы контроля
В Учебно-тематический план:
36 часов
22 Перечень разделов,
1 раздел. Вводное занятия. ТБ
тем
23 Кол-во час.по темам
(теория, практика,
всего)
2 раздел. Виды декоративно- прикладного творчества.
3 раздел. Материалы и приспособления.
4 раздел. Волшебные свойства бумаги.
5 раздел. Поделки к праздникам.
36 занятий по 1 академическому часу.
29 часов практики, 7 часов теории
Д Метод обеспечение ОП:
Тестовые материалы
24 Разработки метод.
Видов продукции
(сценарии, положения, тесты)
Технологические карты, схемы, образцы изделия.
25 Дидактический материал, исследования
26 Список литературы: Кузьмина М. «Азбука плетения» 1991 г.
Мастерица / Сост. И.А. Сокол; Худож. -оформители Б.Ф.
Бублик, М31 И.В. Осипов. -М.: ООО * Издательство АСТ*;
Харьков: *Фолио*, 2001.-431 с.,
Н. И. Кудряшова О цвете в одежде // Школа и производство. – 2002. - №3. – С.41.
Базик Я. «Что можно сделать из природного материала»
1991 г.
Журналы «Ручная работа» 2008 г.
Миринаускас К. «Изготовление плетеных изделий» 1986 г.
«Страна мастеров» - сайт о прикладном творчестве для детей и взрослых;
Сайт «Умелые ручки»
Сайт : https://handsmake.ru/igrushki-iz-noska.html
Для тех, кто вяжет. Сборник. ( Под ред. Л.Ю. Кереевой) –
СПб, СКФ ―Человек‖, 1992 – 376 с.
Рукоделие . - М.: Вече, 1999. – 480 с.(Дом и хозяйство)
Сайт: https://pletenie-iz-gazet.net/index.php
Приложение 4.
№
А
1
2
3
4
5
Б
8
9
10
11
12
13
14
ПАСПОРТ АДОП «Юный парикмахер»
Элементы ОП УДОД:
Титульный лист:
Образовательное учре- МАУДО «Байкало-Кударинский дом детского творчества»
ждение
«Юный парикмахер»
Название ОП
1 год
Срок реализации
ФИО
составитель, Скорикова Т.В.,
педагог дополнительного образования 1 кв.кат.
должность
с. Кудара, 2020г.
Территория, год
Пояснительная записка:
Модифицированная (адаптированная).
Тип программы
Художественно – эстетическая.
Направленность
Вовлечение детей с ограниченными возможностями здоровья и
Актуальность
детей-инвалидов в творческую деятельность эффективно позволяет решать проблемы укрепления их физического здоровья,
преодоление комплекса неполноценности, улучшения психоэмоционального состояния и развития.
Отличительные
осо- Изучение различных способов выполнения причесок и косичек
на основе применения трудотерапии (методика лечения при побенности программы
мощи трудовой деятельности), что очень важно для развития,
формирования творческого потенциала ребенка с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.
Педагогическая целе- Программа дает возможность создания ситуации успеха для десообразность програм- тей с ограниченными возможностями здоровья и детей- инвалидов через применение индивидуально-дифференцированного
мы
подхода в обучении, что позволяет учащимся справиться с возможными трудностями при выполнении задания, повышает самостоятельность детей.
Получение первоначальных знаний, приобретение практичеЦель
ских навыков в области парикмахерского искусства, развитие
творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.
Задачи
Образовательные (программные):
-усвоение обучающимися первоначальных знаний, умений по
технологиям плетения косичек и выполнения причесок парикмахерского искусства;
-приобретение умений применять полученные знания на практике;
-приобретение знаний правил техники безопасности;
-формирование умений добывать информацию;
-развитие практических умений и навыков по созданию творческих работ с помощью педагога;
15
16
17
18
19
20
21
Возраст детей
Продолжительность
занятия
Формы занятий
Режим занятий
-формирование специальных компетенций (освоение инструментария парикмахерского искусства, новых технологий работы с различными инструментами, навыки оформления творческих, проектных работ с помощью педагога).
Личностные задачи:
-формирование умения вести диалог;
-развитие доброжелательности, отзывчивости, толерантности;
-развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками;
-развитие творческой активности, проявление инициативы и
любознательности;
-развитие творческой индивидуальности, логического мышления;
-формирование ценности здорового и безопасного образа жизни.
Метапредметные:
-Совершенствование навыков самостоятельной работы;
-Развитие художественного вкуса, трудовой активности;
- Развитие интеллектуальных и творческих способностей
Коррекционно-развивающие:
- развивать на доступном уровне умения и навыки в парикмахерском деле;
- создавать условия для реализации приобретенных знаний,
умений и навыков;
- развивать интерес к процессу творчества;
- развивать опыт творческой деятельности во взаимодействии
со сверстниками и педагогом.
От 8 до 15 лет.
30-45 минут.
Групповая, индивидуальная
1 раз в неделю по 1 ч.
Должны знать:
Правила техники безопасности при работе с инструментами,
материалами, оборудованием;
Историю развития парикмахерского искусства, правила мытья
волос и типы укладок.
Должны уметь:
правильно работать инструментами, выполнять прически,
проявлять творческую инициативу.
Способы определения опрос, тестирование, наблюдение.
результативности
• начальный контроль
Формы контроля
• промежуточная аттестация
Ожидаемые
ты
результа-
В
22
23
Д
24
25
26
• итоговая аттестация
Учебно-тематический план:
Перечень разделов, тем 1год обучения 36 занятий
1 раздел. Вводное занятие. Техника безопасности.
2 раздел. Основные правила ухода за волосами.
3 раздел. Плетение косичек.
4 раздел. Итоговое занятие.
Кол-во час.по темам 1. Вводное занятие. Техника безопасности на занятиях- 1час
(теория, практика, все- 2. Основные правила ухода за волосами: - 4 часа
- Мытье волос
го)
- Лечебное мытье головы
3. Плетение косичек - 30 часов
- «Русская коса»
- «Колосок»
- «Французская коса»
- «Выполнение косичек с использованием элемента французская коса»
- Укладка и сушка волос.
4. Итоговое занятие -1 час.
Метод обеспечение ОП:
Разработки метод. ви- Тестовые материалы
дов продукции (сценарии, положения, тесты)
Дидактический мате- Технологические карты, схемы, фото.
риал, исследования
ИвановВ.Прически для девочек-1996г.
Список литературы:
Гутыря А.Г.Парикмахерское искусство.Харьков, 1998
Олин П.Прически и уход за волосами.-М.,1995г
Ласица А.Уроки красоты.-Изд. «Человек и экономика, 1995»
Приложение 5.
ПАСПОРТ АДОП «Затейник»
№ Элементы ОП
УДОД:
А Титульный лист:
1 Образовательное
МАУДО Байкало- Кударинский дом детского творчества
учреждение
2 Название ОП
«Затейник»
3 Срок реализации
36 часов
4 ФИО составитель,
Муравьева Татьяна Ивановна,
педагог дополнительного образования
должность
5 Территория, год
с. Кудара, 2020
Б Пояснительная записка:
Модифицированная (адаптированная).
8 Тип программы
Художественно-эстетическая
9 Направленность
Театрализованная деятельность является эффективным
10 Актуальность
средством для социальной адаптации детей с ОВЗ, детейинвалидов, а так же их развития. Общее состояние ребенка
с ОВЗ, детей-инвалидов, их эмоциональная настроенность –
важное условие успешности в коррекционной работе.
Необходимо стремиться к тому, чтобы сделать посещение
ребенком дополнительного учреждения было не только
полезным, но и радостным, интересным, ярким и содержательным, поэтому создается атмосфера радости детского
творчества, сотрудничества.
11 Отличительные осо- Сказкотерапия в последнее время стала одной из новых
бенности программы технологий психолого-педагогической коррекции детей с
ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.
Сказка дает детям на редкость яркий, широкий, многозначный образ мира. Не надо торопиться объяснять мир, надо
показывать его в самых неожиданных и причудливых поворотах. Сказка активизирует воображение ребенка, заставляет его сопереживать и внутренне содействовать персонажам, а в результате этого сопереживания у ребенка появляются новые знания и представления и, что самое главное,
новое эмоциональное отношение к окружающим. Уникальная возможность проиграть жизненные ситуации без ущерба для собственной жизни и судьбы, и она ставит сказку в
ряд самых эффективных способов развития и коррекции
детей. Сказка позволяет проиграть такие вымышленные ситуации, каких нет и не может быть в окружающем мире.
Дети с ОВЗ, дети-инвалиды испытывают трудности в об12 Педагогическая цещении. Одним из эффективных средств развития речи,
лесообразность прокоммуникативного и сенсорного развития является самодеграммы
ятельный кукольный театр, вернее, театрализация известных детских сказок. Участие детей в самых примитивных
13 Цель
14 Задачи
15 Возраст детей
16 Продолжительность
занятия
17 Формы занятий
18 Режим занятий
19 Ожидаемые результаты
драматизациях с использованием кукол помогает детям
осваивать с помощью игры социальный опыт, т. к. для детей игра в этом возрасте - основной вид деятельности, постоянно перерастающий в работу.
Содержание программы направлено на художественно–
эстетическое,
познавательно-речевое,
социальнокоммуникативное развитие детей с ОВЗ, детей-инвалидов.
Коррекция и развитие творческих способностей детей с
ОВЗ, детей-инвалидов через театрализованную деятельность.
Создать условия для развития творческой активности
детей, участвующих в театральной деятельности.
Развитие творческих способностей ребенка.
Усвоение ребенком возможной связи литературных произведений и рисования.
Познакомить детей с различными видами театра (кукольный, музыкальный, детский, театр зверей, др.).
Формировать у детей простейшие образновыразительные умения, учить имитировать характерные
движения сказочных животных.
Развить у детей интерес к театрально-игровой деятельности.
Коррекция и развитие коммуникативной сферы детей с
ОВЗ, детей-инвалидов.
Развитие мелкой моторики.
Развитие фантазии и воображения.
С 6 до 14лет.
30 – 45 минут.
Групповая, фронтальная, индивидуальная
По 1 часу 1 раз в неделю.
Активизация познавательного интереса, развитие устойчивости и концентрации внимания, увеличение объѐма
памяти.
Развитие речевой активности детей, расширение словарного запаса.
Развитие представлений об окружающем мире.
Умение распознавать эмоциональные состояния других
детей, взрослых, героев сказок.
Умение принимать на себя роль и вести еѐ до конца,
строить ролевое поведение.
Умение имитировать движения в пластике, голоса персонажей, «преображаться» в процессе театрализованных
игр.
Повышение интереса к художественному слову.
Побуждение к использованию сказочных сюжетов в самостоятельной игровой и творческой деятельности.
20 Способы определения результативности
игра;
метод игровой импровизации;
упражнения на расслабление и напряжение мышц;
метод действенного анализа (этюдная методика);
инсценировки;
драматизация;
рассказ;
чтение воспитателя;
беседы
Диагностика . На начало учебного года и на конец
21 Формы контроля
В
22 Перечень разделов,
9 разделов
тем
23 Кол-во час.по темам Теория 9 часов
Практика 27часов
(теория, практика,
Всего 36 часов
всего)
Д Метод обеспечение ОП:
Тестовые материалы. Сценарии, книги.
24 Разработки метод.
Видов продукции
(сценарии, положения, тесты)
Технологические карты
25 Дидактический материал, исследования
26 Список литературы: 1. Агапова И.А. Давыдова М.А. Театральные занятия и игры в детском саду М. 2010.
2. Антипина Е.А. Театрализованные представления в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2010.
3. Баряева Л.Б., Вечканова И.Г., Загребаева Е.В., Зарин А.П.
Театрализованные игры-занятия с детьми с проблемами в
интеллектуальном развитии. – СПб.: СОЮЗ, 2001.
4. Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П. Игры-занятия с природным и рукотворным материалом. – НОУ «СОЮЗ», 2005.
5. Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П., Зарин А.П., Соколова
Н.Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с
интеллектуальной недостаточностью. – СПб.: СОЮЗ, 2001.
6. Вакуленко Ю.А., Власенко О.П. Театрализованные инсценировки сказок в детском саду. Волгоград 2008.
7. Васькова О.Ф, Политыкина А.А. Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста. СанктПетербург 2011.
8. Пономаренко А. Рисуем пальчиками, ножками, ладошками. adalin.mospsy.ru
Приложение 6.
5
Б
8
9
ПАСПОРТ ОП «Музыкальная капель»
Элементы ОП УДОД:
Титульный лист:
Образовательное учре- МАУДО «Байкало-Кударинский дом детского творчества»
ждение
«Музыкальная капель»
Название ОП
1 год
Срок реализации
Жилина Светлана Михайловна, педагог дополнительного
ФИО составитель,
образования
должность
Байкало-Кудара, 2020
Территория, год
Пояснительная записка:
Модифицированная (адаптированная)
Тип программы
Вокальная
Направленность
10
Актуальность
11
Отличительные особенности программы
№
А
1
2
3
4
В соответствии с новым Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (статья 5.п.5.1) в
целях реализации права каждого человека на образование
в РФ создаются необходимые условия для получения без
дискриминации качественного образования лицами с
ограниченными возможностями здоровья, для коррекции
нарушений развития и социальной адаптации, оказания
ранней коррекционной помощи на основе специальных
педагогических подходов и наиболее подходящих для
этих лиц языков, методов и способов общения и условия.
Певческий голосовой аппарат – необыкновенный инструмент, таящий в себе исключительное богатство красок и различных оттенков. Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата. С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству.
Приобщение детей к певческому искусству способствует
развитию их творческой фантазии, погружает в мир
классической поэзии и драматического искусства.
Как важно сегодня воспитывать молодѐжь на хороших
образцах вокальной музыки, в которой мелодия и текст
обогащают, углубляют друг друга, и песенный образ благодаря этому приобретает исключительное воздействие
на нас.
Заключается в том, что она представляет собой единый
музыкальный комплекс, основанный на целостности музыкального восприятия, переживания, исполнения и изучения музыкального материала. Для реализации программы используются гуманистические подходы, которые проявляются в доброжелательной атмосфере на занятиях, эмоционально насыщенной обстановке в творческом коллективе. Ключ к созданию ситуации успеха,
способствующей максимальной личной самореализации
воспитанника, состоит в развитии изнутри, «самотворчестве», а не навязывании «готового ответа».
12
Педагогическая целесообразность программы
13
Цель
14
Задачи
Занятие любимым видом творческой деятельности заметно обогащает внутренний мир человека, выводит его
на совершенно иную орбиту общения с окружающим
миром. Занятия эстрадным вокалом не являются в данном случае исключением. Программа по эстрадному вокалу является здоровьесберегающей. Основой хорошего
пения является правильное певческое дыхание. Упражнения на дыхание, являющиеся обязательной частью занятий вокалом, улучшают деятельность мозга, обменные
процессы, кровообращение, то есть являются хорошим
жизненным тонусом для человеческого организма. Сценическое движение частично решает проблему гиподинамии современных людей. Развитие слуха и памяти на
занятиях вокалом помогает решению проблем в учѐбе.
Речевой тренинг воспитывает у обучающихся культуру
речи. Участие в коллективных проектах развивает коммуникативные навыки, облегчающие процесс адаптации
в обществе. Реализация творческих амбиций в коллективе формирует в человеке качества, помогающие достигать успешности не только в творчестве. Публичные выступления формируют в обучающихся психологическую
стойкость, а социально-значимая деятельность воспитанников коллектива помогает сформироваться их активной
гражданской позиции и непременного чувства ответственности за личный и коллективный результаты.
Создание условий для творческой социализации, социальной адаптации, социального взаимодействия детей с
ОВЗ, развитие у ребенка творческого потенциала, психологической уверенности в собственной социальной значимости, раскрытие личностного потенциала обучающихся через изучение искусства эстрадного вокала.
Формирование у обучающихся устойчивого интереса к
пению; на основе игровых упражнений формирование
начальных навыков исполнительского мастерства в жанре эстрадного вокала
Обучающие задачи:
- обучение навыкам исполнительского мастерства;
- обучение навыкам правильного певческого дыхания;
- обучение навыкам певческой артикуляции;
- обучение навыкам ансамблевого пения;
- обучение навыкам сценического мастерства.
Воспитательные задачи:
- воспитание высокой исполнительской культуры;
- воспитание ответственности за личные и коллективные
успехи;
- воспитание активной гражданской позиции;
- формирование качеств личности, необходимых для достижения успешности.
Развивающие задачи:
- развитие музыкальной памяти и слуха;
- развитие правильного интонирования;
- развитие чувства ритма;
15
16
17
18
19
20
21
В
22
- развитие музыкального мышления, творческого воображения и навыков импровизации;
- развитие навыков адекватной оценки личного и коллективного результатов;
- расширение музыкального кругозора;
- развитие художественно-эстетического вкуса и устойчивого интереса к пению.
6 – 18 лет
Возраст детей
Продолжительность
для детей 6-10 лет – 1 раз в неделю продолжизанятия
тельностью не более 30 минут;
для детей 10-18 лет - 1 раз в неделю продолжительностью не более 45 минут.
Групповая и индивидуальная
Формы занятий
1 раз в неделю по 1 ч;
Режим занятий
В результате обучения пению ребѐнок должен
Ожидаемые результаты
знать/понимать:
- строение артикуляционного аппарата;
- особенности и возможности певческого голоса;
- гигиену певческого голоса;
- понимать по требованию педагога слова – петь «мягко,
нежно, легко»;
- распевки – скороговорки;
- правила орфоэпии и законы дикции;
уметь:
- правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох,
не поднимая плеч;
- в подвижных песнях делать быстрый вдох;
- петь без сопровождения отдельные попевки и фразы из
песен;
- петь легким звуком, без напряжения;
- точно повторить заданный звук;
- петь чисто и слаженно в унисон;
- принимать активное участие в творческой жизни вокального коллектива;
- на слух определять изученные музыкальные произведения;
- к концу года петь выразительно, осмысленно;
- выполнять упражнения на дыхание;
- ощущать диафрагму;
- петь на опорном звуке;
- выполнять артикуляционную гимнастику;
Способы определения
Контрольные прослушивания, публичные выступления,
результативности
наблюдения, тесты, текущая успеваемость участие в открытых концертах, фестивалях и конкурсах.
Формы контроля
-начальный контроль
-промежуточная аттестация
-итоговая аттестация
Учебно-тематический план:
Перечень разделов, тем Вводное занятие.
Раздел 1. Теоретико-аналитическая работа
Раздел 2. Вокально-хоровая работа
23
Д
24
25
26
Раздел 3. Музыкально-теоретическая подготовка
Заключительное занятие
1 год обучения - по 1 часу в неделю. На 1 год обучения
36 часов в год.
Кол-во час.по темам
(теория, практика, всего)
Метод обеспечение ОП:
- библиотеку, содержащую справочный материал, музыРазработки метод. Викальные энциклопедии, музыкально-методическую литедов продукции (сценарии, положения, тесты) ратуру и вокально-хоровую литературу;
- хрестоматии музыкальных произведений и песен для
слушания и разучивания;
- песенники;
- методические пособия по вокальному искусству, разработанные педагогами – вокалистами.
- видеотека;
Дидактический мате- фонотека;
риал, исследования
- портреты русских и зарубежных композиторов – классиков и композиторов – песенников;
- раздаточный материал (карточки для устного и письменного опроса, карточки для творческих заданий, цветовые карточки, динамические оттенки и музыкальные
термины).
1. Антонова М. «Лучшие дыхательные практики» (А. Н.
Список литературы:
Стрельникова «Парадоксальная дыхательная гимнастика»), Санкт – Петербург «Вектор» 2008г.
2. Белоброва Е. Ю. Техника эстрадного вокала, Интернет
ресурсы.
3. Билль А. М. Чистый голос, методические материалы
для организаторов и педагогов детских эстрадновокальных студий, М – 2002г.
4. Охомуш Т. В. «Чистый голос», методическое пособие
по эстрадному вокалу, Иваново, 2002 г.
5. Павлищева О. П. «Методика постановки голоса»